Развитие soft-skills (гибкие навыки) по средствам квест-технологии в направлении финансовой грамотности дошкольников.
статья по основам финансовой грамотности

Статья Развитие soft-skills (гибкие навыки) по средствам  квест-технологии в направлении финансовой грамотности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие soft-skills (гибкие навыки) по средствам  квест-технологии в направлении финансовой грамотности дошкольников.

Разработала: Бубликова Анастасия Андреевна, воспитатель

На сегодняшний день темпы научно-технического прогресса таковы, что мир изменяется и преображается буквально на глазах. Так же ускоряется и социально-экономическое развитие общества и, чтобы ребёнку поспевать за всеми изменениями, необходимо постоянно развивать его. Поэтому развитие гибких навыков очень важно в условиях ДОУ. Soft skills («гибкие» навыки) — набор социальных навыков, которые помогают человеку решать задачи в жизни, в том числе задачи, которые связаны с формированием экономических понятий таких, как бюджет, доход, расход, зарплата, стипендия, коммунальные услуги, квитанция, обмен. Такие навыки следует начинать формировать уже с дошкольного возраста. Современному педагогу приходится искать новые формы работы с детьми, для меня это квест «Финансовый детектив».

Квест «Финансовый детектив»  направлен на формирование у детей моделей рационального финансового поведения, развитие у них необходимых знаний и навыков, обеспечивающих их социализацию и подготовку к взрослой жизни, а также умений ориентироваться в сложном мире финансов. Дети получают задание, беседуют с героями, с которыми произошли финансовые «неприятности»: попали в прошлое, но не смогли расплатиться деньгами настоящего времени, пришли квитанции за коммунальные услуги с большой суммой оплаты, не смогли накопить деньги на отдых. Детям нужно узнать, почему так произошло.

Цель: формирование умения искать и обрабатывать информацию, умение планировать и организовывать свою деятельность, умение слушать членов команды, умение находить и принимать общее решение, создание условий для формирования элементарных представлений о финансовой грамотности у дошкольников.

Задачи: обучать работе в команде. Формировать  элементарные представления о профессии детектива, способствовать ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста. Дать знания на практике о таких понятиях, как бюджет, доход, расход, зарплата, стипендия, коммунальные услуги, квитанция, обмен.

Квест состоит их трех этапов:

Подготовительный этап. На этом этапе дети знакомятся с информацией, которая будет им нужна для успешного прохождения квестов. Получают задание. Намечают план действий.

Основной этап. Дошкольники знакомятся и беседуют с героями истории, у которых произошло финансовая «неприятность», собирают и изучают улики (чеки с магазинов, квитанции и тд). Принимают совместное решение по ходу квеста

Заключительный этап. На этом этапе воспитанники собирают всю информацию воедино. Советуются, находят общее решение и озвучивают его героям истории.

Soft Skills  — основа успешности в деятельности. В финансах это разные типы мышления, планирование, управление рисками, работа с информацией, работа с изменяющимся контекстом. Именно такие компетенции и будут развивать дети в предлагаемой игровой деятельности.

Приложение 1

Квест «Финансовый детектив». Семейный бюджет.

Начало квеста.

Главный сотрудник штаба:

-Приветствую вас, финансовые детективы!

-Детективы, к нам обратилась семья. Они утверждают, что у них пропали деньги. Ваша задача - провести независимое расследование. Поговорите со всеми членами семьи и определите, по какой причине пропали деньги. Поможете им?

- Замечательно, тогда обсудим несколько правил.

В начале игры у вас есть 50 баллов. Баллы вы можете потратить, используя подсказки, одна подсказка стоит 10 баллов. На выполнения всех заданий вам дается 30 минут.

А за каждое выполненное задание вы получаете 7 баллов.

Какие правила работы в команде можете предложить вы, финансовые детективы?

Называют правила работы в команде. Намечают план действий.

Пункт А (Заказчик –Дмитрий)

Заказчик – Дмитрий:  Добрый день, финансовые детективы, наконец – то вы прибыли.

Предполагаемый вопрос детей: Здравствуйте, что произошло?

Заказчик – Дмитрий: Мы обратились к вам, потому что обнаружили пропажу денег.

Предполагаемый ответ детей: Как давно вы это заметили?

Заказчик – Дмитрий: Год назад, в октябре, мы решили семьей  отправиться в отпуск и решили, что соберем некоторую сумму денег. То, что денег нет, мы обнаружили неделю назад - мы все хранили дома. Пытались сами разобраться, но что-то так ничего и не вышло…

Предполагаемый вопрос детей: А  у вас есть какие – то сведения?

Заказчик – Дмитрий: Мы вели семейный бюджет - там записывали все расходы и доходы. Начали так делать только тогда, когда поняли, что хотим с женой и сыном поехать на отдых. Мы просто пытались откладывать, сколько оставалось. Прикинули, что за год у нас скорее всего получится набрать сумму.

