Цикл занятий по духовно - нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Доброта и доброжелательность"
картотека (старшая группа)

Пастухова Алена Владимировна

Цикл занятий по духовно - нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Доброта и доброжелательность"

Содержание:

1.Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию с  детьми старшего дошкольного возраста на тему : «Доброта и доброжелательность».

2.Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию с  детьми старшего дошкольного возраста на тему : «Честность и правдивость».

  3.Логопедическое занятие по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: «Доброта, отзывчивость, честность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_besed.docx50.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края

658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:

detsad-53-2011@mail.ru

Цикл занятия по духовно-нравственному воспитанию с  детьми старшего дошкольного возраста на тему :

«Доброта и доброжелательность»

Выполнили: Пастухова А.В  воспитатель

первой квалификационной категории.

город Рубцовск, 2023 г.

Содержание:

  1. Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию с  детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Доброта и доброжелательность».
  2. Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию с  детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Честность и правдивость».

3. Логопедическое занятие по развитию связной речи в подготовительной группе на тему: «Доброта, отзывчивость, честность».

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию с  детьми старшего дошкольного возраста на тему:

«Доброта и доброжелательность».

Цель: формирование у детей нравственной ценности Добро и добрых правил жизни человека.

Задачи:

  •  ознакомить дошкольников с нравственной ценностью Добро, способствовать осознанию ее значимости в жизни людей и своей жизни;
  •  формировать представления о добрых поступках человека и способность их правильно определять;
  •  формировать у детей положительное отношение к нравственной ценности Добро, добрым качествам души;
  •  формировать умение распознавать эмоции людей в различных ситуациях нравственного и безнравственного поведения и выражать их, а также проявлять эмоции сочувствия и сорадости;
  •  воспитывать адекватные эмоциональные реакции на нравственные и безнравственные действия;
  •  формировать нравственное поведение детей;
  •  развивать способность осмысливать свои поступки, адекватно оценивать свою деятельность;
  • закрепить знания детей о добрых правилах жизни.

Материал: презентация, компьютер, интерактивеая доска.

Предварительная работа:беседы о вежливости, о дружбе; просмотр мультфильм « Уроки Доброты тетушки Совы»

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро утром проснулось.
Глазки открыло, всем улыбнулось!
Всем пожелало «Доброе утро!»
И наступило лето как будто!
 (Е.А. Алябьева)

Воспитатель: - Действительно, ребята, стало как будто теплее. Доброе утро желает нам оставить все плохое, что в нас сейчас есть (обиды, капризы, сердитость) - почувствовать в своей груди доброе сердце, т.к. только с добрым сердцем можно попасть в страну Доброты, где нет зла и все дружны. 

Дети закрывают глаза.

Воспитатель: - Раз, два, три – мы попали в страну Доброты. В этой стране необходимо знать и выполнять особые правила – правила доброй жизни. И самое первое правило – всегда встречать друг друга добрым взглядом, улыбкой, высказывать добрые пожелания. Давайте с улыбкой скажем добрые пожелания друг другу. 

Дети высказывают свои пожелания.

Воспитатель: - Ребята, а что такое добро? Что такое зло?

Дети: Добро, это когда человек делает добрые поступки, помогает людям. Зло, когда обижает кого-нибудь.(Слайд 1)

Воспитатель: - Послушайте стихотворение и постарайтесь найти ответ.(Слайд 2)

Доброе и злое
В мире нашем есть.
Доброты людей всех
Нам не перечесть.
Но всего добрее
Бог – Он есть Добро.
Кто ушел от Бога,
Тот попал во зло.

Воспитатель: - Что есть в нашем мире? 

Дети: Доброе и злое.

Воспитатель: - Кто попал во зло?

Дети: Тот, кто ушел от Бога.

Воспитатель: - Кто есть Бог? 

Дети: Он есть Добро.

