Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования социально-гуманитарной направленности «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
рабочая программа
Программа кружка реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям:
- материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга;
- содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.09 КБ |

Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 40 «Антошка» города Смоленска
ПРИНЯТА Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 40 «Антошка» Протокол от ____________ 2023 г. № _ | УТВЕРЖДЕНА Заведующим МБДОУ «Детский сад № 40 «Антошка» ________________ Ж.А. Соколовой Приказ от ____________2023 г. № _______ |
Дополнительная
общеобразовательная программа
дошкольного образования социально-гуманитарной направленности
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Составитель:
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №40 «Антошка»
ПАВЛОЧЕВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА
2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Ментальная арифметика» является программой социально-гуманитарной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2023 года № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционны образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 года № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительны общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года
№ 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБДОУ «Детский сад № 40 «Антошка».
Интеграция образовательных областей
Программа кружка реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям:
- материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга;
- содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.
Программа кружка составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей:
- Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.
- Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчётливость, практичность и др.) через использование художественной литературы
- Познавательное - совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач.
Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия). Знакомство детей с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики; Каждая вещь - товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и др.
В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- Финансы – это интересно и увлекательно.
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.
На кружке мы даем базовые финансовые знания для формирования у ребенка картины мира финансов, обучаем правильно распоряжаться деньгами. Сюда входят понятия денег и профессий, работы и бизнеса, понятие прибыли и расходов, товаров, услуг и цен, рекламы и различных других процессов, происходящих в финансовом мире.
Адресат программы: Дети в возрасте 6-7 лет.
Доступность программы для различных категорий детей
Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровье сберегающие педагогические технологии.
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. При работе с этой категорией детей применяются элементы технологии разноуровневого обучения. Для этих
обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.
Объём программы: 36 часов.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий: 1 раз в неделю. По 1 академическому часу продолжительностью 30 минут.
Формы организации учебного процесса: очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Виды занятий:
- беседа;
- практическое занятие;
- игра;
Цель программы: содействие
формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)
Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. А также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.
Показатели результативности:
Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Критерии Показатели
Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей) - знание ребенком потребностей семьи; - представления о труде родителей; - представления об экономических понятиях; - проявление интереса к окружающим явлениям современного общества.
Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения) - отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; - общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.
Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности) - проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; - оценка проявления этих качеств у сверстников.Интеграция образовательных областей
Программа кружка реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям:
- материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга;
- содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.
Программа кружка составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей:
- Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.
- Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчётливость, практичность и др.) через использование художественной литературы
- Познавательное - совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач.
Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия). Знакомство
детей с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики; Каждая вещь - товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и др.
Планируемые результаты
Результаты освоения Программы кружка представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой -либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.
Условия реализации программы:
- группа;
- ноутбук;
Виды и формы контроля
- Вводный контроль проводится в сентябре- месяце, в начале обучения ребёнка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования, беседы, игры, педагогического наблюдения
- Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного и письменного опроса, анализа выполнения творческих работ, тестирования
- Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в декабре-месяце. Формы проведения: тест, практическое задание, деловая/ролевая игра
- Итоговый контроль проводится в мае-месяце, в конце обучения ребёнка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме смотра знаний и умений, тестирования, выполнения практического задания, выставки, портфолио.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Месяц | Тема | Задачи |
1 | СЕНТЯБРЬ | «Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег (занятие исследование) |
|
2 | Экспериментирование: «Монета, банкнота, пластиковая карта» |
«монета», «банкнота», «пластиковая карта» наличные и безналичные деньги. | |
3 | «Путешествие рубля» |
| |
4 | Наши потребности «Юные финансисты» или занятие – путешествие «Наши потребности» |
| |
5 | ОКТЯБРЬ | «Приключения Умника и Торопыжки в страну Финансов» (кукольное представление) |
«потребности человека»;
|
6 | Интерактивное занятие «Как белка училась считать» |
|
ограниченными возможностями; 3. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». | |||
7 | Деловая игра «Юные финансисты» |
| |
8 | «Как деньги доходят, а потом расходятся» |
«расходы», «зарплата», «пения», «стипендия»;
| |
9 | НОЯБРЬ | «Как правильно беречь деньги?» |
|
10 | «Идем в магазин или как делать покупки с умом» |
«цена», «дороже - дешевле», «потребительская грамотность»;
| |
11 | Игра с родителями «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет» |
«семейный бюджет»;
| |
12 | Наш город «Все профессии важны» | 1. Дать представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, |
ремесленный, домашний и т.д.);
| |||
13 | ДЕКАБРЬ | Интерактивная игра «Путешествуем по городу» |
|
14 | Наш город «Дом, где живут деньги» |
| |
15 | Игра «Свой бизнес» (открываем пекарню) |
| |
16 | ЯНВАРЬ | «Кто долго спит, тот денег не скопит» (финансовая грамота в мудрости народной) |
|
17 | «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в мудрости народной) |
| |
18 | ФЕВРАЛЬ | «Реклама, как она работает» |
|
19 | «Копейка рубль бережет» |
| |
20 | «Экономия тепла, света, воды» (учимся экономить) |
| |
21 | МАРТ | «Производители и ресурсы» |
«экономия ресурсов», о производителях товаров и услуг. |
22 | «Как сберечь ресурсы Планеты?» |
| |
23 | «Сохранить и приумножить» |
24 | Деловая игра «Финансовая безопасность» | 1. Знакомить детей с элементарными правилами финансовой безопасности. | |
25 | АПРЕЛЬ | «В долг брать легко, да платить тяжело» |
«Смешарики» (уроки финансовой грамотности «Нюша и платье»). |
26 | «Карманные деньги, как ими распорядиться» (обучающая игра) | ||
27 | «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» | ||
28 | Благотворительность «Творим добро» |
«бартер», «благотворительный фонд»;
| |
29 | МАЙ | «История о рублике» (просмотр и обсуждение видео – ролика) |
|
30 | Квест – игра «Финансовая школа» | В результате игры дети закрепляют полученные знания мира финансов. |
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Учебно-тематический план
Презентация - «Откуда пришли деньги?»- Путешествие в прошлое денег.
Сентябрь
Виртуальное путешествие с использованием ИКТ. Познакомить с историей возникновения денег.
Беседа - Что такое деньги? Зачем они нужны?
Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости.
Интерактивное занятие - Какие деньги бывают. Виды денег.
Дидактическая игра «Заветные желания»,
Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность.
Беседа - «Понятие цены, стоимости».
Демонстрация мультфильма «Телефон».
Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги.
Октябрь
Беседа - «Современный вид денег - пластиковая карта».
Игра – «Магазин»
Познакомить с пластиковыми карточками, как ими пользоваться, дать понятие код карты.
Беседа – «Что такое валюта. Какая бывает валюта? (Игра – путешествие.) Чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом»,
Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стан, а также с единой валютой европейских стан – евро.
Презентация – «Банк, «Дом, где живут деньги». Зачем они нужны? (Виртуальная экскурсия.)
Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк»
Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями.
Ноябрь
Деловая игра - Раз не найден клад - беги в банке делать вклад.
Дать понятие, что такое вклад и для чего он нужен. Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое проценты.
Беседа – «Что такое бюджет? Какие виды бюджетов бывают?»
Сформировать понятие бюджет, какие виды бюджетов есть. Беседа - «Семейный бюджет»
Формировать первичные представления о семейном бюджете. Беседа – «Семейный бюджет: доходы семьи»
Сформировать знания об источниках дохода семьи (зарплата, стипендия, пенсия, пособие и т.д.)
Декабрь
Деловая игра - «Семейный бюджет: расходы семьи» Сформировать понятие об основных расходах семьи. Деловая игра – «Правильный выбор: куда тратить деньги?»
Формировать правильное покупательское поведение у детей дошкольного возраста, объяснить значимость составления списка покупок в целях экономии.
Беседа – «Что такое налоги и зачем их платить»
Сформировать понятие налог, виды налогов, история налогов в России.
Деловая игра – «Семейная копилка. Учимся экономить»
Раскрыть содержание понятий «экономность», «бережливость», «хозяйственность». Игра - «Хочу и надо».
Формировать представление детей о понятии «бюджет»
Январь
Беседа – «Что такое долг? Долг платежом красен» Дать детям, понятие денежный долг.
Игра – «Карманные деньги»
Дать понятие карманные деньги, учить в игровых ситуациях их разумно тратить.
Беседа – «Что за деньги купить нельзя»
Сформировать у детей понятия, что не все можно купить за деньги: здоровье, человеческие отношения и т.д.
