Школа дошкольных наук "Воспитываем добротой».
консультация

Светлана Валерьевна Быкова

Жить без улыбки – просто ошибка,

Всюду улыбки – повсюду добро!

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_dobro.pdf400.91 КБ
Файл konspekt_k_shdn.docx16.4 КБ
Файл kartoteka_igr_dlya_doshkolnikov.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Девиз дня

Жить без улыбки – просто ошибка,

Всюду улыбки – повсюду добро!

Раннее обучение детей в дошкольных учреждениях позволяет подготовить их к школе, развивая у них в первую очередь познавательные процессы. Однако нравственным качествам из-за недостатка времени у родителей уделяется мало внимания. В результате дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем в школе. С целью активизации родительского внимания к этой теме решили провести родительское собрание «Воспитываем добротой».

Сообщение воспитателя«Доброте нужно учить с детства».

Сегодня мы поговорим об одном из человеческих качеств – нравственности.

  • Какие нравственные качества присущи человеку? (ответы педагогов: доброта, честность, отзывчивость, щедрость, дружелюбие, справедливость и т. д.).

Все это мы хотим видеть в наших детях, но не всегда получаем желаемые результаты. В одних и тех же случаях наши дети ведут себя по-разному. Одни заботливы, чутки, готовы прийти на помощь другу, успокоить его, пожалеть.

Другие равнодушны, эгоистичны. Таких детей трогает лишь то, что касается их лично. Третьи агрессивны, могут ударить, отнять игрушку

Почему так происходит? Послушайте притчу:

Один учитель повелел своему ученику: «Вырви это дерево из земли!» и указал на молодое, но глубоко пустившее корни дерево. Исполняя послушание учителю, ученик приступил к делу, но не смог пошатнуть дерево и сказал : «Ты приказал мне сделать невозможное!». И тогда учитель указал на другое, совсем еще молодое деревце, которое ученик без усилий тот час же вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.

Если эту повесть применить к воспитаниюто смысл такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитание с малых лет. К чему привык человек с малых лет, то он и будет делать до старости. Поэтому мы, педагоги и родители, и в маленьком ребенке не должны пропускать без внимания никаких проявлений зла, и самое малое дитя уже имеет свои недостатки, сначала бессознательные, после сознательные.

Одним из важнейших условий успешного нравственного развития ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, забота, поддержка способствуют положительному, эмоциональному развитию ребенка.

 Если же ребенок совершил проступок, нужно обязательно объяснить ему, в чем заключается проступок и почему так себя вести нельзя. Если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того, шлепает и бьет ребенка, вряд ли ребенок поймет, что драться нехорошо. Массу положительных эмоций дают детям семейные праздники, а также совместная деятельность со взрослыми. Тогда ребенок чувствует, что живет в счастливой, дружной семье

Практическое задание для педагогов с «Кубиком добрых дел»

Сделать цветок добра из лепестков

Домашнее задание: сделать подборку игр «Уроки добра» на свой возраст игр  (5-7)



Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений «Уроки добра» для детей старшего дошкольного возраста.

Доброта — готовность помочь маленьким, нуждающимся и слабым. Дети изначально (как правило) не добры и эгоцентричны, поэтому воспитание доброты, хотя бы и как и шаблонного поведения, является шагом вперед в направлении социализации ребенка.

В детстве и юношестве доброта — одно из самых надежных средств обращения ребенка и подростка к миру другого человека, воспитания отзывчивости и готовности к сотрудничеству.

Игра «Цветик-семицветик»

Цель: продолжить знакомство с полярными понятиями «добро – зло».

Материал: цветик-семицветик, такой, чтобы лепестки отрывались (вынимались из цветка), красные и желтые фишки.

Ход игры: каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток «облетит весь свет». По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:

Лети, лети, лепесток

Через запад – на восток,

Через север, через юг, возвращайся сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-твоему вели!

Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей, ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы (но об этом детям не говорят). В конце игры воспитатель предлагает обсудить, какие желания понравились детям и почему.