- Правильно. Бог – есть Добро. Добро – это все хорошее, полезное. Бог любит

 Воспитатель: каждого человека. Он хочет, чтобы люди были добрыми. И люди стараются быть такими. Добрый человек любит делать добрые дела, совершать хорошие поступки и не требует от других ничего взамен. Люди любят добрых людей, им всегда рады. К сожалению, люди иногда свершают злые поступки, тогда окружающим становится очень плохо, грустно, больно. Важно беречь и создавать хорошее настроение у окружающих людей - улыбаться им, говорить добрые слова, уважать, быть внимательным и заботливым. Важно, чтобы добро жило в сердце каждого человека. Оно помогает нам сделать мир добрее вокруг нас.

 Воспитатель: - А мы с вами, ребята, можем сделать мир добрее вокруг нас? Как? 

Дети: Быть добрыми, не обижать, не обзывать, не злиться, делиться друг с другом, говорить вежливые слова, помогать друг другу.

 Воспитатель: - Правильно. Это добрые правила жизни. Их можно объединить в одно главное правило, которое нам дает Бог: ты должен относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. А как? Вот, например, поступай так:

  • Ты плачешь, когда другие тебя обижают? – Не обижай никого ни словами, ни делами.
  • Тебе не нравится, когда мешают твоим играм? – Не мешай и сам другим.
  • Ты хочешь быть здоровым? – Желай здоровья и всем людям.
  • На грубые слова не отвечай, со злыми товарищами не дружи.
  • Не ссорься ни с кем.
  • Никого не осуждай, и тебя не будут судить.
  • Приноси добро, помогай другим, и люди принесут добро и любовь.

Воспитатель: 

- В стране Доброты мы можем услышать добрую музыку, нарисовать что-то красивое. А еще поиграть в игры и почитать письма, которые учат нас тому, как обращаться с ближними, как поступать в разных жизненных ситуациях, как совершать добрые поступки и стараться не причинять никому зла… (слайд 4 )

Давайте возьмем одно из писем и почитаем.

Первое письмо:

Воспитатель: Бабушка и дедушка вошли в автобус, но пустых мест не оказалось. Они встали рядом с местами, где сидели ребята Катя и Ваня. Катя уступила бабушке места, а Ваня решил , что дедушка может и постоять. (слайд 5)

Воспитатель: Чтобы вы сказали о таком поступке детей?

Дети: Катя всё сделала правильно, тк надо уступать старшим место. А Ваня поступил не правильно, что не уступил место.

Воспитатель: Как бы вы поступили? (рассуждение детей)

Да действительно нужно уступать место пожилвм людям в общественном транспорте. К ним нужно относиться с уважением, заботливо, помогать им. Пожилые люди прожили много-много лет и трудились для людей. Запомните это пожалуйста.

Игровое упражнение:  «Старенькая бабушка» (слайд 6-7)

Предлагаю разделится детям на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки(внука). Бабушки и дедушки очень слабые, плохо видят и слышат. Им порой страшно выходить на улицу за покупками, к врачу и т.д.

Они боятся перейти через улицу с очень сильным движением. Задача внучат помочь перевести их через дорогу так, чтобы они без всяких травм дошли до нужного объекта, купить продукты, показать врачу и т.д. Стелим баннер перекресток, создаём объекты – магазин, больница, парикмахерская. Несколько детей играют роль машин и бегают туда, сюда по проезжей дороге.

Обыгрывание ситуаций.

Воспитатель: Какие вы молодцы справились с заданием. 

Письмо второе: (слайд 8-10)

Воспиатель: Ребята послушайте рассказ «Как  у щенка появился дом»

На улице стояла глубокая осень, с самого утра лил не переставая дождь, и уже почти обнаженные деревья сбрасывали на землю свои последние желтые листья.  

На улице не было не одной живой души, все сидели по своим домам, занимались своими делами, да и кто пойдет на улицу в такую погоду. Площадка пустовала, и лишь один грустный щенок сидел и покорно мок под дождем.  

Не потому что ему нравился дождь, а просто потому что у него не было своего дома.  

Он сидел в одиночестве и жалобно скулил, возле детской горки на прощадке, ему было грустно, и холодно, и очень хотелось есть. Ему хотелось поскорее что бы закончился дождь, в надежде на то что выйдут гулять на площадку ребятишки, поиграют с ним, и как обычно вынесут ему кусок хлеба.  

