ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Финансовая грамотность»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Дивак Татьяна Викторовна

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данной программы – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономичных представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Финансовая грамотность- это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

         Главная задача работы по обучению финансовой грамотности дошкольников- формирование экономических представлений и компетенций, развитие экономического мышления дошкольников;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл divak_tv_programma_finansovaya_gramotnost.docx63.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №70 «ГОЛУБОК»  

 

Принята на заседании                                                                           УТВЕРЖДАЮ:                                       педагогического совета                                                                         Заведующий                

от «31»    08   2020г.                                                                               ____________Р.А.Вознюк                                                                                                                                                          

Протокол № 1                                                                                                           «27»     08      2020г.

                             

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

социально-гуманитарной направленности

«Финансовая грамотность»

Возраст обучающихся:   6-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов в год:  34 часа

Автор-составитель программы:

Дивак Татьяна Викторовна, воспитатель

СУРГУТ

2020

I.ПАСПОРТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

«Финансовая грамотность»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 70 «Голубок»

Название программы

«Финансовая грамотность»

Направленность программы

социально-гуманитарная направленность

Ф.И.О. педагога, реализующего  дополнительную общеобразовательную программу

Дивак Татьяна Викторовна

Год разработки

2020

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Приказ заведующего МБДОУ № 70 «Голубок»  

от «27». 08. 2020г. №11- 95/0

Уровень программы

Стартовый уровень

Информация о наличии рецензии

Есть

Цель

-формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Задачи

-дать простые экономические знания; 

-обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов;

-развитие экономического мышления дошкольников;

-развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

-воспитывать умение рационально использовать денежные средства.

- воспитывать нравственные понятия – бережливость, честность, экономность, щедрость.

-воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей.

Ожидаемые результаты освоения программы

-знать основные финансово-экономические понятия и категории;

-иметь знания о новых профессиях и уметь рассказывать о них;

-обогатить словарный запас, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий;

-воспитывать в себе такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.

- иметь здоровый интерес к деньгам, осознание правил из честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги»;

-уметь вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

-понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;

-уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

-осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.

Срок реализации программы

Октябрь 2020 – май 2021 гг.

Количество часов в неделю / год

1 час/34 часа

Возраст обучающихся

От 6 до 7 лет

Формы занятий

Подгрупповая (10 человек)

Методическое обеспечение

Кадровые условия:

- заместитель заведующего по УВР составляет расписание кружковой работы, осуществляет контроль за выполнением программного материала;

- педагог дополнительного образования осуществляет реализацию программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Специально оборудованное помещение:

- наличие кабинета, соответствующего требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться;

- столы, стулья (по росту и количеству детей);

Материалы и оборудование:

- интерактивное оборудование;

- киоск «Магазин», включающий продовольственную и кассовую программу;

-терминал «Банк», с интегрированным сенсорным экраном и программным обеспечением;

-макеты денег общим номиналом 100 000 руб;

-макеты пластиковых банковских карт + макеты счета в банке;

-копилка;

-кошельки;

-наборы для игр на тему уроков;

- технические средства обучения (ТСО) -  ноутбук;

- презентации  и учебные фильмы  (по темам занятий);

- игрушки для обыгрывания;

- технологические карты, схемы, образцы;

- картотека игр.

Аннотация

1.1Пояснительная записка

о реализации учебно-тематического плана

на 2020/2021учебный год

Учебно-тематический план  (далее – УТП) составлен в соответствии с программой «Финансовой грамотностью»,  разработанной   Дивак Татьяной Викторовной, педагогом ДОП муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 70 «Голубок» в 2020 году, и   рекомендованной к реализации педагогическим советом МБДОУ (протокол № 1 от 31.08.2020 г.).

Направленность дополнительной общеобразовательной программы –социально-гуманитарная.

Вид образовательной деятельности - социально-коммукативное развитие.

1.2 Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

1. Дать простые экономические знания; 

2.Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов;

Развивающие:

1. Развитие экономического мышления дошкольников;

2.Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

Воспитательные:

1.Воспитывать умение рационально использовать денежные средства.

