РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
статья (старшая группа)
Статья рассказывает о том как прочтение и разбор художественной литературы сказок влияет на развитие эмпатии у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.48 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Успешное взаимодействие с окружающими, построение и укрепление социальных связей, умение верно реагировать на ситуацию складываются из эмпатических способностей человека.
Эмпатия – это возможность поставить себя на место другого, понять то, что он чувствует и почему поступает тем или иным образом. Такая чуткость не присутствует с рождения, она возникает и развивается в общении, а также определяется эмоциональным опытом человека
Азы эмоционально-нравственной культуры начинают познаваться ребенком в старшем дошкольном возрасте. Именно в этот период необходимо выбрать наиболее эффективные пути развития эмпатических способностей. В первую очередь, источником эмоционального опыта является общение как со взрослыми, так и со сверстниками. Поэтому родителям следует обращать внимание на свои эмоции и реакции так, чтобы ребенок видел наглядный пример. Также педагогам нужно помогать решать воспитанникам конфликты посредством обсуждения ситуаций с упором на то, какие чувства могут испытывать дети.
Л. П. Стрелкова заметила, что в возрасте 4–5 лет у ребенка появляется и принципиально новая способность – сопереживать вымышленным персонажам. Поэтому так важно использовать художественную литературу, а именно сказки в воспитании эмпатии. Это наиболее подходящий для дошкольников жанр.
Ш. Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка.Их характеристика исчерпывается несколькими качествами, понятными для детей. Однако, эти характеристики возводятся в абсолют: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом персонажи могут заниматься бытовыми вещами, которые ребенок видит в повседневной жизни или может сделать сам. Все это помогает детям понять сказку в полной мере, позволяет дошкольнику проще поставить себя на место героя и прочувствовать его эмоции.
Сказки отлично усваиваются детьми еще и потому, что не требуют серьезных логических рассуждений. Напротив, ребенку предлагается насладиться яркими приятными образами и незаметно для себя приобрести ценный опыт. В любой сказке существует моральная дилемма, с которой героям предстоит столкнуться и решить её. Все персонажи имеют выраженные нравственные установки: герой или хороший, или плохой. Так, ребенку проще понять, где добро, где зло и на какого персонажа равняться.
Примерами литературы, в которой положительные герои противопоставлены отрицательным, могут служить всем известные сказки «Золушка», «Красная шапочка» Ш. Перро, «Заюшкина избушка». А в сказках «Дюймовочка» Г. Х. Андерсена, «Морозко», «Лиса и журавль» у главных героев возникает этический вопрос: выбор между своим комфортом и помощью другим.
Чтобы проверить, каким образом художественная литература влияет на развитие эмпатии, нами было проведено исследование в рамках научно-исследовательской работы. Для диагностики уровня эмпатии использовали методику «Неоконченные рассказы» Т. П. Гаврилиной. Проведенная диагностика с детьми шестого года жизни позволила выявить следующие результаты: 31 % дошкольников показали гуманистический характер эмпатии, у 69 % был выявлен эгоцентрический характер эмпатии.
Далее на протяжении двух недель на занятиях по развитию речи в течение 25–30 минут осуществлялось вхождение в сказку; чтение сказок; обсуждение с воспитанниками сюжетов; использование продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, драматизация); в заключение проводилось своеобразное действо выхода из сказки.
Для определения динамики и уровня эмпатии детей было контрольное исследование. Результаты показали положительную динамику: эгоцентрический характер эмпатии наблюдался у 24 % дошкольников, а гуманистический характер эмпатии продемонстрировали 76 % детей. Также наблюдения за детьми позволили сделать вывод о том, что дошкольники стали внимательнее относиться к сверстникам, обращать внимание на свои эмоции, доброжелательнее общаться друг с другом.
Анализируя поведение героев из сказок, ребенок начнет следовать их примеру сначала ради одобрения взрослых. Постепенно забота об окружающих и сопереживание превратятся в привычку и станут неотъемлемой частью жизни. Таким образом, в сказках ребенок может найти для себя нравственные ориентиры, поэтому использование художественной литературы в развитии эмпатии играет огромную роль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы.
Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержатель...

Развитие речи старших дошкольников посредством художественной литературы
Художественная литература сопровождает ребенка с первых дней его жизни. Знакомство начинается еще с пелёнок, с первых колыбельных песенок, потешек. Активное общение с окружающим способствует фор...

Проект "Развитие дружеских взаимоотношений у старших дошкольников посредством художественной литературы"
Рекомендации родителям и педагогам, что почитать детям о дружбе...

Формирование речевых компетенций как предпосылок читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы
Комплексно-тематическое планирование могут использовать как педагогические работники (воспитатели, учителя-логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, музыкальные руководители), так и родители.Комплекс...
Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников посредством художественной литературы» -1
Ни для кого не секрет, что сегодня дети и экономика неразрывно связаны. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов. Ребенок растет, и знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаме...

Формирование речевых компетенций как предпосылок читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы
Литературные произвдедения для развития связной речи у дошкольников по теме НАСЕКОМЫЕ...