Формирование речевых компетенций как предпосылок читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)

Татьяна Юрьевна Фищева

Комплексно-тематическое планирование могут использовать как педагогические работники (воспитатели, учителя-логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, музыкальные руководители), так и родители.

Комплексно-тематическое планирование представлено блоками по основным лексическим темам. Каждый блок содержит тексты, упражнения, игры и задания с использованием речевого материала из текстов.

Разделы блока (лексической темы):

- коррекция и развитие моторной сферы (фонетическая компетенция);

- развитие словарного запаса (лексическая компетенция);

- развитие грамматического строя речи (грамматическая компетенция);

- развитие связной речи (диалогическая и монологическая компетенция);

-взаимодействие с педагогом-психологом (коммуникативные навыки, развитие психологической базы речи, развитие эмоционально-волевой сферы)

-взаимодействие с воспитателем;

-взаимодействие с музыкальным руководителем;

-взаимодействие с родителями;

-цифровые образовательные ресурсы.планирование представлено блоками по основным лексическим темам.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchitnikiotechestva.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Защитники Отечества»

«Почему армия родная» (А.Митяев)

Девочка Лена научилась читать. Особенно хорошо она читала слова, написанные крупными буквами.

Однажды зимой на стене дома повесили плакат. С плаката на девочку смотрел молодой солдат в каске. Лена стала читать буквы на плакате и прочла: «Да здравствует родная Советская Армия!»

- «Армия называется Советской потому, что она в нашей Советской стране, — думала Лена. — А почему родная? Ведь она не мама, не папа, не бабушка...»

Шёл из школы домой мальчик Коля. Он был сосед Лены, и Лена его спросила:

— Коля! Скажи, пожалуйста, тебе Советская Армия родная?

— Мне? Конечно, родная, — ответил Коля. — Мой брат уже полгода служит в армии артиллеристом. Брат мне родной. Значит, и армия родная.

Ушёл Коля домой. А Лена осталась на улице. Она слепила маленькую, ростом с куклу, снежную бабу. Но ей всё равно было грустно. У Лены не было брата, который мог бы пойти в армию и стрелять там из пушек.

Вышла из подъезда соседка тётя Маша — с ковром под мышкой, с веником в руке. Лена и её спросила:

— Тётя Маша! Скажите, пожалуйста, ваши родные служат в армии?

— Нет, — ответила тётя Маша. — Не служат. Все дома. Кто на заводе работает, кто в учреждениях.

— Значит, вам армия не родная?

— Как же это не родная! — удивилась тётя Маша. — Я жила в деревне, и началась война. Деревню заняли фашисты. А потом был сильный бой и пришли наши. Мы бежали к ним навстречу, плакали от радости и только говорили: «Родные! Наконец-то пришли, спасли нас от смерти».

— Армия всем родная, — закончила тётя Маша. — И меня, старую, и тебя, такую маленькую, она никому в обиду не даст.

Повеселела девочка. Побежала с улицы домой.

Когда пришёл с работы папа, она рассказала ему, как гуляла, как сама прочла надпись на плакате и что сказали ей Коля и тётя Маша.

— Всё же Коле армия роднее! — пожаловалась Лена.

— Ну это как сказать! — ответил папа. — Принеси-ка мне коробку с документами.

Папа достал из коробки красную книжечку. «Военный билет» — было написано на обложке. На первой странице Лена увидела папину фотографию. Рядом были отчётливые буквы. Лена стала читать их. И получилось: «Сорокин Иван Васильевич. Танкист. Сержант запаса».

— Вот это да! — удивилась Лена. — Мой папа — танкист! А что значит «запаса»?

— Это значит, — сказал папа дочке, — что я, хотя и работаю на заводе, всё равно числюсь в армии.

— А другие папы?

— Другие папы тоже. Кто, как я, танкист, кто летчик, кто разведчик, кто моряк запаса.

