Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профилизации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Данная программа апробирована и практикоориентированна. Она направлена на развитие у дошкольников позитивных установок и уважительного отношения к разным видам профессий. Формирование допрофессиональных способностей у детей в условиях ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации Города Томска
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №73 г. Томска
Принята на педагогическом Утверждаю:
совете Заведующий ___________
Протокол № __________________ Приказ №____от «__»_____ 20__г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности по ранней профилизации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
«Все работы хороши»
Возраст обучающихся: 4-7 лет
Срок реализации: 3 учебных года
Автор-составитель:
Сенина Галина Викторовна,
воспитатель
г. Томск, 2020
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы |
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………….................3 1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………………… |
1.3. Содержание программы……………………………………………........................................6
|
1.4.1. Планируемые результаты. Первый год обучения (4-5 лет) 1.4.2. Планируемые результаты. Второй год обучения (5-6 лет) 1.4.3. Планируемые результаты. Третий год обучения (6-7 лет) Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 4-5 лет 2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет 2.1.3. Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы 2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов 2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы………………………………………… 2.6. Список литературы Приложение |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
Актуальность программы
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в ДОУ. Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются в будущем – это выбор профессии.
Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор. Правильно сделанный профессиональный выбор – это начало пути к успеху и материальному благополучию в будущем.
Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о профессиях социальной и промышленной сферы. Детский сад представляют собой своего рода социальный мир в миниатюре. Здесь дети в процессе сюжетно-ролевых игр знакомятся с профессиями социальной сферы, продуктивны и интересны игровые сюжеты «Школа», «Повар». К сожалению, не все необходимые наблюдения можно провести непосредственно в детском саду. С целью решения этих задач разработана инновационная программа по профориентации «Все работы хороши». Данная программа дополняет содержание образовательной области «Познавательно-исследовательское развитие», подготавливает дошкольников к выбору будущей профессии. Такое содержание программы является инновационным, в неё включены новые формы работы с детьми и родителями в виде, гостиных, посещения музеев города Томска, мастерских в стенах школы №16 г.Томска, интегрированные познавательные занятия для детей с участием родителей, беседы, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, фотовыставки и выставки рисунков, встречи с интересными людьми.
На ДОУ возлагаются ответственные социальные задачи – воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально – экономический, научно – технический и нравственный прогресс нашей области. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей.
Актуальность программы
В целях обеспечения доступности дошкольного образования, повышения качества образовательных услуг и дальнейшего развития системы образования в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от15 мая 2013 года № 792-р. Дошкольное образование постоянно находится в центре внимания. Главными из них являются вопросы сохранения, а также активного развития сложившейся в районе сети дошкольных учреждений. Сохраняется актуальность обеспечения на этой основе реальной доступности дошкольных образовательных услуг для всех слоев населения. Расширение охвата детей дошкольным образованием относится к числу безусловных приоритетов администрации Томской области, поскольку способствует созданию равных стартовых условий для детей вне зависимости от места проживания, социального статуса, национальной принадлежности и состояния здоровья. Одной из приоритетных целей Программы Томской области «Развитие образования» является создание в системе дошкольного образования возможностей для современного качественного образования и эффективной социализации детей. Современные исследования отечественных учѐных и педагогов - практиков ориентированы на обновление существующих воспитательных технологий и ведение соответствующих инноваций в воспитательную раб ту дошкольных образовательных организаций. Учѐные отмечают, что педагоги, активно привлекая родителей, должны создавать определѐнные психолого-педагогические условия развития личности детей дошкольного возраста. Современные образовательные отношения призваны обеспечивать построение образовательной деятельности на основе субъектного взаимодействия всех взрослых с детьми. Очевидно, что при этом образовательные отношения должны строиться так, чтобы дети имели возможность проявить инициативу и самостоятельность в специфических для них видах деятельности. При этом важно предусмотреть возможность выбора детьми материалов для осуществления деятельности, видов активности, а также участников для совместной деятельности и общения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), выдвигая требования к содержанию программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько образовательных областей, среди которых важное место отводится социально-коммуникативной, включающей в себя задачи - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - сотрудничество Организации с семьей; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Учитывая поставленные задачи, целевые ориентиры ФГОС ДО, разработана инновационная Программа, в которой основополагающим является принцип взаимодействия с семьями воспитанников по ознакомлению детей с миром профессий взрослых. В выборе содержания ориентируемся на региональный и муниципальный рынок труда, предлагаем знакомить в первую очередь с профессиями родителей, представляем рабочие профессии, привлекаем к участию родительскую общественность. В ходе реализации инновационной программы «Все работы хороши» (далее Программа) в условиях дальнейшего развития системы дошкольного образования будут апробированы различные воспитательные технологии, поэтому мы полагаем, что значимость программы для развития системы образования Томской области обусловлена: - обогащением региональной практики обеспечения условий для эффективной социализации детей; - опытом разработки нормативных, информационных, экономических и социально - педагогических условий реализации технологий организации детского сообщества; - повышением уровня профессиональной компетентности педагогических работников по реализации технологий организации детского сообщества в условиях дошкольной образовательной организации; - четким пониманием всеми участниками образовательных отношений общей картины развития личности детей дошкольного возраста и необходимости активного взаимодействия в обеспечении их эффективной социализации; - включением родителей в широкий спектр социальных отношений; - необходимостью обобщения педагогических фактов реализации технологий эффективной социализации детей дошкольного возраста; - необходимостью апробации внедрения современных технологий социального-коммуникативного развития детей; - созданием вариантов многофунциональной развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей оптимальный уровень социально - коммуникативного развития воспитанников; - разработкой научно-методических рекомендаций по использованию воспитательных технологий.
Нормативно-правовая база
Программа построена с учетом изменений, касающихся вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания, что регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
3.Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ;
4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
5.Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 г. № 30038);
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 г. Москва «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013г. № 28908).
Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе, являются следующие подходы и концепции:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной коррекционной педагогики);
3. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
4. Принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (законных представителей, педагогических работников) и детей;
5. Предполагает реализацию образовательного процесса в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка;
6. Строится на основе индивидуальных особенностей и потребностей детей, связанных с их состоянием здоровья;
7. Обеспечивает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
8. Основывается на возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); предусматривает поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; непрерывность (преемственность) образования (формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью);
9. принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач социально – личностного воспитания «от простого к сложному», «от хорошо известного к малоизвестному»;
10.принцип цикличности: построение или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением в соответствии с возрастом и опытом детей;
11.принцип интереса: построение или корректировка содержания программы с опорой на интересы и жизненный опыт детей.
При разработке образовательной программы учтены принципы общей педагогики:
- Единство воспитательного и образовательного процесса.
- Научность содержания обучения.
- Учет возрастных возможностей ребенка.
- Доступность материала.
- Повторяемость материала.
- Концентричность материала.
Особенности дошкольного возраста диктуют построение деятельности детей таким образом, чтобы действие подкреплялось словом, игровой ситуацией, драматизацией. Такая работа способствует также развитию речи детей, умению общаться.
Адресат программы – дети в возрасте 4-7 лет.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Средний возраст
Средний дошкольный период является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Именно в дошкольном возрасте закладываются жизненные ценности и идеалы. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то делами. Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п., однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Необходимо сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит. Необходимо привлекайть ребенка к труду, вместе с ним делать самые разнообразные бытовые дела.
Старший возраст
Старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я». Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является ранняя профилизация, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о труде взослых, космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на профилизацию дадут хороший результат.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на три учебных года обучения (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 96 часов (32 часа на каждый учебный год).
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном постоянном составе.
