Нравственно - экологическое воспитание в ДОУ
консультация

Богданова Оксана Валерьевна

В данном материале рассмотрены важность и значение нравственно -  экологического воспитания в ДОУ и методы формирования экологической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ программы экологического воспитания С.Н. Николаевой

«Юный эколог»

Воспитателя

Богдановой Оксаны Валерьевны

Программа «Юный эколог» разработана на основе теоретических и практических исследований в области экологического воспитания дошкольников, проводимых автором на протяжении многих лет в Российской академии образования. С 1993 года программа широко апробируется в различных регионах России. Она имеет обстоятельное методическое обеспечение, в том числе опубликованные ранее разработки по созданию эколого-педагогической среды в ДОУ и разработки конкретных технологий для практической работы с детьми разных возрастных групп.

В программе «Юный эколог» выделяются два аспекта содержания экологического воспитания: передача экологических знаний и их трансформация в отношение.

Автор подчеркивает, что экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда».

Программа состоит из двух подпрограмм:

«Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ». Одна из них ориентирована на детей и предназначена для организации занятий по развитию экологической культуры дошкольников 2-7 лет. Другая предназначена взрослым; по ней осуществляется повышение квалификации воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, других специалистов, занимающихся экологическим воспитанием детей.

«Экологическое воспитание дошкольников» состоит из 7 разделов.

Первый раздел -элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.

Второй, третий разделы- познание собственно экологических законов природы - жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить в соответствии с ними на Земле.

Четвертый раздел прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза - роста и развития отдельных видов растений и высших животных.

В пятом разделе раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.

Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

«Повышение квалификации дошкольных работников по экологическому воспитанию детей» включает в себя пять разделов:

  • Общепроблемный;
  • Основы экологии;
  • Содержание экологических знаний для дошкольников;
  • Методика экологического воспитания;
  • Организация работы в дошкольном учреждении.

Автор рассматривает создание специальной программы повышения квалификации специалистов по экологическому воспитанию дошкольников как наиболее короткий путь «экологизации мышления педагогов».

Программа «Юный эколог» может быть использована в любом дошкольном учреждении, где происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания дошкольников. В программе намеренно не дается жесткой привязки задач и содержания экологического воспитания к тому или иному возрасту, что позволяет начать ее реализацию в любой возрастной группе детского сада. Данные в программе рекомендации к распределению материала по возрастам позволяют воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объем и глубину решения поставленных задач. Во всех разделах программы приведена позиция «отношение», которая поможет воспитателю понять, насколько дети приняли и усвоили новые знания.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей «Экологическое воспитание в семье»

Цель анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического отношения дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

1. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?

Да – Нет –

2. Как часто Вы выходите (выезжаете) с детьми на природу?

Часто – Редко – Никогда –

3. С какой целью?

4. Говорите ли Вы с ребенком о том, как вести себя на природе?

Да – Нет –

5. Есть ли у вас дома животные? Какие?

Да – Нет –

6. Есть ли комнатные растения?

Да – Нет –

7. Кто ухаживает за животными или растениями?

Мама – Папа – Дети –

8. Что делает при этом ребенок? ______________________________

9. Считаете ли Вы, что воспитание в детях любви к природе обязательно?

Да – Нет –

10. Умеет ли правильно вести себя Ваш ребенок на природе?

Да – Нет –

11. А Вы?

Да – Нет –

12. Как Вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?

_______________________________________________________________

13. Какие мероприятия Вы могли бы помочь провести на экологические темы в группе или для города? __________________________________________



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Нравственно-экологическое воспитание детей»

Нравственно-экологическое воспитание – это, прежде всего воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, друг к другу, к старшим. Разумная, деятельная любовь к природе – одна из граней любви к Родине. И чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему чувства с раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей среде особенно велик. Детский сад – одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры.

Это то, чему мы действительно уделяем много внимания в своей работе, понимая, что формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, тем самым становясь сам лучше, чище душою и богаче.

Мы стараемся доходчиво, при любом удобном случае, пробудить прежде всего интерес к природе, побуждаем их к наблюдению за явлениями природы, учим сравнивать, думать, делать выводы.

Экологические представления формируются лишь при непосредственном наблюдении природы, поэтому используем любые прогулки. Обращаем внимание детей на разнообразие явлений природы, учим находить их отличительные признаки: форма деревьев, цвет коры, величина листьев и т. д. На прогулке читаем стихи созвучные с природой, они помогают обобщить в образной форме свои наблюдения.

Повышению познавательной активности детей служат дидактические игры, например: «Узнай дерево по листу», «Что изменилось?», «Что, где растет?», «Куда пойдем, что найдем?». Стараемся прививать экологическую культуру, а через неё нравственное поведение. Доводим до сведения и сознания ребят, что птицами надо не только любоваться, но и помогать им выжить, перенести трудное для них время – зимние холодные дни. Родители, как всегда, наши помощники и союзники: делают кормушки и дают детям корм для птиц.