2. Воспитывать нравственные понятия – бережливость, честность, экономность, щедрость.

3. Воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей.

Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2020/2021 учебном году:

Общий срок реализации исходной программы

9 месяцев

Год обучения

первый

Возраст воспитанников

6-7 лет

Количество воспитанников в группе в текущем учебном году

10 человек

Количество часов в неделю

1 час

Общее количество часов в год

34 часа

1.3 Содержание программы:

Учебный план

на 2020/2021учебный год

Раздел, тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1.

1.1

1.2

Введение (30 мин)

Базовый модуль «Финансовая азбука» (20 часов)

  • Потребности.
  • Труд.
  • Товар.
  • Деньги.
  • Семейный бюджет.

Заключение (30 мин)

7

             

             

14

21

2.

2.1

Раздел «Потребности и труд»              (16 часов)

-Каковы основные потребности человека?

-Что такое полезность и что такое стоимость?

-Для чего родители ходят на работу?

-Зачем нужно учиться?

       

 

           6

           

           10

16

3.

Раздел «Деньги» (15 часов)

-Откуда берутся товары в магазине?

-Что такое деньги?

-Что такое банк?

-Что такое вклад?

       

 

          5

           

 

           10

 

 15

4.

Раздел «Семейный бюджет»              (15 часов)

-Доходы и расходы семьи.

-На что лучше тратить деньги?

-Семейные сбережения.

         

          5

           

            10

15

5.

Обобщение по курсу (1 час)

           1

              1

1

Итого

68

Учебно-тематический план

на 2020/2021учебный год

Раздел, тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1.

Введение

1.Входная диагностика по базовому модулю «Финансовая азбука»

Чтение и анализ сказки, беседа, упражнения, работа с карточками, игровое упражнение.

30 мин

1.1

Базовый модуль «Финансовая азбука»             (20 часов)

Потребности (4 часа)

2.1 Введение в мир экономики.

2.2 Знакомство

С Гномом Экономом.

2.3 Что такое деньги. История денег.

2.4 Для чего нужны деньги?

Рассматривание иллюстраций.

Рассматривание иллюстраций и оборудования «Банкомат», уголка.

Рассматривание денег, рисование их. Заучивание пословиц о деньгах.

Рассматривание

купюры и монеты разного достоинства; пластилин, карандаши, фломастеры, листы бумаги, ножницы.

1

1

1

1

 Труд (5 часов)

3.1 Труд.

3.2 Труд- важное условие в жизни

 человека.

3.3 Все профессии важны.

3.4 Кому что нужно для труда.

3.5 Предприятия нашего города.

Рассматривание иллюстраций из произведения Н. Носова «Мишкина каша»; сказка «Морозко».

Рассматривание иллюстраций на тему «Труд взрослых и детей»; басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Рассматривание иллюстраций из произведений С. Маршака «Откуда стол пришел», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Дидактические

игры «Кому что нужно для работы», «Все профессии важны». Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Рассматривание фотографий предприятий, товарные знаки. Карта-план города.

Атрибуты для дидактической игры «Назови профессии».

          1

1

           1

         

         1

           1

Товар (5 часов)

4.1 Какие бывают

товары.

4.2 Цена - ценник.

4.3 Деньги - средства обмена товарами.

4.4 Группировка товаров по разным признакам.

4.5 Разные товары.

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением различного товара. Рисование товара.

Рассматривание, рисование ценников.

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

Игра «Вопросы и ответы» («Обмен»).

Сюжетно-ролевая игра «Магазин. Составление ребуса на тему «Товар, цена».

Игра по типу диаграммы - круги Эйлера-Венна, где дети объединяют предметы по разным признакам

Дидактическая игра «Специализированные и универсальные магазины».

Игра «Говорящие предметы»

1

           

           

         1

            1

             1

           

        1

Деньги (4 часа)

5.1 Денежные

знаки.

5.2 История денег.

