Картотека упражнений по развитию фонематических процессов у детей с недостатками речевого развития
картотека

Фролова Полина Алексеевна

Предварительный просмотр:

Картотека упражнений по развитию фонематических процессов у детей с недостатками речевого развития

Этапы развития фонематических представлений:

  • На 1 этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют развитию слухового вниманию и слуховой памяти
  • На протяжении 2 этапа дошкольников учат различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни те же звуки, звукосочетания и слова
  • 3 этап полностью построен на играх, которые способны научить ребенка различать слова, близкие по звуковому составу
  • На 4 этапе ребенка учат различать слоги
  • На 5 этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков
  • Задачей 6 этапа является формирование у ребенка навыков звукового анализа

Игры и упражнения для формирования фонематических процессов.

Игры и упражнения первого этапа:

  1. «Что звенит?»

Цель: определение направления звука

Оборудование: звоночек или колокольчик, погремушка, дудочка и т.п.

Ход игры: покажите ребёнку 3–4 звучащих предмета, игрушки. Закройте ребенку глаза, позвените игрушкой и предложите ему угадать, какая игрушка звенела.

  1. «Скажи, что ты слышишь»

Цель: накопление словаря и развитие фразовой речи

Ход игры: предложите ребенку закрыть глаза, внимательно послушать и определить какие звуки он услышал (щебет птиц, сигнал машины, разговор прохожих и т. д.)

  1. «Лягушка»

Цель: узнавание товарища по голосу

Ход игры: дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

«Вот лягушка по дорожке,

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…»

Тот, на кого он указал, в этот момент, говорит «Ква-ква-ква»

По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

Игры и упражнения второго этапа:

  1. «Улавливай шепот»

Цель: развитие остроты слуха

Ход игры: играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом отдает команды («Руки вверх»; «Руки в стороны» и т. д.). постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.

  1. «Тихо-громко»

Цель: развитие координации движений и чувство ритма

Оборудование: бубен

Ход игры: взрослый стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий-полным шагом, под более громкий-бегут.

  1. «Лесенка»

Цель: развитие умения различать высоту голоса

Оборудование: картинка с изображением лесенки и маленькая игрушка зайчика

Ход игры: зайчик «шагает» по лесенке – взрослый передвигает зайчика снизу-вверх и потом обратно (затем это может делать и сам ребёнок) – и поёт песенку «а-а-а-а» (или «ля-ля-ля») то тихо, то громко. Если зайчик внизу лесенки, то петь нужно тихо, постепенно зайчик поднимается по лесенке вверх, песенка становится всё громче и громче.

Игры и упражнения третьего этапа:

  1. «Исправьте ошибки Незнайки»

По небу летит…карета

По дороге едет…ракета

На лугу пасется…корона

У царя золотая…корова

На березе сидит…ворота

Во дворе открыты…ворона

  1. «Лишнее слово»

Педагог четко произносит слова и предлагает детям назвать слово, отличающиеся от остальных:

Канава, канава, какао, канава

Утенок, котенок, утенок, утенок

Ком, ком, кот, ком

Минута, монета, минута, минута

Винт, винт, винт, бинт

Буфет, букет, буфет, буфет

Дудка, будка, будка, будка

  1. «Поэт»

Педагог читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает детям выбрать для рифмы одно слово из предложенных.

От грязнули даже стол

Поздним вечером… (сбежал, ушел, ускакал)

Две сестрички, две лисички

Отыскали где-то… (ложку, спички, щетку)

Тебе кукла, а мне-мячик

Ты девочка, а я… (игрушка, медведь, мальчик)

Говорила мышка мышке:

До чего люблю я… (сыр, мясо, книжки)

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (белку, лису)

Игры и упражнения четвертого этапа:

  1. «Хлопай, не зевай»

Педагог называет слоги, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный слог.

  1. «Попугайчики»

Педагог предлагает ребёнку повторить слоги, а затем слоговые ряды из двух, а потом из трёх слогов, в состав которых входят оппозиционные звуки. Например: па-ба, сы-ши, ка-га-ка, са-за-са, мо-мё-мо.

