НОД "Построим дом права и будем счастливо жить"
план-конспект занятия (старшая группа)

Павлова Надежда Васильевна

Тема правового воспитания детей дошкольного возраста на сегодняшний день является очень актуальной.

По извилистой дорожке
Шли по-миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шёл малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала, 
В путь дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postroim_dom_prava_i_budem_schastlivo_zhit.docx554.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Построим дом права и будем счастливо жить»

старшая группа

Воспитатель: Павлова Н.В.

Цель:

-создать условия для обобщения и систематизации знаний детей о правах ребёнка.

Задачи:

-обобщить знания детей об основных правах, изложенных в Конвенции о правах ребенка;

-способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

-развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

-воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Оборудование:

  • «кирпичи» с изображением прав детей
  • магнитная доска
  • муляж Конвенции о правах ребёнка
  • изображения деревьев
  • шкатулка с заданиями
  • конверт с заданием
  • звукозапись пения птиц
  • клубок ниток
  • надпись «права ребёнка»

Ход занятия:
Под песню «Должны смеяться дети» ребята входят в музыкальный зал

1.Приветствие
- Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье жить и радоваться жизни!

- Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад? Тогда же появились и главные вопросы:

-На что имеют право и на что не имеют?

-Так появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя.

-А заботясь о детях, написали вторую книгу - «Конвенция о правах ребенка».

Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.

2. Целеполагание (установка на работу)
В - Мы уже с вами в старшей группе и много чему научились.
В - Вы стали совсем взрослые и у вас появились какие-то обязанности и права, которые вы должны выполнять дома, в детском саду, на улице.

3. Беседа о правах и обязанностях
В - Кто сможет перечислить обязанности,
Дома: помогать по дому, убирать игрушки
В детском саду: не баловаться, не кричать, не драться
На улице: не рвать цветы, не играть на дороге
В - Но у детей, как и у взрослых есть . . .  А что у них есть вы сейчас узнаете из стихотворения..

Как хорошо, что есть права!
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нём важны нам все права,
Они великой силой обладают –
 Как у всех других людей,
Есть права у малышей,
Мысли есть свои и взгляды.
Это взрослым помнить надо.
Детям с самого рождения
Требуется уваженье.

В - Как вы понимаете слово «право», что это такое? (это правила, которые нужно соблюдать, чтобы всем хорошо жилось)
В - В какой книге написано о правах детей? (Конвенция о правах ребёнка)
В - Не хотите ли, рассказать на что дети имеют права?  (право на семью, имя, мед. обслуживание, образование, защиту от насилия, использования детского труда)
В - У нас в посёлке есть разные дома: жилые, школы, детские сады, магазины. Но дома права у нас нет. Давайте попробуем построить такой дом, которого нет ни в одном городе.
В - А что нужно для строительства любого дома? (кирпичи)
В -Но кирпичи у нас будут необыкновенные. Каждый кирпич – это одно из прав ребёнка. Согласны?
4. Развлечение
В - Молодцы. За ваше старание, правильные ответы и желание построить дом права я хочу вам сделать подарок. У меня всё: и кирпичи и подарки лежат в сумке. Сейчас я всё достану.
В - Ой, а где моя большая сумка с подарками. Вы не видели? Да, вот же она! Что-то тяжёлая. У меня была легче.
(выскакивает из сумки Баба Яга)
БЯ – А что это вы тут делаете?
В – Мы говорим о правах детей и хотели построить дом права. А в сумке ничего нет: ни кирпичей, ни подарков.
БЯ – Какие такие права? Нет у мелких никаких прав. Они должны разбрасывать игрушки, баловаться, не слушать воспитателя, кричать, кидаться камнями, обзываться. Вот какие у них права.
В – Нехорошие ты слова говоришь. Не учи плохому наших детей.  Это ты всё забрала?
БЯ – Ну, я. И что?
В – Ты вообще-то нарушаешь наше право на собственность. Ты украла наши вещи. Да ещё и у детей. Стыдно должно тебе быть. Стыдно тебе?
БЯ – Немножечко. Возьмите вашу крышу.  
В – Но для дома одной крыши мало.
БЯ - Но мне никогда никто ничего не дарил. Вот я и решила забрать всё себе. А у меня тоже есть права?
В – Дети у каждого человека есть права? (да)
В – БЯ давай мы тебе расскажем про права, а ты нам отдашь наши кирпичики и поможешь построить дом права.
БЯ – Договорились. Только я спрятала куда-то вашу сумку и забыла. Старая совсем стала. Склероз замучил. Лечить меня некому, да и денег у меня нет.
В – Дети, а если мы заболели, на что мы имеем право?  (на мед. обслуживание)
БЯ – Это я могу пойти к Доктору Айболиту и он меня вылечит просто так? И не надо ему отдавать сундук с золотом?
В – Нет, конечно. Вот так всё просто. Только «спасибо» не забудь сказать.

