Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме
Данная статья раскрывает организацию работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в условиях ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_punkta_psikhologo-mediko-pedagogicheskogo_konsultirovaniya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.
ДОУ было открыто в 1979 году. Рассчитано было на 12 групп, 2 из которых коррекционные.
Учитывая тенденцию роста патологии у детей, в частности речевой, Учредителем было принято решение перепрофилировать общеобразовательные группы в коррекционные.
Перепрофилирование проходило постепенно с 1994 по 1998 год. С 1998 г. в МДОУ функционирует 10 коррекционных групп для детей логопатов.
В системе специального образования дошкольников с речевыми расстройствами в детском саду предусмотрены группы, в которых осуществляется помощь детям с заиканием, ФФНР, ОНР 1, 2, 3 уровня, дизартрией.
Зачисление детей проводится по решению ПМПКомиссии.
Реализация приоритетных направлений современной образовательной политики предполагает обеспечение гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования всех категорий детей. При этом крайне важно обеспечить не только доступность дошкольного образования, но и повышения его качества за счет гибкости и многообразия образовательных программ и форм предоставления образовательных услуг.
Одной из форм образовательных услуг населению является ППМПКонсультирования, созданный на базе нашего ДОУ в 2002 г. по приказу УО.
В своей деятельности ППМПКонсультирования руководствуется нормативными документами федерального, регионального и муниципального уровней, а также Уставом МКДОУ и Положением о Пункте психолого-медико-педагогического консультирования.
Пункт работает на безвозмездной основе в соответствии с планом работы на год.
Целью пункта – оказание помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи пункта:
*психолого-педагогическое просвещение семей;
*повышение престижа педагогических знаний и общественной активности родителей;
*определение направлений индивидуально ориентированной педагогической, социальной, психологической помощи детям на основе диагностики их развития; выбор оптимальных форм её организация;
*разработка индивидуальных рекомендаций для родителей с целью облегчения социализации ребенка.
С целью информирования родителей о деятельности пункта информацию размещали в СМИ, на сайте УО, в поликлиниках, на информационном стенде ДОУ, но лучшей рекламой о деятельности пункта стали сами родители.
Работа по открытию пункта проводилась поэтапно. Изучили нормативные документы, опыт работы коллег на федеральном и региональном уровне. Социальный заказ. Выявляли через поликлиники неорганизованных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Проанализировали ситуацию: определили положительные и отрицательные факторы.
Положительными факторами явились следующее:
- месторасположение ДОУ ( центр города),
- наличие нормативной базы,
- высокообразованный профессиональный коллектив, имеющий опыт работы с детьми дошкольниками разных категорий,
- материально – техническое и методическое оснащение,
Отрицательными факторами были следующие:
- отсутствие финансовых вложений;
- неприятие проекта многими членами педагогического коллектива;
- отсутствие опыта по организации работы пункта ( в какое время проводить прием, в каком помещении и кто и как будет выполнять эту работу и др.)
Поэтому опираясь на положительные факторы попытались устранить отрицательные или снизить их влияние.
Была разработана организационная структура ППМПКонсультирования. Уточнена и дополнена нормативная база, отобрано программно – методическое обеспечение, проведены семинарские занятия с кадрами, разработаны функциональные обязанности членов ППМПКонсультирования, подобран пакет методических материалов для консультирования, отобраны диагностические методики, методический материал адаптирован к условия « экспресс» диагностики, разработаны индивидуальные карты и т.д.
Проведен педсовет, где обсуждался вопрос об открытии ППМПКонсультирования. в ДОУ и его функционировании. Определен состав ППМПК.
В состав вошли высококвалифицированные работники ДОУ – 3 учителя – логопеда, воспитатель, врач психиатр, педагог – психолог, руководитель ДОУ. Определен график консультированного приема: вторник с 10.30 до 12.00,
четверг с 16.30 до 17.30
Выделено помещение имеющее отдельный вход с улицы.
Работа ППМПК очень многогранна, т. к. контингент детей очень разнообразный. На пункт обращаются родители детей от 2 до 7 лет с разным уровнем развития. Поскольку основным направлением деятельности нашего ДОУ является коррекция психо-речевого развития, то чаще всего на пункт обращаются родители детей, имеющих эти проблемы в развитии.
Работа ППМПК проводится по нескольким модулям:
- работа с детьми и семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья на дому;
- работа с детьми, посещающими другие ДОУ города и их родителями (законными представителями).
- работа с детьми и семьями , воспитывающими неорганизованных детей ;
Оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающих детей на дому осуществляем в виде:
- консультирование родителей;
- психолого- медико- педагогическое обследование ребенка;
- рекомендаций родителям по определению дальнейшего образовательного маршрута ребенка;
- просвещения родителей и повышения их психолого- медико – педагогической компетентности;
- социализации детей – через систему организованной воспитательно – образовательной деятельности.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья используем такую форму как образовательная деятельность на дому.
Запись на консультацию проводится руководителем по телефону.
