Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"
методическая разработка

Шилова Альбина Константиновна

 Тема: «Использование  театрализованной деятельности для развития речи дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_k_prezentatsii_shilova_a.k.docx38.64 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Владимирский детский сад «Ручеек»

Доклад

«Моя педагогическая находка»

 Тема: «Использование  театрализованной деятельности для развития речи дошкольников»

Выполнила воспитатель  

Шилова Альбина Константиновна

Структурное подразделение №1 д. Бараново, 2022г.

 (1) Я, Шилова Альбина Константиновна, воспитатель структурного подразделения №1, д. Бараново муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Владимирского детского сада «Ручеек» Воскресенского района, педагогический стаж моей работы 13 лет, но в данном учреждении я работаю 32 года (19 лет – заведующим). Имею среднее профессиональное образование, окончила Городецкое педагогическое училище, по специальности «Воспитание в дошкольных учреждениях», квалификация – Воспитатель  в дошкольных учреждениях 1987 г.   Имею  квалификационную категорию – СЗД (2018г.).

     (2) Данная тема является одной составляющей плана самообразования,  на протяжении третьего года я углубленно работаю в данном направлении, это мотивировало наблюдениями за детьми:  у большинства детей маленький словарный запас,  не очень активная речь, они не всегда общительны, недостаточно контактируют со сверстниками в играх,  плохо развита мелкая моторика рук. 

     (3) Условия  формирования личного вклада в развитие образования представлены   на слайде  3.  Я лишь затрону организационно - педагогические  условия: С  опытом работы выступала на педагогическом совете и родительском собрании, а также эту тему я взяла для презентации на РМО в 2021 году.

   (4) В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Поэтому возникла идея - создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность.  

Каким образом театрализованная деятельность влияет на речевое развитие дошкольников?

   Театрализованная деятельность способствует:

• развитию монологической и диалогической речи;

•обогащению словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

•овладению выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) 

   

(5) За методологическую основу своего опыта я взяла труды авторов (К.Д.Ушинского, Е.И. Тихеевой, Л.С. Фурминой, В.В.Гербовой, Л.В. Артемовой). В их исследованиях указывается развитие связной речи детей дошкольного возраста, где рассматривается взаимосвязь обучения и игры, определяется структура игрового процесса, основные формы и методы руководства театрализованными играми.

       Исследование, проведенное А.Г. Арушановой, убедительно показало, что «театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи — словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой культуры».  

       При этом автор отмечает, что «интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами, но и собственные действия (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т.д.)

     (6) Основная цель моей работы – Развитие речи дошкольников через использование театрализованной деятельности.

   В связи с целью, я поставила следующие задачи:

*Формировать  словарный  запас и активизировать речь с помощью  театрализованной деятельности;

*Побуждать детей сочетать движения рук в соответствии с речевым сопровождением, при этом учитывая отчетливое произношение слов и словосочетаний.

*Обогащать  предметно-пространственную среду  серией  различных  театров;

*Организовать совместную  работу воспитателя   и родителей для развития  речи детей через использование театрализованной деятельности.

     (7) Ведущая педагогическая идея на слайде:  (Развитие речи  детей

разновозрастной группы (от 3 до 7 лет) посредством театрализованной  деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной, обогащается словарь. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.)

      (8) Важным для меня стало распределение работы поэтапно.

* Подготовительный этап

(изучение теории вопроса, методической литературы, определение идей предстоящей работы )

 * Проектировочный этап

(Педагогический анализ развития речи дошкольников,  выявление заинтересованности детей (проблемные ситуации)  и родителей,  совместное создание предметно – развивающей среды)

 *Организационно-исполнительский этап  (использование театрализованных игр в  различных видах деятельности, привлечение родителей  к данной проблеме)

  • Заключительный этап

(подведение итогов, определение перспектив на ближайшие годы)   

 

    (9) Свою работу  начала с  анализа  методической литературы.

      Связная речь – результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка   (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).     Связное высказывание отражает уровень развития ребенка: умственного, речевого, эмоционального. Необходимость обучения дошкольников многим видам рассказывания способствовала созданию и широкой апробации различных систем занятий по развитию речи, рассчитанных на учебный год в разных возрастных группах ДОУ. Результаты этих исследований опубликовывались в печати в виде сборников занятий и внедрялись в массовую практику (В.В. Гербова, Э.П. Короткова и др.)

    Исследование, проведенное А.Г.Арушановой, убедительно показало,  что «интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность».              

    Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает речь, повышает интерес к художественной литературе, активизирует словарь, способствует нравственно этическому воспитанию каждого ребенка (Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева)

  (10) Второй шаг - Педагогический анализ развития речи дошкольников   и обогащение  предметно-пространственной среды.                                               Для диагностики речевого развития я взяла Методику Верещагиной Н.В. -СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2014 «Диагностика педагогического процесса   дошкольной образовательной организации».

    (11) Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать средства, позволяющие решить задачи речевого развития детей.

Разработаны:

  • конспекты организованной образовательной деятельности по обучению грамоте, развитию речи с использованием сказочных героев для детей; 

Созданы:

  • различные виды театров;
  • картотеки речевых игр и упражнений;
  • картотеки подвижных  игр с героями;
  • картотеки:

           Чистоговорки и скороговорки;

           Упражнения на воображение;

           Упражнения на имитацию движений;

           Упражнения на интонационную выразительность.

