Сотрудничество детского сада и родителей в вопросах формирования толерантности дошкольников
статья на тему
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в работе с детьми необходимо стремиться сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья. | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Ахметшина Э. Р.
старший воспитатель I квалиф. категории.
МАДОУ «Детский сад №248» г. Казань.
Сотрудничество детского сада и родителей в вопросах формирования толерантности дошкольников
В последнее время часто возникают споры о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в работе с детьми необходимо стремиться сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.
На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
В дошкольном образовании и воспитании отведена особая роль в решении задач формирования толерантности как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур. Уже с раннего возраста, с детского сада необходимо прививать детям терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира. Неотъемлемым условием толерантного воспитание является отношение с уважением и почтением к представителям различных национальностей и воспитатели должны довести до сознания детей, что все люди равны в своих правах, хотя и различны по своей природе. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Воспитание толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка. В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Для детей первыми и основными воспитателями являются дети и поэтому невозможно сформировать толерантность у ребенка, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. В зависимости от атмосферы взаимоотношений в семье между родителями, между родственниками, существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.
Для успешного и результативного сотрудничества педагогов детского сада и родителей используются разнообразные формы: собрания, консультации, выставки педагогической и художественной литературы, фотостенды, дни толерантности, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры. Увлекательно проходит развлечение «Россия – страна многонациональная», которая проводится с целью закрепления и обобщения знания детей о национальной символике, традициях разных национальностей. Можно организовать различные конкурсы, фестивали. Например, «Фестиваль народных подвижных игр», «Сто народов-одна игра» которые посвящаются играм народов России. В таких фестивалях дети с удовольствием играют в знакомые национальные игры и разучивают новые передающие традиции разных национальностей. Родители с удовольствием принимают активное участие в мероприятиях и семейных конкурсах, в совместных праздниках и развлечениях. Семьи готовят свои стенгазеты, могут даже представить в виде презентации, рассказывают о семейных национальных традициях, угощают всех любимым национальным блюдом. На таких праздниках бывает много песен, танцев, смеха и веселья. Формированию более глубоких и полных представлений дошкольников о истории и культуре своей малой Родины, народах, живущих в ней, способствует специально способствует специально организованная предметная среда. В фойе детского сада, группах оформляются уголки государственной символики, подбираются материалы по ознакомлению с родным краем и народами разных национальностей, живущих в нем. Это могут быть информационные альбомы, фотоальбомы, наборы открыток, стенды и т.д.
Цикл проводимых мероприятий позволяет в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
В результате таких мероприятий, дети будут знать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции). Детям будут знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого. Также дети начнут понимать, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и иметь представления о возможных способах разрешения конфликтов. Дети смогут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей. Будут проявлять толерантность, сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам, выражать свои чувства и понимать чувства другого, находить конструктивное решение конфликта. Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.
Сегодня детский сад-это модель будущего общества. В современных детских садах могут быть представители разных религий и культур, с разным цветом кожи, одетые в традиционную или современную одежду. Ребенок привыкает к тому, что разнообразие мира-это норма. Детям, которые начинают узнавать свой город, свою страну с дружбы со сверстниками и взрослыми, говорящими дома на ином, чем русском языке, легко познакомиться с разными сказками, легендами, видами искусств, привычками питания, свойственными калейдоскопу культур, проходящими у них перед глазами. Для них естественно и непреложно видеть в другом человеке товарища, с которым можно делать что-то интересное вместе. Новые обычаи рождаются на глазах, трансформируются вековые стереотипы, начавшие мешать новому витку отношений между современными диаспорами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТСКОГО САДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ВОСПИТАНИЮ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Проблема - Недостаточная степень участия родителей в воспитании речевой культуры у детей. Миссия проекта - Создаём и внедряем нетрадиционные формы работы с детьми и их родителями в воспитании и...
Сотрудничество детского сада и семьи по вопросу формирования у детей представлений о правах ребенка.
На сегодняшний день с введением ФГОС дошкольного образования проблема реализации прав ребёнка стоит особенно остро. Общество нуждается в социально зрелых свободных личностях, обладающих правовым...
Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах опытно-экспериментальной деятельности детей.
Первые шаги юных экспериментаторов доставляют родителям и педагогам много хлопот и беспокойств. Но ведь дети стремятся узнать о мире как можно больше, утолив при этом свою биологически обусловленную л...
Модель сотрудничества детского сада с родителями по вопросам физического развития и оздоровления ребенка-дошкольника
В статье раскрывается модель наиболее эффективных форм взаимодействия детского сада и семьи, она состоит из семейных спортивных секций, клуба выходного дня, совместного участия в городских мероприятия...
Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка-дошкольника.
В статье раскрываются важные вопросы о сотрудничестве детского сада и семьи в контексте музыкального воспитания и развития ребёнка....
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического р...
Формы эффективного сотрудничества детского сада с родителями в вопросах обучения ребенка коми языку
Взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста при обучении любому языку, будь то родной язык или неродной, имеет важное значение в эффективности работы педагога в данном направлении....