Предполагаемый вопрос детей: Хорошо, мы вам поможем ….. (просматривают вместе с заказчиком Дмитрием семейный бюджет)  Я Заказчик – Дмитрий: Ходил на работу получал зарплату, моя жена пекла тортики, а мой сын Лёша получал стипендию, это можно назвать?

Предполагаемый вопрос детей: Доходами. (7 баллов)

Заказчик – Дмитрий: Но полученные деньги мы тратили: на оплату коммунальных услуг, продукты, на игрушки младшему сыну, на сладости, на кинотеатр, аттракционы, купили новую машину, телевизор и тд. Так что на всё нам денег хватало.

Предполагаемый вопрос детей: Ошибок, не может быть в подсчетах?

Заказчик – Дмитрий: Да какие ошибки! Нет конечно.

Пункт Б. Сын заказчика - Алексей

Предполагаемый вопрос детей: Добрый день, Алексей. Мы финансовые детективы. Можно задать тебе несколько вопросов?

Сын заказчика – Алексей: Конечно.

Предполагаемый вопрос детей: Расскажи про свои финансы.

Сын заказчика – Алексей: С финансами всё хорошо, папа и мама дают мне деньги на карманные расходы, да ещё я получаю стипендию. Вот совсем недавно купил себе скейтборд.

Предполагаемый вопрос детей: А ты записываешь, куда тратишь свои деньги?

Сын заказчика – Алексей: Конечно, сейчас я всё расскажу подробно. Хожу в кино, вот билеты, люблю покушать в кафе, поиграть в игры, часто покупаю новые, люблю ходить в магазин за чипсами, конфетами, газировкой и тд…вот вами чеки.

Физминутка от Алексея.

Выбор: вернуться к Дмитрию или продолжить разговаривать с Алексеем о компьютерных играх.

Предполагаемый вопрос детей: А на что вы тратили деньги, которые получали?

Заказчик Дмитрий: Вы хотели сказать свою за…..ой, забыл (зарплату). Купил себе новую машину, ездил с друзьями на рыбалку, ходил с друзьями в кафе, у кого то был день рождения покупал им очень дорогие подарки, чтобы им понравилось. (7 баллов) 

Выбор с Алексеем или женой Светланой.

Пункт В (жена заказчика –Светлана)

Жена заказчика – Светлана: Добрый день финансовые детективы, я Светлана.

Предполагаемый вопрос детей: Расскажите, чем вы занимаетесь?

Жена заказчика – Светлана: Я пеку тортики.

Предполагаемый вопрос детей: Расскажите подробнее.

Жена заказчика – Светлана: Ох, это, да. Мне очень нравится готовить! Особенно хорошо у меня получаются кондитерские изделия. И вот, я иногда дарю или даже продаю свои шедевры друзьям.

Предполагаемый вопрос детей: Деньги я трачу на самое необходимое: на покупка ингредиентов для тортов, а также продуктов в дом. Вот вам мои чеки.

Выбор: поговорить с кем то из членов семьи. Обсудить полученную информацию с командой.

Обсуждают полученную информацию.

Предлагают собрать все семью и рассказать им о том, куда делись отложенные деньги. (7 баллов)

1. Каждый, когда ему это было необходимо, брал немного денег из бюджета на путешествие

Вы совершали спонтанные покупки и не сравнивали предложения разных магазинов.

В итоге получилось так, что вы потихоньку тратили те деньги, которые откладывали

Чтобы такой ситуации не произошло – нужно разбираться в основах финансовой грамотности

Главный сотрудник штаба: Замечательная работа, финансовые детективы

Приложение 2

Таблица «Семейный бюджет»

Доходы

Расходы

Зарплата заказчика

Коммунальные услуги

Доход от продажи тортиков

Оплата за связь

Стипендия сына Алексея

Покупка продуктов

Покупка машины

Покупка зимней одежды

Непредвиденные расходы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» Для детей старшего дошкольного возраста....

Развитие Soft skills у дошкольников, по средствам дидактической игры «Домики – считалки».

Развитие Soft skills у дошкольников, по средствам дидактической игры «Домики – считалки»....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность дошкольника».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность дошкольника». ...

Статья «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной грамотности в детской телестудии "Сибирячок -ТВ"

Опыт работы «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной  грамотности в детской телестудии "Сибирячок - ТВ»...

7 упражнений для развития soft skills у дошкольников

Понятие soft skills «молодеет» на глазах: если раньше его употребляли в основном специалисты по подбору кадров, то сейчас уже вовсю используют в школе и детском са...

«Игровые инструменты развития Soft Skills у дошкольников»

Soft skills — это универсальные навыки, которые помогут ребенку быть успешным, независимо от того, какую профессию он выберет в будущем. Это та база, на которой стр...

Картотека дидактических игр, влияющих на развитие Soft skills у дошкольников

Данная игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.Дидактическая игра «Домики – считалки».Цель: развитие Soft skills у дошкольников, по средствам дидактической игры &l...