Оформлены:

  • Лепбук «Все о театре»;
  • альбом: «Виды театров»
  • папка  передвижка  «Мир театра»

Для родителей:

 рекомендации для родителей: «Домашний кукольный театр»

  (12-15) В группе создан театральный центр, который состоит из различных видов театров (кукольный, пальчиковый, настольный и др.)  

  Работа над данной проблемой побудила обогатить предметно-пространственную среду нестандартным оборудованием -  ростовые куклы, театр, сделанный руками детей, театр на камнях, перчатках, теневой театр и др.

      (16) Третий этап – это применение театрализованных игр и упражнений в разных видах деятельности. Для  системы в работе, я классифицировала формы работы: групповые, подгрупповые, индивидуальные.

     (17)  Использовала:  совместную деятельность детей со взрослыми,

самостоятельную деятельность детей, совместную деятельность с семьей. Для реализации поставленных задач были использованы

  Применяла различные методы и приемы:

- Изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

- Организация  предметно-развивающей среды;

- Индивидуальные беседы с детьми;

- Чтение и обсуждение художественных   произведений;

 - Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- Просмотр и обсуждение слайдов, видеофильмов, мультфильмов;

- Игры - драматизации;

- Режиссерские игры;

- Подготовка и разыгрывание сказок и инсценировок;

- Моделирование ситуаций;

- Упражнения по формированию выразительности исполнения;

- Изготовление атрибутов, элементов костюмов.

    Затем стали использовать простейшие фольклорные песенки, потешки, которые  благодаря своей напевности и мелодичности развивают у детей чувство языка.

   Когда дети научились изображать простейшие предметы стали пробовать соотносить знакомые стихи, прибаутки, сказки с движениями пальцев, изображая предметы, героев и соотнося их с содержанием. Задача для детей, на мой взгляд, не легкая, поэтому ей мы уделяли много внимания.

   Для того, чтобы показывать прибаутку или сказку, перед игрой с детьми:

 1.   обсуждали содержание сказки, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.

2.Упражнения  выполняли вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность театральной игрой.

       Театрализованные игры и упражнения включаю в разные виды деятельности в течение дня:

-Утренняя гимнастика с использованием элементов театральных игр.

-В виде появления сказочного героя  во время занятий

- Во время прогулки

- Гимнастика после сна с использованием элементов пальчиковых игр

-Индивидуальная работа

-Самостоятельная работа

    (18) Работа с родителями – одно из важнейших направлений. Работая над данной проблемой не оставила без внимания и работу с родителями, т.к. родители воспитанников главные помощники. Для родителей провела собрание  «Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития речи», организовала семинар-практикум, на котором родители стали активными участниками изготовления лепбука «Все о театре», в раздевалке оформила наглядную информацию «Театрализованная деятельность в жизни дошкольника». Родители были задействованы в изготовлении различных видов театра и др..

     (19) Благодаря проделанной работе дети  стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения.

  • Обогатился словарь детей и повысился уровень речевого развития.
  • Дети  стали проявлять интерес к  театрализованной деятельности, благодаря этому увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности.
  • Повысились коммуникативные навыки детей, радость взаимопонимания со словами и без слов.
  • Обогатилась  предметно-пространственная среда  серией театральных игр и  упражнений.
  • Организована совместная  работа воспитателя   и родителей для развития  речи детей через использование театрализованной деятельности.

       (20) Транслируемость и тиражиравонность:

  • Выступление на родительском собрании  «Создание условий для речевого развития детей в группе»;
  • Отчет по теме самообразования «Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития речи»    на педсовете в виде презентации;
  • Представление методической разработки на РМО 2021г. «Развитие связной речи  детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

ПУБЛИКАЦИИ  НА САЙТЕ:

Мой сайт   https://nsportal.ru/shilova-albina-konstantinovna

Публикация на сайте  «Социальная сеть работников образования» htt:// nsportal.ru:

Методический материал  на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития речи»

 Литературная викторина «В стране сказок» по русским народным сказкам для детей средней группы.

УСТРОЙСТВО И СОДЕРЖАНИЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ УГОЛКОВ.

   (21) Перспектива:

*Продолжать внедрять театрализованные игры и упражнения во все виды детской деятельности.

*Усложнять театрализованные игры и упражнения в соответствии с возрастом.

*Пополнять  развивающую среду различные виды театров.

* Обобщение опыта работы по представленной проблеме.

 

 (22) Список литературы

  •     Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  •  Гербова В.В. Развитие речи  3-4 года, 4-5 лет. 5-6 лет, 6-7 лет- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
  • Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  • Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011
  • Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
  • Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.
  • Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
  • Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 1995.
  • Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. -  М.:ВЛАДОС, 2001.
  • Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Доклад "Моя педагогическая находка"

Тема моего мастер –класса : « Формирование у детей 3- 4 лет первичных представлений о  признаках  объектов окружающего мира через использование методического приема персонификаци...

Доклад "Моя педагогическая находка"

Тема: "Использование пальчиковых игр и упражнений для развития речи дошкольников"...

Доклад к презентации"Моя педагогическая находка"

Доклад к презентации"Моя педагогическая находка"...

Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"

Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"...

Доклад "Моя педагогическая находка"

Доклад "Моя педагогическая находка"...

Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"

Моя педагогическая находка - использование технологии макетирования в познавательном развитии дошкольников....