Педагогический проект по формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
проект (старшая группа)
Педагогический проект
по формированию патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с устным народным творчеством (фольклором)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
по формированию патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с устным народным творчеством (фольклором)
«В гостях у бабушки Марфы»
Тип проекта: познавательно -творческий
Сроки реализации (долгосрочный - с июня по август)
Участники проекта – воспитатели, дети, родители
Разработали воспитатели:
Ферулева А.А.
Галыгина С.А.
г. Нижний Новгород
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно без усвоения культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками множеством поколений и закрепленного в произведениях народного искусства.
Федеральная образовательная программа ориентирована на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.
И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком. Но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.
Устное народное творчество (фольклор) включает в себя много жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т.д.
Разнообразие фольклорного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям деятельности позволяет с успехом решать задачи нравственного воспитания детей.
Актуальность
В современной жизни дети окружены в основном современными ритмами, игрушками, компьютерными играми, мультфильмами с супергероями. Все это не всегда отличается хорошим вкусом и не способствует становлению нравственной личности. Поэтому сегодня является актуальной задача - привить детям любовь к русской народной культуре, познакомить с её истоками, традициями, ремеслами, фольклором.
Зная тот факт, что именно русское народное творчество активно воздействует на чувства и разум ребенка – дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность, я считаю работу с различными жанрами фольклора, как наиболее доступным средством нравственного воспитания. Ведь содержание потешек, прибауток, песенок, сказок показывает примеры дружбы и честности, трудолюбия и товарищества. Характерно для фольклорных форм торжество справедливости, победа добра над злом, счастливый конец для доброго героя. Поэтому, на мой взгляд устное народное творчество (фольклор) помогает ребенку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывают стремление подражать хорошему и противиться плохому.
Проблема:
По нашим наблюдениям, сейчас мало семей в современном обществе, которые бы использовали фольклор в воспитании детей, поэтому дети стали чаще проявлять агрессию, не терпимость друг к другу.
На протяжении двух лет работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста; из частых бесед с родителями, после их анкетирования на тему «Роль фольклора в семейном воспитании детей» я поняла, что детей недостаточно знакомят с русскими народными сказками, не используют потешки в жизни и колыбельные при укладывании детей спать.
Таким образом, возникают противоречия; с одной стороны, необходимость формирования у дошкольников нравственных чувств, посредством ознакомления с фольклором, но непонимание родителей о важности такой работы, с другой стороны стремление родителей к тому, чтобы вместе с детьми больше узнать о словесном творчестве русского народа, но отсутствие целенаправленной системы работы в этом направлении, побудило меня к разработке данного проекта.
Цель: формирование патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста. посредством ознакомления с устным народным творчеством (фольклором).
Задачи для педагога:
1.Подобрать и изучить научную и методическую литературу по теме.
2.Создать развивающую среду в группе, позволяющую соприкоснуться дошкольникам с наследием прошлого русского народа.
2. Составить картотеку русских народных сказок для младшего дошкольного возраста.
3. Разработать картотеку потешек по лексическим темам, применяемых в нашем ДОУ и в группе; картотеку потешек, используемых во всех режимных моментах в совместной деятельности педагога с детьми в группе.
4.Повысить педагогическую культуру родителей и создать систему взаимодействия воспитателя и родителей в этом направлении.
Задачи для детей:
1.Обеспечить условия для патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с народным творчеством.
2. Познакомить воспитанников с видами русского народного фольклора.
3.Обогащать речь воспитанников, посредством ознакомления с фольклором.
4.Формировать у детей младшего дошкольного возраста чувство причастности к наследию русского народа.
5. Развивать умение у дошкольников на примере произведений русского народного фольклора давать правильную оценку хороших и плохих поступков героев.
6.Воспитывать у детей доброжелательные отношения к окружающим людям и друг другу, доброе чувство ко всему живому, любовь к своей Родине, посредством ознакомления с фольклором.
Методы и формы работы, направленные на реализацию проекта:
Словесный: беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы во время организации НОД, в режимных моментах.
Наглядный: наблюдения, рассматривание картин, предметов быта, игрушек в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах и НОД.
Практический: продуктивная деятельность, упражнения вовремя НОД, режимных моментах.
Игровой: игры, драматизация в режимных моментах, в совместной деятельности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1.Повысится интерес у воспитанников к русскому народному фольклору.
2.Обогатится словарный запаса детей.
3.Будет разработана система работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с фольклором.
3.Будут формироваться нравственные чувства (доброжелательное отношение друг к другу, к родителям, животным и т.д.)
4.Повысится педагогическая грамотность родителей.
5.Будет формироваться умение оценивать поступки героев, на основе прочитанных произведений.