Режим занятий - 1 раз в неделю, периодичность - с сентября по май включительно; продолжительность – для детей 4-5 лет: 20 минут, 5-6 лет: 25 минут; 6-7 лет: 30 минут.
- Цель и задачи программы.
организация ранней профориентации, направленной на развитие у дошкольников позитивных установок и уважительного отношения к разным видам рабочих профессий, актуальных для нашего города и района, формирование допрофессиональных способностей у детей.
Задачи:
1.Развитие у детей познавательных процессов на основе чувственного опыта. 2. Формировать у детей с систему представлений о разнообразии рабочих профессий. 3. Формировать элементарные представления об общественной значимости той или иной профессии. 4. Ориентировать детей на выбор рабочих профессий, востребованных в нашем городе. 5. Активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей посредством включения в воспитательно-образовательный процесс по вопросам ранней профориентации.
6. Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования по вопросам профессионального самоопределения . 7. Сформировать единое информационное пространство по вопросам профессионального самоопределения воспитанников.
1.3. Содержание программы.
- Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Первый год обучения (возраст 4-5 лет)
Цель: формирование учебно-познавательных мотивов; возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации; расширение представлений о мире профессий.
№ | Название раздела, темы. | Формы проверки реализации программы | Содержание | Количество часов |
Практика | ||||
1. | Разговор о профессиях. Что узнали нового | Воспитатель и учитель – учат и воспитывают детей. | 1 | |
2. | Труд в природе. Знакомство с профессией садовод. | Садовник высаживает растения и ухаживает за ними. | 1 | |
3. | Труд в быту. Знакомство с профессией дворника и няни. | Дворник убирает территорию. Няня приносит с кухни еду и накрывает на стол, следит за чистотой в группе, меняет постельное бельё… | 1 | |
4. | Ручной труд. Знакомство с профессией клоун. | Клоун веселит детей и взрослых. | 1 | |
5. | Целевая прогулка в магазин. | В магазине продают продукты и различные товары. | 1 | |
6. | Сюжетно – ролевая игра «Магазин» | В продуктовом магазине продают и покупают продукты. | 1 | |
7. | О труде строителей. | Строители строят дома и различные помещения. | 1 | |
8. | Укротители огня | Пожарные тушат огонь. | 1 | |
9. | О профессиях в загадках. | Все профессии важны, все профессии нужны. | 1 | |
10. | Знакомство с трудом хлебороба. | Хлебороб сеет пшеницу и убирает урожай. | 1 | |
11. | Выпекали мы в печи пироги и калачи» | Пекарь выпекает хлебобулочные изделия. | 1 | |
12. | Есть много профессий хороших и нужных | Итоговое занятие | 1 | |
ИТОГО: | 12 |
Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Второй год обучения (возраст 5-6 лет) Цель: знакомство детей с разными профессиями; формирование интереса к различным видам труда.
№ | Название раздела, темы. Лепка из пластилина. | Формы проверки реализации программы | Содержание | Количество часов |
Практика | ||||
1. | Что узнали нового Беседа с детьми о работе воспитателя, учителя | Воспитатель и учитель – учат и воспитывают детей.. | 1 | |
2. | Экскурсия в школу | В школе учитель проводит уроки, есть учителя начальных классов и учителя - предметники, которые преподают только свой предмет (физику, историю, русский язык, биологию и т.д.) | 1 | |
3. | Беседа с медсестрой детского сада | отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей). (Витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок, делает прививки, составляет меню для воспитанников | 1 | |
4. | Экскурсия в процедурный кабинет (бинт, вата, лейкопластырь, зеленка, шприцы, термометр, таблетки, йод). | Все вакцины в процедурном кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно. | 1 | |
5. | Беседа с завхозом | Завхоз занимается заготовкой продуктов питания. | ||
6. | Беседа с поваром детского сада Экскурсия на кухню детского сада, в кладовку | Повар – подготовкой продуктов к готовке, приготовлением пищи, раздачей готовой продукции. Узнают, как продукты попадают в кладовку детского сада, как происходит выдача продуктов на кухню, как повара и помощник кухни подготавливают необходимые ингредиенты, как повар готовит, как готовая пища раздается на группы. | 1 | |
7. | Беседа с кастеляншей Экскурсия в кастелянную. Наблюдение за работой кастеляншей. | Постельные принадлежности, инвентарь. (нитки, иголки, выкройка, ножницы, мел, ткань, швейная машина). Узнали, как происходит процесс глажка сухого белья, его сортировка, хранение, выдача по группам (постельные принадлежности, инвентарь, стиральная машина, гладильный стол, стеллажи для хранения постельных принадлежностей и инвентаря) | 1 | |
8. | Беседа с врачом – педиатром | Врач лечит людей. Ставит диагноз по заболеванию. Врачи бывают разных специальностей (педиатр, терапевт, хирург, окулист и т.д.) Фонендоскоп, укол, капельница, ростомер, термометр, бинт, вата, гипс | 1 | |
9. | Беседа с полицейским, инспектором ДПС. Где можно и где нельзя играть. | Чем занимается участковый милиционер. В чем заключается работа следователя. Игры на мостовой опасны. И водителям, и пешеходам помогают дорожные знаки. | 1 | |
10. | Экскурсия к светофору, знакомство с машиной ДПС | (светофор, пешеходный переход, регулировщик, сигнал, безопасность движения, обочина дороги, жезл, форма, сирена, инспектор). Пересечение дорог называется перекресток. Это самое бойкое место и здесь обычно стоят светофоры. Переходы через улицу обозначены линиями разметки “зебра” и дорожными знаками. Знаки правил дорожного движения – запрещающие и разрешающие | 1 | |
11. | Беседа с почтальоном Экскурсия на почту | Почта (журналы, газеты, письма, квитанции на получение посылок, бандероли, телеграммы), узел связи. Узнали как на почту поступают газеты, журналы, посылки. Что делают почтальоны перед тем, как разносить почту гражданам. Для чего надо правильно писать индекс | 1 | |
12. | Экскурсия в библиотеку (формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки). | Библиографы устраивают познавательные, научные, красочные выставки посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники. | 1 | |
ИТОГО: | 12 |
- Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Третий год обучения (возраст 6-7 лет)
обобщающий этап
№ | Название раздела, темы. Лепка из пластилина. | Формы проверки реализации программы | Содержание | Количество часов |
Практика | ||||
1. | Беседа о профессии – учитель. Что узнали нового Экскурсия в школу на 1 сентября | Торжественная линейка, посвящение в ученики (первоклассники), выпускники, поздравления . Учитель пишет план, проводит уроки, проверяет тетради, проводит дополнительные занятия с учениками, участвует в конкурсах, учится на курсах | 1 | |
2. | Встреча с увлеченным человеком – вышивание (пяльцы, мулине, иголки, нитки – ирис, ткань, рисунок). | Кроме работы, люди отдыхают, заполняют его интересными занятиями – хобби. Кого-то увлекает шитье, вязание, коллекци- онирование. Увлечение приносит радость ему и тем, кто видит, любуется готовым произведением, продуктом. Может быть украшением интерьера (рисунки, картины, вышивки, поделки). | 1 | |
3. | Беседа о профессии – растениевод (рассада, удобрения, грядки, семена) | Увлечения, интересы у людей могут быть разные. Кому-то нравится копаться в огороде, собирать ягоды, разводить цветы. | 1 | |
4. | Беседа о животноводах (корова, сено, доильный аппарат, дойка, молоко, поросята, корма, ветеринар). | Доярка начинает работу очень рано. Доярки используют в работе современную технику: электропоилки, электрические доильные аппараты. По совету ветеринара: подбирают животным специальный рацион: витамины, добавки к еде; осуществляют уход за животными | 1 | |
5. | Беседа с работником торговли (товар, покупки, завоз, продажа, электронные весы, чек, кассовый аппарат, супермаркет, магазин). Экскурсия в магазин. | В магазин завозят товар с продуктовой базы или от производителя (молокозавода, мясокомбината). Раскладывают товар на полках, лишнее хранят на складе, соблюдая определенные требования для хранения. Покупатель, продавец, кассир, отделы магазина: продуктовый, кондитерский, колбасный. В супермаркетах можно купить все – и продукты питания, и канцтовары, и парфюмерию. Но есть и специализированные магазины, в которых можно купить только: продукты, одежду, обувь, парфюмерию, канцтовары и т.д. | 1 | |
6. | Беседа о профессиях: плотника и швеи (молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка; разные виды тканей, сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало). | Ателье – большое помещение, в цехах шумно, работают швейные машины. Приемщица принимает заказ, закройщица кроит. Впримерочной делают примерку одежды. В своей работе плотник использует много инструментов. У каждого инструмента свое название, применение. Без инструментов нельзя выполнить какое-то действие, чтобы работа приносила людям пользу. | 1 | |
7. | Экскурсия в школу, в кабинет труда (для девочек), в мастерскую (для мальчиков) | На примере девочки увидели, как и из чего создают постельное белье: наволочки, пододеяльники, простыни. Как используя выкройки шьют ночные сорочки. Мальчики узнали, как дерево сделать гладким, что из него можно изготовить. Как правильно забить гвоздь. | 1 | |
8. | Экскурсия в полицию | Дежурная часть, следственный отдел, отдел с экономическими преступлениями, отдел по работе с несовершеннолетними | 1 | |
9. | Беседа о профессии – руководитель. Экскурсия в администрацию ДОУ | Заведующий детским садом, директор школы, глава администрации – это все руководители. Они несут ответственность за людей, работу, вверенное им учреждение или предприятие, даже страну (президент). Приемная, секретарь, запись, кабинет специалистов, архив и другое. Встреча с родителями | 1 | |
10. | Беседа с банковским работником (банкноты, инкасаторская машина, банкомат, банк, деньги, кредит, проценты, чек, пластиковая карточка). | Банк дает покупателям деньги в долг для важных дел и покупок: квартиры, мебели, на обучение, для покупки домашней или бытовой техники. Затем покупатели возвращают банку деньги каждый месяц небольшими суммами. | 1 | |
11. | Есть много профессий хороших и нужных | Итоговое занятие | 1 | |
ИТОГО: | 11 |
1.4. Планируемые результаты.
1.4.1. Первый год обучения (4-5 лет)
У детей 4-5 лет сформировано представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда. Называет некоторые профессии и инструменты, которыми пользуются люди определенных профессий.
Проявляет положительное отношение к труду взрослых.
- Планируемые результаты. Второй год обучения (5-6 лет)
Ребенок имеет представление о различных видах профессий; проявляет интерес к разным профессиям; выражает желание, когда вырастет, стать такими, как мама и папа; имеет представление о соблюдении безопасности, элементарных правил поведения на работе.
- Планируемые результаты. Третий год обучения (6-7 лет)
Ребенок имеет представление о разных профессиях; об истории возникновения и развития данных профессии; знает где и кем работают родители и в чем ценность их труда; соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии; имеет обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; использует предметы-заместители в качестве атрибутов для творческих игр.
1.3. Содержание программы.
- Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Первый год обучения (возраст 4-5 лет)
Цель: формирование учебно-познавательных мотивов; возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации; расширение представлений о мире профессий.
№ | Название раздела, темы. | Формы проверки реализации программы | Содержание | Количество часов |
Практика | ||||
1. | Разговор о профессиях. Что узнали нового | Воспитатель и учитель – учат и воспитывают детей. | 1 | |
2. | Труд в природе. Знакомство с профессией садовод. | Садовник высаживает растения и ухаживает за ними. | 1 | |
3. | Труд в быту. Знакомство с профессией дворника и няни. | Дворник убирает территорию. Няня приносит с кухни еду и накрывает на стол, следит за чистотой в группе, меняет постельное бельё… | 1 | |
4. | Ручной труд. Знакомство с профессией клоун. | Клоун веселит детей и взрослых. | 1 | |
5. | Целевая прогулка в магазин. | В магазине продают продукты и различные товары. | 1 | |
6. | Сюжетно – ролевая игра «Магазин» | В продуктовом магазине продают и покупают продукты. | 1 | |
7. | О труде строителей. | Строители строят дома и различные помещения. | 1 | |
8. | Укротители огня | Пожарные тушат огонь. | 1 | |
9. | О профессиях в загадках. | Все профессии важны, все профессии нужны. | 1 | |
10. | Знакомство с трудом хлебороба. | Хлебороб сеет пшеницу и убирает урожай. | 1 | |
11. | Выпекали мы в печи пироги и калачи» | Пекарь выпекает хлебобулочные изделия. | 1 | |
12. | Есть много профессий хороших и нужных | Итоговое занятие | 1 | |
ИТОГО: | 12 |
1.3.2. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Второй год обучения (возраст 5-6 лет) Цель: знакомство детей с разными профессиями; формирование интереса к различным видам труда.
№ | Название раздела, темы | Формы проверки реализации программы | Содержание | Количество часов |
Практика | ||||
1. | Что узнали нового Беседа с детьми о работе воспитателя, учителя | Воспитатель и учитель – учат и воспитывают детей.. | 1 | |
2. | Экскурсия в школу | В школе учитель проводит уроки, есть учителя начальных классов и учителя - предметники, которые преподают только свой предмет (физику, историю, русский язык, биологию и т.д.) | 1 | |
3. | Беседа с медсестрой детского сада | отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей). (Витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок, делает прививки, составляет меню для воспитанников | 1 | |
4. | Экскурсия в процедурный кабинет (бинт, вата, лейкопластырь, зеленка, шприцы, термометр, таблетки, йод). | Все вакцины в процедурном кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно. | 1 | |
5. | Беседа с завхозом | Завхоз занимается заготовкой продуктов питания. | ||
