Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"
методическая разработка (подготовительная группа)

Хрычева Елена Юрьевна

Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_prezentatsii_moya_pedagogicheskaya_nahodka.docx42.57 КБ

Предварительный просмотр:

1-й слайд:

Добрый день! Я – Хрычева Елена Юрьевна-воспитатель детского сада № 4                    « Рябинка». Предлагаю  вашему вниманию мой опыт работы по теме: «Формирование экологической культуры   старших дошкольников через участие в дошкольном лесничестве «Лесовичок»    

2-й слайд                                                                                                                                   Я  считаю, что  в  современном  мире  экологическое  воспитание  является  особо  актуальным. 

Вопросу экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время уделяется особое внимание, потому - что очень важно начиная с самого раннего дошкольного возраста прививать детям интерес к изучению окружающего их мира, учить видеть красоту родного края, формировать умение наблюдать, анализировать, а так- же осознанно беречь природу.

Главная цель экологического воспитания по ФГОС ДО-формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.

 В ФОП ДО-цель экологического воспитания детей дошкольного возраста – развитие экологической культуры как важной части общей культуры человека, определяющей его духовную жизнь и поступки. Это особый вид культуры, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.

3 слайд

В  связи  свыше  сказанным  была  определена  тема  моей  педагогической работы  с  детьми

Часто дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь и охранять природу, а также все живое, что нас окружает?

Ответ находится рядом – сама ПРИРОДА является уникальной ценностью для всего человечества. Не случайно экологическое образование и воспитание ориентировано не только на передачу детям дошкольного возраста определенных знаний о природе, но и формирование у них умения и желания активно защищать, любить и беречь природу, улучшать и облагораживать природную среду. Но научить любить природу «чисто теоретически» невозможно. Необходимо непосредственное общение с природой.

Наш посёлок находится в сельской местности и потому в нашем детском саду «Рябинка» в сентябре 2023 года стартовало «Дошкольное лесничество «Лесовичок», как одна из эффективных форм воспитания бережного отношения к природе, формирования у воспитанников навыков правильного природопользования. 

Были  поставлены  следующие  цели  и  задачи  моей  работы  с  детьми.

Цель:    Способствовать воспитанию экологической культуры  старших дошкольников  через организацию работы  Дошкольного лесничества

Задачи: - формировать интерес к изучению родной природы;

  • развивать первичные экологические навыки и умения;
  •  формировать представления о правилах поведения в природной среде.
  •  формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки бережного отношения к окружающему миру и потребность в защите природы.
  • знакомить дошкольников с навыками исследовательской и практической природоохранной работы,
  •  Формировать активную позицию родителей в экологическом воспитании детей, в качестве активных участников, повышать их степень участия в педагогическом процессе.
  • Создавать условия для ранней профориентации воспитанников через взаимодействие и партнерские отношения Природный парк «Воскресенское Поветлужье», Министерством и подведомственными ему лесохозяйственными учреждениями (Воскресенское районное лесничество);

-  Обогатить предметно развивающую среду группы продуктами детско-родительской деятельности

 4-й слайд

Следующим шагом моей работы стала разработка  перспективного плана работы в дошкольном лесничестве «Лесовичок» на год. План был разработан в соответствии с календарем экологических событий.

5-й слайд

Для реализации плана были определены формы работы: с детьми, родителями и социальными партнерами.

Эти формы можно увидеть на слайде.

6-й слайд

После всей проделанной подготовительной работы начался основной этап: Реализация перспективного плана в соответствии с календарем событий через разнообразные формы работы.

Первое экологическое событие -17.09. День работников леса.

Разработала проект «Лес - многоэтажный дом», который включил в себя:

-беседы «Хозяин леса»,«Кто работает в лесном хозяйстве?»;

-встреча с лесничим Воскресенского лесничества (знакомство с профессией «лесничий» и другими «лесными» профессиями.);

-главный специалист Воскресенского лесхоза рассказала и показала  презентацию «Что такое лес»;

-дети подготовили для сотрудников лесхоза Праздничный концерт «День лесного хозяйства, сделали праздничную газету  с поздравлениями от детей.

И в завершении реализации проекта специалисты лесхоза подарили детям эмблему дошкольного лесничества и посветили  в «Лесовички»

7-й слайд

04.10. Всемирный день защиты животных

В мире много чудес, и одно из них это царство животных. Животный мир очень разнообразный. Есть милые добрые животные, вызывающие восхищение и умиление, но есть и дикие животные, которые одним своим внешним видом вселяют страх. Многие животные находятся на грани исчезновения и задача воспитателей детского сада не только познакомить детей с разнообразием животного мира, но и воспитать бережное отношение к любому из животных.

