Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования социально-гуманитарной направленности «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
рабочая программа

Павлочева Ирина Васильевна

Программа кружка реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям:

  • материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга;
  • содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл irina_pavlocheva.docx53.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 «Антошка» города Смоленска

 

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад № 40 «Антошка»

Протокол от ____________ 2023 г. № _

УТВЕРЖДЕНА

Заведующим МБДОУ

«Детский сад № 40 «Антошка»

________________ Ж.А. Соколовой

Приказ от ____________2023 г. № _______

                                                                                 

Дополнительная

общеобразовательная программа

 дошкольного образования социально-гуманитарной направленности

«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Составитель:

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №40 «Антошка»

ПАВЛОЧЕВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА

2023г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Ментальная арифметика» является программой социально-гуманитарной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:

  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;
  • Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2023 года № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
  • Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционны образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 года № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительны общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года

№ 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

  • Устав МБДОУ «Детский сад № 40 «Антошка».

Интеграция образовательных областей

Программа кружка реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям:

  • материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга;
  • содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.
Программа кружка составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей:
  1. Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.
  2. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчётливость, практичность и др.) через использование художественной литературы
  3. Познавательное - совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач.

Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия). Знакомство детей с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики; Каждая вещь - товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и др.

В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
  4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
  6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  8. Финансы – это интересно и увлекательно.

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.

На кружке мы даем базовые финансовые знания для формирования у ребенка картины мира финансов, обучаем правильно распоряжаться деньгами. Сюда входят понятия денег и профессий, работы и бизнеса, понятие прибыли и расходов, товаров, услуг и цен, рекламы и различных других процессов, происходящих в финансовом мире.

Адресат программы: Дети в возрасте 6-7 лет.

Доступность программы для различных категорий детей

Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровье сберегающие педагогические технологии.

Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. При работе с этой категорией детей применяются элементы технологии разноуровневого обучения. Для этих

обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня.

Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.

Объём программы: 36 часов.

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий: 1 раз в неделю. По 1 академическому часу продолжительностью 30 минут.

Формы организации учебного процесса: очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Виды занятий:
  • беседа;
  • практическое занятие;
  • игра;

Цель программы: содействие

формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.

Задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)

Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. А также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.

Показатели результативности:

Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Критерии        Показатели

Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей)        - знание ребенком потребностей семьи; - представления о труде родителей; - представления об экономических понятиях; - проявление интереса к окружающим явлениям современного общества.

Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения)        - отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; - общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.

Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности)        - проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; - оценка проявления этих качеств у сверстников.Интеграция образовательных областей

Программа кружка реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям:

  • материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга;
  • содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.

Программа кружка составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей:

  1. Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.
  2. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчётливость, практичность и др.) через использование художественной литературы
  3. Познавательное - совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач.

Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия). Знакомство

детей с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики; Каждая вещь - товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и др.

Планируемые результаты

Результаты освоения Программы кружка представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой -либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.

Условия реализации программы:

  • группа;
  • ноутбук;

Виды и формы контроля

  • Вводный контроль проводится в сентябре- месяце, в начале обучения ребёнка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования, беседы, игры, педагогического наблюдения
  • Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного и письменного опроса, анализа выполнения творческих работ, тестирования
  • Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в декабре-месяце. Формы проведения: тест, практическое задание, деловая/ролевая игра
  • Итоговый контроль проводится в мае-месяце, в конце обучения ребёнка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме смотра знаний и умений, тестирования, выполнения практического задания, выставки, портфолио.
  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Месяц

Тема

Задачи

1

СЕНТЯБРЬ

«Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег (занятие исследование)

  1. Дать представление о денежной единице, деньги – это универсальное и удобное средство обмена, учить понимать назначение денег;
  2. Познакомить с историей возникновения денег;
  3. Учить работать с энциклопедиями.

