Экологическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения
статья

Анна Александровна Чушкина

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это «целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Чушкина А.А.,

воспитатель

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это «целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности» [5, с. 32]. Содержание экологического воспитания включает два вектора:

- передача экологических знаний;

- трансформация знаний в отношение.

В нашем дошкольном учреждении функционирует 11 групп, в том числе:

- 9 групп общеразвивающей направленности, из них 1 группа для детей раннего возраста;

- 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель экологической работы в нашей дошкольной образовательной организации - это научить понимать и видеть красоту природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии.

За последние годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:

- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;

- воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;

- формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

В экологическом воспитании практикую комплексный системный подход – от простого к сложному. Под руководством педагога дети проводят цикл наблюдений за живыми объектами. Работа по проектам: «Стоит на окошке цветок-огонек», «Чиполлино», «Откуда появилась рыбка», «Лук – наш друг». Дети наблюдают за растениями, ухаживают, поливают, делают выводы и умозаключения.

Во всех группах детского сада оборудованы уголки природы, где представлены различные виды комнатных растений. В зимний период на подоконниках групповых комнат размещается мини-огород, что дает возможность детям выращивать овощи и в холодный период года. С помощью календаря наблюдений дети старшего дошкольного возраста дети могут отслеживать стадии роста и развития лука. Лист бумаги расчерчивается на четыре части, каждая из которых соответствует стадии роста луковицы. Внизу листа нужно приклеить карман, в нее вставляется картинка растения, которое посажено. Дети с интересом наблюдают за ростом лука, каждый день проверяют наличие воды в стаканчике. В летний  период дети следят за ростом растений и деревьев на участках своих групп.

В группах детского сада используются календари, которые демонстрируют состояние окружающей среды, животного и растительного мира. Дети ведут наблюдения ежедневно в течение года. После прогулки дети заполняют календарь с помощью знаков или рисунков, отмечают погоду, силу ветра, солнце, количество и наличие осадков.  

В экологическом воспитании одним из основных аспектов считается работа с родителями воспитанников. Родители активно принимают участие в мероприятиях и праздниках экологической тематики. Родители вместе с детьми делают поделки, рисуют картинки, плакаты, могут сочинить и записать сказку, рассказ и многое другое. Таким образом, происходит взаимодействие детского сада и родителей воспитанников.

Актуальность комплекса мероприятий по экологическому воспитанию определяется тем, что имеется необходимость повышать уровень экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста, на наш взгляд.

Мною разработан комплекс мероприятий:

Мероприятие 1: природоохранная акция «Покормите птиц зимой». Цель: закрепить понятия детей старшего дошкольного возраста о зимующих птицах, их образе существования, о взаимосвязи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.  

Мероприятие 2: составление и оформление экологической сказки «Мой лес». Цель: развитие экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.

Мероприятие 3: фотовыставка «Мы на прогулке». Цель: развитие экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.

Мероприятие 4: КВН «Знатоки леса». Цель: побуждать интерес детей к лесу и его обитателям.  

Мероприятие 5: участие в субботнике «Каждую соринку в корзинку». Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста осознанное действенное отношение к природе, желание беречь и охранять её.

Мероприятие 6: выращивание рассады в «Огород на окне». Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Мероприятие 7: выставка семейных творческих работ на тему «Мы защищаем лес». Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста природоохранного отношения к природе.  

Мероприятие 8: тематическое занятие на тему: «Почему случаются лесные пожары?». Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста природоохранного отношения к природе.

Мероприятие 9: выставка поделок из природного материала. Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к природе.

Мероприятие 10: занятие «Мой любимый город». Цель: закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о своем городе.

Мероприятие 11: занятие на тему: «Земля – наш общий дом». Цель: систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста о живой и не живой природе.

Мероприятие 12: занятие на тему: «Экология – это жизнь». Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе.  

Таким образом, данный комплекс мероприятий направлен на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Применение этого комплекса на практике необходимо для поднятия уровня экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в целом, а также для того, чтобы прививать детям старшего дошкольного возраста чувство заботы и уважения к природе и окружающему миру.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей / Л. Балаценко // Ребенок в детском саду. - 2012. - № 5. - С. 80-82.
  2. Долгова, Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы. Практическое пособие, методические указания / Т.Л. Долгова, И.В. Кравченко. - М.: ТЦ «Сфера», 2018. - 208 с.
  3. Зебзеева, В.А. О формах и методах экологического образования дошкольников / В.А. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 5. - С. 30-32.
  4. Зебзеева, В.А. Теория и методика экологического образования детей: Учебно-методическое пособие / В.А. Зебзеева. - М.: ТЦ Сфера, 2019. - 288 с.
  5. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н.В. Коломина. - М.: ТЦ Сфера, 2018. - 277 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях дошкольных образовательных учреждениях.

Сегодня активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения теоретических и практических задач воспитания дошкольников, рассматриваются модели гендерного воспитания мальчиков и д...

Формирование доброжелательных отношений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

Система работы педагога - психолога по формированию доброжелательных отношений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения...

«Адаптация дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения» Курочкина Татьяна Владимировна

«Адаптация дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения» Курочкина Татьяна Владимировна         С поступлением ребенка 3-4-летнего возра...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ МЛАДШИМ ДОШКОЛЬНИКАМ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Развитие речи – одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей более старшего возраста кроются в условиях их жизн...

Проект "Гендерное воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи "Я - мальчик! Я - девочка!"

В проекте содержится материал (ООД, беседы, игры, консультации для родителей, родительское собрание и т.д.) по созданию условий для естественного развития ребёнка дошкольного возраста в ДОУ и семье с ...

Гендерное воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

В современном мире часто возникает вопрос, необходимо ли какое-то особенное гендерное воспитание дошкольникам. В последнее время педагоги часто говорят о воспитании как гармоничной картине, где учтены...

Психолого-педагогические основы современного патриотического воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)

Статья раскрывает основы патриотического воспитания дошкольников, психолого-педагогические условия при формировании патриотического воспитания, рассматривает сочетания трех основных компонентов при ор...