5.3 Аверс, реверс.

5.4 Валюта.

Рассматривание денег, просмотр видеоролика «Схема изготовления денег». Сюжетно-дидактическая игра «Монетный двор». Поделка различных денег для игры в «Магазин» (обязательно отмечать достоинство купюр, монет)

Рассматривание валюты (купюры, монеты).

Игра «Волшебные превращения денежки».

Составление кроссворда «Валюта

Рассматривание денежных единиц. Игра «Орел и решка».

Рассматривание валюты (монеты, купюры).

Игра «Три дорожки.

1

1

1

         1

         1

Семейный бюджет (5 часов).

6.1 Семейный

Бюджет.

6.2 Бюджет - источник дохода и расхода.

6.3 Сбережения.

(Накопления.)

6.4 Денежная прибыль и долг.

6.5 Банк.

Рассматривание иллюстраций, фотоальбома «Моя семья».

Рисование на тему «Моя семья».

Сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», «Семья». Работа со схемой «Кто в семье что покупает». Дидактическая игра «Семейный бюджет»

Игра «В гостях у трех поросят». Просмотр мультфильмов «Три медведя», «Лиса и заяц»

Поделки посуды из пластилина. Сюжетно-дидактические игры: «Магазин», «Посуда».

Экскурсия к зданию банка.

Чтение Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены». Рисование на тему «Мой Банк».

1

1

1

        

        1

1

Заключение  

Дидактические задания и упражнения на проверку знаний.

30 мин

2.

Раздел 2 «Потребности и труд» (16 часов)

7.1 Потребность в общении и уважении.

7.2 Проявление интересов.

7.3 Подарок для друга.

7.4 Полезные и вредные привычки.

7.5 Потребность человека и животных.

7.6 Предметы, необходимые для жизни.

7.7 Что такое ресурсы.

7.8«На благо человека».

 Рассматривание иллюстраций из книги В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «По щучьему велению», «Крошечка-Хав- рошечка». Рисунки детей по прочитанным книгам.

Оригами «Подарок для друга». Запись в экономическом словаре понятия «дарение». Дидактическая игра «Кому что подарили»

Рассматривание иллюстраций из произведений А. Барто «Вовка - добрая душа»;

К. Чуковского «Федорино горе»

Просмотр видеокассеты по произведению К. Чуковского «Телефон». Рисование потребностей животных, растений. Дидактическая игра «Кому что нужно.

Рассматривание иллюстраций из произведений А. Барто «Вовка - добрая душа»;

К. Чуковского «Федорино горе».

Просмотр видеокассеты по произведению К. Чуковского «Телефон». Рисование потребностей животных, растений. Дидактическая игра «Кому что нужно

Рассматривание схемы, работа со схемой «Экономические ресурсы».

Рассматривание альбома «Правила поведения в лесу». Игра «Доскажи словечко». Дидактическая игра «Из чего сделано»

1

1

1

1

1

1

1

1

3.

Раздел 3 «Деньги» (15 часов)

8.1 Деньги.

8.2 Экскурсия в магазин. (труд продавца).

8.3 Игра маленькие покупки.

8.4 Волшебные помощники.

8.5 Телепередача Гнома Эконома.

8.6 Труд - продукт

8.7 Игра «Я банкир».

Рассматривание денег, рисование их. Заучивание пословиц о деньгах. Альбом «Деньги». Карандаши, фломастеры, листы бумаги.

Экскурсия в магазин. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Наблюдение за торговыми точками города. Изготовление денег. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Загадки. Игры: «Чудо-машины»; «Мы изобретатели». Рассматривание альбома «Бытовая техника».

Изготовление пособий для телепередачи.

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу». Рассматривание фотоальбома «Наш город», карты-схемы заводов и фабрик города.

Ролевая игра «Я -банкир».

1

1

1

1

1

1

1

4.

Раздел 4 «Семейный бюджет»

(15 часов)

9.1 Семейный бюджет.

9.2 Бюджет моей семьи.

9.3 Семейные расходы.

