Психолого-педагогические основы современного патриотического воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
Статья раскрывает основы патриотического воспитания дошкольников, психолого-педагогические условия при формировании патриотического воспитания, рассматривает сочетания трех основных компонентов при организации занятий по патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo_pedagogicheskie_osnovy_sovremennogo_patrioticheskogo_vospitaniya.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические основы современного патриотического воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)
Аннотация. Статья раскрывает основы патриотического воспитания дошкольников, психолого-педагогические условия при формировании патриотического воспитания, рассматривает сочетания трех основных компонентов при организации занятий по патриотическому воспитанию.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, основы воспитания, нравственное поведение, дошкольная образовательная организация.
Основы формирования личности, не только в сфере патриотического воспитания, но и в целом, закладываются в раннем возрасте. Именно поэтому, многие авторы в патриотическом воспитании выделяют такие важные моменты, как создание психолого-педагогических условий для развития патриотизма в ребенке [1].
К психолого-педагогическим условиям, на основе которых формируется чувство патриотизма, можно отнести следующие [3, с. 157]:
- уважение ребенка как личности и его достоинства, формирование положительной самооценки, веры в себя;
- применение соответствующих возрастных форм и методов при патриотическом воспитании;
- формирование единой стратегии поведения у родителей и воспитателей;
- поддержка инициативы детей, формирование доброжелательного отношения детей по отношению друг к другу;
- формирование психологически и физически безопасной среды воспитания и развития;
- формирование оптимальных, соответствующих возрасту режимных моментов, поддержание их и в образовательном учреждении, и дома;
- создание благоприятной атмосферы дома и в детском саду.
Таким образом, можно говорить о том, что созданные вокруг ребенка условия развития, напрямую влияют на формирование патриотического поведения.
При определении цели патриотического воспитания дошкольников, указывают на такие аспекты, как: формирование любви к своей Родине, гордость за исторические события, за страну, формирование уважения к своей культуре, и культуре народов России, толерантное отношение к культуре и вере других народов.
Для развития таких чувств у детей, необходимо выполнять следующие задачи [4, с.205]:
- способствовать развитию осознанного отношения к патриотическим ценностям;
- способствовать формированию механизма обеспечения эффективного патриотического воспитания;
- использование различных видов детско-педагогической деятельности, согласно возрасту ребенка.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста будет иметь эффективность в том случае, если в работе воспитателя сочетается три компонента [2, с. 110]:
- организационный;
- образовательный;
- материально-технический.
К организационному компоненту относят учет возрастных и психолого-педагогических условий развития детей, соответствие потребностей и возможностей детей, родителей и педагогов, применение различных методов в работе со стороны педагогов и родителей, организация совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
К образовательному компоненту относят различные направления и проекты, используемые для формирования патриотического поведения. Это могут быть игры, беседы, экскурсии, инсценировки, экспериментальная деятельность, привлечение активности в социальных сетях и др.
Наиболее популярным способом предоставления информации о патриотизме выступает создание патриотических зон в дошкольных образовательных учреждениях.
Зона патриотического воспитания может включать в себя, в зависимости от возраста:
- игрушки ручной работы, игрушка для пальчикового театра;
- предметы быта и интерьера;
- тексты стихотворений, песен, гимна;
- фотографии родственников детей – участников войн, специальных военных операций, военных конфликтов и т.п.;
- элементы одежды;
- музыкальные инструменты разных народов России;
- государственные символы;
- творческие работы дошкольников, их родителей и др.
Совместные работы детей, родителей и педагогов способствуют формированию познавательного интереса детей.
Так, совместным проектом при формировании патриотического воспитания дошкольников, можно рассматривать клубную работу АНО ДЮЦ «Молодежная дружина», включающая в себя дошкольную дружину, который проводит комплексные духовно-нравственные, творческие, общефизические и патриотические занятия для детей от 3-х до 7 лет.
При организации занятий по патриотическому воспитанию детей проходят встречи с интересными людьми, круглые столы с родителями, семейные выезды и пр. [5].
Материально-технический компонент при организации занятий по патриотическому воспитанию носит не менее важный характер, т.к. наглядные пособия активно дополняют любую образовательную деятельность, а также формируют интерес детей к творчеству.
Таким образом, при организации патриотических занятий дошкольников, важным условием выступает психолого-педагогический аспект: формирование позитивной атмосферы в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения, разнообразные виды занятий и способы преподнесения информации, вовлечение родителей в развитие патриотических чувств ребенка. Сочетание описанных в статье направлений работы приводит к воспитанию чувства долга и уважения перед родиной, к уважительному отношению к героям, взрослым и сверстникам.
Библиографический список
- Георгян А.Р. Психолого-педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Воспитание как стратегический национальный приоритет: международный научно-образовательный форум. - Екатеринбург, 2021. - С. 263-268.
- Калинич В.С., Верпатова О.Ю. Патриотическое воспитание в современном российском обществе: особенности и проблемы развития // Социология. 2022. №4. С. 110-118.
- Тельнова Ж.Н., Малашенкова В.Л., Мякишева М.В., Намсинк Е.В. Организационно-педагогические условия патриотического воспитания детей дошкольного возраста // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. №4. С. 156-166.
- Филипьева Е.С., Дмитриева У.М. Система патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. №1-4 (76). С. 205-207.
- АНО ДЮЦ «Молодежная дружина». Официальный сайт. Режим доступа: https://moldruzhina.ru/, (Дата обращения 12.11.2023).
Автор статьи: Ефимова Н.А.
воспитатель ГБОУ – Школа №1883 «Бутово»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях дошкольных образовательных учреждениях.
Сегодня активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения теоретических и практических задач воспитания дошкольников, рассматриваются модели гендерного воспитания мальчиков и д...
Формирование доброжелательных отношений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения
Система работы педагога - психолога по формированию доброжелательных отношений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения...
Презентация "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"
В данной презентации рассказывается об особенностях детей с ОВЗ и создания оптимальных психолого-педагогических условий для их полноценного речевого развития....
Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
В статье дается обоснование актуальности проблемы роцесса адаптации детей раннего возраста. Автором предлагается модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего в...
Гендерное воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения
В современном мире часто возникает вопрос, необходимо ли какое-то особенное гендерное воспитание дошкольникам. В последнее время педагоги часто говорят о воспитании как гармоничной картине, где учтены...
Экологическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это «целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования сис...
Патриотическое воспитание дошкольников в рамках дошкольного образовательного учреждения
В статье описана целенаправленная, комплексная, система мероприятий по патриотическому воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях....