Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"
методическая разработка
Тема: «Использование театрализованной деятельности для развития речи дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_k_prezentatsii_shilova_a.k.docx | 38.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Владимирский детский сад «Ручеек»
Доклад
«Моя педагогическая находка»
Тема: «Использование театрализованной деятельности для развития речи дошкольников»
Выполнила воспитатель
Шилова Альбина Константиновна
Структурное подразделение №1 д. Бараново, 2022г.
(1) Я, Шилова Альбина Константиновна, воспитатель структурного подразделения №1, д. Бараново муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Владимирского детского сада «Ручеек» Воскресенского района, педагогический стаж моей работы 13 лет, но в данном учреждении я работаю 32 года (19 лет – заведующим). Имею среднее профессиональное образование, окончила Городецкое педагогическое училище, по специальности «Воспитание в дошкольных учреждениях», квалификация – Воспитатель в дошкольных учреждениях 1987 г. Имею квалификационную категорию – СЗД (2018г.).
(2) Данная тема является одной составляющей плана самообразования, на протяжении третьего года я углубленно работаю в данном направлении, это мотивировало наблюдениями за детьми: у большинства детей маленький словарный запас, не очень активная речь, они не всегда общительны, недостаточно контактируют со сверстниками в играх, плохо развита мелкая моторика рук.
(3) Условия формирования личного вклада в развитие образования представлены на слайде 3. Я лишь затрону организационно - педагогические условия: С опытом работы выступала на педагогическом совете и родительском собрании, а также эту тему я взяла для презентации на РМО в 2021 году.
(4) В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Поэтому возникла идея - создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Каким образом театрализованная деятельность влияет на речевое развитие дошкольников?
Театрализованная деятельность способствует:
• развитию монологической и диалогической речи;
•обогащению словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
•овладению выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами)
(5) За методологическую основу своего опыта я взяла труды авторов (К.Д.Ушинского, Е.И. Тихеевой, Л.С. Фурминой, В.В.Гербовой, Л.В. Артемовой). В их исследованиях указывается развитие связной речи детей дошкольного возраста, где рассматривается взаимосвязь обучения и игры, определяется структура игрового процесса, основные формы и методы руководства театрализованными играми.
Исследование, проведенное А.Г. Арушановой, убедительно показало, что «театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи — словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой культуры».
При этом автор отмечает, что «интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами, но и собственные действия (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т.д.)
(6) Основная цель моей работы – Развитие речи дошкольников через использование театрализованной деятельности.
В связи с целью, я поставила следующие задачи:
*Формировать словарный запас и активизировать речь с помощью театрализованной деятельности;
*Побуждать детей сочетать движения рук в соответствии с речевым сопровождением, при этом учитывая отчетливое произношение слов и словосочетаний.
*Обогащать предметно-пространственную среду серией различных театров;
*Организовать совместную работу воспитателя и родителей для развития речи детей через использование театрализованной деятельности.
(7) Ведущая педагогическая идея на слайде: (Развитие речи детей
разновозрастной группы (от 3 до 7 лет) посредством театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной, обогащается словарь. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.)
(8) Важным для меня стало распределение работы поэтапно.
* Подготовительный этап
(изучение теории вопроса, методической литературы, определение идей предстоящей работы )
* Проектировочный этап
(Педагогический анализ развития речи дошкольников, выявление заинтересованности детей (проблемные ситуации) и родителей, совместное создание предметно – развивающей среды)
*Организационно-исполнительский этап (использование театрализованных игр в различных видах деятельности, привлечение родителей к данной проблеме)
- Заключительный этап
(подведение итогов, определение перспектив на ближайшие годы)
(9) Свою работу начала с анализа методической литературы.
Связная речь – результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Связное высказывание отражает уровень развития ребенка: умственного, речевого, эмоционального. Необходимость обучения дошкольников многим видам рассказывания способствовала созданию и широкой апробации различных систем занятий по развитию речи, рассчитанных на учебный год в разных возрастных группах ДОУ. Результаты этих исследований опубликовывались в печати в виде сборников занятий и внедрялись в массовую практику (В.В. Гербова, Э.П. Короткова и др.)
Исследование, проведенное А.Г.Арушановой, убедительно показало, что «интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность».
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает речь, повышает интерес к художественной литературе, активизирует словарь, способствует нравственно этическому воспитанию каждого ребенка (Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева)
(10) Второй шаг - Педагогический анализ развития речи дошкольников и обогащение предметно-пространственной среды. Для диагностики речевого развития я взяла Методику Верещагиной Н.В. -СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2014 «Диагностика педагогического процесса дошкольной образовательной организации».
(11) Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать средства, позволяющие решить задачи речевого развития детей.
Разработаны:
- конспекты организованной образовательной деятельности по обучению грамоте, развитию речи с использованием сказочных героев для детей;
Созданы:
- различные виды театров;
- картотеки речевых игр и упражнений;
- картотеки подвижных игр с героями;
- картотеки:
Чистоговорки и скороговорки;
Упражнения на воображение;
Упражнения на имитацию движений;
Упражнения на интонационную выразительность.