2

Экспериментирование:

«Монета, банкнота, пластиковая карта»

  1. Формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы), самостоятельно находить источник;
  2. Раскрыть сущность понятия

«монета», «банкнота»,

«пластиковая карта» наличные и безналичные деньги.

3

«Путешествие рубля»

  1. Деньги явление культуры, их оформление отражение культуры разных стран;
  2. Формирование представлений детей об понятии «валюта», цена, товар.

4

Наши потребности

«Юные финансисты» или занятие – путешествие

«Наши потребности»

  1. Дать понятие потребности;
  2. Уточнить от чего зависят потребности человека;
  3. Учить решать проблемные ситуации, подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

5

ОКТЯБРЬ

«Приключения Умника и Торопыжки в страну Финансов» (кукольное представление)

  1. Повторить понятие

«потребности человека»;

  1. Продолжать решать проблемные ситуации;
  2. Воспитывать социально – личностные качества и ценностные ориентиры.

6

Интерактивное занятие

«Как белка училась считать»

  1. Систематизировать знания детей о разнообразии товаров;
  2. Познакомить с многообразием потребностей и

ограниченными возможностями;

3. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

7

Деловая игра

«Юные финансисты»

  1. Воспитывать умение определять и различать потребности человека;
  2. Уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара.

8

«Как деньги доходят, а потом расходятся»

  1. Познакомить с составляющими бюджета, с путями экономии бюджета семьи;
  2. Дать понятия «доходы»,

«расходы», «зарплата»,

«пения», «стипендия»;

  1. Воспитывать правильное отношение к деньгам.

9

НОЯБРЬ

«Как правильно беречь деньги?»

  1. Систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета;
  2. Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

10

«Идем в магазин или как делать покупки с умом»

  1. Развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него;
  2. Дать понятия «товар»,

«цена», «дороже - дешевле»,

«потребительская грамотность»;

  1. Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

11

Игра с родителями

«Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

  1. Закрепление понятия

«семейный бюджет»;

  1. Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность.

12

Наш город

«Все профессии важны»

1. Дать представление о труде, его видах (сельскохозяйственный,

ремесленный, домашний и т.д.);

  1. Учить выделять последовательность трудовых действий;
  2. Формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества;
  3. Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

13

ДЕКАБРЬ

Интерактивная игра «Путешествуем по городу»

  1. Познакомить детей с производством товаров и услуг (карта города, где дети знакомятся с предприятиями города, которые выпускают разную продукцию и заполняют карту карточками с соответствующими товарами).

14

Наш город

«Дом, где живут деньги»

  1. Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг);
  2. Знакомство с профессиями: менеджер, кассир, банкир.

15

Игра «Свой бизнес» (открываем пекарню)

  1. Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий;
  2. Формировать экономическое мышление;
  3. Проводить эксперименты, устанавливать причинно – следственные связи;
  4. Закрепить экономические знания в практической ситуации.

16

ЯНВАРЬ

«Кто долго спит, тот денег не скопит» (финансовая грамота в мудрости народной)

  1. Знакомство с пословицами и поговорками о труде.

17

«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота

в мудрости народной)

  1. Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления;
  2. Давать нравственную оценку поступкам героев.

18

ФЕВРАЛЬ

«Реклама, как она работает»

  1. Дать представление о том, что такое реклама и для чего она нужна, о вреде и пользе рекламы;
  2. Научить детей правильно воспринимать рекламу;
  3. Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы).

19

«Копейка рубль бережет»

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о товарно – денежных отношениях.

20

«Экономия тепла, света, воды» (учимся экономить)

  1. Развить познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению знаний на практике;
  2. Формировать понимание единства человека и природы;
  3. Дать образное и упрощенное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла;
  4. Формировать у детей потребность в их экономии.

21

МАРТ

«Производители и ресурсы»

  1. Сформировать у детей представление о разных видах ресурсов, понятии

«экономия ресурсов», о производителях товаров и услуг.

