«Презентация опыта работы по развитию любознательности у старших дошкольников»
материал
Консультация-практикум
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация-практикум
Тема: «Презентация опыта работы по развитию любознательности у старших дошкольников»
Цель: поделиться опытом работы с педагогами по развитию у воспитанников любознательности.
План выступление (сопровождала мультимедийная презентация):
- Теоретический аспект. Понятие любознательность. Значения развития данного качества для детей старшего дошкольного возраста.
- Способы развития любознательности.
- Практическое применение способов.
- Роль родителей в развитии любознательности. Практические упражнения и игры в кругу семьи.
Воспитание любознательности у старших дошкольников
Природная любознательность присуща всем детям. Путем бесконечных вопросов и исследований ребенок расширяет свои представления об окружающем мире. При этом данное качество можно и нужно воспитывать. Во многом от взрослого зависит, будут ли познавательные интересы ребенка крепнуть и развиваться или останутся незамеченными.
Познавая мир, дошкольники стремятся все пощупать, изучить и по возможности разобрать. Они буквально заваливают взрослых бесконечными вопросами. Не случайно этот возраст, старший дошкольный, является наиболее благоприятным периодом для воспитания любознательности. Умение наблюдать, сосредоточено, внимательно слушать, рассматривать обязательно потребуются ребенку в любой деятельности, без них невозможно обучение в школе. В Толковом словаре Д.Н. Ушакова ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ определяется как стремление к приобретению новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ – склонный к приобретению новых знаний, пытливый. (толковый словарь С.И. Ожегова)
Другими словами, любознательный человек имеет развитые познавательные интересы, стремится к овладению новыми знаниями и получает от этого процесса радость и удовлетворение. Жажда новых знаний играет важную роль в жизни каждого, особенно ребенка. Она состоит в следующем.
Во-первых, наличие любознательности облегчает любое познание, в том числе учебу. Если у ребенка есть желание и интерес к получению новых знаний, то в процессе учебы у него «включается» внимание, он легче понимает суть информации, непроизвольно и без труда ее запоминает. И, что главное, все эти познавательные психические процессы сопровождаются эмоцией радости. Дошкольник получает удовольствие от познания, он не устает и с легкостью овладевает новой учебной информацией.
Если же у ребенка не развита любознательность, то познавательная деятельность, в том числе учеба, вызывает чувство насилия над собой, неудовольствие и страдания. Ему трудно удерживать внимание, в связи с чем он плохо понимает и не запоминает учебный материал. Другими словами, любознательность – источник позитивной энергии, активизирующей и облегчающей учебу и любое познание.
Во-вторых, любознательность, побуждает человека к активному интеллектуальному поиску, позволяет ему создавать новое, делать открытия для себя и всего мира. Она лежит в основе всех изобретений, новых идей и креативных действий.
Любознательность создает изобретателей, путешественников и первооткрывателей, хороших профессионалов и инноваторов во всех профессиональных областях, творцов, мастеров на все руки. Иначе говоря, она дает человеку силы получить результат своего интеллектуального поиска, продукт, который ценит не только он сам, но и его близкие, коллеги, а иногда и весь мир.
В-третьих, основу любознательности составляют эмоции радости, интереса и удивления. Таким образом, жизнь человека получает еще один источник позитивных эмоций, она воспринимается как более интересная, увлекательная, яркая.
Способы развития любознательности
Любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания, Она может быть как поддержана, так и подавлена реакциями и действиями взрослых. Поэтому так важно создавать у ребенка ощущение радости и активности в процессе любого познания, в том числе и учебы.
Любознательность можно воспитать, если взрослый активно поддерживает ситуационно проявляемые самим дошкольником эмоции интереса, радости и удивления от наблюдения, исследования и создания чего-то. Например, если ребенок разбирает игрушечную машинку, желая узнать, почему она едет, важно присоединиться, разделить и поддержать его исследовательский интерес. Нужно обратить его внимание на детали, которые помогут ему самому ответить на интересующие вопросы. Если дошкольник после наводящих вопросов взрослого не догадался сам, можно в качестве подсказки высказать собственные мысли по этому поводу. Интерес к исследованию ребенка продемонстрирует ему, что взрослый разделяет и вместе с ним радуется новым открытиям. Такая реакция заложит первый кирпичик в формирование любознательности как личностной черты.