На другой день Лена снова гуляла на улице. Было холодно. Дул ветер, падал снег. А она не уходила домой. Ждала, когда из школы придёт Коля. Хотела сказать ему про своего папу-танкиста.

«Шел по улице солдат. Нет силы сильнее!» (С. Баруздин)

Шел по улице солдат. Обычный солдат. Необыкновенный солдат. Обычный, потому что он такой же, как все его товарищи — солдаты. Гимнастерка зеленого защитного цвета. Пилотка с красной звездочкой. Начищенные до блеска сапоги. И еще значок отличного воина. А необыкновенный, потому что он солдат Советской Армии. Много силы у солдата.

Где-то стоят в лесах ракетные установки. Ракеты разные — малые, средние и большие. Такие ракеты запускали корабли наших космонавтов. А если нужно, они и по врагу ударят — за многие тысячи километров попадут ракеты в цель.

Где-то скрыты аэродромы. Вертолеты на них стоят. Тяжелые вертолеты, которые могут подняться в воздух с людьми, пушками и даже танками. И самолеты. Тяжелые и быстрые самолеты с могучим оружием на борту.

Где-то стоят неуязвимые танки и самоходные орудия, броневики и минометные установки. Дай приказ, и они пойдут в дело!

Где-то в морях и океанах стоят на рейдах быстроходные корабли и неуловимые атомные подводные лодки, которые, если потребуется, незаметно доплывут хоть до края земли — где бы ни появился враг.

Много силы у солдата. И еще есть одна — самая главная сила. Эта сила — наш народ, наша Советская страна.

— Нет силы сильнее! — говорит солдат о нашей армии.

— Нет силы сильнее, чем наша сила! — говорит о солдате народ. И враги знают об этом. Знают и не решаются напасть на Страну Советов — на нашу страну.

Раздел

Программное содержание и задачи

Моторная сфера

  • Мимические упражнения

Изобразить строгого пограничника, хитрого врага, веселого солдата, серьезного пилота.

  • Артикуляционная гимнастика

Для челюсти: медленное открывание и закрывание рта, язык у нижних зубов;

для губ:поднимание верхней губы (видны верхние зубы), опускание нижней губы (видны нижние зубы), «трубочка» - «поцелуй» (5 раз);

для языка: «Лошадка», «Грибок».

  • Развитие мелкой моторики

Сегодня праздник всех отцов,

Сжимают и разжимают пальцы.

Всех сыновей, всех, кто готов,

Хлопают в ладоши.

Свой дом и маму защитить,

Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу.

Всех нас от бед отгородить!

Сжимают и разжимают пальцы.

  • Развитие общей моторики" На старт! Внимание! Марш!"

Ровным строем мы идём - раз, два, три Марш на месте. Махи руками, согнутыми в локте

В барабаны звонко бьём- раз, два, три Продолжаем марш, имитируем стук в барабаны

Мы летим, как самолёт-раз, два, три руки в стороны, раскачивание

Ускоряется полёт-раз, два, три ускоряем движение

Пересели в вертолёт-раз, два, три руки перед собой, изображаем пропеллер

Поднимает в верх пилот - раз, два, три медленно поднимаем руки над головой, продолжая изображать пропеллер

На ракете полетим - раз, два, три руки вытягиваем над головой, соединяем ладони

И всех-всех опередим- раз, два, три не меняя положения рук приседаем и выпрыгиваем вверх

Поплывем на корабле - раз, два, три руки перед собой под прямым углом, ладони соединены

Нас качает на волне - раз, два, три руки в прежнем положении, раскачивание из стороны в сторону

Наши пушки метко бьют- раз, два, три боксирующие движения руками

Нашей Армии салют! Раз, два три! подпрыгиваем, вскидывая вверх руки с раскрытыми ладонями

