ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Финансовая грамотность»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данной программы – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономичных представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Финансовая грамотность- это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Главная задача работы по обучению финансовой грамотности дошкольников- формирование экономических представлений и компетенций, развитие экономического мышления дошкольников;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
divak_tv_programma_finansovaya_gramotnost.docx | 63.67 КБ |
Предварительный просмотр:
I.ПАСПОРТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
«Финансовая грамотность»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 70 «Голубок»
Название программы | «Финансовая грамотность» |
Направленность программы | социально-гуманитарная направленность |
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу | Дивак Татьяна Викторовна |
Год разработки | 2020 |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа | Приказ заведующего МБДОУ № 70 «Голубок» от «27». 08. 2020г. №11- 95/0 |
Уровень программы | Стартовый уровень |
Информация о наличии рецензии | Есть |
Цель | -формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста |
Задачи | -дать простые экономические знания; -обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов; -развитие экономического мышления дошкольников; -развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение; -воспитывать умение рационально использовать денежные средства. - воспитывать нравственные понятия – бережливость, честность, экономность, щедрость. -воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей. |
Ожидаемые результаты освоения программы | -знать основные финансово-экономические понятия и категории; -иметь знания о новых профессиях и уметь рассказывать о них; -обогатить словарный запас, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий; -воспитывать в себе такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша. - иметь здоровый интерес к деньгам, осознание правил из честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги»; -уметь вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях; -понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей; -уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; -осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. |
Срок реализации программы | Октябрь 2020 – май 2021 гг. |
Количество часов в неделю / год | 1 час/34 часа |
Возраст обучающихся | От 6 до 7 лет |
Формы занятий | Подгрупповая (10 человек) |
Методическое обеспечение | Кадровые условия: - заместитель заведующего по УВР составляет расписание кружковой работы, осуществляет контроль за выполнением программного материала; - педагог дополнительного образования осуществляет реализацию программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей. |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | Специально оборудованное помещение: - наличие кабинета, соответствующего требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться; - столы, стулья (по росту и количеству детей); Материалы и оборудование: - интерактивное оборудование; - киоск «Магазин», включающий продовольственную и кассовую программу; -терминал «Банк», с интегрированным сенсорным экраном и программным обеспечением; -макеты денег общим номиналом 100 000 руб; -макеты пластиковых банковских карт + макеты счета в банке; -копилка; -кошельки; -наборы для игр на тему уроков; - технические средства обучения (ТСО) - ноутбук; - презентации и учебные фильмы (по темам занятий); - игрушки для обыгрывания; - технологические карты, схемы, образцы; - картотека игр. |
Аннотация
1.1Пояснительная записка
о реализации учебно-тематического плана
на 2020/2021учебный год
Учебно-тематический план (далее – УТП) составлен в соответствии с программой «Финансовой грамотностью», разработанной Дивак Татьяной Викторовной, педагогом ДОП муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 70 «Голубок» в 2020 году, и рекомендованной к реализации педагогическим советом МБДОУ (протокол № 1 от 31.08.2020 г.).
Направленность дополнительной общеобразовательной программы –социально-гуманитарная.
Вид образовательной деятельности - социально-коммукативное развитие.
1.2 Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
1. Дать простые экономические знания;
2.Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов;
Развивающие:
1. Развитие экономического мышления дошкольников;
2.Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
Воспитательные:
1.Воспитывать умение рационально использовать денежные средства.
2. Воспитывать нравственные понятия – бережливость, честность, экономность, щедрость.
3. Воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей.
Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2020/2021 учебном году:
Общий срок реализации исходной программы | 9 месяцев |
Год обучения | первый |
Возраст воспитанников | 6-7 лет |
Количество воспитанников в группе в текущем учебном году | 10 человек |
Количество часов в неделю | 1 час |
Общее количество часов в год | 34 часа |
1.3 Содержание программы:
Учебный план
на 2020/2021учебный год
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
Теоретическая часть | Практическая часть | Всего часов | ||
1. 1.1 1.2 | Введение (30 мин) Базовый модуль «Финансовая азбука» (20 часов)
Заключение (30 мин) | 7 |
14 | 21 |
2. 2.1 | Раздел «Потребности и труд» (16 часов) -Каковы основные потребности человека? -Что такое полезность и что такое стоимость? -Для чего родители ходят на работу? -Зачем нужно учиться? |
6 |
10 | 16 |
3. | Раздел «Деньги» (15 часов) -Откуда берутся товары в магазине? -Что такое деньги? -Что такое банк? -Что такое вклад? |
5 |
10 |
15 |
4. | Раздел «Семейный бюджет» (15 часов) -Доходы и расходы семьи. -На что лучше тратить деньги? -Семейные сбережения. |
5 |
10 | 15 |
5. | Обобщение по курсу (1 час) | 1 | 1 | 1 |
Итого | 68 |
Учебно-тематический план
на 2020/2021учебный год
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
Теоретическая часть | Практическая часть | Всего часов | ||
1. | Введение | 1.Входная диагностика по базовому модулю «Финансовая азбука» | Чтение и анализ сказки, беседа, упражнения, работа с карточками, игровое упражнение. | 30 мин |
1.1 | Базовый модуль «Финансовая азбука» (20 часов) Потребности (4 часа) | 2.1 Введение в мир экономики. 2.2 Знакомство С Гномом Экономом. 2.3 Что такое деньги. История денег. 2.4 Для чего нужны деньги? | Рассматривание иллюстраций. Рассматривание иллюстраций и оборудования «Банкомат», уголка. Рассматривание денег, рисование их. Заучивание пословиц о деньгах. Рассматривание купюры и монеты разного достоинства; пластилин, карандаши, фломастеры, листы бумаги, ножницы. | 1 1 1 1 |
Труд (5 часов) | 3.1 Труд. 3.2 Труд- важное условие в жизни человека. 3.3 Все профессии важны. 3.4 Кому что нужно для труда. 3.5 Предприятия нашего города. | Рассматривание иллюстраций из произведения Н. Носова «Мишкина каша»; сказка «Морозко». Рассматривание иллюстраций на тему «Труд взрослых и детей»; басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Рассматривание иллюстраций из произведений С. Маршака «Откуда стол пришел», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?» Дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Все профессии важны». Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» Рассматривание фотографий предприятий, товарные знаки. Карта-план города. Атрибуты для дидактической игры «Назови профессии». | 1 1 1
1 1 | |
Товар (5 часов) | 4.1 Какие бывают товары. 4.2 Цена - ценник. 4.3 Деньги - средства обмена товарами. 4.4 Группировка товаров по разным признакам. 4.5 Разные товары. | Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением различного товара. Рисование товара. Рассматривание, рисование ценников. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Игра «Вопросы и ответы» («Обмен»). Сюжетно-ролевая игра «Магазин. Составление ребуса на тему «Товар, цена». Игра по типу диаграммы - круги Эйлера-Венна, где дети объединяют предметы по разным признакам Дидактическая игра «Специализированные и универсальные магазины». Игра «Говорящие предметы» | 1
1 1 1
1 | |
Деньги (4 часа) | 5.1 Денежные знаки. 5.2 История денег. 5.3 Аверс, реверс. 5.4 Валюта. | Рассматривание денег, просмотр видеоролика «Схема изготовления денег». Сюжетно-дидактическая игра «Монетный двор». Поделка различных денег для игры в «Магазин» (обязательно отмечать достоинство купюр, монет) Рассматривание валюты (купюры, монеты). Игра «Волшебные превращения денежки». Составление кроссворда «Валюта Рассматривание денежных единиц. Игра «Орел и решка». Рассматривание валюты (монеты, купюры). Игра «Три дорожки. | 1 1 1 1 1 | |