Упражнение «Выручи из беды»

Цель: обобщить представление детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию. Вызвать стремление совершать добрые поступки.

Материал: игрушки: Зайка и Мишка, картинки с изображением «злого» и «доброго» волшебников.

Ход игры: воспитатель предлагает детям подумать о том, как бы они выручил и из беды Мишку и Зайку. Дети сочиняют истории, которые обыгрываются с помощью игрушек. Воспитатель обращает их внимание на выражение лица злого волшебника: оно изменилось и стало добрым. (Изображение злого волшебника заменяется соответствующим). Волшебник благодарит детей за то, что они выручили из беды его любимые игрушки, и говорит, что тоже хочет сделать им что-нибудь приятное и рассказывает сказку.

Игра «Мышь и мышеловка»

Цель: развивать у детей чувство доброты, сопереживания, стремления поддерживать других; формировать доброжелательное отношение к животным.

Ход игры: необходимое число играющих 5-6. Все образуют круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимают соседа за талию – это «мышеловка» (или сеть). Водящий – в кругу. Его задача – всеми возможными способами выбраться из «мышеловки»: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий. При этом воспитатель следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинали мышку, не делали ей больно. Если воспитатель замечает, что мышонок загрустил и никак не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и ручки, пожалеем его».

Игра «Сказка наоборот»

Цель: познакомить детей с правилами доброжелательного поведения.

Материал: узбекская народная сказка «Упрямые козы». Жили когда-то на свете две упрямые козы. И вот однажды они встретились на узкой дороге, перекинутой через глубокий арык. Вдвоем на доске не разойтись, кому-то надо уступить.

- Эй, ты, посторонись с дороги! – закричала одна коза.

- Вот еще, выдумала! Выходит, я из-за тебя пятиться должна? – закричала в ответ другая.

- А почему бы тебе и не попятиться? – настаивала первая.

Долго спорили упрямые козы. А потом отступили каждая на три шага, нагнули головы и…Трах! Стукнулись лбами и обе свалились в воду.

Ход игры: дети придумывают новое название сказки (например, «Вежливые, веселые, добрые козочки»). Решают самостоятельно проблемную ситуацию: две козочки встретились на узкой доске. Как быть? Кто уступит? Какие слова должны произнести козочки? Какое выражение лица при этом у них будет? Вместе с воспитателем дети выбирают самый удачный вариант сказки, после чего они вновь распределяются по парам и проводится тренинг «вежливые козочки».

Игра «Тень»

Цель: закреплять знания правил доброжелательного поведения.

Ход игры: я предлагаю вам поиграть в игру «Тень», но не для того, чтобы научиться дружить с ней, а для того, чтобы быть внимательным к другим людям. Дети разбиваются на пары: один играет роль человека, другой – роль его тени. Человек делает любые движения, тени повторяют их, действуя в том же ритме, что и человек.

Упражнение «Расскажи о своем настроении»

Цель: познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; учить понимать настроение другого человека.

Материал: картинки с изображением различных оттенков настроений.

Ход игры: детям предлагаются картинки с изображением различных оттенков настроений. Сначала воспитатель выясняет, знают ли дети основные характеристики настроения человека, а затем предлагает выбрать т картинку, которая в наибольшей степени похожа на настроение ребенка. (вводятся понятие: веселое (радостное), грустное (хочется помолчать, подумать о чем-нибудь, хочется плакать).

- При помощи каких слов вы можете рассказать о своем настроении?

- Какое у тебя сейчас настроение?

- Какого цвета у тебя настроение?

- С каким запахом можно сравнить твое настроение?

- На что похоже твое настроение?

(Плохая погода, холод, дождь, хмурое небо – агрессивные элементы, которые свидетельствуют об эмоциональном благополучии.) Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, воспитатель им предлагает все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек.

Для образца воспитатель может вспомнить ситуации из своей жизни, связанные с плохим настроением, и тоже поместить эти воспоминания в мешочек.

В конце беседы воспитатель обобщает ответы детей и обращает их внимание на то, что настроение может быть разным:

- Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как веселое, радостное, светлое, праздничное.

- Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.

- А от чего зависит настроение?

- Может ли меняться настроение?

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: учить детей анализировать свое поведение и поступки других.

Материал: фишки красного и черного цветов.

Ход игры: детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо или плохо? Воспитатель раздает детям фишки двух цветов – красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки – фишки красного цвета; плохие поступки – фишки черного цвета. Воспитатель называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценки. Примерный перечень детских поступков для игры:

ПЛОХИЕ:

1) порвал блузку

2) обидел друга

3) поссорился с мамой

4) толкнул ногой щенка

5) ударил котенка

6) разрушил птичье гнездо

ХОРОШИЕ:

1) защитил слабого

2) проведал больного друга

3) обогрел и накормил

4) помог малышу одеться

Упражнение «Помоги волшебнику»

Цель: обобщить представление детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки.

Материал: три картинки, изображающие девочек с разными выражениями лиц: злым, равнодушным, добрым.

Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на то, что злой волшебник попал в трудную ситуацию, и ему нужно помочь. Сегодня волшебник прочитал два стихотворения, которые хорошо знакомы детям – об игрушках, с которыми он иногда любил играть.

1. Зайку бросила хозяйка –

Под дождем остался Зайка,

Со скамейки слезть не мог.

Весь до ниточки промок

2. Уронили мишку на пол.

Оторвали Мишке лапу –

Все равно его не брошу.

Потому что он хороший.

(А. Барто)

У волшебника есть три фотографии девочек. Он хотел разобраться, какая из девочек бросила Зайку, какая оторвала Мишке лапу, а какая очень жалеет Мишку и Зайку:

- Как же я могу узнать, ведь здесь не нарисовано, что они делают!

Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии девочек и помочь волшебнику. (Демонстрация трех портретов девочек с разными выражениями лица: злым, равнодушным и добрым.)

- Посмотрите, какая вот эта девочка? (Равнодушная, безразличная.)

Какое у нее лицо? Что сделала эта девочка?

Дети сопоставляют выражения лиц девочек с их поступками:

- начала играть с Зайчиком в саду, но быстро про него забыла и оставила под дождем.

- А эта девочка любит драться, обижать других, он оторвала Мишке лапу и бросила его тут же на пол.

«Копилка добрых дел»

Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.

«Выбрасываем злость»

Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.

«Ласковые имена»

Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.

«Комплименты»

Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.

Радости и огорчения (для детей с 6 лет) Цель: выявление характера и содержания переживаний, их осознание. Ребятам предлагается дополнить два предложения: «Больше всего я радуюсь, когда...», «Больше всего я огорчаюсь, когда...». Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения. После предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?» При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью групп

Подарок на всех (Цветик-семицветик)

Развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» Или: «Если бы у нас был Цветиксемицветик, какое бы желание ты загадал?» Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети, лепесток, через запад и восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснешся ты земли, быть по-моему вели. Вели, чтобы….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Формирование у детей дошкольного возраста доброту и уважение к животным!»

Методическая разработка «Формирование  у детей дошкольного возраста доброты и уважения к животным!»...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Доброта живёт по всюду"

В данном материале представлен конспект занятия с детьми старшей группы про доброту, как воспитать в себе это качество...

ООД по социально-личностному развитию в подготовительной к школе группе «Цветок доброты»

ООД по социально-личностному развитию в подготовительной к школе группе «Цветок доброты»...

Цикл занятий по духовно - нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Доброта и доброжелательность"

Цикл занятий по духовно - нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Доброта и доброжелательность"Содержание:1.Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию с ...

Презентация для старшего дошкольного возраста "Доброта и вежливость"

Часто случается, что дети ссорятся или не могут найти себе друзей. Эта презентация может в этом помочь. Можно провести совместное мероприятие с родителями , подобрав немного материала и используя эту ...

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Доброта спасет мир!

Конспект беседы сдетьми старшего дошкольного возраста«Доброта спасет мир!Цель: воспитание толерантного отношения друг к другу.Конспект беседы :Воспитатель: Сегодня я хочу с вами поговорить о наш...