Лексика

существительные: Родина, Россия, Отчизна, Русь, Отечество, армия, войска, знамя, герб, флаг, смелость, ловкость, мужество, отвага, воин, солдат, герой, защитник, боец, разведка, дозор, граница, парашют, ружье, кавалерия, каска, шлем, пилотка, подводная лодка, шашка, меч, кольчуга, щит. Моряки: матросы, капитаны, радисты, штурманы. Летчики: пилоты, штурманы, радисты, вертолетчики. Десантники, пограничники, пехотинцы, артиллеристы, ракетчики, пулеметчики, кавалеристы;

прилагательные: смелый, храбрый, бесстрашный, доблестный, мужественный, армейский, военный, трудная, почетная, опасная, героический, отважный, меткий, нужный, необходимый, внимательный, заботливый, ловкий, сильный, геройский;

глаголы: охранять, беречь, любить, заботиться, защищать, сохранять, гордиться, трудиться, воевать, биться, драться, сражаться, сопротивляться, маршировать, стрелять, перевязать, летать, прыгать, добывать, следить;

наречия: смело, метко, быстро, решительно, настойчиво;

антонимы: смелость – трусость, война – мир, честь – бесчестие;

синонимы: солдат – воин, защитник, боец.

По произведению «Шел по улице солдат» С. Баруздина: гимнастерка, защитного цвета, аэродромы, с могучим оружием, приказ,неуязвимые, самоходные орудия, броневики и минометные установки, на рейдах, атомные подводные лодки.

По произведению «Почему армия родная» А.Митяева: на заводе работает, в учреждениях, заняли фашисты, она никому в обиду не даст, военный билет, сержант запаса.

Грамматический строй речи

1. Игра «Слова-приятели» (согласование существительных и прилагательных:солдат смелый, армия сильная, орудие могучее, вертолеты тяжелые.

2. «Один-много-разные» (образование существительных мн.ч. в И.п. и Р.п. один моряк - много моряков – разные моряки ….)

3. Образование глаголов с помощью приставок. Побежал, выбежал, забежал, перебежал, отбежал.

#1054;бразование мн.ч глаголов. Игры:

  • «Один-много» (солдат шагает - солдаты шагают, автоматчик стреляет – автоматчики стреляют)

«Я-он-мы» (Стрелять — я стреляю — он стреляет - мы стреляем)

5. Согласование прилагательных и числительных в сочетании с существительными.Две малые ракеты, три тяжелых вертолета, пять бесстрашных моряков и т.д..

6. Образование относительных прилагательных. Сухопутные, военно-морские, ракетные, танковые, ….

7. Образование названий профессий с помощью суффиксов -чик-, -ист, -ник- Летчик, пограничник, танкист, артиллерист.

8. Предложно-падежное управление. Игры:

  • «Кому – что?» (Собаку– пограничнику, каску – пехотинцу).
  • «У кого что?» (Фуражки – у пограничников, береты – у десантников)

Связная речь

«Почему армия родная» (Анатолий Митяев)

Беседа по тексту.

Пересказ по плану.

Инсценировка рассказа.

Шел по улице солдат. Нет силы сильнее! (С. Баруздин)

Беседа по тексту.

Составление плана рассказа с помощью опорных картинок (пиктограмм)

Пересказ по плану. Составление мнемотаблицы из готовых элементов (совместное придумывание и рисование)

Взаимодействие с педагогом-психологом

Коммуникативные навыки:

Игра «Найди предмет»

Задание: пройти по игровому полю с завязанными глазами, следуя инструкции напарника.

Участники игры делятся на пары, каждый выбирает род войск (танковые войска - танкист, военная авиация – военный лётчик, морская пехота – матрос). Один участник становится перед полем с закрытыми глазами, второй – ведущий. Ведущему в паре предлагается провести напарника по клеточкам поля, указывая маршрут, используя ориентиры - вперед, назад, вправо, влево, минуя преграды. Игра продолжается до тех пор, пока участник не дойдет до своего военного транспорта. Далее участники меняются.

Развитие психологической базы речи:

«Почему армия родная»

Цель: развивает концентрацию, учит сосредотачиваться на процессе, мелкую моторику, мышление, память, умение делать выводы и выстраивать причинно-следственные связи.