Семейный бюджет (5 часов). | 6.1 Семейный Бюджет. 6.2 Бюджет - источник дохода и расхода. 6.3 Сбережения. (Накопления.) 6.4 Денежная прибыль и долг. 6.5 Банк. | Рассматривание иллюстраций, фотоальбома «Моя семья». Рисование на тему «Моя семья». Сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», «Семья». Работа со схемой «Кто в семье что покупает». Дидактическая игра «Семейный бюджет» Игра «В гостях у трех поросят». Просмотр мультфильмов «Три медведя», «Лиса и заяц» Поделки посуды из пластилина. Сюжетно-дидактические игры: «Магазин», «Посуда». Экскурсия к зданию банка. Чтение Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены». Рисование на тему «Мой Банк». | 1 1 1
1 1 | |
Заключение | Дидактические задания и упражнения на проверку знаний. | 30 мин | ||
2. | Раздел 2 «Потребности и труд» (16 часов) | 7.1 Потребность в общении и уважении. 7.2 Проявление интересов. 7.3 Подарок для друга. 7.4 Полезные и вредные привычки. 7.5 Потребность человека и животных. 7.6 Предметы, необходимые для жизни. 7.7 Что такое ресурсы. 7.8«На благо человека». | Рассматривание иллюстраций из книги В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «По щучьему велению», «Крошечка-Хав- рошечка». Рисунки детей по прочитанным книгам. Оригами «Подарок для друга». Запись в экономическом словаре понятия «дарение». Дидактическая игра «Кому что подарили» Рассматривание иллюстраций из произведений А. Барто «Вовка - добрая душа»; К. Чуковского «Федорино горе» Просмотр видеокассеты по произведению К. Чуковского «Телефон». Рисование потребностей животных, растений. Дидактическая игра «Кому что нужно. Рассматривание иллюстраций из произведений А. Барто «Вовка - добрая душа»; К. Чуковского «Федорино горе». Просмотр видеокассеты по произведению К. Чуковского «Телефон». Рисование потребностей животных, растений. Дидактическая игра «Кому что нужно Рассматривание схемы, работа со схемой «Экономические ресурсы». Рассматривание альбома «Правила поведения в лесу». Игра «Доскажи словечко». Дидактическая игра «Из чего сделано» | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
3. | Раздел 3 «Деньги» (15 часов) | 8.1 Деньги. 8.2 Экскурсия в магазин. (труд продавца). 8.3 Игра маленькие покупки. 8.4 Волшебные помощники. 8.5 Телепередача Гнома Эконома. 8.6 Труд - продукт 8.7 Игра «Я банкир». | Рассматривание денег, рисование их. Заучивание пословиц о деньгах. Альбом «Деньги». Карандаши, фломастеры, листы бумаги. Экскурсия в магазин. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Наблюдение за торговыми точками города. Изготовление денег. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Загадки. Игры: «Чудо-машины»; «Мы изобретатели». Рассматривание альбома «Бытовая техника». Изготовление пособий для телепередачи. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу». Рассматривание фотоальбома «Наш город», карты-схемы заводов и фабрик города. Ролевая игра «Я -банкир». | 1 1 1 1 1 1 1 |
4. | Раздел 4 «Семейный бюджет» (15 часов) | 9.1 Семейный бюджет. 9.2 Бюджет моей семьи. 9.3 Семейные расходы. 9.4 Как распределить бюджет семьи. 9.5 Как стать экономным. 9.6 Сбережения. | Рассматривание иллюстраций, фотоальбома «Моя семья». Рисование на тему «Моя семья». Сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», «Семья». Работа со схемой «Кто в семье что покупает». Дидактическая игра «Семейный бюджет». Игра «В гостях у трех поросят». Просмотр мультфильмов «Три медведя», «Лиса и заяц». Поделки посуды из пластилина. Сюжетно-дидактические игры: «Магазин», «Посуда». Изготовление эмблем, ребусов, кроссвордов. Игра-соревнование «Экономическая рыбалка». Просмотр мультфильма «Лето в Простоквашино». Разыгрывание сценок из сказок (на выбор). | 1 1 1 1 1 1 |
Обобщение по курсу ( 1 час) | Срез знаний детей. «Аукцион». | Картинки, схемы, модель «Семейный бюджет», ребусы, кроссворды, дидактические игры. | 1 | |
ИТОГО | 34 занятия | 68часов |
1.4 Планируемые результаты:
Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям.
В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей.