Февраль
Беседа – «Рекламы разные нужны»
Дать представления о рекламе, о ее назначении. Учить правильно, воспринимать рекламу.
Деловая игра - «Рекламное агентство»
Познакомить детей с понятием «рекламное агентство».
Беседа - «Благотворительная деятельность».
Способствовать развитию таких ценностных качеств дошкольников, как: доброта, искренность, великодушие, милосердие, бескорыстие.
Беседа - «Чем пахнут ремесла?»
Формировать представление о потребностях и возможностях: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон».
Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность.
Март
Игра - «Путешествие в страну профессий». Обобщить знания о профессиях.
Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну».
Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности. Ролевые игры в профессии
Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности.
Игра - «Любой труд – оплачиваем»
Развивать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.
Апрель
Чтение сказки - «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в народной мудрости)
- Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления;
- Давать нравственную оценку поступкам героев
Игра - «Свой бизнес»
- Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий;
- Формировать экономическое мышление;
- Проводить эксперименты, устанавливать причинно – следственные связи.
Решение проблемных ситуаций – «Мы умеем считать деньги»
- Закрепить экономические знания в практической ситуации.
КВН - «Путешествие в денежную страну»
Закреплять полученные знания, применять знания и умения в игре.
Май
Продуктивная деятельность - «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей) Изготовление различных поделок для ярмарки.
Формировать представление детей о рекламе. С. В. Михалков «Как старик корову продавал».
Умение использовать рекламу. Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности.
Квест – игра - «Путешествие в страну финансовой грамотности»
Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.
Диагностика по итогам изучения курса
Оценка с форсированности финансовой грамотности.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Известно, формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.
Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.
Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.
Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх
«Рекламное агентство», «Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).
В дидактических играх «Кому что нужно?», «Обмен», «Что быстрее купят?», «Копилка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Развивающая среда содержит настольно-печатные игры по экономике «Веселый бизнесмен», «Монополия»,
«Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:
- Преобладает игровой метод обучения.
- Использование специализированной литературы в обучении.
- Постоянное отслеживание результатов и подведение итогов образовательной деятельности.
- Создание ситуации успеха.
- Организация различных видов стимулирования.
Методы: игровой практический, наглядный, словесный.
Занятия проводятся в групповом помещении с использованием мультимедийного оборудования. Длительность занятия 30 минут.
Для более эффективного решения поставленных задач в занятия включены разные виды деятельности:
- упражнения на мелкую моторику;
- экспериментальная деятельность;
- игровые ситуации;
- мозговой штурм;
- чтение произведений детской литературы;
- рисование на темы «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела»;
- поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку».
Методическое обеспечение
- Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128
- Поварницина Г.П., Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника.
- Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
- Щербинина С.М "Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста". Учебно-методическая программа. /. - г. Усолье - Сибирское, 2010.
- Сказки о деньгах.
- Интернет-источники.
VII. ПРИЛОЖЕНИЕ
План работы с родителями
План работы с педагогами, родителями
- Сентябрь
Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
- Октябрь
Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»
- Ноябрь
Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»
- Декабрь
Разработка буклетов «Ребенок и финансы»
- Январь
Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»
- Февраль
Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников»
Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»
- Март
Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет» Буклет «История о дереве и человеке»
- Апрель
Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»
- Май
Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» Для детей старшего дошкольного возраста....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность дошкольника».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность дошкольника». ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Финансовая грамотность»
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данной программы – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов.Экономическая культура личности дошкольника характери...
Развитие soft-skills (гибкие навыки) по средствам квест-технологии в направлении финансовой грамотности дошкольников.
Статья Развитие soft-skills (гибкие навыки) по средствам квест-технологии в направлении финансовой грамотности дошкольников....

Презентация «Создание условий для реализации направления «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»
Мгновенный ответВ дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в от...

Презентация - Проектирование РППС в подготовительной к школе группе для реализации направления "Финансовая грамотность"
Данный материал может быть полезен воспитателям как один из примеров наполняемости развивающей предметно-пространственной среды подготовительной к школе группы для реализации направления "Финансо...

Проектная деятельность «Проектирование РППС в подготовительной группе для реализации направления «Финансовая грамотность каждому дошкольнику»
Участники проекта: групповой (дети подготовительной группы (6-7 лет), педагоги, родители)...