Но тучи в небе предательски сгущались, и дождь не собирался прекращаться, на оборот будто усиливался, продолжая мочить бездомного щенка.  

На улице начало вечереть, и щенок уже отчаялся, как вдруг мимо проходили две девочки под зонтом, в резиновых сопогах, площах, с портфелями через плече, они шли со школы.  

– Да, ну и погода сегодня.  

– Говорила же тебе надо было остаться дома, вон пол класса сегодня не пришли.  

– Да наверно ты была права!  

– А то! Никогда меня не слушаешь!  

– Я так замерзла, еще и этот дождь...  

– Ага, в такую погоду и заболеть не долго, апчи!... Ну вот, уже походу.  

– Щас придем домой, и сразу за чай с малиной!  

– Ага! Ну вот мы и пришли почти, вон уже наш дом!  

– Наконец то! Вроде бы и школа не далеко, а расстояние показалось вечностью!  

– Хм... Так потому что погода такая!  

– Давай сократим через детскую площадку?  

– Ты что, там щас слякоть от дождя! Еще и вымазаться хочешь?  

– Да ладно тебе! Пошли!  

– Ой, смотри!  

– Ой какой очаровательный щенок!  

– Бедняжка, он весь промок.  

– Какой маленький, он наверно потерялся!  

– Но на нем нет ошейника, может он вовсе и не чей?  

– А давай возьмем его себе? Он наверно голодный.  

– А что родителям скажем?  

– Так и скажем, что нашли его на улице под дождем! Ну посмотри какой он милый!  

– Милый то милый, но ты же знаешь как мама относится к животным в доме! Не думаю что нас за это погладят по голове!  

– Ну не можем же мы его здесь оставить, вот так просто мокнуть под дождем!  

– Да, жалко конечно собачку, ну давай попробуем взять! Ладно, бери уже и пошли, а то совсем холодно, брррр...  

Они радостно забрали щенка, и поспешили скорее домой.  

Щенок жалобно трясся от холода, и скулил на руках у одной из девочек, но бесконечно был счастлив, прижимаясь к ней, и облизывая ее руки.  

Придя домой, девочки поспешили раздется, и поскорее накормить щенка!  

– Пошли скорее на кухню, нальем ему молока!  

Сказала одна из девочек.  

Щенок ждано лакал молоко виляя хвостиком от удовольствия, ведь теперь ему было тепло, и комфортно, и радости его не было придела!  

– Бедный, проголодался.  

– Может его помыть? Все таки с улице, грязный.  

– Сума сошла? Он ток что весь день на детской площадке принимал душ! Ему бы теперь обсохнуть!  

– Как назовем?  

– Да подожди ты, еще не известно что скажут родители, когда придут с работы! Вот если они разрешат его оставить, тогда и подумаем как его назвать!  

– Эх, хоть бы разрешили, так его жалко, я так давно мечтала о собаке!  

– Я тоже!  

– Как думаешь а какой он породы?  

– Не знаю, но думаю обычная дворняга!  

– Вот здорово будет если разрешат его оставить!  

– Ага, надо придумать как уговорить родителей!  

– Давай думать!  

– Давай!  

В скором времени раздался щелчок замка входной двери, и на пороге появились родители!  

И первым кто их встретил, это был сам щенок! Маленький, вертящейся возле ног родителей, скулил, и радостно вилял хвостиком! У родителей от удивления округлились глаза, и они спросили девочек.  

– Почему он здесь? Откуда вы его принесли?  

Спросила мама.  

– Мы шли со школы, сказала одна из девочек, и увидели как он мокнет под дождем, нам стало его жалко, и мы решили его забрать!  

– Но вы же знаете что я против животных в доме!  

Продолжала мама.  

– Ну мааааам!  

Заголосили девочки.  

– Ну пожалуйста, ну можно мы его оставим? Он хороший!  

– Все они хорошие! Вот только его нужно отвести к врачу, а вдруг он заразный, его же нужно кормить, лечить, мыть, гулять с ним, убирать за ним!  

