Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"
методическая разработка
Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_k_prezentatsii_lobanova_n.e.docx | 45.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Владимирский детский сад «Ручеек»
Доклад
«Моя педагогическая находка»
Тема: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников путем приобщения к русской народной культуре»
Выполнила воспитатель
Лобанова Наталия Евгеньевна
Структурное подразделение №1 д. Бараново, 2023г.
(1) Я, Лобанова Наталия Евгеньевна, воспитатель структурного подразделения №1, д. Бараново муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Владимирского детского сада «Ручеек» Воскресенского района, педагогический стаж моей работы 8 лет, но в данном учреждении я работаю 28 лет (20 лет – помощником воспитателя). Имею среднее профессиональное образование, окончила Дзержинский педагогический колледж, по специальности «Дошкольное образование», квалификация – Воспитатель детей дошкольного возраста 2017 г. Имею первую квалификационную категорию – (2018г.).
(2) Данная тема является одной составляющей плана самообразования, на протяжении третьего года я углубленно работаю в данном направлении, это мотивировало наблюдениями за детьми: у большинства детей проблемы с социально-коммуникативными навыками, они не всегда общительны, недостаточно контактируют со сверстниками в играх. Актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
(3) Условия формирования личного вклада в развитие образования представлены на слайде 3. Я лишь затрону организационно - педагогические условия: С опытом работы выступала на педагогическом совете и родительском собрании, а также эту тему я взяла для презентации на РМО в 2022 году.
(4) В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, социально не адаптированных. Что делать?
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО определяют одним из основных принципов дошкольного образования приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.
Поэтому возникла идея - создания системы педагогических мероприятий по развитию социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре.
Каким образом приобщение к русской народной культуре влияет на социально-коммуникативное развитие дошкольников?
Приобщение к русской народной культуре способствует:
- усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитию общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в;
-формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества.
(5) Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них З. Фрейд, Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, Б. П. Парыгин, С. Л. Рубинштейн, К. А. Альбуханова - Славская, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, А. Ф. Полис и другие.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социально-коммуникативном развитии человека;
- социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми;
- социальное развитие осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном педагогическом процессе.
(6) Основная цель моей работы – Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников в процессе приобщения к русской народной культуре.
В связи с целью, я поставила следующие задачи:
- Развивать социально-коммуникативные навыки путем создания системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через различные формы и методы работы.
- Обучать детей этически ценным формам, способам поведения и отношений с людьми, прививать культуру общения.
- Прививать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
- Использовать в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного, социального и нравственного развития детей.
- Обогащать предметно-пространственную среду предметами русского быта.
- Организовать совместную работу воспитателя, родителей, социальных партнеров для социально-коммуникативного развития дошкольников.
(7) Ведущая педагогическая идея на слайде:
Создание системы использования русской народной культуры в развитии социально-коммуникативных способностей дошкольников для овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Направления работы:
- создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, способствующей коммуникативному развитию детей;
- разработка и организация системы народных игр по развитии социально-коммуникативных способностей дошкольников;
- привлечение к сотрудничеству социальных партнеров и родителей;
- выявить влияние русских народных традиций на развитие коммуникативных способностей дошкольников, помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста, приобщить к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, развить коммуникативные навыки.)
(8) Важным для меня стало распределение работы поэтапно.
* Подготовительный этап
(изучение теории вопроса, методической литературы, определение идей предстоящей работы)
* Проектировочный этап
(Педагогический анализ социально-коммуникативных навыков дошкольников, выявление заинтересованности детей (проблемные ситуации) и родителей, совместное создание предметно – развивающей среды)
*Организационно-исполнительский этап
(использование элементов русской народной культуры в различных видах деятельности, привлечение родителей к данной проблеме)
* Заключительный этап
(подведение итогов, определение перспектив на ближайшие годы)
(9) Свою работу начала с анализа методической литературы.
Исследователи народного искусства М. А. Некрасова, Н. П. Сакулина, Т. Л. Шпикалова и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно-эстетического воспитания ребенка.
И. Г. Гаврилова: «И наша задача – научить детей видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие».
Исследователи, такие как М.В. Василенко, В.С. Воронов, Е.А. Флерина и другие отмечают, что русское народное искусство и культура имеет ярко выраженные характерные черты: коммуникативность, традиционность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка и связь с окружающей жизнью.
М.Д.Маханева: «Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения.»
(10) Второй шаг - Педагогический анализ социально-коммуникативного развития дошкольников и обогащение предметно-пространственной среды. Для диагностики социально-коммуникативного развития я взяла Методику Верещагиной Н.В. -СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2014 «Диагностика педагогического процесса дошкольной образовательной организации».
(11) Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать средства, позволяющие решить задачи социально-коммуникативного развития детей.
Разработаны:
- конспекты организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию, конспекты с использованием элементов народной культуры на других занятиях и в режимные моменты.
Созданы:
- комната русского быта;
- различные виды театров по русским народным сказкам;
- картотеки дидактических игр и упражнений;
- картотеки с изделиями русских народных мастеров различных промыслов;
- картотеки по русскому народному фольклору: потешки, загадки, поговорки, дразнилки и др.
Оформлены:
- Лепбуки: «Богатыри земли русской», «Чудесный короб», «Как жили люди на Руси»;
- альбомы с фотографиями, иллюстрациями по темам: история мужской и женской одежды России - головные уборы, обувь, сарафаны, рубахи и др.;
- папка передвижка «Русская народная культура» .
Для родителей:
- рекомендации для родителей: «Приобщение детей к русским народным традициям», «Расскажи детям сказку», буклеты, консультации и др.