Родителю назначается время для проведения консультирования. Первичная консультация проводится в отсутствие ребенка, чтобы дать возможность родителям рассказать о проблемах, ответить на вопросы анкеты, получить более полную информацию о деятельности пункта, познакомиться с условиями, оформить необходимые документы и специалистам предоставляется возможность заочно познакомиться с ребенком.
На повторный прием родители (законные представители) приходят с ребенком. Специалистами пункта проводится диагностическое обследование. Иногда обследования проводится в несколько этапов, т. к. не все дети идут на контакт, многие очень быстро эмоционально истощаются. После изучения уровня развития ребенка его состояние здоровья, результатов анкетирования родителей совместно с родителями определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка (воспитательно-образовательная деятельность в условиях семьи с повторным консультированием специалистов пункта, занятия с логопедом поликлиники
или организацию воспитательно – образовательной деятельности с ребенком в условиях ДОУ с целью социализации и интеграции ребенка в среду сверстников на основе их кратковременного пребывания в ДОУ.
Если родители выбирают форму кратковременного посещения ДОУ, то с ними заключается договор.
Чтобы заключить с родителями договоров на эти услуги родители предоставляют документы на ребенка: копию свидетельства о рождении , копию паспорта одного из родителей и медицинское заключение о возможности нахождения ребенка в детском коллективе.
На таких детей разрабатывается индивидуальная образовательная программа, включающая в себя, индивидуальную сетку основных видов деятельности. Как правило, работа с этими детьми проводится индивидуально, исключение составляет музыкальная и физкультурная деятельность, праздники, развлечения.
Затем по возможности постепенно ребенок все больше включается в общие виды детской деятельности.
Работу с организованными детьми и их родителями выстраиваем по следующему алгоритму:
- работа с родителями(законными представителями);
- работа с детьми;
- работа с педагогами ДОУ.
За ДОУ закреплено 13 детских садов общеразвивающей направленности. В целях просвещения родителей специалисты пункта выходят в эти ДОУ на родительские собрания, проводят консультации. Также родители этих детей имеют возможность проконсультироваться со специалистами пункта в условиях нашего ДОУ. Провести обследование психо-речевого развития ребенка. Получить рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте ребенка (посещение ДОУ общеразвивающей направленности, занятия с логопедом поликлиники, оформление документов на ПМПКомиссию.)
Данные о консультировании этих детей заносятся в журнал.
Дата приема | Первичное обращение или повторное | Ф.И.О. ребенка | Дата рождения | Данные о родителях | Данные обследования | Рекомендации |
Индивидуальная карточка на этих детей не оформляется и индивидуальный образовательный маршрут не разрабатывается. При необходимости даются рекомендации.
С целью совершенствования компетентности педагогов, закрепленных ДОУ города по вопросу работы с детьми с проблемами в психо – речевом развитии организуются семинары, лекции, осуществляется индивидуальное консультирование. При необходимости даются конкретные рекомендации педагогам по работе с детьми с проблемами в развитии в условиях общеразвивающего ДОУ.
С целью ранней диагностики проблем в развитии проводится работа с неорганизованными детьми нашего микрорайона. Алгоритм работы во многом сходен с алгоритмом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающимися на дому. Задача специалистов выявить проблемы в психо-речевом развитии ребенка и дать рекомендации родителям. Если у ребенка выявляются проблемы, то алгоритм действий как с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Если уровень развития ребенка соответствует незначительно отклоняется от общепринятых возрастных норм, то назначаем на повторную консультацию через 3 мес. И даем рекомендации по воспитании в семье.
Преимущество работы пункта перед другими формами работы с неорганизованными детьми в том, что используя эту форму специалисты ДОУ имеют возможность опосредовано через родителей влиять на воспитательно – образовательную деятельность ребенка и организовать образовательную деятельность дистанционно.
Как правило дети с ограниченными возможностями здоровья, которые занимались на нашем ППМПК в последствии по решению ПМПКомиссии зачисляются к нам в ДОУ и получают инклюзивное образование.
Работа пункта нашего ДОУ востребована.об этом говорит динамика обращений на пункт граждан.
Прослеживается увеличение числа обращений на пункт родителей организованных детей и снижение количества обращений с неорганизованными детьми. Это объясняется тем, что в городе снижается численность неорганизованных детей. А неорганизованных детей старше 5 лет не имеющих медицинских противопоказаний к посещению ДОУ практически нет. У всех неорганизованных детей посещающих пункт отмечается положительная динамика в развитии.
Resource id #3084
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Презентация наглядно раскрывает работу Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в ДОУ...
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...
Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки
В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Рекомендую родителям как воспитывать детей с ОВЗ....
«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями».
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей до...
«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребн
В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных центров на базе ДОУ...
Консультационно-диагностический пункт в МКДОУ ШР «Детский сад № 1 «Буратино» как форма оказания помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Консультационно-диагностический пункт, как форма реализации приоритетных направлений современной образовательной политики предполагает обеспечение гарантий доступности и равных возможностей получения ...