На этапе завершения реализации программы ребенок может:
-применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
-иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
-проявляет ответственность за начатое дело;
-понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;
-осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
-понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи;
-осознавать правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;
-понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем: в соответствии с этим, чем больше зарабатываешь и рациональнее тратишь, тем больше имеешь возможность приобрести;
-осознавать, что цена товара зависит от его качества, необходимости и от того, насколько трудно его изготовить;
-проявлять такие качества: умение честно соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
-иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
-осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
-следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.
2.Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1 Календарный учебный график
Календарно-тематическое планирование
для группы (1 г.о.)
№п/п | Наименование раздела программы | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения занятий (план) | Дата проведения занятий (факт) | |||
Введение (30 мин) | ||||||||
1. | Раздел 1. 1 Потребности (4 часа) | Введение в мир экономики | 30 мин | |||||
2. | Знакомство с Гномом Экономом | 30 мин | ||||||
3. | Что такое деньги. История денег. | 30 мин | ||||||
4. | Для чего нужны деньги? | 30 мин | ||||||
5. | Разнообразие потребностей современного человека. | 30 мин | ||||||
6. | Потребности в пище, воде, воздухе, тепле. | 30 мин | ||||||
7. | Рождение новых вещей. | 30 мин | ||||||
8. | Безопасность и сохранение здоровья. | 30 мин | ||||||
1. | Труд (5 часов) | Труд. | 30 мин | |||||
2. | Труд- важное условие в жизни человека. | 30 мин | ||||||
3. | Все профессии важны. | 30 мин | ||||||
4. | Кому что нужно для труда. | 30 мин | ||||||
5. | Предприятия нашего города. | 30 мин | ||||||
6. | Почему все взрослые работают? | 30 мин | ||||||
7. | Путешествие в Страну профессий. | 30 мин | ||||||
8. | Всякому делу учиться надо | 30 мин | ||||||
9. | Игра на мультимедийном устройстве «Уравновесь». | 30 мин | ||||||
10. | Игра в группе «Что важнее». | 30 мин | ||||||
1. | Товар (5 часов) | Какие бывают товары. | 30 мин | |||||
2. | Цена - ценник. | 30 мин | ||||||
3. | Деньги - средства обмена товарами. | 30 мин | ||||||
4. | Группировка товаров по разным признакам. | 30 мин | ||||||
5. | Разные товары. | 30 мин | ||||||
6. | Взаимообмен товарами. | 30 мин | ||||||
7. | Заработок и Покупка товаров. | 30 мин | ||||||
8. | Экономия. | 30 мин | ||||||
9. | Магазин.Рынок. | 30 мин | ||||||
10. | Игра на мультимедийном устройстве «Магазин». | 30 мин | ||||||
1. | Деньги (4 часа) | Денежные знаки. | 30 мин | |||||
2. | История денег. | 30 мин | ||||||
3. | Аверс, реверс. | 30 мин | ||||||
4. | Валюта. | 30 мин | ||||||
5. | Денежные знаки других стран | 30 мин | ||||||
6. | Деньги. Монета. Банкнота. Практика. | 30 мин | ||||||
7. | Дом, где живут деньги. | 30 мин | ||||||
8. | Как правильно тратить деньги? Практика. | 30 мин | ||||||
1. | Семейный бюджет (5 часов) | Семейный Бюджет. | 30 мин | |||||
2. | Бюджет - источник дохода и расхода | 30 мин | ||||||
3. | Сбережения. (Накопления.) | 30 мин | ||||||
4. | Денежная прибыль и долг. | 30 мин | ||||||
5. | Банк. | 30 мин | ||||||
6. | Деньги – банк. | 30 мин | ||||||
7. | Банковские проценты. | 30 мин | ||||||
8. | Цена - ценник | 30 мин | ||||||
9. | Просмотр видео «Хранение денег». | 30 мин | ||||||
10. | Игра на мультимедийном устройстве «Банкомат». | 30 мин | ||||||
1. | Раздел 2 «Потребности и труд» (16 часов) | Потребность в общении и уважении. | 30 мин | |||||