Стихотворение, Галя Ш.

Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина, 
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)

БЯ – Ой, как хорошо. Ладно, отдам вам один кирпич. Он у меня за пазухой завалялся.
(отдаёт кирпич на мед. обслуживание)
БЯ –Ну, а теперь отправляемся в лес за вашей сумкой. А поможет нам найти дорогу мой волшебный клубочек.
БЯ (разговаривает с клубком) – Клубок, помоги найти большущую сумку с подарками и кирпичами для нашего дома права.
БЯ –Клубок сказал: идите прямо, затем налево. На опушке леса ищите кирпич.
БЯ – По извилистой дорожке
         В лес идут ребячьи ножки.
         Мы вернём свои права
          Ведь учили их не зря.

(звучит запись пения птиц)

В – А вот и наш кирпичик. Но чтобы его сначала расколдовать, нам необходимо поиграть.
 В: Право на имя. Что это?
Дети: Имя человеку дают в детстве и на всю жизнь.

В: Право на имя - одно из личных неимущественных прав, принадлежащих гражданину, позволяющих выделить конкретного человека из массы других субъектов общественных отношений. Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно имя?
Дети: «Имя, это индивидуальное, по имени нас зовут», «Чтобы понять, кого зовут», «Позвать другого человека», «Имя нужно человеку для того, чтобы контактировать с другими людьми».
В: Правильно. В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на доброе имя. Таким образом, обладателем указанного права является и ребенок. Он имеет право на защиту своей чести и достоинства. Смотрите, сколько ребят у нас в зале. Практически у всех разные имена. Давайте мы с вами поиграем и проверим!?

Игра «Шляпа знакомств».
Ведущая: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою имя, фамилию и отчество.
Ведущая: Вот видите, мы узнали, что ребенок имеет право не только на имя, но и на отчество и фамилию. Имя ребёнку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца. Как правило, фамилия ребёнку, определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребёнку присваивается фамилия отца или фамилия матери.

Диана Б.
Права нам каждому нужны,
И ими очень дорожим.
Лишь только с ними мы уверено живём,
И от судьбы хорошего мы ждём.
Они все в Конституции записаны,
И положения их там прописаны.
Чтоб все права же соблюдались,
На праздник этот мы собрались.

Санжа Б.
День прав человека мы празднуем вместе,
Пусть радости крик летит в поднебесье!
Дискриминации скажем дружно мы «Нет»,
Достоинство личности – вот наш ответ!
Жить без унижения и нищеты,
Достоин я, достоин и ты!

Женя С.
С рождения мы имеем право
На жизнь, заботу и любовь,
На имя, что родными дано,
На Родину, на отчий кров.
И поздравления у нас сегодня
За этот праздник прозвучит!
Ведь о правах кричим всегда мы.
А про обязанности? – Молчим.

В:
– Я рада, что вы знаете свои права и обязанности. Радует то, что вы наслышаны о важном документе «Конвенция о правах ребёнка», где прописаны права ребёнка. Цель - призвать общество и государство решать проблемы по защите детей, обеспечить им оптимальные условия жизни, дать образование и охранять здоровье. Дети, вы должны знать о своих правах, это способствует становлению и развитию личности. Зная свои права, нельзя забывать и про свои обязанности – это поможет вам стать ответственными людьми. Мы должны знать, что невыполнение многими людьми своих обязательств перед другими может привести к конфликту между собой.
В – Какое право имеют все дети с рождения (на имя)

Стихотворение, Ярослав Б.

Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос, 
Даже нашу козочку 
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)


БЯ- Получайте свой кирпич. И идем дальше.
        Ты клубочек подскажи, куда дальше нам идти.
        - Под большой ветвистой ёлкой найдёте подсказку.
(подходят к ёлке, под ёлкой шкатулка, на шкатулке надпись 
 «Вы загадку отгадайте    И шкатулку открывайте»)
                         Где любят тебя без особых причин,
                        За то, что ты дочь,
                        За то, что ты сын.
                        За то, что малыш,
                        За то, что растёшь.
                        За то, что на маму и папу похож.
                       И эта любовь до конца твоих дней
                      Останется тайной опорой твоей.

В 
– Дети, где же  вас любят просто за то, что вы есть? (дома, в семье)
В – А кто живёт в семье?
В – Что для вас значит дружная семья? Какая она должна быть? (заботливая, добрая. ласковая, весёлая, кормят, одевают)
В - Наши дети расскажут БЯ тебе стихи о семье.

Алиса М., Аюна Е.

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью.

Настя П. (Ульяна Б.)

Главное в жизни - это семья,
Где есть мама, папа и я!
Вместе с семьей мы ходим гулять,
Вместе встаем и ложимся спать.
Вместе делаем все и всегда,
Потому что мы настоящая семья!

В: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру "Назови ласково". Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова
БАБУШКА-
ДЕДУШКА-
СЫН-
МАМА-
ДОЧЬ-
БРАТ-
СЕСТРА-

В:
Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Дети:

Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут
Вся семья вместе, так и душа на месте.

В: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
Семья должна учить любить,
жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!

В: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?

Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры

Ребенок: Я заправляю постель

Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома

Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей.

Динамическая пауза  (звучит лёгкая музыка)
В – Я дарить тепло своего сердечка своим близким людям. Приложите ладошки к сердцу, улыбнитесь, почувствуйте, как оно наполняется теплом и добротой. А теперь вытяните ладошки вперёд и подарите мысленно всю свою любовь своим родным: маме, папе, дедушке, бабушке, брату, сестре,
БЯ - Поняла. Все дети на земле имеют право жить в семье. О, даже стихами заговорила Получайте свой кирпич.
(Ребёнок устанавливает кирпич на магнитной доске)
В – Смотрите, ребята. На дереве что-то висит?  (конверт с письмом)
 Есть на свете чудо-дом
А детишек столько в нём.
Здесь, когда звенит звонок,
Начинается урок.
А когда урок кончается
 Переменка начинается.
В – О чём идёт речь?
В – А зачем надо учиться в школе? (стать умными, получить профессию)
БЯ – А вы знаете пословицы и поговорки про ученье? Сейчас я проверю. (достаёт из кармана старую книжицу)
БЯ – Я начну, а вы закончите.

1. Ученье свет,  . .а неученье тьма
2. Век живи - …. Век учись.
3. Красна птица пером, . . . .а человек умом.

4.Учиться . . всегда пригодиться.
 

Стихотворение, Рома Т.

Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны 
Право на …
(образование)

В – Дети, какое право мы вспомнили?
В- Каждый ребёнок имеет право посещать школу И вы скоро им воспользуетесь.
В – Ещё один кирпич мы расколдовали.
                                       
(ребёнок устанавливает кирпич)
БЯ – Что-то я устала. Отдохнуть бы.
В – БЯ, а наши детки знают ещё одно право, которым ты можешь воспользоваться и расколдовать ещё один кирпичик.
БЯ – Что ещё за право?
В – Дети, если мы много работаем, занимаемся, что мы заслуживаем? На что мы имеем право? (на отдых)

Стихотворение, Саша Т.

Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)

БЯ- А как можно отдыхать? Что-то я такого слова не знаю. Подскажите мне, ребятишечки.
                   