Экологическое воспитание прослеживается и проходит в межпредметных связях на различных занятиях: изо, развитие речи, музыкальном, математике. Большие возможности для воспитания гуманного отношения ко всему живому дает детям экологический кружок «Юный эколог» Рассматриваем природные связи, чтобы у ребят не возникло представление о делении животных на полезных и вредных; объясняем им то, что все в природе взаимосвязано и зависит друг от друга. Нарушение этих связей может повлечь за собой непоправимые последствия.

Ведем разговор и о пищевых связях в природе.

Трава насекомые еж

Осина заяц лиса и т. д.

При деятельности, связанной с окружающим миром, мы используем разные источники, личный опыт и даже обыденные знания и наблюдения воспитателей, родителей и детей. Эти знания взаимно дополняют и корректируют друг друга. Используя метод беседы и дискуссии иногда обсуждаем, выявляем проблемные вопросы, не имеющие однозначного и тем более известного решения.

Как можно раньше стремимся донести до детей, что человек должен быть другом природы. Воспитываем ответственность. Решению данной задачи способствует предметно-пространственная среда группы. Здесь дети ухаживают за растениями, которые сажали сами: лук, фасоль, наблюдали за результатами своего труда, проращивали семена укропа. Больше узнать о живой природе нам помогает опытническая деятельность. Сажали лук в воду и без воды, на свет и в шкаф, наблюдали за срезанными ветками. Проращивали фасоль и камешек. Опыты способствуют повышению интереса к природе, и чем глубже интерес, тем интенсивнее стремление к постижению таинств природы. Помня о том, что «воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка» стараемся окружать ребенка красивыми образами, обращаем их внимание на красоту природы и произведения человеческих рук, слушаем прекрасную музыку, читаем стихи классиков, рассказываем сказки, легенды, сказания, притчи, создающие одухотворенный образ природы, представителей ее царств, человека и его поступков.

Проводим беседы по репродукциям картин замечательных русских пейзажистов.

Игра в обучении дошкольников – один из ведущих видов деятельности. Игры формируют мотивацию к обучению экологии. Детям нравится играть в «Хорошо» или «плохо», «Оживи лесную полянку», «Узнай спрятавшееся животное» и т. д.

Так же, если это уместно используем готовые экологические сказки, фрагменты телепередач «В мире животных», «Экологический суд» - это суд над человеком, издевающимся над природой.

Для экологического воспитания сами поливаем цветы, ремонтируем книги. Объясняя, что, продлевая жизнь книге, тем самым сохраняем леса от вырубки.

Экологическое воспитание стараюсь внедрить даже на математике (решая задачи о листьях, деревьях, птичках и др.)

Экологическое воспитание продолжается и углубляется на различных дополнительных мероприятиях: «День птиц», «День Земли», «День книги», конкурсы рисунков и фотовыставок: «Лето, ах лето!», поделки из овощей, фруктов и природного материала и т. д. Даже в оформлении группы присутствует и прослеживается воспитательный момент экологического характера «Я – человек; я – гражданин»; «Ребятам о зверятах»; «Сказочное дерево»; «Зимний новогодний лес, сугробы, зверюшки».

Всматриваясь в лица детей, внимательно выслушивая каждого и вслушиваясь в детские разговоры понимаешь, что еще очень мало сделано в этом направлении. Сможем ли мы – педагоги, оградить их от всего дурного, грязного, что еще есть в нашей жизни.

Как помочь? Как убедить? А мы должны, просто обязаны отыскивать чудеса и тайны в природе и в любом уголке своего сердца. «Нельзя сделать прекрасной нашу жизнь, не сделав прекрасным человека». А прекрасный человек – это тот, который видит красоту и неповторимость окружающего мира, восхищается ею, радуется и дивится, учится находить неожиданное в обычном, новое в давно известном. А потом, выйдя на улицу, вздыхай восхищенно: «И почему раньше я не замечал, какие красивые ветки, у березы, как хлопочут пчелы в саду» … «Это и есть прикосновение к Земле» - сказал Паустовский.

А как дети любят фантазировать на чудесные темы: «Почему плачет лужа?»; «О чем шепчется листва?»; «Куда несется ветер?»; «Какую сказку звездам рассказал месяц?»

Эта тема была и будет настолько актуальна и близка человечеству, пока оно само будет существовать. И пусть так будет всегда! Пусть через слово красота и доброта входят в детские сердца.

Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Мы – педагоги, мы созидатели человеческой души. Мы в ответе за их судьбы.

Всё хорошее в людях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем -

удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала и росли, как цветы малыши

Чтоб для них экология стала -

не наукой, а частью души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно-экологическое воспитание».

Важную роль в подготовке детей к школе играет эстетическое развитие ребёнка. У детей следует формировать потребность в эстетических впечатлениях, развивать художественные способности, учить их видеть ...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно-экологическому воспитанию детей в компенсирующей группе «Сказка»

АННОТАЦИЯДанный план-конспект непосредственной  образовательной деятельности с детьми является  обобщением  реализованного в группе проекта «Земля - наш общий дом». Основная цель: ...

Методы и приемы организаций занятий по нравственному экологическому воспитанию

Методы и приемы организаций занятий по нравственному экологическому воспитанию....