Презентация опыта работы «Способы развития воображения в игровой деятельности у детей среднего и старшего дошкольного возраста».
методическая разработка (средняя группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация опыта работы | 2.61 МБ |
Текст к презентации | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Сюжетно – ролевые игры
Игры с правилами
Творческое воображение – это продуктивный вид воображения, развитием которого следует заниматься
Предметно-развивающая среда
Игрушки - самоделки
Пример взрослого
Подборка этюдов, игры – путешествия, игры – импровизации, психогимнастика
Игры с вымышленными персонажами
Сочинение историй
Работа с родителями по обогащению жизненного опыта
У детей с богатым воображением по мере взросления не только продолжает развиваться фантазия, из них вырастают люди, умеющие эффективно решать разные проблемы
Предварительный просмотр:
Презентация опыта работы
"Способы развития воображения в игровой деятельности у детей среднего и старшего дошкольного возраста".
Психологи, педагоги дошкольных образовательных учреждений уделяют большое внимание развития воображения у детей. Творческая личность невозможна без хорошо развитого воображения. Благодаря ему человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы реальности, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, он может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. (Слайд) На сегодняшний день сложилась тенденция недооценивать такой психологический процесс, как воображение. Воображение - это психический процесс создания образов предметов, ситуаций обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Ведущая деятельность для дошкольного возраста - игра, а возрастное психологическое новообразование - воображение. Следовательно, если ребенок не доиграл, не дофантазировал, не овладел всеми видами игры, он не сможет легко обучаться в школе. В дошкольной педагогике распространено деление игр на две большие группы. Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, чаще всего называют сюжетно-ролевыми.
В игре ребенок осваивает не конкретные знания об окружающем мире, а систему общечеловеческих способностей - это универсальные способы нравственного отношения к миру и мышления, общие способы действий с вещами. В группе созданы условия для свободной самостоятельной сюжетно – ролевой игры. Если в среднем возрасте поощряется взаимодействия детей со сверстниками на уровне ролевых и партнерских взаимоотношений, появляется игровой диалог в форме ролевых высказываний, то в старшем возрасте появляются более сложные игры как по организации, так и по содержанию и средств отображения реальной жизни. Сюжетно – ролевые игры продолжаются длительное время с постепенным усложнением и развитием содержания. Любимые игры в средней группе «Телефонный разговор», «Фотоателье», «Встреча – проводы», «Салон косметики» и т.д. Тематика в старших группах связана с современной жизнью. «Спасатели», «Космонавты», «Путешествие через океан» и т.д.
(Слайд) Кроме того, существуют игры с готовыми, или открытыми правилами.
Психологи выделяют три вида воображения, в зависимости от способа его формирования:
1. Воссоздающее - образ формируется на основе услышанной истории или самостоятельно прочтенной книги.
Творческое - ребенок начинает фантазировать без опоры на какие либо факты, только с помощью своего ума.
Творческое воображение - это продуктивный вид воображения, развитием которого следует заниматься. Неуправляемое - ребенок настолько верить в созданные фантазией образы, что начинает жить в придуманном мире отстаивает свою реальность.
В своей работе мы используем способы развития воображения:
- Создание предметно-развивающей среды (слайд) .
В нашей группе обеспечена доступность ко всему содержанию предметно-игровой среды, расположение игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка. Дети широко пользуются игровым материалом в соответствии с замыслом ребенка и сюжета игры, своевременно изменяют предметно-игровую среду с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта. Для развития воображения поощряется самостоятельность детей.
- Самостоятельность детей (слайд). Не навязывается готовая игровая среда в виде тематических игровых уголков, игровой материал находится в ящиках, корзинках, коробках, которые легко переносятся в любое место группы, где дети создают игру по своему замыслу. На каждом ящике имеется знак "Почта", "Больница", "Ателье", "Магазин" и др. Дети пользуются методом моделирования, с удовольствием продумывают каждую деталь интерьера, проигрывают воображаемые ситуации. Дети часто пользуются игрушками заменителями. В группе имеется "Сказочный сундук", где лежат головные уборы, шарфы, ленты, коврики, варежки, перчатки. По желанию дети создают разные воображаемые образы. В игре дети пользуется игрушками - самоделками, которые доставляют большое удовольствие.
