Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"
методическая разработка (подготовительная группа)
Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.57 КБ |
Предварительный просмотр:
1-й слайд:
Добрый день! Я – Хрычева Елена Юрьевна-воспитатель детского сада № 4 « Рябинка». Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме: «Формирование экологической культуры старших дошкольников через участие в дошкольном лесничестве «Лесовичок»
2-й слайд Я считаю, что в современном мире экологическое воспитание является особо актуальным.
Вопросу экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время уделяется особое внимание, потому - что очень важно начиная с самого раннего дошкольного возраста прививать детям интерес к изучению окружающего их мира, учить видеть красоту родного края, формировать умение наблюдать, анализировать, а так- же осознанно беречь природу.
Главная цель экологического воспитания по ФГОС ДО-формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
В ФОП ДО-цель экологического воспитания детей дошкольного возраста – развитие экологической культуры как важной части общей культуры человека, определяющей его духовную жизнь и поступки. Это особый вид культуры, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.
3 слайд
В связи свыше сказанным была определена тема моей педагогической работы с детьми
Часто дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь и охранять природу, а также все живое, что нас окружает?
Ответ находится рядом – сама ПРИРОДА является уникальной ценностью для всего человечества. Не случайно экологическое образование и воспитание ориентировано не только на передачу детям дошкольного возраста определенных знаний о природе, но и формирование у них умения и желания активно защищать, любить и беречь природу, улучшать и облагораживать природную среду. Но научить любить природу «чисто теоретически» невозможно. Необходимо непосредственное общение с природой.
Наш посёлок находится в сельской местности и потому в нашем детском саду «Рябинка» в сентябре 2023 года стартовало «Дошкольное лесничество «Лесовичок», как одна из эффективных форм воспитания бережного отношения к природе, формирования у воспитанников навыков правильного природопользования.
Были поставлены следующие цели и задачи моей работы с детьми.
Цель: Способствовать воспитанию экологической культуры старших дошкольников через организацию работы Дошкольного лесничества
Задачи: - формировать интерес к изучению родной природы;
- развивать первичные экологические навыки и умения;
- формировать представления о правилах поведения в природной среде.
- формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки бережного отношения к окружающему миру и потребность в защите природы.
- знакомить дошкольников с навыками исследовательской и практической природоохранной работы,
- Формировать активную позицию родителей в экологическом воспитании детей, в качестве активных участников, повышать их степень участия в педагогическом процессе.
- Создавать условия для ранней профориентации воспитанников через взаимодействие и партнерские отношения Природный парк «Воскресенское Поветлужье», Министерством и подведомственными ему лесохозяйственными учреждениями (Воскресенское районное лесничество);
- Обогатить предметно развивающую среду группы продуктами детско-родительской деятельности
4-й слайд
Следующим шагом моей работы стала разработка перспективного плана работы в дошкольном лесничестве «Лесовичок» на год. План был разработан в соответствии с календарем экологических событий.
5-й слайд
Для реализации плана были определены формы работы: с детьми, родителями и социальными партнерами.
Эти формы можно увидеть на слайде.
6-й слайд
После всей проделанной подготовительной работы начался основной этап: Реализация перспективного плана в соответствии с календарем событий через разнообразные формы работы.
Первое экологическое событие -17.09. День работников леса.
Разработала проект «Лес - многоэтажный дом», который включил в себя:
-беседы «Хозяин леса»,«Кто работает в лесном хозяйстве?»;
-встреча с лесничим Воскресенского лесничества (знакомство с профессией «лесничий» и другими «лесными» профессиями.);
-главный специалист Воскресенского лесхоза рассказала и показала презентацию «Что такое лес»;
-дети подготовили для сотрудников лесхоза Праздничный концерт «День лесного хозяйства, сделали праздничную газету с поздравлениями от детей.
И в завершении реализации проекта специалисты лесхоза подарили детям эмблему дошкольного лесничества и посветили в «Лесовички»
7-й слайд
04.10. Всемирный день защиты животных
В мире много чудес, и одно из них это царство животных. Животный мир очень разнообразный. Есть милые добрые животные, вызывающие восхищение и умиление, но есть и дикие животные, которые одним своим внешним видом вселяют страх. Многие животные находятся на грани исчезновения и задача воспитателей детского сада не только познакомить детей с разнообразием животного мира, но и воспитать бережное отношение к любому из животных.
С этой целью разработан Проект «Лес-дом для животных».
В рамках проекта прошла встреча с интересными людьми: с сотрудником Воскресенского районного лесничества, рассказ «Жизнь диких животных» и правила поведения в лесу.
