Развитие soft-skills (гибкие навыки) по средствам квест-технологии в направлении финансовой грамотности дошкольников.
статья по основам финансовой грамотности
Статья Развитие soft-skills (гибкие навыки) по средствам квест-технологии в направлении финансовой грамотности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие soft-skills (гибкие навыки) по средствам квест-технологии в направлении финансовой грамотности дошкольников.
Разработала: Бубликова Анастасия Андреевна, воспитатель
На сегодняшний день темпы научно-технического прогресса таковы, что мир изменяется и преображается буквально на глазах. Так же ускоряется и социально-экономическое развитие общества и, чтобы ребёнку поспевать за всеми изменениями, необходимо постоянно развивать его. Поэтому развитие гибких навыков очень важно в условиях ДОУ. Soft skills («гибкие» навыки) — набор социальных навыков, которые помогают человеку решать задачи в жизни, в том числе задачи, которые связаны с формированием экономических понятий таких, как бюджет, доход, расход, зарплата, стипендия, коммунальные услуги, квитанция, обмен. Такие навыки следует начинать формировать уже с дошкольного возраста. Современному педагогу приходится искать новые формы работы с детьми, для меня это квест «Финансовый детектив».
Квест «Финансовый детектив» направлен на формирование у детей моделей рационального финансового поведения, развитие у них необходимых знаний и навыков, обеспечивающих их социализацию и подготовку к взрослой жизни, а также умений ориентироваться в сложном мире финансов. Дети получают задание, беседуют с героями, с которыми произошли финансовые «неприятности»: попали в прошлое, но не смогли расплатиться деньгами настоящего времени, пришли квитанции за коммунальные услуги с большой суммой оплаты, не смогли накопить деньги на отдых. Детям нужно узнать, почему так произошло.
Цель: формирование умения искать и обрабатывать информацию, умение планировать и организовывать свою деятельность, умение слушать членов команды, умение находить и принимать общее решение, создание условий для формирования элементарных представлений о финансовой грамотности у дошкольников.
Задачи: обучать работе в команде. Формировать элементарные представления о профессии детектива, способствовать ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста. Дать знания на практике о таких понятиях, как бюджет, доход, расход, зарплата, стипендия, коммунальные услуги, квитанция, обмен.
Квест состоит их трех этапов:
Подготовительный этап. На этом этапе дети знакомятся с информацией, которая будет им нужна для успешного прохождения квестов. Получают задание. Намечают план действий.
Основной этап. Дошкольники знакомятся и беседуют с героями истории, у которых произошло финансовая «неприятность», собирают и изучают улики (чеки с магазинов, квитанции и тд). Принимают совместное решение по ходу квеста
Заключительный этап. На этом этапе воспитанники собирают всю информацию воедино. Советуются, находят общее решение и озвучивают его героям истории.
Soft Skills — основа успешности в деятельности. В финансах это разные типы мышления, планирование, управление рисками, работа с информацией, работа с изменяющимся контекстом. Именно такие компетенции и будут развивать дети в предлагаемой игровой деятельности.
Приложение 1
Квест «Финансовый детектив». Семейный бюджет.
Начало квеста.
Главный сотрудник штаба:
-Приветствую вас, финансовые детективы!
-Детективы, к нам обратилась семья. Они утверждают, что у них пропали деньги. Ваша задача - провести независимое расследование. Поговорите со всеми членами семьи и определите, по какой причине пропали деньги. Поможете им?
- Замечательно, тогда обсудим несколько правил.
В начале игры у вас есть 50 баллов. Баллы вы можете потратить, используя подсказки, одна подсказка стоит 10 баллов. На выполнения всех заданий вам дается 30 минут.
А за каждое выполненное задание вы получаете 7 баллов.
Какие правила работы в команде можете предложить вы, финансовые детективы?
Называют правила работы в команде. Намечают план действий.
Пункт А (Заказчик –Дмитрий)
Заказчик – Дмитрий: Добрый день, финансовые детективы, наконец – то вы прибыли.
Предполагаемый вопрос детей: Здравствуйте, что произошло?
Заказчик – Дмитрий: Мы обратились к вам, потому что обнаружили пропажу денег.
Предполагаемый ответ детей: Как давно вы это заметили?
Заказчик – Дмитрий: Год назад, в октябре, мы решили семьей отправиться в отпуск и решили, что соберем некоторую сумму денег. То, что денег нет, мы обнаружили неделю назад - мы все хранили дома. Пытались сами разобраться, но что-то так ничего и не вышло…
Предполагаемый вопрос детей: А у вас есть какие – то сведения?
Заказчик – Дмитрий: Мы вели семейный бюджет - там записывали все расходы и доходы. Начали так делать только тогда, когда поняли, что хотим с женой и сыном поехать на отдых. Мы просто пытались откладывать, сколько оставалось. Прикинули, что за год у нас скорее всего получится набрать сумму.