9.4 Как распределить бюджет семьи.

9.5 Как стать экономным.

9.6 Сбережения.

Рассматривание иллюстраций, фотоальбома «Моя семья».

Рисование на тему «Моя семья».

Сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», «Семья». Работа со схемой «Кто в семье что покупает». Дидактическая игра «Семейный бюджет».

Игра «В гостях у трех поросят». Просмотр мультфильмов «Три медведя», «Лиса и заяц».

Поделки посуды из пластилина. Сюжетно-дидактические игры: «Магазин», «Посуда». 

Изготовление эмблем, ребусов, кроссвордов. Игра-соревнование «Экономическая рыбалка».

Просмотр мультфильма «Лето в Простоквашино».

Разыгрывание сценок из сказок (на выбор).

1

1

1

1

1

1

Обобщение по курсу

( 1 час)

Срез знаний детей.

«Аукцион».

Картинки, схемы, модель «Семейный бюджет», ребусы, кроссворды, дидактические игры.

1

ИТОГО

34 занятия

68часов

1.4 Планируемые результаты:

Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям.

В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей.

На этапе завершения реализации программы ребенок может:

-применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;

-иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;

-проявляет ответственность за начатое дело;

-понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;

-осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;

-понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи;

-осознавать правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;

-понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем: в соответствии с этим, чем больше зарабатываешь и рациональнее тратишь, тем больше имеешь возможность приобрести;

-осознавать, что цена товара зависит от его качества, необходимости и от того, насколько трудно его изготовить;

-проявлять такие качества: умение честно соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;

-иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;

-осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

-следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

2.Комплекс организационно-педагогических условий:

2.1 Календарный учебный график

Календарно-тематическое планирование

для группы (1 г.о.)

№п/п

Наименование раздела программы

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения занятий (план)

Дата проведения занятий (факт)

Введение (30 мин)

1.

Раздел 1. 1 Потребности

(4 часа)

Введение в мир экономики

30 мин

2.

Знакомство

с Гномом Экономом

30 мин

3.

Что такое деньги. История денег.

30 мин

4.

Для чего нужны деньги?

30 мин

5.

Разнообразие потребностей современного человека.

30 мин

6.

Потребности в пище, воде, воздухе, тепле.

30 мин

7.

Рождение новых

вещей.

30 мин

8.

Безопасность и сохранение здоровья.

30 мин

1.

Труд

(5 часов)

Труд.

30 мин

2.

Труд- важное условие в жизни человека.

30 мин

3.

Все профессии важны.

30 мин

4.

Кому что нужно для труда.

30 мин

5.

Предприятия нашего

города.

30 мин

6.

Почему все взрослые работают?

30 мин

7.

Путешествие в Страну профессий.

30 мин

8.

Всякому делу учиться надо

30 мин

9.

Игра на мультимедийном устройстве «Уравновесь».

30 мин

10.

Игра в группе «Что важнее».

30 мин

1.

Товар

(5 часов)

Какие

бывают

товары.

30 мин

2.

Цена - ценник.

30 мин

3.

Деньги - средства обмена товарами.

30 мин

4.

Группировка товаров по разным признакам.

30 мин

5.

Разные товары.

30 мин

6.

Взаимообмен товарами.

30 мин

7.

Заработок и Покупка товаров.

30 мин

8.

Экономия.

30 мин

9.

Магазин.Рынок.

30 мин

10.

Игра на мультимедийном устройстве «Магазин».

30 мин

1.

Деньги

(4 часа)

Денежные

знаки.

30 мин

2.

История денег.

30 мин

3.

Аверс, реверс.

30 мин

4.

Валюта.

30 мин

5.

Денежные знаки других стран

30 мин

6.

Деньги. Монета. Банкнота. Практика.

30 мин

7.

Дом, где живут деньги.

30 мин

8.

Как правильно тратить деньги? Практика.

30 мин

1.

Семейный бюджет

(5 часов)

Семейный

Бюджет.

30 мин

2.

