Семинар - практикум
презентация
Семинар - практикум
Ход семинара
Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем семинар-практикуме.
Тема нашего сегодняшнего семинара
«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО»
«Важность труда и любовь к нему –
лучшее наследство, которое может
оставить своим детям и бедный, и богач»
К. Д. Ушинский
2 слайд План семинара-практикума
1 часть.
Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС.
Цели и задачи трудового воспитания в детском саду
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду
Виды труда в ДОУ
2 часть.
Овладение компонентами трудовой деятельности
Формы и методы работы с детьми
Формы и методы работы с родителями
Современные подходы к формированию предметно - развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
Слайд 3 Трудовая деятельность в ДОУ в свете ФГОС Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».
В п 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации, ребенок испытывает радость от труда .
Слайд 4 В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества, развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества
5 слайд Задачи трудового воспитания
Ранний возраст – формирование у детей навыки самообслуживания
Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания, одевания, раздевания. Развивать навыки хозяйственно-бытового труда. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
Со 2 Младшей группы - побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал, книги. Во второй половине года начинать формировать навыки, необходимые для дежурства по столовой (раскладывать ложки, расставлять хлебницы, салфетницы и т.п.).
В средний группе - дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, тарелки, салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
Поддерживать инициативу детей при выполнении посильной работы ухаживать за комнатными растениями, поливать их.
В старший группе - добавляется ручной труд. Мы продолжаем учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т.п.
Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.
Поощрять желание выполнять обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения; фиксировать необходимые данные в календаре природы — время года, месяц, день недели, время суток, температуру, результаты наблюдений; подбирать книги.
Подготовительная группа продолжать учить детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда. Учить детей поддерживать порядок в группе и на участке детского сада, добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой (сервировать стол, приводить его в порядок после еды), формировать навык ответственно относиться к обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения; фиксировать необходимые данные в календаре природы и т.д.). Прививать интерес к труду в природе, привлекать к посильному участию.
6 слайд Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:
- принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
- принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
- принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
- принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства
- принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
- принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
- принципа развивающего образования (системности и последовательности);
- принципа новизны (использование новейших информационных технологий);
- принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)
7 слайд «ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ»
8слайд Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты: какие составляющие компоненты вы знаете?
мотив, цель, трудовые действия, планирование, результат.
Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности. В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.
Цель - это то, к чему надо стремиться. Развитие целевой установки идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели. Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка.
Трудовые действия - это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат.
Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть кукольную посуду, игрушки, подмести, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.
Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу.
Вначале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий.
По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6-7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка.
Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.
В соответствии с ФГОС ДО, результат труда каждого ребенка оценивается как успешный по отношению к данному виду труда. Оценка воспитателя всегда положительная, имеет воспитательную направленность. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, настраивая каждого ребенка на успешность.
Слад 9 Трудовое воспитание в детском саду осуществляется через следующие виды труда :Какие Виды труда вы знаете Самообслуживание, Хозяйственно-бытовой труд, Труд в природе, Ручной труд, уважение к труду взрослого
Слад 10 Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе – КГН в раннем возрасте
поддерживать стремление детей к самостоятельности;
соблюдать принцип постепенности включения каждого ребенка в режимный процесс;
продолжать формировать поведение детей, соответствующее нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать в группе, не шуметь в спальне, слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы, требования;
формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе – КГН со второй младшей группы
формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
формировать осознанную привычку мыть руки перед едой и чистить зубы утром и вечером.
совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе – КГН в средней группе
продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе – КГН в старшей группе
формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически;
самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки, следить за чистотой ногтей;
закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде;
совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться
столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе – КГН в подготовительной группе
закреплять умение аккуратно пользоваться столовыми приборами;
правильно вести себя за столом;
продолжать воспитывать привычку следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде;
учить тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.
Слад 11 Формирование навыков самообслуживания в раннем возрасте осуществляется в двух формах:
индивидуальной;
групповой;
Существует ряд проблем и трудностей, связанных с приучением ребенка к самообслуживанию. Без посторонней помощи ребёнок ещё не способен справляться со многими бытовыми проблемами. Для этого надо научить его всем навыкам самостоятельности:
аккуратно есть, и использовать столовые приборы;
одеваться и раздеваться, используя различные виды застёжек;
пользоваться туалетом и приводить себя в порядок после него.
