Картотека упражнений по развитию фонематических процессов у детей с недостатками речевого развития
картотека
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека упражнений по развитию фонематических процессов у детей с недостатками речевого развития
Этапы развития фонематических представлений:
- На 1 этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют развитию слухового вниманию и слуховой памяти
- На протяжении 2 этапа дошкольников учат различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни те же звуки, звукосочетания и слова
- 3 этап полностью построен на играх, которые способны научить ребенка различать слова, близкие по звуковому составу
- На 4 этапе ребенка учат различать слоги
- На 5 этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков
- Задачей 6 этапа является формирование у ребенка навыков звукового анализа
Игры и упражнения для формирования фонематических процессов.
Игры и упражнения первого этапа:
- «Что звенит?»
Цель: определение направления звука
Оборудование: звоночек или колокольчик, погремушка, дудочка и т.п.
Ход игры: покажите ребёнку 3–4 звучащих предмета, игрушки. Закройте ребенку глаза, позвените игрушкой и предложите ему угадать, какая игрушка звенела.
- «Скажи, что ты слышишь»
Цель: накопление словаря и развитие фразовой речи
Ход игры: предложите ребенку закрыть глаза, внимательно послушать и определить какие звуки он услышал (щебет птиц, сигнал машины, разговор прохожих и т. д.)
- «Лягушка»
Цель: узнавание товарища по голосу
Ход игры: дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:
«Вот лягушка по дорожке,
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала…»
Тот, на кого он указал, в этот момент, говорит «Ква-ква-ква»
По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
Игры и упражнения второго этапа:
- «Улавливай шепот»
Цель: развитие остроты слуха
Ход игры: играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом отдает команды («Руки вверх»; «Руки в стороны» и т. д.). постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.
- «Тихо-громко»
Цель: развитие координации движений и чувство ритма
Оборудование: бубен
Ход игры: взрослый стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий-полным шагом, под более громкий-бегут.
- «Лесенка»
Цель: развитие умения различать высоту голоса
Оборудование: картинка с изображением лесенки и маленькая игрушка зайчика
Ход игры: зайчик «шагает» по лесенке – взрослый передвигает зайчика снизу-вверх и потом обратно (затем это может делать и сам ребёнок) – и поёт песенку «а-а-а-а» (или «ля-ля-ля») то тихо, то громко. Если зайчик внизу лесенки, то петь нужно тихо, постепенно зайчик поднимается по лесенке вверх, песенка становится всё громче и громче.
Игры и упражнения третьего этапа:
- «Исправьте ошибки Незнайки»
По небу летит…карета
По дороге едет…ракета
На лугу пасется…корона
У царя золотая…корова
На березе сидит…ворота
Во дворе открыты…ворона
- «Лишнее слово»
Педагог четко произносит слова и предлагает детям назвать слово, отличающиеся от остальных:
Канава, канава, какао, канава
Утенок, котенок, утенок, утенок
Ком, ком, кот, ком
Минута, монета, минута, минута
Винт, винт, винт, бинт
Буфет, букет, буфет, буфет
Дудка, будка, будка, будка
- «Поэт»
Педагог читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает детям выбрать для рифмы одно слово из предложенных.
От грязнули даже стол
Поздним вечером… (сбежал, ушел, ускакал)
Две сестрички, две лисички
Отыскали где-то… (ложку, спички, щетку)
Тебе кукла, а мне-мячик
Ты девочка, а я… (игрушка, медведь, мальчик)
Говорила мышка мышке:
До чего люблю я… (сыр, мясо, книжки)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (белку, лису)
Игры и упражнения четвертого этапа:
- «Хлопай, не зевай»
Педагог называет слоги, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный слог.
- «Попугайчики»
Педагог предлагает ребёнку повторить слоги, а затем слоговые ряды из двух, а потом из трёх слогов, в состав которых входят оппозиционные звуки. Например: па-ба, сы-ши, ка-га-ка, са-за-са, мо-мё-мо.
- «Будь внимательным»
Педагог даёт ребёнку две карточки: на одной изображена машинка, на второй – мышка. Взрослый объясняет, что сигнал машинки звучит так: «би-би» (или «би»), а мышка пищит так: «пи-пи» (или «пи»). Затем взрослый называет слоги, а ребёнок должен поднять соответствующую карточку – с изображением мышки или машинки.
Игры и упражнения пятого этапа:
- «Построй домик»
Цель: закрепление правильного произношения звука в словах, развитие фонематического восприятия
Оборудование: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичики) 7-14 штук, картинки на большом треугольнике (крыша)
Ход игры: педагог предлагает детям построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: «Л»-построить домик для куклы Ларисы, выбирая только те кирпичики, в названии картинок которых слышится звук «Л»
- «Звуки поменялись местами»
Цель: развитие фонематического восприятия
Ход игры: педагог говорит детям, что Нейзнайка сочинил стихи, но что-то в них не так. Воспитатель предлагает детям помочь и исправить ошибки
Ой, кричат вокруг хозяйки,
В огород забрались майки (зайки).
Здесь хорошее местечко –
Протекает мимо печка (речка).
Слезы льются у Оксанки,
У неё сломались банки (санки).
Мышка спряталась под горку
И грызет тихонько норку (корку).
Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли шапки (лапки).
педагог спрашивает детей: «Почему Незнайка ошибся?» (Потому что слова звучат очень похоже.)
можно дать детям задание произнести слова, которые звучат похоже (майки - зайки, печка -
речка, банки - санки, норку - корку, шапки - лапки)
- «Собери цветочек»
Цель: закрепление правильного произношения звука в словах, развитие фонематического восприятия
Оборудование: предметные картинки на цветных лепестках и сердцевине цветка
Ход игры: педагог предлагает собрать ребенку цветок, выбирая лепестки на заданный звук. После того, как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.
Игры и упражнения для шестого этапа:
- «Выдели слово»
Цель: формирование навыков звукового анализа
Ход игры: педагог предлагает детям хлопать в ладоши/топать ногами/поднимать руки вверх, когда они услышат слова, с заданным звуком
- «Какой звук есть во всех словах?»
Цель: формирование навыков звукового анализа
Ход игры: педагог произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть один и тот же звук, и спрашивает у ребенка, какой одинаковый звук есть во всех словах
- «Подумай, не торопись»
Цель: формирование навыков звукового анализа
Ход игры: педагог предлагает детям несколько заданий на сообразительность:
Подберите слово, которое начинается на последний звук слова «стол»
Вспомните название птицы, в котором был бы последний звук слова «сыр» (Воробей, грач, снегирь…)
Подберите слова, чтобы первый звук был «к», а последний-«а»
Предложите детям назвать предметы в группе с заданным звуком
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта и мониторинг из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ".
Данные авторские разработки помогут учителям-логопедам, работающим в условиях логопункта в ДОУ, проводить углубленную диагностику детей-логопатов и отслеживать динамику их речевого развития....