– Мамочка, мы сами будем убирать за ним, и гулять с ним! Ну можно он останется? Пожалуйста?  

Жалобно стали уговаривать девочки родителей, родители переглянулись, мама вздохнула, и сказала.  

– Ну ладно, раз обещаете, и раз так хотите, то пусть остается, но с одним условием, что завтра вы отведете его в ветеринарную клинику?  

– Урааааа!!! Спасибо мамочка! Обязательно отведем!  

Радостно пообещали девочки, и взяв щенка скрылись в своей комноте.  

– Ну а вот теперь можно и подумать над тем как назвать щенка!  

Сказала одна из девочек.  

Постелив щенку коврик на полу, девочки уселись на диван, и глядя на то как щенок мирно в то время уже лежал и спал на коврике возле них, стали думать над именем щенка, предлагая варианты друг другу...  

В тот дождливый осенний вечер, у щенка появился свой дом, а у девочек появился щенок, и все были счастливы!

Воспитатель: Ребята скажите правильно ли сделали девочки?

Какие были девочки?

Можно ли сказать, что девочки были доброжелательными?

Ответы детей.

Ситуации нравственного выбора «Закончи историю»

Воспитатель:-  Сейчас я вам расскажу несколько историй про ребят, но истории эти рассказаны не до конца. Вам нужно подумать и продолжить историю ребят. Продолжать будем друг за другом, по очереди.

1) Миша и Коля играли в догонялки. Миша убегал, а Коля догонял. Вдруг Миша упал. Тогда Коля... Что сделал Коля? Почему?

2) Ваня гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Ваня… Что сделал Ваня? Почему?

3) Таня и Полина играли в «магазин». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть с вами. – Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», – ответила Полина. А Таня сказала.... Что сказала Таня? Почему?

Воспитатель:-  - Какие вы молодцы! Такие хорошие окончания историй придумали. Надо помогать и заботиться о взрослых, детях, животных. А также не забывать хвалить и радоваться друг другу.

Физкультминутка « На водопой»

Как-раз лесной тропой, звери шли на водопой –

(идем по кругу)

-за мамой лосихой, топал лосёнок

( топаем, высоко поднимаем ноги)

-за мамой лисицей, крался лисёнок

( крадемся)

- за мамой ежихой, катился ежонок

(имитируем наматывание клубка)

- за мамой медведицей, шёл медвежонок

(шагаем вразвалочку)

- за мамой белкой, скакали бельчата

(прыжки вперед)

- за мамой зайчихой, косые зайчата

( показываем руками длинные ушки)

- волчица вела за собой волчат

( маршируем)

Все мамы и дети напиться хотят

( поворачиваемся в круг, имитируем лакание водицы)

Воспитатель: Молодцы ребята. (слайд 11-15)

По земле из края в край

Ходит мальчик Помогай

Где народ сажает сад,

Там и он сажает ряд.

Зачерпнул ведро воды,

Взял и полил две гряды.

На дубу колхозных пчёл

Помогай в лесу нашёл.

Он накрыл их и в колхоз

Целый рой в мешке принёс.

Землекопы роют пруд,

Он и сними делит труд:

ВВозит вырытый песок –

ААж кряхтит его возок.

Всем и каждому помог

Помогай чем только мог:

Столяру и кузнечу,

Брату, матери, отцу.

ЧЧто за славный это край,

ГГде растёт  наш Помогай!

Воспитатель: А среди вас есть такие Помогаи? 

Игра «Добрые поступки».

Воспитатель: - А теперь поиграем.

Воспитатель предлагает детям образовать круг.

- Как вы думаете, ребята, вас можно назвать добрыми?