2. | Проявление интересов. | 30 мин | ||||||
3. | Подарок для друга. | 30 мин | ||||||
4. | Полезные и вредные привычки. | 30 мин | ||||||
6. | Потребность человека и животных. | 30 мин | ||||||
7. | Предметы, необходимые для жизни. | 30 мин | ||||||
8. | Что такое ресурсы. | 30 мин | ||||||
9. | «На благо человека». | 30 мин | ||||||
10. | Вода- природный ресурс. | 30 мин | ||||||
11. | Трудовые ресурсы. | 30 мин | ||||||
12. | Полезные привычки в быту. | 30 мин | ||||||
13. | Игра на мультимедийном устройстве «Уравновесь». | 30 мин | ||||||
14. | Забота человека о природе и польза природы для человека | 30 мин | ||||||
15. | «Экономика в сказках» | 30 мин | ||||||
16. | Юные экономисты. | 30 мин | ||||||
1. | Раздел 3 «Деньги» (15 часов) | Деньги. | 30 мин | |||||
2. | Экскурсия в магазин. (труд продавца) | 30 мин | ||||||
3. | Игра маленькие покупки. | 30 мин | ||||||
4. | Волшебные помощники. | 30 мин | ||||||
5. | Телепередача Гнома Эконома. | 30 мин | ||||||
6. | Труд - продукт | 30 мин | ||||||
7. | Игра «Я банкир». | 30 мин | ||||||
8. | Реклама. | 30 мин | ||||||
9. | Реклама - двигатель торговли. | 30 мин | ||||||
10. | Профессии людей в рекламном агентстве. | 30 мин | ||||||
11. | Мастер- художник в рекламном агентстве. | 30 мин | ||||||
12. | Аукцион. | 30 мин | ||||||
13. | Ярмарка. | 30 мин | ||||||
14. | Лотерея. | 30 мин | ||||||
15. | «Экономическая рыбалка» | 30 мин | ||||||
1. | Раздел 4 «Семейный бюджет» (15 часов) | Семейный бюджет | 30 мин | |||||
2. | Бюджет моей семьи. | 30 мин | ||||||
3. | Семейные расходы. | 30 мин | ||||||
4. | Как распределить бюджет семьи. | 30 мин | ||||||
5. | Как стать экономным. | 30 мин | ||||||
6. | Сбережения. | 30 мин | ||||||
7. | Копилка. | 30 мин | ||||||
8. | Покупка велосипеда. | 30 мин | ||||||
9. | Кошелек. | 30 мин | ||||||
10. | Идем в магазин. | 30 мин | ||||||
11. | Путешествие по Финансовой азбуке. | 30 мин | ||||||
12. | «Как начать движение к финансовым целям» | 30 мин | ||||||
13. | «Как «приручить» деньги?» | 30 мин | ||||||
14. | «Ловушки» бюджета» | 30 мин | ||||||
15. | «Как «выращивать» деньги» | 30 мин | ||||||
1. | Обобщение по курсу | Срез знаний детей. | 30 мин | |||||
2. | «Аукцион». | 30 мин |
2.2 Условия реализации программы
Специально оборудованное помещение:
- наличие кабинета, соответствующего требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться;
- столы, стулья (по росту и количеству детей);
Материалы и оборудование:
- интерактивное оборудование;
- киоск «Магазин», включающий продовольственную и кассовую программу;
-терминал «Банк», с интегрированным сенсорным экраном и программным обеспечением;
-макеты денег общим номиналом 100 000 руб;
-макеты пластиковых банковских карт + макеты счета в банке;
-копилка;
-кошельки;
-наборы для игр на тему уроков;
- технические средства обучения (ТСО) - ноутбук;
- презентации и учебные фильмы (по темам занятий);
- игрушки для обыгрывания;
- технологические карты, схемы, образцы;
- картотека игр.
2.3 Формы аттестации
Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности используются следующие методы:
Наблюдение.
Беседы.
Обследование дошкольника (начало, конец учебного года).
Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.).
Данные диагностического обследования заносятся в диагностическую таблицу уровня знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности по следующим критериям:
Критерии:
понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);
уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги»;
знает качества человека – хозяина;
контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
знает о новых профессиях, умеет о них рассказать;
владеет словарным запасом в области финансирования;
проявляет здоровый интерес к деньгам;
интересуется социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;
сформировано начало экономического мышления.