(12-13) В группе созданы центры по приобщению к русской народной культуре:
- театральный центр, который состоит из различных видов театров (кукольный, пальчиковый, настольный и др.);
- уголок русской избы;
- уголок дидактических игр;
- уголок прикладного искусства;
- уголок детского творчества.
Работа над данной проблемой побудила обогатить предметно-пространственную среду нестандартным оборудованием:
- ростовые куклы, театр, сделанный руками детей, театр на камнях, перчатках, теневой театр и др.;
- лепбуки «Как жили люди на Руси», Чудесный короб», «Богатыри земли русской»;
- макет «Русская изба» для ознакомления детей с предметами крестьянского домашнего обихода;
- картотеки, дидактические игры.
(14) Третий этап – это применение элементов русской народной культуры в разных видах деятельности. Для системы в работе, я классифицировала формы работы: групповые, подгрупповые, индивидуальные.
(15) Использовала: совместную деятельность детей со взрослыми,
самостоятельную деятельность детей, совместную деятельность с семьей. Для реализации поставленных задач были использованы
Применяла различные методы и приемы:
- Изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- Организация предметно-развивающей среды;
- Индивидуальные беседы с детьми;
- Чтение и обсуждение русских народных произведений;
- Просмотр кукольных спектаклей по русским сказкам и беседы по ним;
- Просмотр и обсуждение слайдов, видеофильмов, мультфильмов;
- Дидактические игры;
- Подготовка и разыгрывание сказок и инсценировок;
- Моделирование ситуаций;
- Изготовление атрибутов, элементов русских народных костюмов;
- Подготовка и проведение досугов, праздников, соблюдая традиции русского народа;
- Реализация проекта «Русская изба».
Элементы русской народной культуры (простейшие фольклорные песенки, потешки, поговорки, заклички), включаю в разные виды деятельности в течение дня:
-Утренняя гимнастика;
-В виде появления сказочного героя во время занятий;
- Во время прогулки;
- Гимнастика после сна с использованием элементов пальчиковых игр;
-Индивидуальная работа;
-Самостоятельная работа.
(16) Работа с родителями и социальными партнерами – одно из важнейших направлений. Работая над данной проблемой не оставила без внимания и работу с родителями, т.к. родители воспитанников главные помощники. Для родителей провела собрание «Создание условий для социально-коммуникативного развития детей в группе», организовала семинар-практикум, на котором родители стали активными участниками изготовления лепбука «Как жили люди на Руси», в раздевалке оформила наглядную информацию «Приобщение к русской народной культуре». Родители были задействованы в изготовлении различных видов дидактических игр и др.
Сотрудничество с социальным партнером Барановской сельской библиотекой очень важно для социального развития детей. Лаптева Н.Н. помогает проводить русские народные праздники: Масленицу, колядки, Осенины и др. Также много читает, рассказывает и устраивает встречи с интересными людьми д. Бараново.
(17) - Созданная система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через различные формы и методы работы способствовала развитию социально-коммуникативных навыков.
- Дети проявляют интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к играм.
- Использовались в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного, социального и нравственного развития детей.
- Обогатилась предметно-пространственная среда предметами русского быта.
- Организована совместная работа воспитателя, родителей, социальных партнеров для социально-коммуникативного развития дошкольников.
(18) Транслируемость:
- Выступление на родительском собрании «Создание условий для социально-коммуникативного развития детей в группе»;
Отчет по теме самообразования
- на педсовете в виде презентации проекта «Русская изба»;
- Представление методической разработки на РМО 2022г. «Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста путем приобщения к народному искусству»;
- Публикации в электронных СМИ;
- Участие в конкурсах различного уровня по данной теме:
Творческий проект «Русская изба» - руководители Лобанова Н.Е., Шилова А.К. - 3 место в муниципальном конкурсе проектов «Я познаю мир»
Мой сайт https://nsportal.ru/lobanova-nataliya-evgenevna
Публикации на сайте «Социальная сеть работников образования» htt:// nsportal.ru:
Конспекты ООД: «Гжель», «Городецкая сказка», «Хохломская роспись»
Конспект «Культура и быт русского народа»
Литературная викторина «В стране сказок» по русским народным сказкам для детей средней группы.
(19) Перспектива:
-Продолжать внедрять элементы русской народной культуры во все виды детской деятельности.
-Усложнять театрализованные инсценировки русских народных сказок в соответствии с возрастом.
- Пополнять развивающую среду.
-Обобщать и представлять опыт работы по представленной проблеме.
-Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по коммуникативному развитию детей.
(20) Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск №5976. 31 декабря 2012 г.;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
3. Боронина Е. Г. Приобщение детей 5 – 6 лет к традиционной народной культуре // Искусство и образование. 2006. № 4. С. 52 – 61.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2008. 112 с.
5. Верещагина Н.В. Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации.
6. Дыбина О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара, 1999. 188 с.
7. Камаев А. Ф. Народное музыкальное творчество. М. : Академия, 2005328 с.
8. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. : Академия, 2004. 248 с.
9. Маханёва М. Д., Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (2016г.)
10. Силин В. П. Русское народное творчество. М. : Изобразительное искусство, 2001. С. 18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...
Доклад "Моя педагогическая находка"
Тема моего мастер –класса : « Формирование у детей 3- 4 лет первичных представлений о признаках объектов окружающего мира через использование методического приема персонификаци...
Доклад "Моя педагогическая находка"
Тема: "Использование пальчиковых игр и упражнений для развития речи дошкольников"...
Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"
Тема: «Использование театрализованной деятельности для развития речи дошкольников»...
Доклад к презентации"Моя педагогическая находка"
Доклад к презентации"Моя педагогическая находка"...
Доклад "Моя педагогическая находка"
Доклад "Моя педагогическая находка"...
Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"
Моя педагогическая находка - использование технологии макетирования в познавательном развитии дошкольников....