-детям показали презентацию «Животные нашего края»;
-проведены наблюдения на экологической тропе и Исследовательская деятельность «Узнай животное по следу»;
-дети провели акцию: раздали буклеты для детей младших групп: «Правила поведения в лесу»;
- совместно с родителями сделали Дидактическую игру «Этого нельзя делать в лесу»;
В продуктивной деятельности дети изготовили макета «Огонь-враг леса»
8-й слайд
12.11. «Синичкин день », посвящённый всем известной маленькой птичке о пользе птиц для леса. В тот день с детьми провели ОД «Синичкин день», посмотрели интересную презентацию об этом празднике.
-создали альбом «Мы их знаем»;
-прошла акция «Лучший домик для птиц». Родители воспитанников заранее смастерили кормушки, и мы разместили их на территории детского сада, разложив туда угощение для птиц;
-дети вместе с воспитателем изготовили плакат «Берегите птиц»;
-дети сделали коллективную аппликацию из крупы и семечек «Синица».
«Синичкин день» надолго запомнится ребятам, и мы надеемся, что они в своей дальнейшей жизни никогда не обидят, и будут беречь птиц, т.к. природа и её обитатели для ребенка – дошкольника являются неисчерпаемой кладовой детских эмоциональных переживаний
9 слайд
30.11 отмечается « Всемирный день домашних животных». Домашние животные играют очень большую роль в воспитании детей. Дети растут с их помощью добрыми и отзывчивыми людьми, учатся о них заботиться. Ребенок получает бесценный опыт общения и с ними, с окружающими, с природой, в общем.
В нашей группе прошел тематический день, посвященный нашим четвероногим друзьям.
-Тематическая беседа «День домашних животных» ( с привлечением социальных партнеров: совместно с библиотекой);
- организован просмотр презентации "Удивительный мир животных" где закрепили с детьми знания о повадках домашних животных, о пользе для человека, о бережном отношении к питомцам;
-прошла акция «Мы в ответе за тех, кого приручили» (раздали буклеты для детей и сотрудников детского сада);
-в течении дня дети отгадывали загадки о домашних животных, угадывали животного по описанию, играли в словесные, подвижные и дидактические игры.
Итогом нашего чудесного дня стало изготовление стенгазеты «Мой любимый домашний питомец».
10 слайд
16 декабря. «День живой елки». Новый год – весёлый праздник, его ждут дети и взрослые. Мы с радостью ждём, когда в нашем доме появится ёлочка с лесным благоухающим ароматом. Нарядим нашу красавицу в самые лучшие ёлочные игрушки и встретим вместе новый год. Всё это конечно красиво и здорово. Но по окончанию праздника наши лесные красавицы оказываются возле мусорных баков. А ведь это были молодые деревца, которые могли превратиться в могучих лесных великанов. Лес – это, прежде всего «легкие нашей планеты», источник свежего воздуха для всех.
«Лесовички» задались вопросом: «Что мы можем сделать, чтобы сохранить зеленую красавицу?» Ответы на эти вопросы мы нашли в следующих мероприятиях:
-провели ОД «Берегите елочку – красавицу наших лесов»;
-образовательная ситуация «Сколько растет елка?»;
-записали видео обращение в социальных сетях «Не рубите ели!»;
-провели акцию «Сохраним лесную красавицу» (изготовили буклеты и листовки , распространили их среди детей и сотрудников ДОО);
-конструировали из бумаги «Елка».
В результате проведенной работы «Лесовички» поняли, что замечательной заменой живой, лесной красавице может стать искусственная елочка, которая будет не только радовать своей красотой долгие годы, но и сохранит лес.
11 слайд
11 января «День Заповедников и национальных парков». С целью расширения знаний детей о разнообразии природного мира, о редких растениях и животных, формирования представления об особо охраняемых природных территориях в нашей группе был разработан экологический Проект: «Заповедные уголки нашего края».
С помощью родителей нашей группы, ребята совершили виртуальную экскурсию в Парк, познакомились с заповедными местами, прекрасными уголками родного края посмотрев презентацию «Исторические места нашего округа».
Дети увлечённо рассматривали альбомы, книги о заповедной жизни, отвечали на вопросы.
Прошла встреча с работником Воскресенского лесничества, который рассказал детям «Что такое Заповедник»
Прошла экскурсия в краеведческий музей с рассказом экскурсовода «Заповедные уголки нашего края»
Экскурсия в фаунпарк «Ноев ковчег» с целью: дать детям знания о флоре и фауне родного края.