2.4 Оценочные материалы
Определение уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста; проверка эффективности проекта по повышению уровня финансовой грамотности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.
Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней финансовой грамотности была разработана диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».
Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация.
С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, я определяла уровень экономической воспитанности.
Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.
Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.
Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.
Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.
Опираясь на теоретические исследования, были выделены следующие показатели сформированность финансовой грамотности, динамику можно отследить в ходе реализации программы (см. табл. 2).
Таблица 2.
Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Критерии | Показатели | |||
Когнитивный | компонент | -знание ребенком потребностей семьи; | ||
и | -представления о труде родителей; | |||
-представления об экономических понятиях; | ||||
- проявление интереса к окружающим | ||||
явлениям современного общества. | ||||
Поведенческо- | -отражение имеющихся знаний в игровой, | |||
деятельностный | компонент | трудовой, продуктивной деятельности и | ||
умение опираться на эти знания; | ||||
-общение с взрослыми и сверстниками, | ||||
способность к выбору, взаимопомощь, | ||||
умение находить свое место в общем деле, | ||||
стремление к сотрудничеству, достижение | ||||
поставленной цели. | ||||
Эмоционально- | -проявление бережливости, ответственности, | |||
ценностный | компонент | деловитости и предприимчивости; | ||
-оценка проявления этих качеств у | ||||
сверстников. |
По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.
Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению с взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий уровень: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2- средний,1-низкий.
2.5 Методические материалы
Программа реализуется с методическим сопровождением:
- методические рекомендации для воспитателя (с темами и рекомендациями по организации и проведению занятий);
- пособие для родителей «Советы родителям: о чём и как говорить с ребёнком»;
- сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников (обучающих сказок для знакомства с основами финансовой грамотности и формирования финансовой культуры детей в возрасте 5 - 8 лет);
- сборник ситуационных задач по финансовой грамотности для дошкольников;
- сборник игр для детей дошкольного возраста «Азы финансовой культуры»;
- раздаточные и дидактические материалы по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников;
- художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях.
Список литературы
1.Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013. -26 с.
2.Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
3.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
4.Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
5. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
6.Г.П. Повариницына Г.А.Киселева «Финансовая грамотность дошкольника».
7.Ю.Антонова «Сказ про то, как Иван царство спас».
8.Ю.Антонова «Обсуждаем, рассуждаем и играем».
9. Методическое пособие Алма «Финансовая грамотность».
10.Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО».
11. «Разработка, апробация и реализация образовательного курса
по финансовой грамотности для дошкольного образования»
ПРОГРАММА образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика малышей».
12.Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Светлячок» Чистоозерного района Новосибирской области
Программа кружка «Занимательные финансы».
Обучающий видеоконтент
Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:
Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? - https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0
Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. - https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE
Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. - https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM
Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. - https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc
Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. - https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4
Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. - https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU
Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата - https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs
Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ
Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977
«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)
Союзмультфильм «Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про лень»
Мультсериал «Навигатум»: Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог»
Интернет – ресурсы:
www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»
минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования
и науки Российской Федерации
вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» Для детей старшего дошкольного возраста....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность дошкольника».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность дошкольника». ...
Развитие soft-skills (гибкие навыки) по средствам квест-технологии в направлении финансовой грамотности дошкольников.
Статья Развитие soft-skills (гибкие навыки) по средствам квест-технологии в направлении финансовой грамотности дошкольников....
Презентация «Создание условий для реализации направления «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»
Мгновенный ответВ дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в от...
Презентация - Проектирование РППС в подготовительной к школе группе для реализации направления "Финансовая грамотность"
Данный материал может быть полезен воспитателям как один из примеров наполняемости развивающей предметно-пространственной среды подготовительной к школе группы для реализации направления "Финансо...
Проектная деятельность «Проектирование РППС в подготовительной группе для реализации направления «Финансовая грамотность каждому дошкольнику»
Участники проекта: групповой (дети подготовительной группы (6-7 лет), педагоги, родители)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...