6. | Беседа с поваром детского сада Экскурсия на кухню детского сада, в кладовку | Повар – подготовкой продуктов к готовке, приготовлением пищи, раздачей готовой продукции. Узнают, как продукты попадают в кладовку детского сада, как происходит выдача продуктов на кухню, как повара и помощник кухни подготавливают необходимые ингредиенты, как повар готовит, как готовая пища раздается на группы. | 1 | |
7. | Беседа с кастеляншей Экскурсия в кастелянную. Наблюдение за работой кастеляншей. | Постельные принадлежности, инвентарь. (нитки, иголки, выкройка, ножницы, мел, ткань, швейная машина). Узнали, как происходит процесс глажка сухого белья, его сортировка, хранение, выдача по группам (постельные принадлежности, инвентарь, стиральная машина, гладильный стол, стеллажи для хранения постельных принадлежностей и инвентаря) | 1 | |
8. | Беседа с врачом – педиатром | Врач лечит людей. Ставит диагноз по заболеванию. Врачи бывают разных специальностей (педиатр, терапевт, хирург, окулист и т.д.) Фонендоскоп, укол, капельница, ростомер, термометр, бинт, вата, гипс | 1 | |
9. | Беседа с полицейским, инспектором ДПС. Где можно и где нельзя играть. | Чем занимается участковый милиционер. В чем заключается работа следователя. Игры на мостовой опасны. И водителям, и пешеходам помогают дорожные знаки. | 1 | |
10. | Экскурсия к светофору, знакомство с машиной ДПС | (светофор, пешеходный переход, регулировщик, сигнал, безопасность движения, обочина дороги, жезл, форма, сирена, инспектор). Пересечение дорог называется перекресток. Это самое бойкое место и здесь обычно стоят светофоры. Переходы через улицу обозначены линиями разметки “зебра” и дорожными знаками. Знаки правил дорожного движения – запрещающие и разрешающие | 1 | |
11. | Беседа с почтальоном Экскурсия на почту | Почта (журналы, газеты, письма, квитанции на получение посылок, бандероли, телеграммы), узел связи. Узнали как на почту поступают газеты, журналы, посылки. Что делают почтальоны перед тем, как разносить почту гражданам. Для чего надо правильно писать индекс | 1 | |
12. | Экскурсия в библиотеку (формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки). | Библиографы устраивают познавательные, научные, красочные выставки посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники. | 1 | |
ИТОГО: | 12 |
- Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Третий год обучения (возраст 6-7 лет)
обобщающий этап
№ | Название раздела, темы. Лепка из пластилина. | Формы проверки реализации программы | Содержание | Количество часов |
Практика | ||||
1. | Беседа о профессии – учитель. Что узнали нового Экскурсия в школу на 1 сентября | Торжественная линейка, посвящение в ученики (первоклассники), выпускники, поздравления . Учитель пишет план, проводит уроки, проверяет тетради, проводит дополнительные занятия с учениками, участвует в конкурсах, учится на курсах | 1 | |
2. | Встреча с увлеченным человеком – вышивание (пяльцы, мулине, иголки, нитки – ирис, ткань, рисунок). | Кроме работы, люди отдыхают, заполняют его интересными занятиями – хобби. Кого-то увлекает шитье, вязание, коллекци- онирование. Увлечение приносит радость ему и тем, кто видит, любуется готовым произведением, продуктом. Может быть украшением интерьера (рисунки, картины, вышивки, поделки). | 1 | |
3. | Беседа о профессии – растениевод (рассада, удобрения, грядки, семена) | Увлечения, интересы у людей могут быть разные. Кому-то нравится копаться в огороде, собирать ягоды, разводить цветы. | 1 | |
4. | Беседа о животноводах (корова, сено, доильный аппарат, дойка, молоко, поросята, корма, ветеринар). | Доярка начинает работу очень рано. Доярки используют в работе современную технику: электропоилки, электрические доильные аппараты. По совету ветеринара: подбирают животным специальный рацион: витамины, добавки к еде; осуществляют уход за животными | 1 | |
5. | Беседа с работником торговли (товар, покупки, завоз, продажа, электронные весы, чек, кассовый аппарат, супермаркет, магазин). Экскурсия в магазин. | В магазин завозят товар с продуктовой базы или от производителя (молокозавода, мясокомбината). Раскладывают товар на полках, лишнее хранят на складе, соблюдая определенные требования для хранения. Покупатель, продавец, кассир, отделы магазина: продуктовый, кондитерский, колбасный. В супермаркетах можно купить все – и продукты питания, и канцтовары, и парфюмерию. Но есть и специализированные магазины, в которых можно купить только: продукты, одежду, обувь, парфюмерию, канцтовары и т.д. | 1 | |
6. | Беседа о профессиях: плотника и швеи (молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка; разные виды тканей, сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало). | Ателье – большое помещение, в цехах шумно, работают швейные машины. Приемщица принимает заказ, закройщица кроит. Впримерочной делают примерку одежды. В своей работе плотник использует много инструментов. У каждого инструмента свое название, применение. Без инструментов нельзя выполнить какое-то действие, чтобы работа приносила людям пользу. | 1 | |
7. | Экскурсия в школу, в кабинет труда (для девочек), в мастерскую (для мальчиков) | На примере девочки увидели, как и из чего создают постельное белье: наволочки, пододеяльники, простыни. Как используя выкройки шьют ночные сорочки. Мальчики узнали, как дерево сделать гладким, что из него можно изготовить. Как правильно забить гвоздь. | 1 | |
8. | Экскурсия в милицию | Дежурная часть, следственный отдел, отдел с экономическими преступлениями, отдел по работе с несовершеннолетними | 1 | |
9. | Беседа о профессии – руководитель. Экскурсия в администрацию города | Заведующий детским садом, директор школы, глава администрации – это все руководители. Они несут ответственность за людей, работу, вверенное им учреждение или предприятие, даже страну (президент). Приемная, секретарь, запись, кабинет специалистов, архив и другое. Встреча с родителями | 1 | |
10. | Беседа с банковским работником (банкноты, инкасаторская машина, банкомат, банк, деньги, кредит, проценты, чек, пластиковая карточка). | Банк дает покупателям деньги в долг для важных дел и покупок: квартиры, мебели, на обучение, для покупки домашней или бытовой техники. Затем покупатели возвращают банку деньги каждый месяц небольшими суммами. | 1 | |
11. | Есть много профессий хороших и нужных | Итоговое занятие | 1 | |
ИТОГО: | 11 |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 4-5 лет на 2019-2020 учебный год.
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | ||||
1. | Сентябрь | 4.09 | 15.00 | НОД | 1 | Разговор о профессиях. Что узнали нового | Средняя группа |
| ||||
2. | Сентябрь | 11.09 | 15.00 | НОД | 1 | Труд в природе. Знакомство с профессией садовод. | Средняя группа | |||||
3. | Сентябрь | 18.09 | 15.00 | НОД | 1 | Труд в быту. Знакомство с профессией дворника и няни. | Средняя группа | |||||
4. | Октябрь | 25.09 | 15.00 | НОД | 1 | Ручной труд. Знакомство с профессией клоун. | Средняя группа | Выставка детских работ | ||||
5. | Октябрь | 2.10 | 15.00 | НОД | 1 | Целевая прогулка в магазин. | Средняя группа | |||||
6. | Октябрь | 9.10 | 15.00 | НОД | 1 | Сюжетно – ролевая игра «Магазин» | Средняя группа | |||||
7. | Октябрь | 16.10 | 15.00 | НОД | 1 | Целевая прогулка в магазин. | Средняя группа | |||||
8. | Ноябрь | 23.10 | 15.00 | НОД | 1 | О труде строителей. | Средняя группа | |||||
9. | Ноябрь | 1.11 | 15.00 | НОД | 1 | Знакомство с трудом хлебороба. | Средняя группа | |||||
10. | Ноябрь | 9.11 | 15.00 | НОД | 1 | Выпекали мы в печи пироги и калачи» | Средняя группа | |||||
11. | Ноябрь | 13.11 | 15.00 | НОД | 1 | Профессии смелых | Средняя группа | |||||
12. | Декабрь | 20.11 | 15.00 | НОД | 1 | Спасатели | Средняя группа | |||||
13. | Декабрь | 1.12 | 15.00 | НОД | 1 | Встреча со спасателем | Средняя группа | |||||
14. | Декабрь | 4.12 | 15.00 | НОД | 1 | Укротители огня | Средняя группа | |||||
15. | Декабрь | 11.12 | 15.00 | НОД | 1 | Экскурсия в пожарную часть | Средняя группа | |||||
16. | Январь | 18.12 | 15.00 | НОД | 1 | Мы пожарные | Средняя группа | |||||
17. | Зимние каникулы | Укротители огня | ||||||||||
18. | Январь | О профессиях в загадках. | ||||||||||
19. | Январь | 15.01 | 15.00 | НОД | 1 | Мы артисты | Средняя группа | |||||
20. | Январь | 22.01 | 15.00 | НОД | 1 | Музыканты | Средняя группа | |||||
21. | Январь | 29.01 | 15.00 | НОД | 1 | Есть много профессий хороших и нужных | Средняя группа | |||||
22. | Февраль | 1.02 | 15.00 | НОД | 1 | Профессии смелых | Средняя группа | |||||
23. | Февраль | 5.02 | 15.00 | НОД | 1 | Есть такая профессия – Родину защищать. | Средняя группа | |||||
24. | Февраль | 12.02 | 15.00 | НОД | 1 | Профессии военных в городе | Средняя группа | |||||
25. | Февраль | 19.02 | 15.00 | НОД | 1 | Жил – был самолётик. | Средняя группа | Выставка детских работ | ||||
26. | Февраль | 26.02 | 15.00 | НОД | 1 | Пилот | Средняя группа | |||||
27. | Март | 1.03 | 15.00 | НОД | 1 | Мамы всякие нужны, мамы всякие важны | Средняя группа | |||||
28. | Март | 12.03 | 15.00 | НОД | 1 | Швея | Средняя группа | |||||
29. | Март | 19.03 | 15.00 | НОД | 1 | Дом моды | Средняя группа | Фотовыставка | ||||
30. | Март | 26.04 | 15.00 | НОД | 1 | Парикмахер | Средняя группа | |||||
31. | Апрель | 2.04 | 15.00 | НОД | 1 | О профессиях в загадках. | Средняя группа | |||||
32. | Апрель | 9.04 | 15.00 | НОД | 1 | Экскурсия в медицинский кабинет. | Средняя группа | |||||
33. | Апрель | 16.04 | 15.00 | НОД | 1 | Сюжетно – ролевая игра «Больница» | Средняя группа | |||||
34. | Апрель | 23.04 | 15.00 | НОД | 1 | О профессии ветеринар. | Средняя группа | |||||
35 | Май | 9.05 | 15.00 | НОД | 1 | Айболит | Средняя группа | |||||
36 | Май | 15.05 | 15.00 | НОД | 1 | Профессия - повар | Средняя группа | |||||
37 | Май | 21.05 | 15.00 | НОД | 1 | Сюжетно – ролевая игра «Поварята». | Средняя группа | |||||
38 | Май | 28.05 | 15.00 | НОД | 1 | Есть много профессий хороших и нужных | Средняя группа | |||||
Количество учебных недель | 34 | |||||||||||
Количество учебных дней | 34 | |||||||||||
Продолжительность каникул | 31.12.2018-10.01.19 г. (зимние) 31.05.2019- 31.08.2020 г. (летние) | |||||||||||
Дата начала и окончания учебных периодов | 04.09.2019-31.05.2020 |
2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет на 2020-2021 учебный год.
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | Сентябрь | 6.09 | 15.00 | НОД | 1 | Как иного профессий нужных | Старшая группа |
|
2. | Сентябрь | 13.09 | 15.00 | НОД | 1 | Что узнали нового Беседа с детьми о работе воспитателя, учителя | Старшая группа | |
3. | Сентябрь | 20.09 | 15.00 | НОД | 1 | Экскурсия в школу | Старшая группа | |
4. | Сентябрь | 27.09 | 15.00 | НОД | 1 | Беседа с медсестрой детского сада | Старшая группа | |
5. | Октябрь | 4.10 | 15.00 | НОД | 1 | Зкскурсия в медицинский блок детского сада. Процедурный кабинет (бинт, вата, лейкопластырь, зеленка, шприцы, термометр, таблетки, йод). | Старшая группа | |
6. | Октябрь | 11.10 | 15.00 | НОД | 1 | Беседа с врачом – педиатром | Старшая группа | |
7. | Октябрь | 18.10 | 15.00 | НОД | 1 | Экскурсия в поликлинику | Старшая группа | |
8. | Октябрь | 25.10 | 15.00 | НОД | 1 | Изготовление «лекарств» (лепка из пластилина, аппликация) для с/р игры «Больница» | Старшая группа | Выставка детских работ |
9. | Ноябрь | 1.11 | 15.00 | НОД | 1 | С/р игра «Больница» | Старшая группа | |
10. | Ноябрь | 8.11 | 15.00 | НОД | 1 | Беседа с завхозом | Старшая группа | |
11. | Ноябрь | 15.11 | 15.00 | НОД | 1 | Экскурсия в служебные помещения завхоза. Наблюдение за работой завхоза. | Старшая группа | |
12. | Ноябрь | 22.11 | 15.00 | НОД | 1 | С/р игра «Завхоз в детском саду» | Старшая группа | |
13. | Декабрь | 6.12 | 15.00 | НОД | 1 | Беседа с вахтером. | Старшая группа | |
14. | Декабрь | 13.12 | 15.00 | НОД | 1 | Экскурсия на вахту детского сада. | Старшая группа | |
15. | Декабрь | 20.12 | 15.00 | НОД | 1 | Наблюдение за работой вахтера. | Старшая группа | |
16. | Декабрь | 27.12 | 15.00 | НОД | 1 | С/р игра «Внимательный вахтер» | Старшая группа | Онлайн фотовыставка на сайте ДОО |
17. | Январь | Зимние каникулы | ||||||
18. | Январь | |||||||
19. | Январь | 17.01 | 15.00 | НОД | 1 | Беседа с поваром детского сада | Старшая группа | |
20. | Январь | 24.01 | 15.00 | НОД | 1 | Экскурсия на кухню детского сада, в кладовку | Старшая группа | |
21. | Февраль | 7.02 | 15.00 | НОД | 1 | Беседа с кастеляншей | Старшая группа | |
22. | Февраль | 14.02 | 15.00 | НОД | 1 | Экскурсия в кастелянную. Наблюдение за работой кастеляншей. | Старшая группа | |
23. | Февраль | 21.02 | 15.00 | НОД | 1 | Участковый полицейский. Беседа с полицейским, инспектором ДПС | Старшая группа | Выставка детских работ |
24. | Февраль | 28.02 | 15.00 | НОД | 1 | Беседа с инспектором ДПС | Старшая группа | |
25. | Март | 7.03 | 15.00 | НОД | 1 | Экскурсия к светофору, знакомство с машиной ДПС | Старшая группа | |
26. | Март | 14.03 | 15.00 | НОД | 1 | С/р игра «Где можно и где нельзя играть». | Старшая группа | |
27. | Март | 21.03 | 15.00 | НОД | 1 | Беседа с почтальоном | Старшая группа | |
28. | Март | 28.03 | 15.00 | НОД | 1 | Экскурсия на почту | Старшая группа | |
29. | Апрель | 4.04 | 15.00 | НОД | 1 | Моделирование сюжетно-ролевой игры «Почта» | Старшая группа | |
30. | Апрель | 11.04 | 15.00 | НОД | 1 | Экскурсия в библиотеку (формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки). | Старшая группа | |
31. | Апрель | 18.04 | 15.00 | НОД | 1 | Моделирование сюжетно-ролевой игры «Библиотека» | Старшая группа | |
32. | Апрель | 25.04 | 15.00 | НОД | 1 | Изготовление книжек-малышек для малышей; | Старшая группа | |
33. | Май | 16.05 | 15.00 | НОД | 1 | ООД (Аппликация) «Ажурная закладка для книги» | Старшая группа | Выставка детских работ |
34. | Май | 23.05 | 15.00 | НОД | 1 | Просмотр мультфильма «Все профессии нужны, все профессии важны» (Мультфильм-песенка) | Старшая группа | Фотовыставка детских работ |
Количество учебных недель | 34 | |||||||
Количество учебных дней | 34 | |||||||
Продолжительность каникул | 31.12.2020-09.01.21 г. (зимние) 31.05.2021- 30.08.2021 г. (летние) | |||||||
Дата начала и окончания учебных периодов | 3.09.2020-30.05.2021 |
2.1.3. Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет на 2021-2022 учебный год.