(дети рассказывают о способах отдыха)
Подвижная игра
В -- А игра – это тоже отдых? Хотите поиграть.
Космонавты
Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
Как только сказано последнее слово, все разбегаются по ракетам (обручи) стараются скорее занять места. Но обручей меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету выбывают из игры.
БЯ – Развеселили вы меня. Спасибо. Пока мы играли, клубок попросил вас отгадать название одной сказки:

«Дразнят Золушкой меня, оттого что у огня, силы не жалея, в кухне я тружусь, тружусь, с печкой я вожусь, вожусь.»
 «Золушка»
В – Кто узнал сказку? Как она называется? Как жила Золушка в доме с мачехой и злыми  
      сёстрами?
(заставляли делать всю работу), А сёстры ей помогали по дому? (нет)
В – Какое право Золушки было нарушено? Что не должны делать дети? (нельзя использовать детский труд, только помогать могут)
(ребёнок крепит кирпич)
В-Вот какой дом права мы построили.

Стихотворение, София М.

Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку. 
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
(жильё)

Предлагаю станцевать танец под песню «Всем на свете нужен дом»

Есть в мире много прав. Артём К.

Есть в мире много прав, Простых и очень сложных.

А есть права ребенка- Без них нам невозможно.

Как только появился ребенок на земле,

Уже имеет он права законные в семье.

Нельзя наказывать, ругать родителям сынка,

А нужно только помогать и наставлять слегка.

Имеет право карапуз на чистый, светлый дом,

Чтоб взрослые в его семье заботились о нем.

Ну, а когда придет пора за парту в школе сесть,

Права учиться, познавать - такие тоже есть!

Я очень счастлив, очень горд-

В моей родной стране Свободным быть,

счастливым жить Всегда возможно мне!

5.Подведение итогов
БЯ –Домой мне надо уже собираться. Заждались меня лесные звери. Теперь и у меня есть семья. Спасибо вам, что научили меня уму-разуму. Я тоже теперь буду изучать свои права, а то только обязанности да обязанности. Ну-ка, подскажите, как книжка то называется про права детей?
Дети- Конвенция о правах ребёнка.
В – Вот эта книга. Мы тебе её подарим. Изучай. И приходи к нам в гости. До скорых встреч БЯ.
В – Дети, и мы с вами будем ещё больше узнавать про наши права. И дом наш станет ещё выше.
В – И сейчас я хочу вас познакомить ещё с одним правом.  Отгадайте загадку.
Это детская площадка.
Мячик здесь, ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчушки
Принесли с собой... 
(игрушки)
В – Это право на хороший уровень жизни. А в каком случае ребёнку будет хорошо жить? (должна быть еда, одежда, игрушки)
В – У каждого дома есть много игрушек. Но, наверное, у каждого есть и любимая игрушка. Расскажите о ней. (дети называют свои любимые игрушки)
В – Я хочу сегодня предоставить вам возможность воспользоваться правом на игрушки. БЯ вернула мне мою сумку. Давайте заглянем в неё. (в сумке игрушки)
Раздаю игрушки
В – дети, Бабе Яге мы тоже оставим игрушки. Она вернётся и заберёт её. Согласны.
6. Релаксация
В – Вам понравилось строить дом права? Покажите мне своё настроение (палец вверх)
     Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите спасибо за работу .

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Семья -это важно,семья-это сложно.но счастливо жить одному невозможно!

Задачи: формировать общее понятие «семья»;расширить знания детей о родственных связях;развивать речь, мышление, восприятие, эмоционально-волевую сферу;воспитывать у детей добрые чувства к родителям....

Сценарий классного часа «Чтоб счастливо жить – нужно здоровым быть!»

Сценарий классного часа «Чтоб счастливо жить – нужно здоровым быть!»Цель: способствовать формированию у детей здорового образа жизни.Оформление: иллюстрации, картинки по теме, плакаты о здоровом образ...

Конспект по ФИЗО "Здоровым быть - счастливо жить"

Конспект занятия по физической культуре в подготовительной к школе группе на тему: «Здоровым быть – счастливо жить»...