           В чем проявляется ваша доброта? Какие добрые поступки вы совершаете?
Передавая друг другу сердечко (мягкую игрушку), дети говорят о своих добрых поступках

Рисуем радугу «Добрые правила жизни»

Воспитатель: - Ребята, все, кто попадает в страну Доброты, в конце пути повторяют, записывают добрые правила жизни, чтобы, взяв с собой, никогда их не забывать и всегда им стараться следовать. Все вы хорошо теперь знаете, как правильно поступать, чтобы мир вокруг нас сделался добрее. И сейчас изобразим добрые правила жизни в виде радуги:

*Не обижать (словами, делами) – красный цвет.
*Не мешать – 
оранжевый.
*Желать всем здоровья – 
желтый.
*Не грубить – 
зеленый цвет.
*Не ссориться – 
голубой.
*Не осуждать – 
синий.
*Делать добро всем людям – фиолетовый.

Дети создают коллективный рисунок фломастерами или яркими мелками под спокойную музыку (Песенка про ангелов. Муз. Ю.Пастернак), повторяют правила, записывают печатными буквами (или наклеивают готовые распечатанные) на каждом цвете.

Воспитатель: - А теперь, нам пора возвращаться в детский сад. Возьмём нашу Радугу. Закрываем глаза. Раз, два, три, четыре, пять – вот мы в садике опять. (слайд 15)

- Ребята, где мы сегодня побывали? Что вам больше всего запомнилось? Что нового вы узнали? Давайте поместим наши добрые правила, которые мы изобразили в виде радуги, на доске. Быть добрыми, хорошими, послушными порой очень непросто, нужно много трудиться над собой, учить себя правильно поступать, говорить и даже думать. И в этом нам поможет наша радуга. Всегда, когда нам трудно будет справиться со злостью, раздражением, плохим настроением, посмотрим на радугу и вспомним добрые правила жизни, которые помогут нам сделать мир вокруг себя добрее!

Использованная литература

  • Добрый мир. Православная культура для малышей. Методические разработки занятий. / Редактор-составитель Л.Л.Шевченко. – М.: Центр поддержки культурно-исторический традиций Отечества, 2015
  • Космачева Н.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников: монография / Н.В.Космачева. – Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2011. – 158 с.
  • Муратова, И.С. Стратегия воспитания духовно-нравственных отношений у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / И.С.Муратова; под ред. М.И.Старова; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-тим. Г.Р.Державина». – Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2018. – 352 с.
  • Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-исторический традиций Отечества, 2014. – 208 с.
  • Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Хрестоматия. Книга 2. Хорошо – плохо. – М.: Центр поддержки культурно-исторический традиций Отечества, 2011. – 96 с.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию с  детьми старшего дошкольного возраста на тему:

«Честность и правдивость»

Цель:

- ознакомление с нравственными понятиями «честность» и

«правдивость»;

- формировать нравственные качества человека; объяснить, что правдивость и честность - слова противоположные по значению лжи и нечестности.    

Задачи:

- способствовать воспитанию у старших дошкольников  понятий «честность»,«правдивость»;

- содействовать формированию у детей умения анализировать свои и чужие

поступки;

- прививать детям этические качества личности и нормы поведения.

 Предварительная работа: Чтение произведений о честности: «Косточка», «Лгун» Л. Толстого,  «Почему?», «Что легче?»  Осеевой; разучивание пословиц о правде, беда о правильных и нечестных поступках своих и товарищей.

Материал и оборудование: компьютер

Ход занятия.

Воспитатель:  Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Воспитатель:  - Ребята, я рада видеть ваши добрые глаза, внимательные и чуткие лица, и желание потрудиться вместе. Сегодня у нас занятие на серьёзную тему. Думаю, что для каждого человека она важна. Поговорим сегодня о честности и правдивости. Как вы понимаете, что такое честность?

Дети: Честность – это умение говорить правду, не обманывать родителей, взрослых, друзей, просто людей.

Воспитатель: Правильно. Честность – это умение говорить правду, не обманывать родителей, взрослых, друзей, просто людей. Говорить правду даже в пустяках. Ложь вырвется и станет стыдно. «Кто вчера солгал, тому завтра не поверят» - гласит народная мудрость. Пожалуй, это страшно. Послушайте рассказ, а затем поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу услышанного. (слайд 1)

Рассказ «Косточка».(Слайд 2-4)

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

— Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Воспитатель: Какой поступок совершил Ваня.