С этой целью разработан Проект «Лес-дом для животных».

В рамках проекта прошла встреча с интересными людьми: с сотрудником Воскресенского районного лесничества, рассказ «Жизнь диких животных» и правила поведения в лесу.

-детям показали презентацию «Животные нашего края»;

-проведены наблюдения на экологической тропе и Исследовательская деятельность «Узнай животное по следу»;

-дети провели акцию: раздали буклеты для детей младших групп: «Правила поведения в лесу»;

- совместно с родителями сделали Дидактическую игру «Этого нельзя делать в лесу»;

В продуктивной деятельности дети изготовили макета «Огонь-враг леса»

8-й слайд

12.11. «Синичкин день », посвящённый всем известной маленькой птичке о пользе птиц для леса. В тот день с детьми провели ОД «Синичкин день», посмотрели интересную презентацию об этом празднике.

-создали  альбом «Мы их знаем»;

 -прошла акция «Лучший домик для птиц». Родители воспитанников заранее смастерили кормушки, и мы разместили их на территории детского сада, разложив туда угощение для птиц;

-дети вместе с воспитателем изготовили плакат «Берегите птиц»;

-дети сделали коллективную аппликацию из крупы и семечек  «Синица».

«Синичкин день» надолго запомнится ребятам, и мы надеемся, что они в своей дальнейшей жизни никогда не обидят, и будут беречь птиц, т.к. природа и её обитатели для ребенка – дошкольника являются неисчерпаемой кладовой детских эмоциональных переживаний

9 слайд

30.11 отмечается « Всемирный день домашних животных». Домашние животные играют очень большую роль в воспитании детей. Дети растут с их помощью добрыми и отзывчивыми людьми, учатся о них заботиться.  Ребенок получает бесценный опыт общения и с ними, с окружающими,  с природой,  в общем.

В нашей группе прошел тематический день, посвященный нашим четвероногим друзьям.

-Тематическая беседа «День домашних животных»  ( с привлечением социальных партнеров: совместно с библиотекой);

- организован просмотр презентации "Удивительный мир животных" где закрепили с детьми знания о повадках домашних животных, о пользе для человека, о бережном отношении к питомцам;

-прошла акция «Мы в ответе за тех, кого приручили» (раздали буклеты для детей и сотрудников детского сада);

-в течении дня дети отгадывали загадки о домашних животных, угадывали животного по описанию, играли в словесные, подвижные и дидактические игры.

Итогом нашего чудесного дня стало изготовление стенгазеты «Мой любимый домашний питомец».

10 слайд

16 декабря. «День живой елки». Новый год – весёлый праздник, его ждут дети и взрослые. Мы с радостью ждём, когда в нашем доме появится ёлочка с лесным благоухающим ароматом. Нарядим нашу красавицу в самые лучшие ёлочные игрушки и встретим вместе новый год. Всё это конечно красиво и здорово. Но по окончанию праздника наши лесные красавицы оказываются возле мусорных баков. А ведь это были молодые деревца, которые могли превратиться в могучих лесных великанов. Лес – это, прежде всего «легкие нашей планеты», источник свежего воздуха для всех.

«Лесовички» задались вопросом: «Что мы можем сделать, чтобы сохранить зеленую красавицу?» Ответы на эти вопросы мы нашли в следующих мероприятиях:

-провели ОД «Берегите елочку – красавицу наших лесов»;

-образовательная ситуация «Сколько растет елка?»;

-записали видео обращение в социальных сетях «Не рубите ели!»;

-провели акцию «Сохраним лесную красавицу» (изготовили буклеты и листовки , распространили их среди детей и сотрудников ДОО);

-конструировали  из бумаги «Елка».

В результате проведенной работы «Лесовички» поняли, что замечательной заменой живой, лесной красавице может стать искусственная елочка, которая будет не только радовать своей красотой долгие годы, но и сохранит лес.

11 слайд

11 января «День Заповедников и национальных парков». С целью расширения знаний детей о разнообразии природного мира, о редких растениях и животных, формирования представления об особо охраняемых природных территориях в нашей группе был разработан экологический Проект: «Заповедные уголки нашего края».

С помощью родителей нашей группы, ребята совершили виртуальную экскурсию в Парк, познакомились с заповедными местами, прекрасными уголками родного края посмотрев презентацию «Исторические места нашего округа».

 Дети увлечённо рассматривали альбомы, книги о заповедной жизни, отвечали на вопросы.

Прошла встреча с работником Воскресенского лесничества, который рассказал детям  «Что такое Заповедник»

Прошла экскурсия в краеведческий музей с рассказом экскурсовода «Заповедные уголки нашего края»

Экскурсия в фаунпарк «Ноев ковчег»  с целью: дать детям знания о флоре и фауне родного края.