6.Будет проходить успешная социализация вновь поступивших детей в группу.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I Подготовительный: конец мая
Цель: определение основных этапов и направлений работы по реализации данного проекта с детьми и родителями воспитанников: мониторинг детей, анкетирование родителей, подбор методической и художественной литературы, оснащение педагогического процесса
II Практический: июнь - август
Цель: организация и обогащение предметно-пространственной среды и
реализация перспективного плана работы с детьми и родителями воспитанников по данному проекту.
III Заключительный: конец август
Цель: обобщение полученных результатов знаний у воспитанников и их родителей об устном народном творчестве русского народа, о его влиянии на формирование нравственных чувств детей младшего дошкольного возраста.
ВЫВОД: Мы считаем, что данный педагогический проект имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов, так как фольклор является одним из самых доступных средств для нравственного развития ребенка дошкольного возраста, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Восприятие фольклора оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Список используемой литературы:
1.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «От рождения до школы» Основная образовательная программа»., -3-е изд., испр. и доп.- - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ
2.О.Л. Князева, М.Д. Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». - Санкт - Петербург. -Детство -Пресс. 2010
3. Зуева Т.В. «Русский фольклор». - Флинта: Наука, 2000
4.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999
5.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду., М., 2003
6.Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3–4 лет., М., 2004
7.Мартынова А.Н. «Детский поэтический фольклор». - СПб., 1997.
8. Т. С. Комарова «Народное искусство – детям», «МОЗАИКА –СИНТЕЗ», 2018.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перспективный план
по ознакомлению с народным фольклором детей
младшего дошкольного возраста
Недели | Тема | Цель | |
июнь | |||
1 неделя | Знакомство детей избой и ее хозяйкой бабушкой Марфой. | Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей. | |
2 неделя | Знакомство с люлькой(колыбелькой) и колыбельными песнями в избе бабушки Марфы. | Цель: приобщение детей к народным традициям, развитие эмоционального отклика на произведения устного народного творчества. | |
3 неделя | Знакомство с обитателями избы бабушки Марфы. Чтение потешки «Как у котика-кота» | Цель: воспитание интереса у дошкольников к слушанию фольклорных произведений и любви к домашним животным | |
4 неделя | Разучивание потешки с бабушкой Марфой «Лето жаркое пришло» | Цель: закрепление знаний о русских развлечениях . | |
июль | |||
1 неделя | День семьи, любви и верности | Цель: приобщение дошкольников к традициям русского народа | |
2 неделя | Чтение потешки «Дили-дили-дили-дили!- | Цель: развитие речи детей, посредством фольклорного произведения | |
3 неделя | «Бабушка Марфа приглашает в гости». Чтение потешки «Еду к бабе, к деду на лошадке в красной шапке» | Цель: воспитание у детей вежливого обращения к гостям, приходящим в дом» | |
4 неделя | Разучивание потешки «В сосновом бору, Прохладно в жару.» | Цель: развитие речи детей, посредством фольклорного произведения | |
август | |||
1 неделя | Бабушка проводит беседу с детьми на тему «Матушка родная мой дружок» | Цель: формирование осознанного понимания значимости матерей для ребенка, семьи, общества | |
2 неделя | Разучивание потешки про солнышко «Здравствуй солнышко - колоколнышко» | Цель: ознакомление детей с потешкой, воспитание любви к родной природе | |
3 неделя | Разучивание потешки о петушке с бабушкой Марфой. | Цель: ознакомление воспитанников с фольклорным произведением, воспитание любви к птицам | |
4 неделя | Прощание с русской избой бабушки Марфой. | Цель: воспитание любви у детей младшего дошкольного возраста к русским традициям |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Перспективный план по взаимодействию с семьями воспитанников
Месяц | Форма работы | Цель: |
Май | Анкетирование «Роль фольклора в семейном воспитании детей» | Выявление знаний у родителей о значении фольклора в жизни маленького ребенка |
Июнь | Беседа на тему «Русские народные песенки, потешки в жизни малышей» | Выявление знаний у родителей о роли потешек и песенок в жизни маленького ребенка |
Июнь | Папка-передвижка « Летние народные традиции» | Приобщение детей к русским народным традициям дома |
Июль | Консультация «Что за праздник – день семьи, любви и верности» | Ознакомление родителей с историей возникновения праздника |
Август | Создание «Чудесной книги русских народных сказок» Драматизация сказки «Заюшкина избушка» | Привлечение родителей к совместной деятельности в драматизации сказки |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Диагностические карта
обследования уровня сформированности представлений у детей о русской народной культуре
Младший дошкольный возраст
№ п/п | Ф.И. ребенка | Устное народное творчество | Народное искусство | Уровень сформированности | |||||
Знают потешки, песенки | Знают русские народные сказки | Инсценируют и драматизируют небольшие отрывки из народных сказок | Называют предметы быта | Украшают дымковскими узорами силуэты игрушек | Допевают мелодии колыбельных песен на слог «Баю – баю» | Выполняют танцевальные движения под плясовые мелодии | |||
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. |
Значения: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»
Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.
В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »
В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, И.А Лыковой «Цветные ладошки», пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...
Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»
Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .
Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»
Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»
Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...