Дети: Ваня съел сливу без спроса и обманул маму.

Воспитатель: Стало Ване стыдно за свой поступок?

Дети: За свой поступок Ване стало стыдно до слёз. Да он ещё и струсил, узнав, что от косточки можно умереть.

Воспитатель: Правильно ли поступил Ваня?

Ответы детей.

 Воспитатель: Ребята послушайте пословицы, доскажите их конец  и объясните, как вы их понимаете.(слайд 5 )

Кто правдой живёт,                     что дрова руби.

Правду говори,                               да не всяк её творит.

Всяк правды ищет,                     тот добро наживёт.

Правда в огне не горит чем сладкая ложь.

Лучше горькая правда, и в воде не тонет.

- Как вы понимаете смысл каждой пословицы?

Ответы детей.

Воспитатель: Народная мудрость убеждает нас в том, что во все времена в людях ценили честность и порядочность, и данные пословицы тому подтверждение.

Воспитатель: Какой волшебный совет вы дали бы человеку, который хочет стать честным? Например: когда хочешь кого-нибудь обмануть, надо вспомнить глаза своих друзей ...

Сделаем вывод, кто такой честный человек?

Дети:  Честный человек всегда говорит правду, не обманывает,

не лжёт. Честный человек признаётся в своём поступке, никогда не будет

обвинять другого в чём-либо.

Воспитатель: Всё верно ребята. Честный человек всегда говорит правду, не обманывает, не лжёт. Честный человек признаётся в своём поступке, никогда не будет обвинять другого в чём-либо.

Воспитатель: Ребята, а сейчас послушайте ещё один рассказ  Л.Толстого «Лгун» .(слайд 6-8)

Мальчик стерег овец и, будто увидал волка, стал звать:

— Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда.

Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк.

Мальчик стал кричать:

— Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему люди не прибежали на помощь мальчику в последний раз?

Дети: Потому что он обманул взрослых и они перестали ему верить .

Воспитатель:  О каком качестве человека здесь говорится?

Дети: Здесь говорится о качестве человека ложь. 

Воспитатель: Хорошо это или плохо врать, обманывать?

Воспитатель: А вы попадали в подобные ситуации?

Ответы детей.

Воспитатель: Обман и ложь – это очень плохо.

Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам нарисовать  сказочного героя или из любого рассказа , который хоть один раз соврал, сказал неправду, обманул, которому надо помочь исправиться.

Дети рисуют Буратино.

Воспитатель: Скажите, ребята, вы всегда говорите правду?  Вспомните случаи нечестности в вашей жизни. Можно  сейчас вот как раз признаться в этом.

Ответы детей.

Воспитатель: Верно. Понравилось вам, ребята, вот так при всех сознаться в своих  нечестных поступках, как будто сбросить тяжёлый груз с души…

Ответы детей.

Воспитатель: И это дорого стоит! Каждый из вас должен стремиться быть честным, ведь это достойное качества человека. Желаю вам  не хитрить и объяснять свои  неверные поступки. (слайд 9)

Логопедическое занятие по развитию связной речи в подготовительной группе на тему: «Доброта, отзывчивость, честность»

Цель: Формирование понятия: добро, честность, отзывчивость, бескорыстие, «хорошо – плохо», что такое ложь.

Задачи:

Развитие связной речи, слухового внимания, фонематических процессов, формировать умение самостоятельно строить свои высказывания, фразу, согласовывая слова в предложении;

Воспитывать желания быть добрым, честным, отзывчивым, бескорыстным человеком.

Оборудование:презентация, листы бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия.

Организационный момент:

Продолжите сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый…»(1 слайд)

Вспомните других добрых и злых героев сказок (на доску выставляются добрые и злые герои из сказок). (2 – 5 слайды)

Чем отличаются поступки добрых и злых героев сказок?

На кого вы хотите быть похожим? Продолжите: «Хочу быть таким, как…»

Основная часть

Чтение рассказов по теме занятия (6 слайд):

Юноша и морские звёзды.