3. Игрушки-самоделки (слайд). Смастерил игрушку, поделку, вещь в которую вложил свой труд, фантазию, выдумку - такая работа дорогого стоит. Сказка "Новый год у козы и семерых козлят" мастерилась три месяца. Дети с удовольствием придумывали костюмы, прически для персонажей , изменяли поделку , добавляли новые элементы, изменяли цветовое решение, применяли другой материал. Маленький дизайнер творит по законам красоты и гармонии. (слайд)
4. Пример взрослого. Очень важно взрослому самому в воображении детально видеть то, что он описывает детям , тогда и они это увидят (слайд). Развитие воображения у старших дошкольников осуществляется с помощью подобранных игр-импровизаций, игр-путешествий, этюдов.
5. Подборка этюдов , игры-путешествия, игры- импровизации, психогимнастика (слайд). Многократное использование комплекса игр на развитие воображения вызывает у детей желание фантазировать, неизменный интерес, дополнять предлагаемый взрослым образ новыми деталями, вместе с взрослым переживать воображаемые ситуации. Любимая игра "Пантомима" или по другому "Что мы сделаем не скажем, а что делаем покажем", развивает у детей воображение, доступная детям всех возрастных групп, игра "Рисунок в несколько рук". Это групповая игра тесно связывает воображение и эмоции (слайд). Игра "Волшебная книга" на активизацию процесса воображения , игра-импровизация "Тропинка", развивает воображение, внимание, умение играть в коллективе, игра "На кого похожа клякса", развивает воображение и творческие способности, игра "Путешествие в деревню" , развивает воображение, пластику , чувство ритма, звукоподражание, игра " Путешествие в цирк" ,развивает воображение ,память детей и т.д.
6. Игры с вымышленными персонажами . Такие игры развивают самодисциплину : ребенок сам придумывает правила и неукоснительно следит за их выполнением. (слайд)
7. Чтение. Ребенок представляет дальние страны, сюжеты, портреты главных героев (слайд).
8.Сочинение истории. Ребенок учится создавать собственные сюжеты и персонажи. (слайд)
9. Взаимодействие детского сада с родителями по обогащению жизненного опыта (слайд), чем богаче палитра переживаемых впечатлений, эмоций, тем ярче фантазии малыша. Предлагаем родителям путешествовать с детьми , ходить на прогулки, в парки, в лес, на водоемы. Делиться впечатлениями со своими сверстниками , ходить на концерты, спектакли, в музеи, приносить фотографии, рисунки.
У детей с богатым воображением по мере взросления не только продолжает развиваться фантазия, из них вырастают люди, умеющие эффективно решать разные проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в форме деловой игры по развитию правового воспитания и нравственных представлений детей среднего,и старшего дошкольного возраста.
Конспект занятия в форме деловой игры....
План - конспект тематического развлечения по познавательно – речевому развитию «В гостях у Мойдодыра» для детей среднего и старшего дошкольного возраста
План - конспект тематического развлечения по познавательно – речевому развитию «В гостях у Мойдодыра» для детей среднего и старшего дошкольного возраста ...
Фиксационные карты в опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Обучение детей следовать определенной структуре проведения эксперимента, подведение итогов, выводы, фиксация результатов в карточке...
Презентация «Друдлы как способ развития воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Воображение – психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, эмоционально – чувственных состояний путём переработки предшествующего опыта....
Игровое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста на основе ТРИЗ "Аналогика"
Данное игровое пособие разработано на основе метода аналогии, одного из основных методов ТРИЗ. Игра состоит из набора карточек с картинками. Игровое пособие представлено 4 вариантами игр. Игры просты ...
Конспект образовательной деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста Тема: «Игра - викторина «О братьях наших меньших»
Форма организации: игра - викторинаЦель: расширять знания детей о жизни и содержании домашних и диких животных Самарского края;Задачи:образовательные: обобщать и углубить знания детей о ж...
Картотека дидактических игр по развитию воображения и художественно- творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста.
quot;Развитие воображения и художественно - творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста"...