Если взрослый будет ругать дошкольника за попытки разобрать новую машинку либо убеждать его, что в этом нет ничего интересного, то познавательные интересы будут подавляться, он поймет, что это не интересно, не стоит внимания либо даже запрещается. Плоды такой реакции проявятся значительно позже, когда в школе ребенок будет считать, что изучать тот или иной предмет неинтересно и бессмысленно.
Второй способ развития любознательности дошкольника – внимание к его вопросам, свидетельствующим о том , что у ребенка развивается любознательность. Обязательно радуйтесь им, отвечайте и старайтесь это сделать максимально полно и доступно. Например, если дошкольник заинтересовался большой собакой на улице – расскажите о породе, связанных с ней интересных историях. Если знаний недостаточно, можно обратиться к хозяйке за пояснениями.
Третий способ развития любознательности у ребенка состоит в том, чтобы передать ему собственные интерес, удивление т радость от наблюдений, исследований или создания чего-то нового, т. Е. «заразить» собственными эмоциями. Например, можно пригласить дошкольника поэкспериментировать, какие предметы тонут в воде, а какие – нет, и подумать о том, от чего это зависит. Можно поделиться с ним интересным и радостным наблюдением, например, как кошка играет с игрушкой, вместе в энциклопедии или в Интернете узнать, кто придумал телефон.
Четвертый способ - выказывать уважение, ценностное отношение к людям, сделавшим открытия, изобретения, придумавшим новшества, усовершенствования. Ведь их достижения – результат любознательности. Важно также проявлять уважение к поделкам, догадкам, «открытиям», увлечениям самого ребенка. Иногда он «открывает» для себя то, что взрослым давно известно. В этом случае важно его поддержать, порадоваться, а не говорить, что это уже давно известно.
Практическое применение способов.
В качестве примера расскажу о работе, проведенной нами с детьми подготовительной группы.
Занятие «Интересное вокруг нас», направлено на то, чтобы активизировать познавательные интересы дошкольников к предметам и явлениям, с которыми они встречаются каждый день, сформировать ценностное отношение, уважение к ученым, изобретателям, первооткрывателям, которые занимаются исследованиями. Преимущество данного занятия в том, что оно основано на взаимодействии с родителями, которые активно включаются в воспитание любознательности своих детей и осознают важность этого.
В процессе совместной деятельности каждый ребенок может стать источником новых знаний для других детей, почувствовать радость от этого Дошкольник получает возможность узнать, что все другие воспитанники в его группе – очень любознательны, знают то, что ему было неизвестно и что он в процессе занятия может узнать. Таким образом, создаются дополнительные условия для повышения самооценки и развития уважения к другим детям. В завершение занятия оформляется стенд «Интересное вокруг нас» с фотографиями, посвященными изобретениям и открытиям, о которых говорилось на занятии.
Продолжением темы стало занятие «Мои изобретения», цель которого – помочь каждому ребенку осознать и порадоваться тому, что он сам и др. дети в группе делают открытия для себя, создают новые необычные поделки, отличаются любознательностью и готовностью познавать новое. Занятие основано на взаимодействии с родителями и формирует ценностное отношение к активным действиям дошкольника по созданию и ли открытию нового.
Итоговым мероприятием по развитию любознательности у ребят по теме «Безопасный мир дошкольника» стал городской «Турнир эрудитов».
Заканчивая, хотим сказать, любознательность как личностную черту необходимо развивать как в процессе специальных занятий, так и в повседневном общении с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...

Презентация опыта работы по развитию моторики рук детей старшего дошкольного возраста
Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса мероприятий ...

Презентация опыта работы «Способы развития воображения в игровой деятельности у детей среднего и старшего дошкольного возраста».
Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание....
Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».
Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В. А...

Презентация опыта работы по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Процесс познания – творч...
«Развитие любознательности у старших дошкольников в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания»
Методическая разработка "Развитие любознательности у старших дошкольников в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания". В данной работе метод проектов раскрыв...

Консультация для родителей «Геокешинг,как средство развития любознательности у старших дошкольников».
Данная консультация познакомит родителей с организацией детей для интересной и увлекательной совместной игры....