Кружковая работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей «С чего начинается Родина?» для детей 5-6 лет 2024 г.-2025 г.
материал (старшая группа)
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №7»
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ «Детский сад №__»
____________ /____________/
Кружковая работа
по нравственно-патриотическому воспитанию детей
«С чего начинается Родина?»
для детей 5-6 лет
2024 г.-2025 г.
Воспитатель: Чистякова Татьяна Алексеевна
Троицк 2024 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка
- Цель и задачи кружковой деятельности
- Формы организации образовательного процесса
- Список детей
- Табель посещаемости кружка «С чего начинается Родина?»
- Организация кружковой деятельности
- Календарно-тематическое планирование кружковой деятельности
- Мониторинг
- Формы и направления взаимодействия с семьями
- Программно-методический комплекс кружковой деятельности
1.Пояснительная записка.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
В рамках федеральных государственных требовании у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. Старший дошкольник должен, сориентирован на:
- Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Таким образом, применительно к ребенку 6-7 лет определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Образовательное направление: «Социально-коммуникативное развитие» с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание детей
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:
- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;
- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;
- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;
- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
Актуальность проблемы
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
2. Цель разработки - Формирование нравственно- патриотических чувств к Родине, своему городу, к своим близким.
Задачи:
- формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинств
- воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите;
- освоение ребенком общечеловеческих ценностей - культурных, моральных, социальных, лежащих в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам.
- знакомить детей с народными традициями, обычаями.
Основные задачи и разделы
раздел | задачи |
1.Мой дом – моя семья | Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. |
2.Приобщение к истокам | Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству. |
3.Родной край | Расширять знания детей об истории посёлка; воспитывать любовь к родному краю, его жителям. |
4.Земля наш – общий дом | Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны. |
5.Защитники Отечества | Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. |
6.Беседы о правах ребёнка | Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка». |
7.Открой себя | Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Способствовать успешной социализации детей. |
3.Формы организации образовательного процесса
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми | Игры Чтение Беседы Наблюдения Художественная литература Педагогические ситуации Экскурсии Ситуации морального выбора Самостоятельная деятельность | Групп. Подгрупп. Инд. |
Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире. | Совместная работа детей с родителями (домашние задание) ИЗО деятельность Викторина | Групп. Подгрупп. Инд. |
Освоение прав детей | Беседы Педагогические ситуации |
Ожидаемый результат
Дети должны знать:
- Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
- Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
- Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
- Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
- Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- Название планеты, на которой мы живем;
- Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.
4. Список детей
№ | Ф. И. ребенка | Дата рождения |
5. Табель посещаемости кружка
№ | Ф. И. ребёнка | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август |
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 |
6. Организация кружковой деятельности
Продолжительность НОД– 30 минут
- 1 подгруппа 9 человек
- 1 НОД в неделю для каждой подгруппы
- 4 НОД в месяц; 36 НОД в год
- В середине и конце года итоговые, закрепляющие мероприятия.
- Мониторинг образовательной деятельности: 3 раза в год (вводный – в сентябре, промежуточный - в январе, итоговый – в мае).
7.Календарно – тематическое планирование.
Сентябрь | Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе. | Цель: определение уровня знаний детей о Родине. |
Октябрь | 1.«Давайте познакомимся» 2. «Земля – наш общий дом» 3. «Наша – Родина Россия, наш язык – русский» 4. «С чего начинается Родина?» | Цель: уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества. Цель: формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего. Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному посёлку, народному творчеству. Цель: формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Заучить стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина? |
Ноябрь | 1. «Малая родина. За что мы любим свой посёлок» 2. «Щедрые дары природы» 3.«Государственные символы России – флаг, гимн, герб» 4. «История возникновения герба родного посёлка» | Цель: уточнить представление детей о родном посёлке, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства. Цель: познакомить детей с лекарственными растениями; дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Цель: закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране. Цель: закрепить и обобщить знания детей о символе родного посёлка – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства. |
Декабрь | 1. «Что такое генеалогическое дерево» 2. «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию» 3. «Право ребёнка жить и воспитываться в семье» 4. «Право ребёнка на охрану физического здоровья» | Цель: поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким , осознание важности семьи для человека. Цель: познакомить детей с их правом на имя, отчество, фамилию. Цель: познакомить детей с правом на жизнь и воспитание в семье. Цель: познакомить детей с их правом на охрану физического здоровья. |
Январь | 1. « Право ребёнка на охрану духовного и нравственного здоровья» 2. «Право ребёнка на воспитание в образовательном учреждении» 3. «Права и обязанности ребёнка» 4.Викторина «Права ребенка» | Цель: познакомить детей с их правом на охрану духовного и нравственного здоровья. Цель: познакомить детей с их правом на воспитание в образовательном учреждении. Цель: закрепить знание прав детей; дать понятие об обязанностях детей дома и в детском саду. Цель: активно поддерживать инициативные высказывания на вопросы викторины; активизировать имеющиеся знания, самостоятельные суждения; воспитывать любознательность, интерес к своим правам. |
Февраль | 1. «Как жили славяне» 2. «Забавы вокруг печки» 3. «Защитники земли русской» 4. «Есть такая профессия – Родину защищать» (рисование) | Цель: познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине. Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы; формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок; воспитывать любовь к своей Родине. Цель: формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. Цель: Формировать у детей навыки рисования по замыслу; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину. |