22

«Как сберечь ресурсы Планеты?»

  1. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам планеты.

23

«Сохранить и приумножить»

24

Деловая игра

«Финансовая безопасность»

1. Знакомить детей с элементарными правилами финансовой безопасности.

25

АПРЕЛЬ

«В долг брать легко, да платить тяжело»

  1. Просмотр мультфильма

«Смешарики» (уроки финансовой грамотности

«Нюша и платье»).

26

«Карманные деньги, как ими распорядиться» (обучающая игра)

27

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

28

Благотворительность

«Творим добро»

  1. Развивать интерес к знаниям о финансовой грамотности;
  2. Знакомство с понятием

«бартер»,

«благотворительный фонд»;

  1. Дать понятие о благотворительности, и о том, почему она приносит не только добро, но и выгоду.

29

МАЙ

«История о рублике» (просмотр и обсуждение видео – ролика)

  1. Закрепление материала.

30

Квест – игра «Финансовая школа»

В результате игры дети закрепляют полученные знания мира финансов.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Учебно-тематический план

Презентация - «Откуда пришли деньги?»- Путешествие в прошлое денег.


Сентябрь

Виртуальное путешествие с использованием ИКТ. Познакомить с историей возникновения денег.

Беседа - Что такое деньги? Зачем они нужны?

Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости.

Интерактивное занятие - Какие деньги бывают. Виды денег.

Дидактическая игра «Заветные желания»,

Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность.

Беседа - «Понятие цены, стоимости».

Демонстрация мультфильма «Телефон».

Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги.

Октябрь

Беседа - «Современный вид денег - пластиковая карта».

Игра – «Магазин»

Познакомить с пластиковыми карточками, как ими пользоваться, дать понятие код карты.

Беседа – «Что такое валюта. Какая бывает валюта? (Игра – путешествие.) Чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом»,

Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стан, а также с единой валютой европейских стан – евро.

Презентация – «Банк, «Дом, где живут деньги». Зачем они нужны? (Виртуальная экскурсия.)

Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк»

Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями.

Ноябрь

Деловая игра - Раз не найден клад - беги в банке делать вклад.

Дать понятие, что такое вклад и для чего он нужен. Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое проценты.

Беседа – «Что такое бюджет? Какие виды бюджетов бывают?»

Сформировать понятие бюджет, какие виды бюджетов есть. Беседа - «Семейный бюджет»

Формировать первичные представления о семейном бюджете. Беседа – «Семейный бюджет: доходы семьи»

Сформировать знания об источниках дохода семьи (зарплата, стипендия, пенсия, пособие и т.д.)

Декабрь

Деловая игра - «Семейный бюджет: расходы семьи» Сформировать понятие об основных расходах семьи. Деловая игра – «Правильный выбор: куда тратить деньги?»

Формировать правильное покупательское поведение у детей дошкольного возраста, объяснить значимость составления списка покупок в целях экономии.

Беседа – «Что такое налоги и зачем их платить»

Сформировать понятие налог, виды налогов, история налогов в России.

Деловая игра – «Семейная копилка. Учимся экономить»

Раскрыть содержание понятий «экономность», «бережливость», «хозяйственность». Игра - «Хочу и надо».

Формировать представление детей о понятии «бюджет»

Январь

Беседа – «Что такое долг? Долг платежом красен» Дать детям, понятие денежный долг.

Игра – «Карманные деньги»

Дать понятие карманные деньги, учить в игровых ситуациях их разумно тратить.

Беседа – «Что за деньги купить нельзя»

Сформировать у детей понятия, что не все можно купить за деньги: здоровье, человеческие отношения и т.д.

Февраль

Беседа – «Рекламы разные нужны»

Дать представления о рекламе, о ее назначении. Учить правильно, воспринимать рекламу.

Деловая игра - «Рекламное агентство»

Познакомить детей с понятием «рекламное агентство».

Беседа - «Благотворительная деятельность».