Как-то раз на рассвете один старик шёл по берегу моря. Вдали он заметил молодого человека, подбиравшего на песке морских звёзд и бросавшего их в воду. Поравнявшись с юношей, старик спросил его , зачем он это делает. Юноша ответил, что выброшенные на берег морские звёзды умрут, если их оставить под лучами солнца.  

 «Но ведь побережье тянется на многие мили и морских звёзд миллионы,- возразил старик.- Сто толку в твоих усилиях?»

Юноша взглянул на морскую звезду, которую он держал в руке. Бросил её в море и произнёс: «Толк есть – для этой звезды и тех, кого я уже бросил».

Беседа по рассказу:

Какое доброе дело совершал юноша?

Как бы вы поступили на месте юноши?

Подумайте когда надо делать доброе дело? Приведите пример.

Понятие – бескорыстие. Это когда делаешь добро, не ожидая за это похвалы и благодарности.

Заучивание пословицы:

Доброе дело питает и разум и тело.

Гимнастика для глаз:

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.   (Моргают глазами.)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись   (Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.  (Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо.)

Беседа: «Доброта, отзывчивость»

Лев Николаевич Толстой (7 слайд)  написал маленькую сказку – быль «Муравей и голубка». Послушайте текст и скажите, чему учит нас великий писатель. (8 слайд)

«Муравей и голубка»

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Что значит быть отзывчивым?

В чём должна проявляться доброта по отношению к другим людям, животным, растениям?

Нужно ли совершать добрые поступки только тогда, когда вас кто-то видит и может за это похвалить?

Беседа: «Что такое ложь?»

Ложь – намеренное искажение истины, неправда, обман.

Как вы понимаете слова «намеренное искажение»?

Есть ли среди вас те. Кто ни разу никого не обманул?

Почему чаще всего люди обманывают? (Желают пошутить или что скрыть.)

Физминутка

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Игра «Продолжи рассказ»

(9 слайд) После школы Петя играл с друзьями в хоккей. Уроки он не успел выучить. Вечером пришлось сказать маме неправду. На следующей день учительница вызвала Петю к доске…

Почему Петя хотел скрыть от мамы, что он не выучил уроки?

(10 слайд)Витя часто обманывал друзей, считая, что очень весело шутит, то закричит, что школа горит, то изображает тонущего человека в реке. Однажды на катке он упал и понял, что сам встать сам не сможет, и закричал: «Помогите. Мне плохо…»

Удачно ли шутит Витя?

В чём разница между шуткой и обманом?

Практическая работа  «Правда – Ложь»

Представьте, что к нам в гости пришли две девочки, которых зовут, Правда и Ложь. (11 слайд) Обе они рассказывают нам о сегодняшней погоде.

Что скажет девочка Правда, а что девочка Ложь?

Дружат ли эти девочки?

Нарисуй этих девочек. Как вы себе их представляете?

Вспомните пословицу: «Правда, с ложью не дружат».

У детей на столах листы бумаги и цветные карандаши. Дети рисуют Правду и Ложь, затем рисунки вывешиваются на доску и совместно обсуждаются.

Итог занятия.

Кого из своих знакомых вы считаете добрым человеком. Какие поступки совершает этот человек?

Почему человеку просто необходимо обладать такими качествами, как честность, доброта, отзывчивость, бескорыстие?

Нужно ли держать обещанное слово?

Работая над собой, нужно помнить слова великого русского писателя Антона Павловича Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно – и лицо, и душа, и одежда, мысли».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия по духовно – нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Сотворение мира»

Разработка занятия по духовно – нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему  «Сотворение мира»...

Разработка конспекта занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему “Сотворение мира”

Пояснительная записка: Дети дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают практически всеми видами деятельности, отличают...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Святитель Николай Чудотворец».

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Святитель Николай Чудотворец»....

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию с детьми старшей группы на тему: "Животные"

Данное занятие представляет интеграцию духовно - нраственного воспитания с познавательным развитием. Во время занятия дети знакомятся с особенностями жизни животных....

Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Добро не умрёт, а зло пропадёт»

Цель: воспитание духовно-нравственной культуры детей на основе этических норм поведения....