При подведении итога мероприятия дети говорили о значимости заповедников. Каждый понял, что природа в руках человека!
12слайд
17.01. «День Красной книги»
Самая главная экологическая проблема на сегодняшний день — это проблема сохранения окружающей нас среды. К этому экологическому событию разработан экологический проект «Красная книга Воскресенского района». Ребята познакомились с «Красной книгой России», где внимание детей было обращено на исчезновение некоторых видов животных, растений, рыб, птиц, млекопитающих России, и как человек влияет на природу в целом.
Мы с детьми совершили необычное путешествие по страницам этой удивительной книги. Особый интерес у детей вызвали просмотр презентации«Исчезающие растения и животные нашего района»
-Родители сделали Дидактическую игру «Напоминающие знаки»- правила поведения в природе
-организовали Выставку совместного творчества «Рисуем вместе с мамой и папой», «Птицы Красной книги». В гости к ребятам пришла, специалист Воскресенского лесничества и рассказала детям о том, как важно беречь все живое на земле, что нужно задуматься о том, кто будет жить на нашей планете завтра. Ведь сегодня многие виды растений и животных находятся под угрозой исчезновения. Она подарила детям Красную книгу Воскресенского района
Поговорив о «Красной книге» и проблеме окружающей среды, дети сделали выводы, что необходимо:
— бережно относиться ко всему живому; — соблюдать правила поведения в природе; — сажать новые деревья; — запретить охоту на редких животных.
13 слайд
Треть территории обитаемой суши занимают леса.
Лес – огромная экосистема. Он имеет большое экологическое значение, так как формирует климат, уничтожает вредные вещества и является местом обитания для внушительного количества животных и растений. Его также называют «лёгкими планеты», природным водосборником, обеспечивающим реки и озёра пресной водой. Но с каждым днем площадь лесных массивов в мире становится меньше, человечество вырубает деревья для своих нужд. Такие действия влияют на состояние природы весьма негативно. Для привлечения внимания к данной проблеме был учрежден специальный праздник, который отмечают 21 марта Международный день лесов
Чтобы больше узнать об этом празднике, с детьми были проведены следующие мероприятия:
-встреча с главным специалистом Воскресенского лесничества презентация «Международный день леса»;
-откуда книжка взялась -беседа с сотрудником Воскресенского районного лесничества, просмотр презентации;
-настольно-печатная игра «Лес – наш друг!»;
-чтение художественной литературы С. Маршак «Что мы сажаем, сажая леса?»;
-акция «Сдай макулатуру- спаси дерево»
-выставка совместного творчества «Берегите лес!»
-наблюдение на экологической тропе за деревьями и кустарниками
После проведенных мероприятий ребята не остались равнодушными к проблеме сохранения леса.
14 слайд
Ежегодно 22 марта отмечается Всемирный День воды и водных ресурсов.
С целью повышения экологической культуры и систематизации представлений детей о воде была проведена беседа «О значении воды для живых существ» ОД «Вода-это жизнь»
Родители с детьми подготовили Презентацию «Вода вокруг нас», рассказав что вода очень важна для жизни живых организмов, без нее не могут жить растения, животные, человек.
Провели Опытно-экспериментальную деятельность: «Круговорот воды в природе». «Свойства снега»
Дети подготовительной группы провели для детей и сотрудников д./с акцию «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»
Во время прогулки провели наблюдения в природе за состоянием воды.
Дети пришли к выводу, что ресурсы воды не безграничны, и наше здоровье и жизнь напрямую зависят от ее количества и качества. Необходимо беречь воду, она - самое ценное сокровище нашей планеты!
15 слайд
30.03. Всемирный день защиты Земли. Мы в детском саду не могли пропустить этот день, потому что уже с детских лет большое внимание уделяем экологическому воспитанию детей, прививаем детям любовь, уважение и заботливое отношение к нашему общему дому - планете Земля. В рамках проект «Природа Земли » мы с ребятами совершили воображаемое путешествие по нашей планете, рассмотрев карту и глобус.
Привлекли родителей к разработке мини проектов:
-«Что и как влияет на живую природу. «Вода»;
-«Что и как влияет на живую природу. Тепло»;
-«Что и как влияет на живую природу. Свет»;
-Посмотрели Презентацию «Природа нашего края»;
-Провели Акцию «Очистим планету от мусора»
-Создали макет «Экопарк будущего»
Этот день помог детям открыть новые знания и приобрести понимание бережного и созидательного отношения к окружающему миру и планете Земля.