Бюджет - источник дохода и расхода

30 мин

3.

Сбережения.

(Накопления.)

30 мин

4.

Денежная прибыль и долг.

30 мин

5.

Банк.

30 мин

6.

Деньги – банк.

30 мин

7.

Банковские проценты.

30 мин

8.

Цена - ценник

30 мин

9.

Просмотр видео «Хранение денег».

30 мин

10.

Игра на мультимедийном устройстве «Банкомат».

30 мин

1.

Раздел 2 «Потребности и труд»

(16 часов)

Потребность в общении и уважении.

30 мин

2.

Проявление интересов.

30 мин

3.

Подарок для друга.

30 мин

4.

Полезные и вредные привычки.

30 мин

6.

Потребность человека и животных.

30 мин

7.

Предметы, необходимые для жизни.

30 мин

8.

Что такое ресурсы.

30 мин

9.

«На благо человека».

30 мин

10.

Вода- природный ресурс.

30 мин

11.

Трудовые

ресурсы.

30 мин

12.

Полезные привычки в быту.

30 мин

13.

Игра на мультимедийном устройстве «Уравновесь».

30 мин

14.

Забота человека о природе и польза природы для человека

30 мин

15.

«Экономика в сказках»

30 мин

16.

Юные экономисты.

30 мин

1.

Раздел 3 «Деньги»

(15 часов)

Деньги.

30 мин

2.

Экскурсия в магазин. (труд продавца)

30 мин

3.

Игра маленькие покупки.

30 мин

4.

Волшебные помощники.

30 мин

5.

Телепередача Гнома Эконома.

30 мин

6.

Труд - продукт

30 мин

7.

Игра «Я банкир».

30 мин

8.

Реклама.

30 мин

9.

Реклама - двигатель торговли.

30 мин

10.

Профессии людей в рекламном агентстве.

30 мин

11.

Мастер- художник в рекламном агентстве.

30 мин

12.

Аукцион.

30 мин

13.

Ярмарка.

30 мин

14.

Лотерея.

30 мин

15.

«Экономическая рыбалка»

30 мин

1.

Раздел 4 «Семейный бюджет»

(15 часов)

Семейный бюджет

30 мин

2.

 Бюджет моей семьи.

30 мин

3.

Семейные расходы.

30 мин

4.

 Как распределить бюджет семьи.

30 мин

5.

Как стать экономным.

30 мин

6.

 Сбережения.

30 мин

7.

Копилка.

30 мин

8.

 Покупка велосипеда.

30 мин

9.

 Кошелек.

30 мин

10.

Идем в магазин.

30 мин

11.

 Путешествие по Финансовой азбуке.

30 мин

12.

«Как начать движение к финансовым целям»

30 мин

13.

«Как «приручить» деньги?»

30 мин

14.

«Ловушки» бюджета»

30 мин

15.

«Как «выращивать» деньги»

30 мин

1.

Обобщение по курсу

Срез знаний детей.

30 мин

2.

«Аукцион».

30 мин

2.2 Условия реализации программы

Специально оборудованное помещение:

- наличие кабинета, соответствующего требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться;

- столы, стулья (по росту и количеству детей);

Материалы и оборудование:

- интерактивное оборудование;

- киоск «Магазин», включающий продовольственную и кассовую программу;

-терминал «Банк», с интегрированным сенсорным экраном и программным обеспечением;

-макеты денег общим номиналом 100 000 руб;

-макеты пластиковых банковских карт + макеты счета в банке;

-копилка;

-кошельки;

-наборы для игр на тему уроков;

- технические средства обучения (ТСО) -  ноутбук;

- презентации и учебные фильмы  (по темам занятий);

- игрушки для обыгрывания;

- технологические карты, схемы, образцы;

- картотека игр.

2.3 Формы аттестации

Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности используются следующие методы:

Наблюдение.

Беседы.

Обследование дошкольника (начало, конец учебного года).

Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.).