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | Сентябрь | 6.09 | 15.00 | НОД | 1 | Что узнали нового Экскурсия в школу на линейку 1 сентября | Подготовительная к школе группа |
|
2. | Сентябрь | 13.09 | 15.00 | НОД | 1 | Беседа «Кто работает в школе»; Беседа о профессии – учитель. Чтение худ/лит. Л.Н.Толстой «Филиппок», Подготовишки «Нулевой класс» Ю.Коваль, загадывание загадок о школе; | Подготовительная к школе группа | |
3. | Сентябрь | 20.09 | 15.00 | НОД | 1 | Рассматривание иллюстраций, альбомов о школе, о школьных принадлежностях; Моделирование сюжетно-ролевой игры «Скоро в школу» «Школа» Дидактические игра «Школьные принадлежности»; | Подготовительная к школе группа | |
4. | Сентябрь | 27.09 | 15.00 | НОД | 1 | Рисование «В первый раз в первый класс» (коллективная работа) | Подготовительная к школе группа | |
5. | Октябрь | 4.10 | 15.00 | НОД | 1 | Встреча с увлеченным человеком – вышивание (пяльцы, мулине, иголки, нитки – ирис, ткань, рисунок). | Подготовительная к школе группа | |
6. | Октябрь | 11.10 | 15.00 | НОД | 1 | Украшаем интерьер (рисунки, ручной труд) | Подготовительная к школе группа | Выставка детских работ |
7. | Октябрь | 18.10 | 15.00 | НОД | 1 | Беседа о профессии – растениевод (рассада, удобрения, грядки, семена) | Подготовительная к школе группа | |
8. | Октябрь | 25.10 | 15.00 | НОД | 1 | Семена на весну. | Подготовительная к школе группа | Выставка детских работ |
9. | Ноябрь | 1.11 | 15.00 | НОД | 1 | Беседа о животноводах (корова, сено, доильный аппарат, дойка, молоко, поросята, корма,). | Подготовительная к школе группа | |
10. | Ноябрь | 8.11 | 15.00 | НОД | 1 | Ветеринар Просмотр мультфильма «Айболит», «Калейдоскоп профессий» (Ветеринар); | Подготовительная к школе группа | |
11. | Ноябрь | 15.11 | 15.00 | НОД | 1 | Дидактические игра «Что нужно врачу | Подготовительная к школе группа | Выставка детских работ |
12. | Ноябрь | 22.11 | 15.00 | НОД | 1 | Аппликация «Доктор Айболит» | Подготовительная к школе группа | |
13. | Декабрь | 6.12 | 15.00 | НОД | 1 | Виртуальная экскурсия в ветерин.поликл.»; Моделирование сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная лечебница» | Подготовительная к школе группа | |
14. | Декабрь | 13.12 | 15.00 | НОД | 1 | Беседа «Кто нас лечит». Врач. Медсестра | Подготовительная к школе группа | |
15. | Декабрь | 20.12 | 15.00 | НОД | 1 | Моделирование сюжетно-ролевой игры «Скорая помощь увозит куклу Машу в больницу» | Подготовительная к школе группа | |
16. | Декабрь | 27.12 | 15.00 | НОД | 1 | Моделирование сюжетно-ролевой игры «На приеме у врача» | Подготовительная к школе группа | Онлайн фотовыставка на сайте ДОО |
17. | Январь | Зимние каникулы | ||||||
18. | Январь | |||||||
19. | Январь | 17.01 | 15.00 | НОД | 1 | Стоматолог. | Подготовительная к школе группа | |
20. | Январь | 24.01 | 15.00 | НОД | 1 | Моделирование сюжетно-ролевой игры «Стоматологический кабинет» | Подготовительная к школе группа | |
21. | Февраль | 7.02 | 15.00 | НОД | 1 | Дидактическая игра «Как беречь зубы» | Подготовительная к школе группа | |
22. | Февраль | 14.02 | 15.00 | НОД | 1 | «Окулист» Моделирование сюжетно-ролевой игры «Оптика» | Подготовительная к школе группа | |
23. | Февраль | 21.02 | 15.00 | НОД | 1 | Дидактические игра «Береги глаза» | Подготовительная к школе группа | |
24. | Февраль | 28.02 | 15.00 | НОД | 1 | Аппликация «Бабушкины очки» | Подготовительная к школе группа | |
25. | Март | 7.03 | 15.00 | НОД | 1 | Беседа о профессии: швея Чтение худ.лит. Л. Успенская «Про Степку-Растрепку», Г.Виеру «Швея»; | Подготовительная к школе группа | |
26. | Март | 14.03 | 15.00 | НОД | 1 | Моделирование сюжетно-ролевой игры «Швейная фабрика»; Разные виды тканей, сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало). «Платье для Золушки»; | Подготовительная к школе группа | |
27. | Март | 21.03 | 15.00 | НОД | 1 | Беседа о профессиях: плотника и швеи (молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка | Подготовительная к школе группа | Выставка детских работ |
28. | Март | 28.03 | 15.00 | НОД | 1 | Экскурсия в школу, в кабинет технологии (для девочек), в мастерскую (для мальчиков) | Подготовительная к школе группа | |
29. | Апрель | 4.04 | 15.00 | НОД | 1 | Беседа о профессии – руководитель. Заведующий детским садом. | Подготовительная к школе группа | |
30. | Апрель | 11.04 | 15.00 | НОД | 1 | Беседа с банковским работником (банкноты, инкасаторская машина, банкомат, банк, деньги, кредит, проценты, чек, пластиковая карточка). | Подготовительная к школе группа | |
31. | Апрель | 18.04 | 15.00 | НОД | 1 | Беседа о профессии - корреспондент, журналист | Подготовительная к школе группа | |
32. | Апрель | 25.04 | 15.00 | НОД | 1 | Беседа о труде бухгалтера, экономиста. Встреча со специалистом. | Подготовительная к школе группа | |
33. | Май | 16.05 | 15.00 | НОД | 1 | Встреча с парикмахером (ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, мелирование, модельная стрижка) | Подготовительная к школе группа | |
34. | Май | 23.05 | 15.00 | НОД | 1 | Просмотр мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве " | Подготовительная к школе группа | Фотовыставка детских работ |
Количество учебных недель | 34 | |||||||
Количество учебных дней | 34 | |||||||
Продолжительность каникул | 01.01.2022-08.01.2022 г. (зимние) 31.05.2022- 31.08.2022 г. (летние) | |||||||
Дата начала и окончания учебных периодов | 02.09.2021-29.05.2022 |
2.2. Условия реализации программы
- Программу можно проводить как отдельный курс занятий, так и в сочетании с основной образовательной программой ДО.
- Обеспеченность практическим материалом позволяет целенаправленно заниматься не только на специальных занятиях, но и может использоваться в самостоятельной творческой деятельности.
- В программе учтены и представлены современные требования, а именно:
- она имеет развивающий характер, ориентирована на системное обучение каждого ребёнка, на создание комфорта и эмоционального благополучия;
- учтён оздоровительный компонент – здоровьесберегающие технологии: самомассаж, пальчиковая гимнастика.
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое:
- Учебно – методическая литература
- Аудиокассеты
- Картотека стихотворений, физминуток, пальчиковой гимнастики
- Раздаточный материал по количеству обучаемых воспитанников
- Дидактический материал;
- Тематические наборы для с/р игр;
2.2.2. Информационное обеспечение:
- Учебно – методическая литература
- Аудиокассеты
- Картотека стихотворений, физминуток, пальчиковой гимнастики.