Оформлены:
- Лепбук «Все о театре»;
- альбом: «Виды театров»
- папка передвижка «Мир театра»
Для родителей:
рекомендации для родителей: «Домашний кукольный театр»
(12-15) В группе создан театральный центр, который состоит из различных видов театров (кукольный, пальчиковый, настольный и др.)
Работа над данной проблемой побудила обогатить предметно-пространственную среду нестандартным оборудованием - ростовые куклы, театр, сделанный руками детей, театр на камнях, перчатках, теневой театр и др.
(16) Третий этап – это применение театрализованных игр и упражнений в разных видах деятельности. Для системы в работе, я классифицировала формы работы: групповые, подгрупповые, индивидуальные.
(17) Использовала: совместную деятельность детей со взрослыми,
самостоятельную деятельность детей, совместную деятельность с семьей. Для реализации поставленных задач были использованы
Применяла различные методы и приемы:
- Изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- Организация предметно-развивающей среды;
- Индивидуальные беседы с детьми;
- Чтение и обсуждение художественных произведений;
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- Просмотр и обсуждение слайдов, видеофильмов, мультфильмов;
- Игры - драматизации;
- Режиссерские игры;
- Подготовка и разыгрывание сказок и инсценировок;
- Моделирование ситуаций;
- Упражнения по формированию выразительности исполнения;
- Изготовление атрибутов, элементов костюмов.
Затем стали использовать простейшие фольклорные песенки, потешки, которые благодаря своей напевности и мелодичности развивают у детей чувство языка.
Когда дети научились изображать простейшие предметы стали пробовать соотносить знакомые стихи, прибаутки, сказки с движениями пальцев, изображая предметы, героев и соотнося их с содержанием. Задача для детей, на мой взгляд, не легкая, поэтому ей мы уделяли много внимания.
Для того, чтобы показывать прибаутку или сказку, перед игрой с детьми:
1. обсуждали содержание сказки, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
2.Упражнения выполняли вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность театральной игрой.
Театрализованные игры и упражнения включаю в разные виды деятельности в течение дня:
-Утренняя гимнастика с использованием элементов театральных игр.
-В виде появления сказочного героя во время занятий
- Во время прогулки
- Гимнастика после сна с использованием элементов пальчиковых игр
-Индивидуальная работа
-Самостоятельная работа
(18) Работа с родителями – одно из важнейших направлений. Работая над данной проблемой не оставила без внимания и работу с родителями, т.к. родители воспитанников главные помощники. Для родителей провела собрание «Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития речи», организовала семинар-практикум, на котором родители стали активными участниками изготовления лепбука «Все о театре», в раздевалке оформила наглядную информацию «Театрализованная деятельность в жизни дошкольника». Родители были задействованы в изготовлении различных видов театра и др..
(19) Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения.
- Обогатился словарь детей и повысился уровень речевого развития.
- Дети стали проявлять интерес к театрализованной деятельности, благодаря этому увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности.
- Повысились коммуникативные навыки детей, радость взаимопонимания со словами и без слов.
- Обогатилась предметно-пространственная среда серией театральных игр и упражнений.
- Организована совместная работа воспитателя и родителей для развития речи детей через использование театрализованной деятельности.
(20) Транслируемость и тиражиравонность:
- Выступление на родительском собрании «Создание условий для речевого развития детей в группе»;
- Отчет по теме самообразования «Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития речи» на педсовете в виде презентации;
- Представление методической разработки на РМО 2021г. «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
ПУБЛИКАЦИИ НА САЙТЕ:
Мой сайт https://nsportal.ru/shilova-albina-konstantinovna
Публикация на сайте «Социальная сеть работников образования» htt:// nsportal.ru:
Методический материал на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития речи»
Литературная викторина «В стране сказок» по русским народным сказкам для детей средней группы.
УСТРОЙСТВО И СОДЕРЖАНИЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ УГОЛКОВ.
(21) Перспектива:
*Продолжать внедрять театрализованные игры и упражнения во все виды детской деятельности.
*Усложнять театрализованные игры и упражнения в соответствии с возрастом.
*Пополнять развивающую среду различные виды театров.
* Обобщение опыта работы по представленной проблеме.
(22) Список литературы
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Гербова В.В. Развитие речи 3-4 года, 4-5 лет. 5-6 лет, 6-7 лет- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
- Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
- Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011
- Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
- Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 1995.
- Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...
Доклад "Моя педагогическая находка"
Тема моего мастер –класса : « Формирование у детей 3- 4 лет первичных представлений о признаках объектов окружающего мира через использование методического приема персонификаци...
Доклад "Моя педагогическая находка"
Тема: "Использование пальчиковых игр и упражнений для развития речи дошкольников"...
Доклад к презентации"Моя педагогическая находка"
Доклад к презентации"Моя педагогическая находка"...
Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"
Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"...
Доклад "Моя педагогическая находка"
Доклад "Моя педагогическая находка"...
Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"
Моя педагогическая находка - использование технологии макетирования в познавательном развитии дошкольников....