Самообслуживание во второй младшее группе формировать элементарные навыки самообслуживания;
поддерживать стремление к самостоятельности при овладении навыками самообслуживания;
учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; учить самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.)
воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок
в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Самообслуживание в средней группе - продолжать развивать навыки самообслуживания;
совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться;
приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать);
воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным;
формировать умение самостоятельно заправлять кровать;
приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т.д.)
Самообслуживание в старшей группе- продолжать развивать навыки самообслуживания;
закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель;
формировать умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, ножом, вилкой);
воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию;
учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть
кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.
Самообслуживание в подготовительной группе
закреплять умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (ножом, ложкой, вилкой);
самостоятельно следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе;
закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить);
аккуратно убирать за собой постель после сна;
учить самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.
Слад 12
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда в 1 младшей группе
приучить детей самостоятельно убирать игрушки после игры;
воспитывать бережное отношение к игрушкам;
воспитывать желание трудиться, помогать друг другу.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда во 2 младшей группе
дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда в средняя группе
Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев
Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда в старшей группе
Дети помогают младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы.
Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда в подготовительной группе
Хозяйственно-бытовой труд является одним из наиболее распространённых видов трудовой деятельности дошкольников и направлен на поддержание чистоты и порядка как в детском саду, так и в домашней обстановке.
У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.
Дети получают огромное удовольствие от совместного труда, учатся ценить его общественную значимость и беречь результаты.
Слад 13
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе . Со 2 младший группы - с помощью взрослых дети поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода. Проявляют интерес к жизни растений и животных.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе. В средней группе дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях : в уголке природы поливают растения, протирают крупные плотные листья, рыхлят землю;
на участке вместе со взрослыми выращивают цветы (при вскопке очищают землю от камней и палок, систематически поливают грядки, клумбы и.т.д.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе
Старший дошкольный возраст - труд становится систематичным, объем его увеличивается. Дети опрыскивают растения из пульвелизатора, сметают листья и снег.
Слад 14 Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда
Старшая группа: В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое.
Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам
Подготовительная группа: Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов).
Пришивают пуговицы. Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий.
Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.)
Слайд 15Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе к уважению к труду взрослого
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
В нашем детском саду проводится большая работа по формированию у детей первоначальных трудовых умений и навыков, нравственному воспитанию их в процессе трудовой деятельности. Мы понимаем, что главная задача заключается в том, чтобы использовать все возможности и условия для совершенствования трудового воспитания . Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера педагога и родителей.
Достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание. Например, беседы о том, как трудятся няня, прачка. При этом нередко дети мотивируют свои поступки желанием облегчить труд няни.
С возрастом детей меняются функция воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, но деятельность остается совместной.
Воспитывать у детей умение и желание трудиться можно, с помощью организации трудовой деятельности: Какой?
- Совместная деятельность детей с педагогом.
- Поручения
- Дежурства
Как же бывает детям приятно слышать похвалу в свой адрес: «Молодцы, ребята! Хорошие помощники растут!» Организуя коллективный труд, мы учим детей планировать работу, распределять обязанности, помогать друг другу, развиваем у них общественные навыки.
Если дети постоянно получают недостаточную трудовую нагрузку, они привыкают трудиться без напряжения, без усилий. И когда ребенок попадает в ситуацию, в которой нужно выполнить более сложное задание, он оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы и довести начатое дело до конца. Неудача же в свою очередь вызывает отрицательное отношение к труду.
16 слайд «ПОЕХАЛИ»
Слайд 17 Формы и методы работы с родителями:
увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества. (Совместный проект «От зернышка до булочки»). Благоустройство территории: оформление участков групп. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне и др.). Оформление групповых комнат к праздникам.
рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).
привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины» и др.)
Разминка
Сегодня нас, педагогов, конечно же, больше всего интересует вопрос: как привить детям навыки трудиться. Почувствовать поддержку родителей, увидеть желание детей трудится, да и самим получить радость от успехов в этой работе.
«ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ»
Каждой команде по три пословицы.
Я говорю начало пословицы, поговорки, а вы ее продолжаете.
1 команда
- Маленькое дело - ..................... (лучше большого безделья)
- Без труда - ........ ................( не вытащишь и рыбку из пруда.
- Какова пряха - ................. .........( такова и рубаха)
- Терпенье и труд - ...................... (все перетрут)
- Хочешь есть калачи – ............. (не сиди на печи)
- Труд человека кормит, - ........... (а лень портит)
2 команда
- Меньше слов, ………………. (да больше дела)
- Глаза страшатся, …………… ( а руки делают)
-Не потрудиться, ………………. (так и хлеба не родится)
-К чему душа лежит, …………… (к тому и руки приложатся)
- Что посеешь, …………(то и пожнешь)
-Тяжко тому жить,………. ( кто от работы бежит)
Отлично! Продолжаем!
«ВОПРОС – ОТВЕТ»
Вы читали много стихотворений, сказок о труде и трудолюбии, о безделье и работоспособности, давайте сейчас вспомним эти произведения.
1команде. Какая девушка за своё трудолюбие была награждена поездкой на бал? (Золушка)
2 команде. Госпожа Метелица Рукодельницу за работу наградила так: когда она проходила через ворота, то ее облило золотом, а как Метелица «наградила» Лентяйку? (Смолой ее облило)
1 команде. О какой профессии идет речь в книжке Маршака, если там есть строчки:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне
С цифрой «5» на медной бляшке
В синей форменной фуражке? (Почтальон)
2 команде: На какую работу Поп брал Балду за три щелчка и вареную полбу? (Повар, конюх, плотник)
1команде. О какой сказке идет речь: «А коровушка ей в ответ:
– Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сделано.» (Крошечка- Хаврошечка)
2 команде. В какой сказке лень и неряшливость, лишили персонажа имущества? (Федорино- горе)
1 команде. Она по ягоды пошла,
Да на домик набрела,
Дом под старою сосной.
В доме жил медведь большой.
Заболела б от тоски,
Да спасли…пирожки. («Маша и медведь»)
2 команде.
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку,
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? («Василиса Премудрая»)
«ИЗ ОПЫТА»
Ситуация 1. Вы – воспитатель. Наблюдая за игрой девочки, вы замечаете, что она, одевая куклу, раздраженно разговаривает с ней: «Ну что так медленно одеваешься! Трудно, что ли, колготки натянуть?.. А почему платье наизнанку повесила, когда снимала его?..» – и резко надевает белье на куклу. Объясните возможные причины такого поведения ребенка. Какие выводы вы сделали для себя?
Ситуация 2. За ребенком в детский сад пришла мама. Сын показывает ей сложенный из бумаги стаканчик и радостно сообщает: «Посмотри, мама! Я сегодня научился складывать стаканчик из бумаги! Когда мы пойдем в парк, захотим пить, я достану этот стаканчик и мы попьем из него». Мама, посмеиваясь над ребенком, говорит: «Ну что за глупости, разве у нас стаканов нет? Да и бумажные всегда купить можно». Мальчик грустно смотрит на свой стаканчик. Радость в его глазах погасла. Как вы объясните маме ребенка неправильность такого отношения к сыну?
Ситуация 3. Вы – воспитатель средней группы. Наблюдая за действиями некоторых детей-дежурных, вы отмечаете небрежность в их работе, дети часто отвлекаются. О чем могут свидетельствовать такие недостатки? Какие выводы сделаете для себя? Какие методы окажут положительное влияние на детей?
Ситуация 4. Поливая растения, ребенок действовал неосторожно, торопливо – пролил воду, намочил костюм, обувь. Воспитатель раздраженно замечает: «Ну сколько налил воды вокруг! Да и сам весь мокрый. Никогда больше не разрешу тебе поливать растения!» В чем ошибка воспитателя? Какие советы вы дадите ему?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.71 КБ |
![]() | 121.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум
Ход семинара
Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем семинар-практикуме.
Тема нашего сегодняшнего семинара
«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО»
«Важность труда и любовь к нему –
лучшее наследство, которое может
оставить своим детям и бедный, и богач»
К. Д. Ушинский
2 слайд План семинара-практикума
1 часть.
Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС.
Цели и задачи трудового воспитания в детском саду
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду
Виды труда в ДОУ
2 часть.
Овладение компонентами трудовой деятельности
Формы и методы работы с детьми
Формы и методы работы с родителями
Современные подходы к формированию предметно - развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
Слайд 3 Трудовая деятельность в ДОУ в свете ФГОС Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».
В п 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации, ребенок испытывает радость от труда .
Слайд 4 В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества, развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества
5 слайд Задачи трудового воспитания
Ранний возраст – формирование у детей навыки самообслуживания
Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания, одевания, раздевания. Развивать навыки хозяйственно-бытового труда. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
Со 2 Младшей группы - побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал, книги. Во второй половине года начинать формировать навыки, необходимые для дежурства по столовой (раскладывать ложки, расставлять хлебницы, салфетницы и т.п.).
В средний группе - дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, тарелки, салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
Поддерживать инициативу детей при выполнении посильной работы ухаживать за комнатными растениями, поливать их.
В старший группе - добавляется ручной труд. Мы продолжаем учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т.п.
Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.
Поощрять желание выполнять обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения; фиксировать необходимые данные в календаре природы — время года, месяц, день недели, время суток, температуру, результаты наблюдений; подбирать книги.
Подготовительная группа продолжать учить детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда. Учить детей поддерживать порядок в группе и на участке детского сада, добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой (сервировать стол, приводить его в порядок после еды), формировать навык ответственно относиться к обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения; фиксировать необходимые данные в календаре природы и т.д.). Прививать интерес к труду в природе, привлекать к посильному участию.
6 слайд Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:
- принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
- принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
- принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
- принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства
- принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
- принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
- принципа развивающего образования (системности и последовательности);
- принципа новизны (использование новейших информационных технологий);
- принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)
7 слайд «ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ»
8слайд Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты: какие составляющие компоненты вы знаете?
мотив, цель, трудовые действия, планирование, результат.
Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности. В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.
Цель - это то, к чему надо стремиться. Развитие целевой установки идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели. Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка.
Трудовые действия - это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат.
Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть кукольную посуду, игрушки, подмести, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.
Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу.
Вначале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий.
По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6-7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка.
Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.
В соответствии с ФГОС ДО, результат труда каждого ребенка оценивается как успешный по отношению к данному виду труда. Оценка воспитателя всегда положительная, имеет воспитательную направленность. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, настраивая каждого ребенка на успешность.
Слад 9 Трудовое воспитание в детском саду осуществляется через следующие виды труда :Какие Виды труда вы знаете Самообслуживание, Хозяйственно-бытовой труд, Труд в природе, Ручной труд, уважение к труду взрослого
Слад 10 Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе – КГН в раннем возрасте
поддерживать стремление детей к самостоятельности;
соблюдать принцип постепенности включения каждого ребенка в режимный процесс;
продолжать формировать поведение детей, соответствующее нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать в группе, не шуметь в спальне, слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы, требования;
формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе – КГН со второй младшей группы
формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
формировать осознанную привычку мыть руки перед едой и чистить зубы утром и вечером.
совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе – КГН в средней группе
продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе – КГН в старшей группе
формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически;
самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки, следить за чистотой ногтей;
закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде;
совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться
столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе – КГН в подготовительной группе
закреплять умение аккуратно пользоваться столовыми приборами;
правильно вести себя за столом;
продолжать воспитывать привычку следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде;
учить тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.
Слад 11 Формирование навыков самообслуживания в раннем возрасте осуществляется в двух формах:
индивидуальной;
групповой;
Существует ряд проблем и трудностей, связанных с приучением ребенка к самообслуживанию. Без посторонней помощи ребёнок ещё не способен справляться со многими бытовыми проблемами. Для этого надо научить его всем навыкам самостоятельности:
аккуратно есть, и использовать столовые приборы;
одеваться и раздеваться, используя различные виды застёжек;
пользоваться туалетом и приводить себя в порядок после него.