Раздаточный материал по количеству обучаемых воспитанников.
- Фотоаппаратура,
- Компьютер
- Проектор
2.2.3. Кадровое обеспечение
В реализации программы принимает участие воспитатель Сенина Галина Викторовна, высшая квалификационная категория.
2.3. Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы).
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Анализ результативности трудовых навыков у детей, Диагностика представлений детей о труде взрослых, анализ продуктов творчества детей, заполнение листов наблюдений, онлайн фотовыставка на сайте ДОО, журнал посещаемости, грамоты.
2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: онлайн фотовыставка на сайте ДОО, тематическое открытое занятие – ежегодно 1 раз в год (апрель), конкурсы.
- Пособие «Где родился, там и пригодился» ; - Методические рекомендации для родителей «У меня растут года….» - Лэпбуки по рабочим профессиям - Проекты по профориентации (рабочие профессии, востребованные в Томской бласти) - Атрибуты для сюжетно-ролевых игр по профессиям - Выставка методической литературы по профориентации дошкольников
- Фотовыставка «Мои мама и папа на работе» - Учебные фильмы о профессиях, востребованных в районе и городе - Сборник дидактических игр по профориентации дошкольников
2.4. Оценочные материалы
Используемые диагностические методы и методики, позволяющие оценить эффективность программы. В основе диагностики социально – личностного развития дошкольников лежат: - метод педагогического наблюдения; -индивидуальная беседа; Педагогическое наблюдение носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы и отличается конкретностью объекта наблюдения. Свои наблюдения за детьми группы воспитатель обобщает в таблицах, составленных на основе модификации методик: ∙ А.М.Щетининой «Карты проявлений самостоятельности, инициативности, активности»; ∙ Н.П.Гришаевой «Сформированность социальных навыков»; ∙ Р.Р.Калинина «Развитие коммуникативных способностей»; ∙ Педагогическая диагностика развития детей под редакцией Т.С.Комаровой, О.А.Соломенниковой. Реализация программы по социально-коммуникативному развитию детей предполагает активное участие педагогов и родителей, поэтому предполагается мониторинг психолого-педагогической компетентности всех участников образовательных отношений с использованием таких методов: анкетирование, опросники, индивидуальные диагностические беседы, наблюдение, количественный анализ результатов педагогической деятельности.
2.5. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очно.
Методы и приемы обучения: В практике с дошкольниками по ранней профориентации педагоги используют разнообразные методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них
наглядные: Мультимедийные презентации:
- «Презентация о профессиях представителей социальных сфер»
2. «Все профессии важны»
3. «Кто работает в поликлинике»
4. «Все профессии»
5. «Чем пахнут ремёсла?»
6. «О профессиях»
7. «Профессии»
8. «Огонь друг или враг?»
9. «Клип о ветеранах»
10. «Кто служит в армии?»
- (живые образы), к которым относятся:
- экскурсии
- наблюдения
- дидактические пособия
- рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
- просмотр видеозаписей
демонстрационный материал, использование интерактивной доски;
словесные: с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность на занятии; использует художественное слово,
групповая беседа, решение творческих задач, проблемные ситуации, высказывания и сообщения;
- Практические – это:
- трудовые поручения
- обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
- игровые обучающие ситуации
- сюжетно-ролевые игры
- Игровые, к которым относятся:
- дидактические игры
- игровые упражнения
- игры с правилами
- словесные игры
- игры-воображения
- игры-шутки
- сюжетно-ролевые игры
- сюрпризные моменты
Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это:
- показ
- объяснение
- обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
- обсуждение труда и его результатов
- оценка
Алгоритм НОД:
Структура НОД
- Вводная часть - 3 минуты. Приветствие. Мотивация, ритуал «входа» в занятие. Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
II. Основная часть - 15 минут (беседа 2 минуты).
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества.
обобщение воспитателя;
анализ НОД
- Физическая минутка. Психогимнастика.
- Эмоциональная установка на успешность. Ритуал «выхода» из занятия.
Формы организации образовательного процесса: групповая в количестве не более 10, воспитанники в возрасте 4-7 лет.
Формы организации НОД: групповая форма
Формы организации учебного занятия: НОД, игра, беседа.
Педагогические технологии:
- Здоровьесберегающие: пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз;
- Развивающего обучения: от простого к сложному;
- Проектная деятельность
- Информационно-коммуникативная
- Личностно-ориентированная
- Игровая технология
2.6. Список литературы:
Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т.В. Потапова – М: Сфера,2005. (Серия «Вместе с дошкольниками»).
Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет ./ Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 Тематический словарь в картинках. Мир человека. Современные профессии. К программе «Я — человек» / К. П. Нефедова. — М.: Школьная пресса, 2008 Беседы с дошкольниками о профессиях / Т.В. Потапова. — М.: Сфера, 2005 Трудовое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2–7 лет / Т. С.Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детского сада. / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1992
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации Города Томска
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 73 г. Томска
Конспект НОД в старшей группе по формированию ЗОЖ «Поликлиника»
Галина Викторовна Сенина
Конспект НОД в старшей группе по формированию ЗОЖ «Поликлиника»
Конспект занятия НОД в подготовительной группе по формированию ЗОЖ с участием родителей воспитанников.
Направление: профориентация, развитие речи, представления об окружающем мире. Программное содержание: Уточнить представления детей о профессии людей, которые оказывают медицинскую помощь. Воспитывать коммуникативные умения и навыки.
О. О. «Здоровье»
Цель: Формирование начальных представлений о ЗОЖ.
Задачи: Развиваем умения различать и называть органы чувств (глаз, рот, нос, уши, формируем представления об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
Интеграция образовательных областей:
О. О. «Социализация»
Задачи: Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни; обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
О. О. «Познание»
Задачи: знакомить с доступными пониманию ребенка профессиями (врача). Обогащать словарь детей новыми словами врач-окулист, лор-врач. Закреплять умение выделять форму, величину как особые свойства предметов
Работа с родителями: привлекать родителей воспитанников к организации образовательной деятельности.
Материал: медицинские костюмы, медицинские атрибуты и инструменты, карточки по количеству детей, таблица-схема, дидактическая игра, вертушки.
Ход игры:
Воспитатель: - ребята, зима была долгой и холодной, мы почти все болели и не ходили в детский сад. Поэтому нас сегодня пригласили в поликлинику. Нам надо пройти специалистов, которые проверят, здоровы ли наши глазки, уши, носик, горлышко. Для этого нам необходимо поехать в поликлинику и взять справки о том, что мы здоровы!
- Вы готовы поехать за справкой в поликлинику? (да)
Тогда давайте вспомним Правила поведения в поликлинике:
В поликлинике сидите?
Хорошо себя ведите.
Чур, не бегать, не носиться,
Не скакать и не беситься,
В коридоре не болтать –
В тишине приема ждать!
- Ребята, вы знаете какие инструменты нужны для работы врача?
Давайте поиграем в игру с мячом. Встанем в круг, я буду бросать вам мяч и называть инструмент, а у того у кого окажется мяч, скажет что врач делает этим инструментом?
- инструмент-фонендоскоп. (слушает) Что он слушает? (спину, сердце, лёгкие).
-шпатель (показываем). Что им делают? (смотрят горло)
Теперь инструменты медсестры:
- Я вам буду показывать инструмент, а вы мне расскажете, как он называется, что им делают и кому он нужен для работы (градусник, шприц, вата, бинт, витамины). Ребята называют, для чего же нужны они, как ими пользоваться.
Молодцы детки, пора отправиться в путь.