Предполагаемый вопрос детей: Хорошо, мы вам поможем ….. (просматривают вместе с заказчиком Дмитрием семейный бюджет) Я Заказчик – Дмитрий: Ходил на работу получал зарплату, моя жена пекла тортики, а мой сын Лёша получал стипендию, это можно назвать?
Предполагаемый вопрос детей: Доходами. (7 баллов)
Заказчик – Дмитрий: Но полученные деньги мы тратили: на оплату коммунальных услуг, продукты, на игрушки младшему сыну, на сладости, на кинотеатр, аттракционы, купили новую машину, телевизор и тд. Так что на всё нам денег хватало.
Предполагаемый вопрос детей: Ошибок, не может быть в подсчетах?
Заказчик – Дмитрий: Да какие ошибки! Нет конечно.
Пункт Б. Сын заказчика - Алексей
Предполагаемый вопрос детей: Добрый день, Алексей. Мы финансовые детективы. Можно задать тебе несколько вопросов?
Сын заказчика – Алексей: Конечно.
Предполагаемый вопрос детей: Расскажи про свои финансы.
Сын заказчика – Алексей: С финансами всё хорошо, папа и мама дают мне деньги на карманные расходы, да ещё я получаю стипендию. Вот совсем недавно купил себе скейтборд.
Предполагаемый вопрос детей: А ты записываешь, куда тратишь свои деньги?
Сын заказчика – Алексей: Конечно, сейчас я всё расскажу подробно. Хожу в кино, вот билеты, люблю покушать в кафе, поиграть в игры, часто покупаю новые, люблю ходить в магазин за чипсами, конфетами, газировкой и тд…вот вами чеки.
Физминутка от Алексея.
Выбор: вернуться к Дмитрию или продолжить разговаривать с Алексеем о компьютерных играх.
Предполагаемый вопрос детей: А на что вы тратили деньги, которые получали?
Заказчик Дмитрий: Вы хотели сказать свою за…..ой, забыл (зарплату). Купил себе новую машину, ездил с друзьями на рыбалку, ходил с друзьями в кафе, у кого то был день рождения покупал им очень дорогие подарки, чтобы им понравилось. (7 баллов)
Выбор с Алексеем или женой Светланой.
Пункт В (жена заказчика –Светлана)
Жена заказчика – Светлана: Добрый день финансовые детективы, я Светлана.
Предполагаемый вопрос детей: Расскажите, чем вы занимаетесь?
Жена заказчика – Светлана: Я пеку тортики.
Предполагаемый вопрос детей: Расскажите подробнее.
Жена заказчика – Светлана: Ох, это, да. Мне очень нравится готовить! Особенно хорошо у меня получаются кондитерские изделия. И вот, я иногда дарю или даже продаю свои шедевры друзьям.
Предполагаемый вопрос детей: Деньги я трачу на самое необходимое: на покупка ингредиентов для тортов, а также продуктов в дом. Вот вам мои чеки.
Выбор: поговорить с кем то из членов семьи. Обсудить полученную информацию с командой.
Обсуждают полученную информацию.
Предлагают собрать все семью и рассказать им о том, куда делись отложенные деньги. (7 баллов)
1. Каждый, когда ему это было необходимо, брал немного денег из бюджета на путешествие
Вы совершали спонтанные покупки и не сравнивали предложения разных магазинов.
В итоге получилось так, что вы потихоньку тратили те деньги, которые откладывали
Чтобы такой ситуации не произошло – нужно разбираться в основах финансовой грамотности
Главный сотрудник штаба: Замечательная работа, финансовые детективы
Приложение 2
Таблица «Семейный бюджет»
Доходы | Расходы |
Зарплата заказчика | Коммунальные услуги |
Доход от продажи тортиков | Оплата за связь |
Стипендия сына Алексея | Покупка продуктов |
Покупка машины | |
Покупка зимней одежды | |
Непредвиденные расходы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» Для детей старшего дошкольного возраста....
Развитие Soft skills у дошкольников, по средствам дидактической игры «Домики – считалки».
Развитие Soft skills у дошкольников, по средствам дидактической игры «Домики – считалки»....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность дошкольника».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность дошкольника». ...
Статья «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной грамотности в детской телестудии "Сибирячок -ТВ"
Опыт работы «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной грамотности в детской телестудии "Сибирячок - ТВ»...
7 упражнений для развития soft skills у дошкольников
Понятие soft skills «молодеет» на глазах: если раньше его употребляли в основном специалисты по подбору кадров, то сейчас уже вовсю используют в школе и детском са...
«Игровые инструменты развития Soft Skills у дошкольников»
Soft skills — это универсальные навыки, которые помогут ребенку быть успешным, независимо от того, какую профессию он выберет в будущем. Это та база, на которой стр...
Картотека дидактических игр, влияющих на развитие Soft skills у дошкольников
Данная игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.Дидактическая игра «Домики – считалки».Цель: развитие Soft skills у дошкольников, по средствам дидактической игры &l...