Самообслуживание во второй младшее группе формировать элементарные навыки самообслуживания;
поддерживать стремление к самостоятельности при овладении навыками самообслуживания;
учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; учить самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.)
воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок
в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Самообслуживание в средней группе - продолжать развивать навыки самообслуживания;
совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться;
приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать);
воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным;
формировать умение самостоятельно заправлять кровать;
приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т.д.)
Самообслуживание в старшей группе- продолжать развивать навыки самообслуживания;
закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель;
формировать умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, ножом, вилкой);
воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию;
учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть
кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.
Самообслуживание в подготовительной группе
закреплять умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (ножом, ложкой, вилкой);
самостоятельно следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе;
закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить);
аккуратно убирать за собой постель после сна;
учить самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.
Слад 12
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда в 1 младшей группе
приучить детей самостоятельно убирать игрушки после игры;
воспитывать бережное отношение к игрушкам;
воспитывать желание трудиться, помогать друг другу.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда во 2 младшей группе
дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда в средняя группе
Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев
Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда в старшей группе
Дети помогают младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы.
Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда в подготовительной группе
Хозяйственно-бытовой труд является одним из наиболее распространённых видов трудовой деятельности дошкольников и направлен на поддержание чистоты и порядка как в детском саду, так и в домашней обстановке.
У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.
Дети получают огромное удовольствие от совместного труда, учатся ценить его общественную значимость и беречь результаты.
Слад 13
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе . Со 2 младший группы - с помощью взрослых дети поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода. Проявляют интерес к жизни растений и животных.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе. В средней группе дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях : в уголке природы поливают растения, протирают крупные плотные листья, рыхлят землю;
на участке вместе со взрослыми выращивают цветы (при вскопке очищают землю от камней и палок, систематически поливают грядки, клумбы и.т.д.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе
Старший дошкольный возраст - труд становится систематичным, объем его увеличивается. Дети опрыскивают растения из пульвелизатора, сметают листья и снег.
Слад 14 Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда
Старшая группа: В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое.
Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам
Подготовительная группа: Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов).
Пришивают пуговицы. Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий.
Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.)
Слайд 15Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе к уважению к труду взрослого
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
В нашем детском саду проводится большая работа по формированию у детей первоначальных трудовых умений и навыков, нравственному воспитанию их в процессе трудовой деятельности. Мы понимаем, что главная задача заключается в том, чтобы использовать все возможности и условия для совершенствования трудового воспитания . Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера педагога и родителей.
Достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание. Например, беседы о том, как трудятся няня, прачка. При этом нередко дети мотивируют свои поступки желанием облегчить труд няни.
С возрастом детей меняются функция воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, но деятельность остается совместной.
Воспитывать у детей умение и желание трудиться можно, с помощью организации трудовой деятельности: Какой?
- Совместная деятельность детей с педагогом.
- Поручения
- Дежурства
Как же бывает детям приятно слышать похвалу в свой адрес: «Молодцы, ребята! Хорошие помощники растут!» Организуя коллективный труд, мы учим детей планировать работу, распределять обязанности, помогать друг другу, развиваем у них общественные навыки.
Если дети постоянно получают недостаточную трудовую нагрузку, они привыкают трудиться без напряжения, без усилий. И когда ребенок попадает в ситуацию, в которой нужно выполнить более сложное задание, он оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы и довести начатое дело до конца. Неудача же в свою очередь вызывает отрицательное отношение к труду.
16 слайд «ПОЕХАЛИ»
Слайд 17 Формы и методы работы с родителями:
увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества. (Совместный проект «От зернышка до булочки»). Благоустройство территории: оформление участков групп. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне и др.). Оформление групповых комнат к праздникам.
рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).
привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины» и др.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Важность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач» К. Д. Ушинский
Трудовая деятельность в ДОУ в свете ФГОС Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие ». В п . 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда .
Трудовая деятельность в ДОУ в свете ФГОС В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений . Цель: формирование положительного отношения к труду З адачи: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества. развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка …. принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
Разминка «ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ»
Компоненты трудовой деятельности
Виды труда в ДОУ
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе – КГН
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе к уважению к труду взрослого Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
« ПОЕХАЛИ »
Формы работы с родителями:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...