Мы поедем на автобусе (мы в автобусе сидим, и сидим, ив окошечко глядим, всё глядим)
Вот и поликлиника.
-Ребята, скажите, когда мы приходим в поликлинику, мы сразу идём к врачу? (Нет, сначала нужно взять медицинскую карточку)
- Правильно, придя в поликлинику, мы сначала идём в регистратуру. Там сидит медицинская сестра-регистратор, которая спрашивает ваше имя, фамилию, ваш домашний адрес, и только после этого она даёт вам медицинскую карту. Ещё регистратор отвечает на телефонные звонки, ведь кто-то вызывает врача на дом, узнает, во сколько принимает участковый врач.
Проходи в регистратуру.
В ней у каждого окна
Белоснежная фигура
Регистратора видна.
Мы работаем все время,
Вам талоны выдаем,
Оформляем направленья,
Отправляем на прием.
Дети по очереди подходят в регистратуру, называют Фамилию, Имя, Адрес. Медрегистратор выдаёт им карточки (по геометрическим фигурам, которые на одежде детей).
Дети входят в зону «поликлиника»
Родители детей в медицинских халатах сидят за столами (в своих кабинетах).
Воспитатель: - посмотрите, ребята, как много здесь кабинетов и врачей.
Это кабинет врача, который проверяет зрение. Давайте, зайдём на приём.
Кабинет№1
Врач: - Здравствуйте, ребята. Я врач-окулист. И я проверяю, хорошо ли видят глазки у людей.
- Скажите мне, ребята, для чего нам нужны глазки? (чтобы видеть, что происходит вокруг)
Закройте глазки, ребята, а теперь скажите как лучше, когда глазки открыты или закрыты? (ответы детей)
- Глаза необходимы человеку, с их помощью мы узнаем много интересного. Сейчас, мы проверим ваше зрение, и узнаем, насколько хорошо ваши глазки видят.
1. Игровое упражнение: «Назови фигуру»
Материал: таблица-схема с изображением фигур разного размера
Задание: назвать указанную врачом фигуру.
Правила: Фигуру называет тот ребёнок, которого назвал врач.
- Глаза трудятся весь день! Мы рисуем, читаем, смотрим телевизор, наши глазки устают и поэтому их надо беречь.
Воспитатель: - а мы с ребятами знаем, как правильно ухаживать за глазками и какие правила нужно соблюдать, чтобы глазки были здоровыми.
2. Дидактическая игра: «Опасные предметы» (приложение№2)
Задание: необходимо подобрать картинку, на которой изображено, что опасно и вредно для глаз.
Воспитатель: - у меня есть карточки, на которых нарисованы предметы опасные и вредные для глаз. Возьмите карточку, внимательно рассмотрите её, назовите, почему эти предметы опасны для глаз.
Дети доказывают, чем опасны предметы для глаз. Раскладывают карточки на игровое поле. Воспитатель задаёт наводящие вопросы в том случае, если дети затрудняются аргументировать свой ответ. Например: чем опасен песок для глаз? Почему нельзя тереть грязными руками глаза? и т. д.
Воспитатель: - молодцы, все справились с заданием, а теперь врач нам расскажет, что нужно делать, чтобы глазки были здоровыми.
Врач рассказывает основные правила гигиены для глаз.
1. Умываться теплой водой
2. Вовремя лечить глаза
3. Делать гимнастику для глаз
Врач: - ребятами мы сейчас делаем с вами гимнастику для глаз.
3. Гимнастика для глаз «Веселая неделька»
Врач хвалит детей и ставит штамп в карточки детей.
- Скажем врачу спасибо и отправляемся в другой кабинет.
Кабинет№2
Воспитатель: в этом кабинете работает лор-врач, который проверяет и лечит уши, горлышко и нос.
Врач здоровается с детьми, осматривает уши, горлышко, нос детей и
задаёт вопросы:
- Для чего нам уши? (чтобы слышать, что происходит вокруг)
- Для чего нам нужен нос? (чтобы дышать, ощущать запахи)
- Для чего нам рот? (разговаривать, кушать, петь.)
- Сейчас, мы проверим, умеете ли вы правильно дышать.
4. Игра на развитие дыхания «Дуй сильнее»
Врач раздаёт детям вертушки и объясняет способ «выдоха»
- Нужно набрать воздух через нос, вытянуть губы «трубочкой», сделать выдох через рот и подуть прямо на вертушку.
- Молодцы, ребята, носики чистые и дышать вы умеете правильно.
- А знаете ли вы, как правильно ухаживать за вашими ушками, носом, горлышком?
Воспитатель: - конечно, ребята знают. И сейчас расскажут вам об этом.
5. Дидактическая игра: «Опасные предметы»
Задание: необходимо подобрать карточку, на которой изображено, что опасно для носа, уха. И карточки с предметами ухода за этими органами.
Воспитатель: - я раздам вам карточки, на которых нарисованы опасные предметы и предметы, которые нам нужны для ухода за ушами и носиком. Возьмите карточки, внимательно рассмотрите их и расскажите, чем опасны эти предметы и как ухаживать за носом и ушами.
Дети доказывают, в чем опасность (необходимость) предметов и раскладывают карточки на игровое поле.
Воспитатель задаёт наводящие вопросы в том случае, если дети затрудняются найти ответ.
Врач хвалит детей, ставит штамп в карточки детей и выдаёт справку о том, что дети здоровы.
Воспитатель: - ну, что же, ребята, мы прошли осмотр, нам дали справки, теперь мы знаем что вы все здоровы!
Подведение итогов игры: В заключение игры воспитатель спрашивает у детей как можно сберечь свое здоровье, и что для этого нужно делать. Дети отвечают: делать зарядку, кушать овощи и фрукты, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе. Воспитатель: ребята давайте и мы с вами сделаем зарядку (Дети выполняют зарядку под музыку
- Понравилась ли вам игра? Давайте вспомним как называются врачи у которых мы были на приёме
- Понравился ли детям врачи? Лор-врач? Окулист? Регистратор? (да или нет, почему именно такое мнение)
- Понравилось ли самому ребёнку быть в роли, регистратора и пациента?
Список использованных источников. . 1.«Социоигровые подходы в педагогике» Е.Е.Шулежко 2. «Социоигровая педагогика в детском саду» В. Букатов 3. Пастюк О.В. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка / О.В. Пастюк, И.А. Бережная, Ю.В. Скоромнова // Дошкольное воспитание. – 2003. – N 11. – С. 35–42. 5. Тимакова Е. Ю. Статья «Сюжетно-ролевая игра как воспитание нравственных качеств и личности детей 4-5 лет» Материалы с сайта http://nsportal.ru/ 6. Пастюк О.В. Организационно-педагогические условия становления партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса // Дошкiльна освiта. – 2005. – N 4. – С. 27 4.Здоровье дошкольника научно-практический журнал – Москва, 2013г. №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ программных задач по направлению трудового воспитания детей дошкольного возраста
Материал представлен в виде таблице на весь дошкольный возраст....
Программа по ранней профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
Программа по ранней профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профори...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)
Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я и мой поселок»
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст 3 – 4года (младшая группа), средний возраст 4 – 5лет(средняя группа), с...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профилизации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста
Программа по ранней профилизации и трудовому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ....
Профориентационная работа в условиях ДОУ «Ранняя профилизация и трудовое воспитание детей дошкольного возраста»
Формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации....
Научная статья На тему: «Основные направления трудового воспитания детей дошкольного возраста»
Актуальность исследования. В последнее время уделяется большое внимание воспитанию современному подрастающему поколению, в особенности обеспечению его трудового воспитания. Следует отметить, что детск...