Март | 1. «Мужчины и женщины в семье» 2. «Отражение народных традиций в национальном костюме» 3. «Русские народные промыслы» 4. «Как живут в деревне? Добрые избы» | Цель: закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу. Цель: продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране. Цель: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. Цель: вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка-брёвнышка , украшать её оконцами; воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской деревни. |
Апрель | 1. «Многонациональная Родина» 2. «Что такое героизм?» 3. «Боевая слава нашего народа» 4. «Знаменитые земляки» | Цель: формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Цель: формировать представление о героизме; уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них. Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. |
Май | 1. «День Победы» 2. «Мой город: вчера и сегодня» 3. «Поляна детства» 4. «Мы – патриоты» Итоговое интегрированное НОД на тему: «С чего начинается Родина» | Цель: закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну. Цель: познакомить детей с историей возникновения города «Троицка» его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма. Цель: диагностическое обследование детей целью выявления знаний о себе, своей семье, малой родине. Цель: диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике. Цель: Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина. Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству. |
8.Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
В процессе мониторинга исследуется интеллектуальные и личностные качества ребенка, путем наблюдений за ребенком, бесед.
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Ф.И. ребенка / уровни освоения знаний и умений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
1.Родная страна: | ||||||||||||||||||
Название города | ||||||||||||||||||
Домашний адрес | ||||||||||||||||||
Название достопримечательностей города | ||||||||||||||||||
Название улиц, площадей | ||||||||||||||||||
2.Символика | ||||||||||||||||||
Герб России | ||||||||||||||||||
Герб родного города | ||||||||||||||||||
Гимн России | ||||||||||||||||||
3.История народной культуры и традиций | ||||||||||||||||||
Народные праздники | ||||||||||||||||||
Жилище человека и предметы быта | ||||||||||||||||||
4.Историко- географический и природный компоненты | ||||||||||||||||||
Различные природно-климатические зоны (тундра, лес) | ||||||||||||||||||
Виды ландшафта (горы, равнина) | ||||||||||||||||||
5.Личностный компонент | ||||||||||||||||||
Забота о близких Проявление дружелюбия | ||||||||||||||||||
Умение управлять своими чувствами, договориться | ||||||||||||||||||
Умение анализировать свои поступки и поступки других | ||||||||||||||||||
Итоговый результат |
Высокий уровень-
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе , близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках. Знает свои права. Знает, что такое «Конвенция о правах ребенка».
Средний уровень-
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. С помощью взрослого называет права ребенка. Затрудняется с определением «Конвенции о правах ребенка».
Низкий уровень-
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки. Не знает прав ребенка. Не может назвать документ, где написаны все права детей.
9. Формы работы с родителями по нравственно- патриотическому воспитанию детей.
№ п/п | Организационная форма | Цель | Темы (примерные): |
1. | Анкетирование и опрос | Изучения семьи к отношению патриотического воспитания детей. | «Патриотическое воспитание» |
2. | Беседы | Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами нравственно- патриотического развития детей. | «Воспитание патриотических чувств у дошкольника» «Как составить генеалогическое древо семьи» |
2. | Дни открытых дверей | Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами нравственно- патриотического развития детей. | «Влияние среды на патриотическое воспитание детей» |
3. | Тематические консультации | Создание условий, способствующих преодолению трудностей во взаимодействии педагогов и родителей по вопросам патриотического воспитания детей. | «Растим патриота» «С чего начинается Родина?» «Прогулки с детьми по городу» |
4. | Родительские собрания | Взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам патриотического воспитания детей, расширение педагогического кругозора родителей | «Патриотическое воспитание детей в семье» |
5. | Оформление альбомов | Предложить родителям совместно с педагогами познакомить детей с памятными местами и историей родного города. Формировать представления детей об армии России. | «Семейные традиции» «Мой город» «Наша армия самая сильная» |
6. | Участие выставках | Совместно с родителями обогатить знания детей по патриотическому воспитанию | «Моя страна» «Народная культура и традиции» «Наши защитники» «День победы» |
10.Программно- методическое обеспечение кружковой деятельности
1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера», 2004г.
2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007г.
3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера»,2005г.
4.Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008г.
5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России. - М., 2010г.
6. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей. - М.: Школьная прессе, 2011г.
7. газета «Дошкольное образование» № 15 2006г.
8. журнал «Обруч» № 5 2001г.
9. журнал «Дошкольная педагогика» № 5 2008г.
10.Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа – М.; Мозаика – Синтез, 2015г.
11. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ (ред. От 31.12.2014, с из. От 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей «С чего начинается Родина?» для детей 6-7 (подготовительная группа)
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации вариативной части основной образовательной программы в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников «С чего начинается Родина?»
В соответствии с ФГОС ДО реализуется основная образовательная программа дошкольного образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Новозоринская средняя общеобразовательна...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: «С чего начинается Родина?»
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: «С чего начинается Родина?»Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:- формирова...

Проект: «Нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников : «С чего начинается Родина».
Любовь к своей Родине — нравственный ориентир, который во многом определяет личность. И начинать воспитывать это чувство необходимо с ранних лет жизни, только тогда патриотизм станет неотъемлемо...

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников С чего начинается Родина?
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь ...

Кружковая работа по патриотическому воспитанию детей «С чего начинается Родина?»
quot;С чего начинается Родина?"...

Программа нравственно – патриотического воспитания кружка «С чего начинается Родина» (возраст детей: 4-5 лет)
Пояснительная запискаЧувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, отцу, дедушке, бабушке. Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайщим окруж...