16 слайд
05.04. День экологических знаний В рамках дня экологических знаний в нашей группе прошла экологическая викторина «Знатоки леса»
На этом мероприятии дети показали все свои знания и умения которые приобрели в течении учебного года работая в дошкольном лесничестве «Лесовичок»
Ребята с удовольствием играли в игры: «Собери цветок», «Скворечник для птичек», «Какое животное получилось?», «Найди пару», Д/и «Деревья и кустарники, которые растут в наших лесах», «С какой ветки эти детки?», «Правила поведения в лесу».
- отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины «Наш дом – природа» Победителей викторины ждали призы: грамоты за победу в интеллектуальном конкурсе, и энциклопедии «Природа Земли».
17 слайд
Благодаря проделанной работе в дошкольном лесничестве «Лесовичок» в группе обогатилась предметно-развивающая среда. Появились: -Эмблема дошкольного лесничества , -выставки совместного творчества:«Птичий домик»,«Мой любимый домашний питомец», «Елочка-живи!»,«Животные и птицы из Красной книги», «Берегите лес!», «Берегите воду»
-дидактические игры:«Напоминающие знаки»,«Этого нельзя делать в лесу» «Узнай животное по следу», «Лес – наш друг!»«Деревья и кустарники, которые живут в наших лесах», «С какой ветки эти детки?», «Правила поведения в лесу.»
- макеты: «Огонь-враг леса», «Лес», «Экопарк будущего» - альбомы: «Мы их знаем» : «Воскресенское Поветлужье», «Исторические места нашего округа», «Красная книга Воскресенского района»
18 слайд
На заключительном этапе работы мною была проведена итоговая диагностика уровня экологического воспитания детей, которая показала:
У детей сформировались знания о лесе и лесных насаждениях, о видах лесов, о растительном, животном мире Нижегородской области и видах лесных птиц. Узнали основные правила поведения в лесу, и о профессиях лесного хозяйства – лесничий, лесник и егерь.
Родители: Стали активнее принимать участие в экологическом воспитании детей. Появились новые формы, в которых родители стали активными участниками.
Социальное партнерство: увеличилось число социальных партнеров: природный парк Поветлужье. Появились новые формы социального партнерства.
19слайд
Можно сделать выводы, что В результате проделанной работы у детей :
- сформировался интерес к изучению родной природы и первичные экологические навыки и умения. При участии в детско-родительских проектах, дети стали самостоятельно презентовать свои проекты.
- Дети осознанно соблюдают правила поведения в природе, знают способы охраны природы, демонстрируют заботливое отношение к ней. Благодаря природоохранным акциям, которые проведены в рамках плана «Лесовичок»
- Дошкольники получили первоначальные навыки исследовательской и практической природоохранной работы. Дети приняли участие в озеленении участков детского сада и в дальнейшем уходе за саженцами деревьев.
У родителей:
- Сформировалась активная позиция в экологическом воспитании детей, в качестве активных участников, повысилась их степень участия в педагогическом процессе, через такие формы работы: детско-родительские проекты, экскурсии, выставки совместного творчества, виртуальные экскурсии.
Социальное партнерство:
- через взаимодействие с представителями Воскресенского районного лесничества дети познакомились с профессиями егерь, лесник и лесничий, что способствовало ранней профориентации воспитанников.
Таким образом, объединение усилий педагогов и специалистов лесного хозяйства способствовало воспитанию у детей бережного, экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубления знаний детей в области лесного хозяйства и экологии, умения осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение лесных богатств, умения применять оздоровительные и иные полезные функции леса.
- слайд
Результаты своей деятельности были представлены мною педсовете с докладом «Формирование экологической культуры старших дошкольников через участие в дошкольном лесничестве «Лесовичок». Выступление на РМО «Партнёрство ДОУ и семьи в рамках экологического воспитания»
Также работа освещалась в публикациях, размещенных на различных сайтах (сайт педагога, страничка на сайте «Маам»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Моя педагогическая находка"
Тема моего мастер –класса : « Формирование у детей 3- 4 лет первичных представлений о признаках объектов окружающего мира через использование методического приема персонификаци...

Доклад "Моя педагогическая находка"
Тема: "Использование пальчиковых игр и упражнений для развития речи дошкольников"...

Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"
Тема: «Использование театрализованной деятельности для развития речи дошкольников»...

Доклад к презентации"Моя педагогическая находка"
Доклад к презентации"Моя педагогическая находка"...

Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"
Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"...

Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"
Моя педагогическая находка - использование технологии макетирования в познавательном развитии дошкольников....