Задание: собери пазлы.

«Военные профессии»

Цель: развивает концентрацию, учит сосредотачиваться на процессе, мышление, память, умение делать выводы и выстраивать причинно-следственные связи.

Задание: Выбери предмет, который необходим военным для защиты Родины. Назови предмет. Назови военные профессии.

Развитие эмоционально-волевой сферы:

Упражнение «Самолет»

Цель: нормализация эмоционального фона, саморегуляция

Задание: Руки поднять до уровня плеч. На счет «раз» - согнуть в локтях, сделать вдох. На счет «два» - развести руки в стороны, сделать выдох. На счет «три» - с вытянутыми руками наклониться вправо. На счет «четыре» - вернуться в исходное положение. Повторить с наклоном влево.

Психогимнастика.

Пластический этюд «Прыжок с парашютом».

Взаимодействие с воспитателем

Знакомство с творчеством А.Митяева, С.Баруздина.

Чтение рассказов «Шел по улице солдат. Нет силы сильнее!» (С. Баруздин), «Почему армия родная» (Анатолий Митяев), обсуждение прочитанного.

Дидактические игры «Четвертый лишний»: мирные профессии-военные профессии, инструменты – оружие, транспорт – военная техника.

Ситуативный разговор «Вместе рассуждаем» - объясняем слова: «сухопутный», «полководец», «бескозырка».

Отгадывание загадок по теме.

Сюжетно-ролевые игры «Пограничники», «Танкисты», «Разведчики», «Моряки»

Рисование «Защитники Отечества», «Солдат на посту»

Аппликация «Праздничная открытка к 23 февраля»

Конструирование из бумаги (оригами) «Танк»

Лепка «Военная техника»

Подвижные игры «Морская азбука», «Меткий стрелок»

Спортивное развлечение «Слава армии родной!»

Поздравление дедушек, пап, братьев, мальчиков.

Взаимодействие с музыкальным руководителем

Слушание

«Защитники Отечества» муз.И.и Н.Нужины, сл.Е.Шакирьянов

«Служить России» муз.Э.Ханок, сл.И.Резник

«Три танкиста» муз.Братья Покрасс, сл.Б.Ласкин

«Наша армия самая сильная» муз.Э.Ханок, сл.И.Резник

Пение

«Бравые солдаты» муз. А.Филиппенко, сл.Т.Волгиной

Развитие ритмической способности

Игра «Шифровальщик». С помощью детских музыкальных инструментов дети передают ритм, заданный музыкальным руководителем.

Танцевальные движения

Матросский танец «Яблочко»

Взаимодействие с родителями

Домашнее чтение рассказов «Шел по улице солдат. Нет силы сильнее!» (С. Баруздин), «Почему армия родная» (Анатолий Митяев).

Рекомендации: рассмотреть с папой Военный билет, армейский альбом, посмотреть видео фильмы о Российской армии, познакомить с некоторыми видами военной техники.

Оформление стенгазеты «Наша армия родная».

Тематическая консультация.

Оформление информационного стенда по лексической теме.

Цифровые образовательные ресурсы

Почему армия родная. Читаем детям о войне (видео).

Шел по улице солдат. Нет силы сильнее! Аудиорассказы для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи старших дошкольников посредством художественной литературы

Художественная литература сопровождает ребенка с первых дней его жизни. Знакомство  начинается еще с пелёнок, с первых колыбельных песенок, потешек. Активное общение с окружающим способствует фор...

План по самообразованию «Формирование представлений о своей малой родине у воспитанников старшей группы посредством художественной литературой сибирских писателей ».

Воспитать настоящих граждан - патриотов своей Родины невозможно без изучения своей истории. Развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходимо начинать с формирования представлений...

Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников посредством художественной литературы» -1

Ни для кого не секрет, что сегодня дети и экономика неразрывно связаны. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов. Ребенок растет, и знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаме...

Методическая разработка на тему: "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности"

Методическая разработка на тему: "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности"...