При подведении итога мероприятия дети говорили о значимости заповедников.  Каждый понял, что природа в руках человека!

12слайд

17.01. «День Красной книги»

Самая главная экологическая проблема на сегодняшний день — это проблема сохранения окружающей нас среды. К этому  экологическому событию  разработан экологический проект «Красная книга Воскресенского района». Ребята познакомились с «Красной книгой России», где внимание детей было обращено на исчезновение некоторых видов животных, растений, рыб, птиц, млекопитающих России, и как человек влияет на природу в целом.

Мы с детьми совершили необычное путешествие по страницам этой удивительной книги. Особый интерес у детей вызвали просмотр презентации«Исчезающие растения и  животные нашего района»

-Родители сделали Дидактическую игру «Напоминающие знаки»- правила поведения в природе

-организовали Выставку совместного творчества «Рисуем вместе с мамой и папой», «Птицы Красной книги». В гости к ребятам пришла, специалист Воскресенского лесничества и рассказала детям о том, как важно беречь все живое на земле, что нужно задуматься о том, кто будет жить на нашей планете завтра. Ведь сегодня многие виды растений и животных находятся под угрозой исчезновения. Она подарила детям Красную  книгу Воскресенского района

Поговорив о «Красной книге» и проблеме окружающей среды, дети сделали выводы, что необходимо:

— бережно относиться ко всему живому;                                                                              — соблюдать правила поведения в природе;                                                                              — сажать новые деревья;                                                                                                                 — запретить охоту на редких животных.

13 слайд

Треть территории обитаемой суши занимают леса.

Лес – огромная экосистема. Он имеет большое экологическое значение, так как формирует климат, уничтожает вредные вещества и является местом обитания для внушительного количества животных и растений. Его также называют «лёгкими планеты», природным водосборником, обеспечивающим реки и озёра пресной водой. Но с каждым днем площадь лесных массивов в мире становится меньше, человечество вырубает деревья для своих нужд. Такие действия влияют на состояние природы весьма негативно. Для привлечения внимания к данной проблеме был учрежден специальный праздник, который отмечают 21 марта Международный день лесов

Чтобы больше узнать об этом празднике, с детьми были проведены следующие мероприятия:

-встреча с главным специалистом Воскресенского лесничества презентация «Международный день леса»;

-откуда книжка взялась -беседа с сотрудником Воскресенского районного лесничества, просмотр презентации;

-настольно-печатная игра «Лес – наш друг!»;

-чтение художественной литературы С. Маршак «Что мы сажаем, сажая леса?»;

-акция «Сдай макулатуру- спаси дерево»

-выставка совместного творчества «Берегите лес!»

-наблюдение на экологической тропе за деревьями и кустарниками

После проведенных мероприятий ребята не остались равнодушными к проблеме сохранения леса.

 14 слайд

Ежегодно 22 марта отмечается Всемирный  День воды и водных ресурсов.
С целью повышения экологической культуры и систематизации представлений детей о воде была проведена беседа
«О значении воды для живых существ» ОД «Вода-это жизнь»

Родители с детьми подготовили Презентацию  «Вода вокруг нас», рассказав что вода очень важна для жизни живых организмов, без нее не могут жить растения, животные, человек.

Провели Опытно-экспериментальную деятельность: «Круговорот воды в природе». «Свойства снега»

Дети подготовительной группы провели для детей  и сотрудников д./с акцию «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»

Во время прогулки провели  наблюдения в природе за состоянием воды.

Дети пришли к выводу, что ресурсы воды не безграничны, и наше здоровье и жизнь напрямую зависят от ее количества и качества. Необходимо беречь  воду, она - самое ценное сокровище нашей планеты! 

15 слайд

30.03. Всемирный день защиты Земли. Мы в детском саду не могли пропустить этот день, потому что уже с детских лет большое внимание уделяем экологическому воспитанию детей, прививаем детям любовь, уважение и заботливое отношение к нашему общему дому - планете Земля. В рамках проект «Природа Земли » мы с ребятами совершили воображаемое путешествие по нашей планете, рассмотрев карту и глобус.

Привлекли родителей к разработке мини проектов:

-«Что и как влияет на живую природу. «Вода»;

-«Что и как влияет на живую природу. Тепло»;

-«Что и как влияет на живую природу. Свет»;

-Посмотрели Презентацию «Природа нашего края»;

-Провели Акцию «Очистим планету от мусора»

-Создали  макет «Экопарк будущего»

Этот день помог детям открыть новые знания и приобрести понимание бережного и созидательного отношения к окружающему миру и планете Земля.

16 слайд

05.04. День экологических знаний В рамках дня экологических знаний в  нашей группе прошла экологическая викторина  «Знатоки леса»

На этом мероприятии дети показали все свои знания и умения которые приобрели в течении учебного года работая в дошкольном лесничестве «Лесовичок»

Ребята с удовольствием играли в игры: «Собери цветок», «Скворечник для птичек», «Какое животное получилось?», «Найди пару», Д/и «Деревья и кустарники, которые растут в наших лесах», «С какой ветки эти детки?», «Правила поведения в лесу».

 - отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины «Наш дом – природа» Победителей викторины ждали призы: грамоты за победу в интеллектуальном конкурсе, и энциклопедии «Природа Земли».

17 слайд

Благодаря проделанной работе в дошкольном лесничестве «Лесовичок» в группе обогатилась предметно-развивающая среда. Появились:                                 -Эмблема дошкольного лесничества ,                                                                                                                      -выставки совместного творчества:«Птичий домик»,«Мой любимый домашний питомец», «Елочка-живи!»,«Животные и птицы из Красной книги»,   «Берегите лес!», «Берегите воду»                                                                                                                           

-дидактические игры:«Напоминающие знаки»,«Этого нельзя делать в лесу» «Узнай животное по следу», «Лес – наш друг!»«Деревья и кустарники, которые живут в наших лесах», «С какой ветки эти детки?», «Правила поведения в лесу.»

- макеты: «Огонь-враг леса», «Лес», «Экопарк будущего»                                             - альбомы: «Мы их знаем» : «Воскресенское Поветлужье», «Исторические места нашего округа», «Красная книга Воскресенского района»

18 слайд

На  заключительном этапе работы мною  была  проведена  итоговая диагностика  уровня экологического воспитания  детей, которая показала:

У детей сформировались  знания о лесе и лесных насаждениях, о видах лесов, о растительном, животном  мире  Нижегородской области и  видах лесных птиц. Узнали основные правила поведения в лесу, и о профессиях лесного хозяйства – лесничий, лесник и егерь.

Родители: Стали активнее принимать участие в экологическом воспитании детей.  Появились новые формы, в которых  родители стали активными участниками.

Социальное партнерство: увеличилось число социальных партнеров: природный парк Поветлужье. Появились новые формы социального партнерства.  

19слайд

Можно сделать выводы, что В результате  проделанной  работы  у  детей :

  • сформировался интерес к изучению родной природы и первичные экологические навыки и умения. При участии в детско-родительских проектах, дети стали самостоятельно презентовать свои проекты.
  • Дети осознанно соблюдают правила поведения в природе, знают способы охраны природы, демонстрируют заботливое отношение к ней. Благодаря природоохранным акциям, которые проведены в рамках плана «Лесовичок»
  • Дошкольники получили первоначальные навыки исследовательской и практической природоохранной работы. Дети приняли участие в озеленении участков детского сада и в дальнейшем уходе за саженцами деревьев.

     У родителей:

  • Сформировалась активная позиция в экологическом воспитании детей, в качестве активных участников, повысилась их степень участия в педагогическом процессе, через такие формы работы: детско-родительские проекты, экскурсии, выставки совместного творчества, виртуальные экскурсии.

Социальное партнерство:

  • через взаимодействие с представителями Воскресенского районного лесничества дети познакомились с профессиями егерь, лесник и лесничий, что способствовало ранней профориентации воспитанников.  

Таким образом, объединение усилий педагогов и специалистов лесного хозяйства способствовало воспитанию у детей бережного, экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубления знаний детей в области лесного хозяйства и экологии, умения осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение лесных богатств, умения применять оздоровительные и иные полезные функции леса.

  1. слайд

Результаты  своей  деятельности  были  представлены  мною педсовете с докладом «Формирование экологической культуры старших дошкольников через участие в дошкольном лесничестве «Лесовичок». Выступление на РМО «Партнёрство ДОУ и семьи в рамках экологического воспитания»  

Также  работа  освещалась  в  публикациях, размещенных  на  различных  сайтах (сайт  педагога, страничка  на  сайте  «Маам»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Моя педагогическая находка"

Тема моего мастер –класса : « Формирование у детей 3- 4 лет первичных представлений о  признаках  объектов окружающего мира через использование методического приема персонификаци...

Доклад "Моя педагогическая находка"

Тема: "Использование пальчиковых игр и упражнений для развития речи дошкольников"...

Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"

Тема: «Использование  театрализованной деятельности для развития речи дошкольников»...

Доклад к презентации"Моя педагогическая находка"

Доклад к презентации"Моя педагогическая находка"...

Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"

Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"...

Доклад "Моя педагогическая находка"

Доклад "Моя педагогическая находка"...

Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"

Моя педагогическая находка - использование технологии макетирования в познавательном развитии дошкольников....