Педагогическое эссе "Особенности формирования экологической культуры дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения".
статья

Горбунова Елена Александровна

В данном эссе описаны особенности формирования экологической культуры дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskoe_esse.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое эссе

«Особенности формирования экологической культуры дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Мы живем на необыкновенной планете – планете Земля – а наша жизнь во многом зависит от состояния окружающей среды. И каждый цивилизованный житель планеты Земля это понимает. Однако с каждым годом всё сильнее ощущаются экологические проблемы взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества и окружающей среды. Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе - главные направления стратегии выживания человечества.

Это означает, что экологические проблемы вырастают в проблемы предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с ней. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Дошкольное образовательное учреждение - первое звено системы непрерывного экологического воспитания и образования, поэтому не случайно перед нами - педагогами-дошкольниками - встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры. Это позволит воспитать новое поколение, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.

Проблему формирования экологической культуры дошкольников относим к числу коренных проблем теории воспитания. Ведь именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. При этом условием данного воспитательного воздействия выступаем мы - взрослые, обладающие экологической культурой: понимаем общие для всех людей проблемы и беспокоимся по их поводу, показываем маленькому человеку прекрасный мир природы, помогаем наладить взаимоотношения с ним.

В связи с вышесказанным считаем целью экологического воспитания и образования дошкольников в нашем дошкольном образовательном учреждении - воспитание в начальных формах экологической культуры личности.

Эту цель конкретизируем в комплексе взаимосвязанных задачрешение которых предусматривает:

- формирование системы научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру;

- развитие чувства эмпатии к объектам природы;

- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

В современных условиях особое значение отводим формированию отношения к природе как важной подсистеме экологической культуры. Новым типом отношения к природе считаем субъектно-этическое отношение. Его характеризует установка личности на отношение к природным объектам равным по ценности человеку. Задача формирования такого отношения признана самой трудной для реализации, поскольку современное общество живет в атмосфере антропоцентрического миросозерцания.

Осознание детьми своего отношения к миру сопровождаем развитием  определенных чувств и эмоций, которые стимулируют деятельность ребенка и влияют на развитие направленности личности. В работе с дошкольниками дело облегчается тем, что благодаря антропоморфическому восприятию, они относятся к объектам природы как равноценным существам. Сохранить, углубить такое отношение дошкольника к природе поможет воспитание у него чувства родства человека и природыОбладая таким чувством, человек осознает единые с другими природными объектами корни, свое родство с растениями и «братьями нашими меньшими».

Близко к названному чувству - чувство единства с природой, благодаря которому человек ощущает себя частицей природы. Наряду с названными чувствами в современных условиях не менее важной задачей является воспитание чувства любви к природе. Ж.Ж.Руссо для обозначения этого чувства был введен термин - «чувство зелени» или «чувство природы». Чувство любви к природе, представляя собой чрезвычайно сложное чувство, включает в себя эстетические, интеллектуальные и этических эмоции. Не менее сложно и чувство экологической ответственности - ответственности за состояние природы перед другими людьми, последующими поколениями. Мы формируем, исходя из убеждения, что природа принадлежит не только настоящим, но и будущим поколениям, а также на основе знания и выполнения правил поведения в природе.

Нельзя исключать из внимания и отношение, основанное на пользе природы для человека. Оно связано с потребностями человека в использовании природных ресурсов. Но природная среда способна удовлетворить потребности человека при определенных условиях, при определенном качестве. Формирование нами осознания многообразной ценности природы (оздоровительной, утилитарной и т.д.) позволяет сформировать у наших воспитанников чувство зависимости от природы, от ее состояния. В современных условиях в содержание эмоционально-ценностных отношений включаем чувство тревожности за состояние природы, которое формируем во взаимосвязи с чувством экологического оптимизма. Его основу составляет вера в то, что экологическую ситуацию можно исправить.

Значимую характеристику отношения дошкольника к природе представляет его осознанность, которую формируем на основе знаний. Знания в процессе общения с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети сами объясняют экологическую ситуацию, самостоятельно, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполняют отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Процесс формирования знаний, отношений связываем с развитием соответствующих умений. Последовательность формирования умений определяем структурой деятельности: мотив - цель - действие - результат. Следовательно, все начинается с мотивации. Помогаем решить ребенку вопрос: ради чего нужна та или иная деятельность (мотив). Затем определяем предполагаемый результат (цель). После чего решаем вопрос, как эту цель достигнуть (выбор способов действий, технологии). В результате выбранной технологии у наших воспитанников формируем соответствующие умения.

Формирование умений считаем эффективно, охватывая в воспитательно-образовательном процесс следующие звенья:

- осознание детьми содержания и значение формируемого умения;

- формулировка на основе изученного материала одного или нескольких правил деятельности;

- показательное выполнение данного действия воспитателем;

- первые попытки выполнения действия детьми, осуществляемые под руководством воспитателя;

- упражнения.

Примером формирования многих умений в области взаимодействия с окружающей средой, стимулом соответствующей деятельности является чувство сопереживания, жалости детей, возникшее под влиянием наших рассказа о трудностях животных с наступлением неблагоприятных условий. Для этого на занятии рассказываем о трудностях зимовки пернатых, о недостатке корма. Этим самым убеждаем детей в необходимости помочь птицам, изготовить вместе с родителями кормушки, развесить их в ближайшем парке, подкормить птиц. Здесь же рассматриваем вопрос, как это можно сделать.

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разных видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве с взрослыми. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты нормального детского поведения. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь. Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно–исследовательской дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как устроен мир?)

В качестве основного вида поисковой деятельности детей дошкольного возраста выбираем экспериментирование. Личный контакт ребенка с предметами, элементарные опыты, позволяющие познать их свойства, качества, сформировать желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающий мир.

В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно- следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Понимая значение детского экспериментирования в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности ребенка в целом, создаем условия для поисковой деятельности детей.

Таким образом, формирование экологической культуры в нашем дошкольном образовательном учреждении происходи в единстве усвоения знаний, развития умений и эмоционально-ценностных отношений к природе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка На проведение эксперимента по формированию экологической культуры дошкольника в условиях интеграции исследовательской игровой и театрализованной деятельности на основе регионального компонента от 3 до 6 лет.

Цель: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников на основе интеграции исследовательской, игровой и театрализованной деятельности, разработка и внедрение в воспитательн...

Формирование валеологической культуры ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения

Здоровье человека - это великое благо и неотъемлемое условие его счастья. Когда человек здоров, он строит свою жизнь по собственным планам и легко преодолевает любые трудности....

Формирование доброжелательных отношений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

Система работы педагога - психолога по формированию доброжелательных отношений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения...

Экологическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это «целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования сис...

Психолого-педагогические основы современного патриотического воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)

Статья раскрывает основы патриотического воспитания дошкольников, психолого-педагогические условия при формировании патриотического воспитания, рассматривает сочетания трех основных компонентов при ор...