Памятка для родителей "Игровые упражнения на развитие фонематических процессов у детей 5 - 7 лет"
В памятке для родителей подобраны игровые упражнения, которые помогут в занимательной форме развить у детей 6 - 7 лет навыки звукового анализа, синтеза и представлений. Предлагаемые игры не требуют сп...

Картотека по развитию фонематических процессов у детей 4- 5 лет
quot;Картотека по развитию фонематических процессов у детей 4- 5 лет" включает в себя ряд заданий, направленных на развитие слухового восприятия, зрительного и слухового внимания, дифференциации...

Презентация "Логофоноритмика как средство развития фонематических процессов у детей с речевыми нарушениями"
От того, как ребенку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с н...

Консультация для воспитателей логопедической группы «Использование наглядного моделирования в развитии фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровень речевого развития»
Данная консультация может быть использованна в работе учителя- логопеда с детьми с ТНР 5 - 7 лет....

Играем со звуками. Сборник дидактических игр и упражнений,направленных на развитие фонематических процессов речи детей среднего дошкольного возраста
Дидактические игры и упражнения, представленные в данном сборнике, направлены на развитие слухового внимания и восприятия, фонематического и ритмического слуха, звуко-слоговой структуры речи детей сре...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Одной из важнейших задач обучения ребенка родному языку в системе дошкольного образования является формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой ре...