  1. «Будь внимательным»

Педагог даёт ребёнку две карточки: на одной изображена машинка, на второй – мышка. Взрослый объясняет, что сигнал машинки звучит так: «би-би» (или «би»), а мышка пищит так: «пи-пи» (или «пи»). Затем взрослый называет слоги, а ребёнок должен поднять соответствующую карточку – с изображением мышки или машинки.

Игры и упражнения пятого этапа:

  1. «Построй домик»

Цель: закрепление правильного произношения звука в словах, развитие фонематического восприятия

Оборудование: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичики) 7-14 штук, картинки на большом треугольнике (крыша)

Ход игры: педагог предлагает детям построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: «Л»-построить домик для куклы Ларисы, выбирая только те кирпичики, в названии картинок которых слышится звук «Л»

  1. «Звуки поменялись местами»

Цель: развитие фонематического восприятия

Ход игры: педагог говорит детям, что Нейзнайка сочинил стихи, но что-то в них не так. Воспитатель предлагает детям помочь и исправить ошибки

Ой, кричат вокруг хозяйки,

В огород забрались майки (зайки).
Здесь хорошее местечко –

Протекает мимо печка (речка).
Слезы льются у Оксанки,

У неё сломались банки (санки).
Мышка спряталась под горку

И грызет тихонько норку (корку).
Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли шапки (лапки).
педагог спрашивает детей: «Почему Незнайка ошибся?» (Потому что слова звучат очень похоже.)
можно дать детям задание произнести слова, которые звучат похоже (майки - зайки, печка -
речка, банки - санки, норку - корку, шапки - лапки)

  1. «Собери цветочек»

Цель: закрепление правильного произношения звука в словах, развитие фонематического восприятия

Оборудование: предметные картинки на цветных лепестках и сердцевине цветка

Ход игры: педагог предлагает собрать ребенку цветок, выбирая лепестки на заданный звук. После того, как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

Игры и упражнения для шестого этапа:

  1. «Выдели слово»

Цель: формирование навыков звукового анализа

Ход игры: педагог предлагает детям хлопать в ладоши/топать ногами/поднимать руки вверх, когда они услышат слова, с заданным звуком

  1. «Какой звук есть во всех словах?»

Цель: формирование навыков звукового анализа

Ход игры: педагог произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть один и тот же звук, и спрашивает у ребенка, какой одинаковый звук есть во всех словах

  1. «Подумай, не торопись»

Цель: формирование навыков звукового анализа

Ход игры: педагог предлагает детям несколько заданий на сообразительность:

Подберите слово, которое начинается на последний звук слова «стол»

Вспомните название птицы, в котором был бы последний звук слова «сыр» (Воробей, грач, снегирь…)

Подберите слова, чтобы первый звук был «к», а последний-«а»

Предложите детям назвать предметы в группе с заданным звуком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта и мониторинг из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ".

Данные авторские разработки  помогут учителям-логопедам, работающим в условиях логопункта в ДОУ, проводить углубленную диагностику детей-логопатов и отслеживать динамику их речевого развития....

Памятка для родителей "Игровые упражнения на развитие фонематических процессов у детей 5 - 7 лет"

В памятке для родителей подобраны игровые упражнения, которые помогут в занимательной форме развить у детей 6 - 7 лет навыки звукового анализа, синтеза и представлений. Предлагаемые игры не требуют сп...

Картотека по развитию фонематических процессов у детей 4- 5 лет

quot;Картотека по развитию фонематических процессов у детей 4- 5 лет" включает в себя ряд заданий, направленных на развитие слухового восприятия, зрительного и слухового внимания, дифференциации...

Презентация "Логофоноритмика как средство развития фонематических процессов у детей с речевыми нарушениями"

От того, как ребенку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с н...

Играем со звуками. Сборник дидактических игр и упражнений,направленных на развитие фонематических процессов речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактические игры и упражнения, представленные в данном сборнике, направлены на развитие слухового внимания и восприятия, фонематического и ритмического слуха, звуко-слоговой структуры речи детей сре...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

   Одной из важнейших задач обучения ребенка родному языку в системе дошкольного образования является формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой ре...