Способствовать развитию таких ценностных качеств дошкольников, как: доброта, искренность, великодушие, милосердие, бескорыстие.

Беседа - «Чем пахнут ремесла?»

Формировать представление о потребностях и возможностях: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон».

Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность.

Март

Игра - «Путешествие в страну профессий». Обобщить знания о профессиях.

Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну».

Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности. Ролевые игры в профессии

Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности.

Игра - «Любой труд – оплачиваем»

Развивать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Апрель

Чтение сказки - «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в народной мудрости)

  1. Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления;
  2. Давать нравственную оценку поступкам героев

Игра - «Свой бизнес»

  1. Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий;
  2. Формировать экономическое мышление;
  3. Проводить эксперименты, устанавливать причинно – следственные связи.

Решение проблемных ситуаций – «Мы умеем считать деньги»

  1. Закрепить экономические знания в практической ситуации.

КВН - «Путешествие в денежную страну»

Закреплять полученные знания, применять знания и умения в игре.

Май

Продуктивная деятельность - «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей) Изготовление различных поделок для ярмарки.

Формировать представление детей о рекламе. С. В. Михалков «Как старик корову продавал».

Умение использовать рекламу. Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности.

Квест – игра - «Путешествие в страну финансовой грамотности»

Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

Диагностика по итогам изучения курса

Оценка с форсированности финансовой грамотности.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Известно, формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.

Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.

Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.

Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх

«Рекламное агентство», «Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).

В дидактических играх «Кому что нужно?», «Обмен», «Что быстрее купят?», «Копилка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Развивающая среда содержит настольно-печатные игры по экономике «Веселый бизнесмен», «Монополия»,

«Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:

  1. Преобладает игровой метод обучения.
  2. Использование специализированной литературы в обучении.
  3. Постоянное отслеживание результатов и подведение итогов образовательной деятельности.
  4. Создание ситуации успеха.
  5. Организация различных видов стимулирования.

Методы: игровой практический, наглядный, словесный.

Занятия проводятся в групповом помещении с использованием мультимедийного оборудования. Длительность занятия 30 минут.

Для более эффективного решения поставленных задач в занятия включены разные виды деятельности:
  • упражнения на мелкую моторику;
  • экспериментальная деятельность;
  • игровые ситуации;
  • мозговой штурм;
  • чтение произведений детской литературы;
  • рисование на темы «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела»;
  • поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку».

Методическое обеспечение
  1. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128
  2. Поварницина Г.П., Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника.
  3. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
  4. Щербинина С.М "Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста". Учебно-методическая программа. /. - г. Усолье - Сибирское, 2010.
  5. Сказки о деньгах.
  6. Интернет-источники.

VII. ПРИЛОЖЕНИЕ

План работы с родителями

План работы с педагогами, родителями

  1. Сентябрь

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

  1. Октябрь

Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»

  1. Ноябрь

Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

  1. Декабрь

Разработка буклетов «Ребенок и финансы»

  1. Январь

Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»

  1. Февраль

Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников»

Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

  1. Март

Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет» Буклет «История о дереве и человеке»

  1. Апрель

Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»

  1. Май

Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» Для детей старшего дошкольного возраста....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность дошкольника».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность дошкольника». ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Финансовая грамотность»

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данной программы – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов.Экономическая культура личности дошкольника характери...

Развитие soft-skills (гибкие навыки) по средствам квест-технологии в направлении финансовой грамотности дошкольников.

Статья Развитие soft-skills (гибкие навыки) по средствам  квест-технологии в направлении финансовой грамотности дошкольников....

Презентация «Создание условий для реализации направления «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»

Мгновенный ответВ дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в от...

Презентация - Проектирование РППС в подготовительной к школе группе для реализации направления "Финансовая грамотность"

Данный материал может быть полезен воспитателям как один из примеров наполняемости развивающей предметно-пространственной среды подготовительной к школе группы для реализации направления "Финансо...