Данные диагностического обследования заносятся в диагностическую таблицу уровня знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности по следующим критериям:

Критерии:

понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);

уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги»;

знает качества человека – хозяина;

контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

знает о новых профессиях, умеет о них рассказать;

владеет словарным запасом в области финансирования;

проявляет здоровый интерес к деньгам;

интересуется социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;

сформировано начало экономического мышления.

2.4 Оценочные материалы

Определение уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста; проверка эффективности проекта по повышению уровня финансовой грамотности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.

Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней финансовой грамотности была разработана диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».

Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация. 

С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, я определяла уровень экономической воспитанности.

Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.

Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.

Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.

Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.

Опираясь на теоретические исследования, были выделены следующие показатели сформированность финансовой грамотности, динамику можно отследить в ходе реализации программы (см. табл. 2).

Таблица 2.

Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Когнитивный

компонент

-знание ребенком потребностей семьи;

и

-представления о труде родителей;

-представления об экономических понятиях;

-  проявление интереса к окружающим

явлениям современного общества.

Поведенческо-

-отражение имеющихся знаний  в игровой,

деятельностный

компонент

трудовой,   продуктивной   деятельности   и

умение опираться на эти знания;

-общение  с  взрослыми  и  сверстниками,

способность   к   выбору,   взаимопомощь,

умение находить свое место в общем деле,

стремление  к  сотрудничеству,  достижение

поставленной цели.

Эмоционально-

-проявление бережливости, ответственности,

ценностный

компонент

деловитости и предприимчивости;

-оценка    проявления    этих    качеств    у

сверстников.

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.

Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению с взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до         конца.

Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий уровень: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2- средний,1-низкий.

2.5 Методические материалы

Программа реализуется с методическим сопровождением:

  • методические рекомендации для воспитателя (с темами и рекомендациями по организации и проведению занятий);
  • пособие для родителей «Советы родителям: о чём и как говорить с ребёнком»;
  • сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников (обучающих сказок для знакомства с основами финансовой грамотности и формирования финансовой культуры детей в возрасте 5 - 8 лет);
  • сборник ситуационных задач по финансовой грамотности для дошкольников;
  • сборник игр для детей дошкольного возраста «Азы финансовой культуры»;
  • раздаточные и дидактические материалы по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников;
  • художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях.

Список литературы

1.Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013. -26 с.

2.Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

3.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

4.Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

5.        Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

6.Г.П. Повариницына Г.А.Киселева «Финансовая грамотность дошкольника».

7.Ю.Антонова «Сказ про то, как Иван царство спас».

8.Ю.Антонова «Обсуждаем, рассуждаем и играем».

9. Методическое пособие Алма «Финансовая грамотность».

10.Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО».

11. «Разработка, апробация и реализация образовательного курса

по финансовой грамотности для дошкольного образования»

ПРОГРАММА   образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика малышей».

12.Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Светлячок» Чистоозерного района Новосибирской области

Программа кружка «Занимательные финансы».

Обучающий видеоконтент

 Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:

Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? - https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0

Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. - https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE

Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. - https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM

Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. - https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc

Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. - https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4

Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. - https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU

Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата - https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs

 Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ

 Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977

 «Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)

 Союзмультфильм «Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про лень»

Мультсериал «Навигатум»: Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог»

Интернет – ресурсы:

www.cbr.ru — официальный сайт Банка России

fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»

минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования

и науки Российской Федерации

вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» Для детей старшего дошкольного возраста....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность дошкольника».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность дошкольника». ...

Развитие soft-skills (гибкие навыки) по средствам квест-технологии в направлении финансовой грамотности дошкольников.

Статья Развитие soft-skills (гибкие навыки) по средствам  квест-технологии в направлении финансовой грамотности дошкольников....

Презентация «Создание условий для реализации направления «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»

Мгновенный ответВ дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в от...

Презентация - Проектирование РППС в подготовительной к школе группе для реализации направления "Финансовая грамотность"

Данный материал может быть полезен воспитателям как один из примеров наполняемости развивающей предметно-пространственной среды подготовительной к школе группы для реализации направления "Финансо...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...