Картотека народных игр с использованием тряпичных кукол.
картотека (младшая, средняя, старшая группа)

Материал для воспитателей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_narodnie_igri_s_ispolzovaniem_tryapichnoy_kukli.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Народные игры с использованием тряпичной куклы

 

Игра «Вышли зайки на лужок»

 - групповая игра малой подвижности с русской народной тряпичной куклой «Зайчик на пальчик».

Эту игру проводят с группой детей у каждого надет на пальчик зайчик. Ребята стоят в кругу, в середине находится водящий-волк.

Вышли зайки на лужок, встали в маленький кружок  (все дети выставляют вперед руку с зайчиком)

Пляшут, скачут, веселятся, злого волка не бояться! (дети покачивают рукой, заставляя зайчиков «танцевать»)

Берегись, лесной народ! На охоту волк идёт.

После этих слов волк-водящий старается поймать, осалить руку с зайчиком. А все игроки стараются спрятать руку с зайками за спину. Но держать руки за спиной все время нельзя – не по правилам. Как только волк поймает зайчика, они меняются ролями.

 

Игра с куклой «Колокольчиком».

Дети встают в круг. Ребенок с куклой колокольчиком в центре – движется против движения и поет:

С колокольчиком хожу,

На ребяток я гляжу.

Колокольчик золотой,

Кто плясать пойдет со мной?

Тот, напротив кого водящий остановился, выходит в круг и они танцуют под плясовую мелодию с куклой.

 

Игра «Баба-Яга»

Один из играющих, выбранный по жребию Бабой-Ягой, становится в стороне с куклой оберегом Бабой-Ягой. Остальные подходят к нему и дразнят:

Баба-Яга, костяная нога.

С печки упала, ногу сломала.

Пошла в огород, испугался народ.

Побежала в баньку, испугала зайку.

Баба-Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать убегающих игроков. Тот, кого Баба-Яга заденет, тот замирает на месте.

 

Игра «Золотые ворота»

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка, у каждого игрока в цепочке в правой руке кукла-хороводница, которая является как бы участницей игры. Дети, изображающие ворота, тоже держат в руках такую куклу. Все дети говорят

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первой мать пройдет

Всех детей проведет

Первый раз прощается,

Второй раз - запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те игроки, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.

 

Игра "Плетень"

Участники строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест накрест, в правой руке кукла-хороводница.

Дети говорят слова:

Мы дела все завершили (1-я шеренга делает 3 шага навстречу 2-й)

Игры начинаем (кланяется)

Хороводницу позвали (2-я шеренга делает 3 шага навстречу 1-й)

Мы плетень сплетаем, кланяется

На глазах всего народа  (1-я шеренга делает 4 шага назад)

Игры начинаем (кланяется)

Вокруг сада-огорода (2-я делает 4 шага назад)

Мы плетень сплетаем (кланяется)

На музыкальный проигрыш дети ходят врассыпную по залу, вращая в пальцах правой руки куклу-хороводницу. Когда музыка прекращается, все говорят:

Хороводница, смотри, свой плетень скорей сплети!

Выигрывает та команда, которая быстро и правильно построится в свою шеренгу (сплетёт "плетень"). На повтор игры куклу-хороводницу держат уже в левой руке.

 

Игра «Хоровод с платком»

Масленичная хороводная игра с использованием платочка и куклы Масленицы. В центре круга становится ребенок с куклой Масленицей и произносит слова:

А я Масленица, я не падчерица,

Как с платочком пойду, так сейчас к вам подойду!

Кто быстрее пробежит,

У меня платок возьмёт и весну к нам позовёт!

Дети произносят закличку (одновременно идут по кругу)

Приди весна, приди весна! Будет всем нам не до сна!

С радостью скорей приди! Всех нас хлебом накорми!

Хоровод останавливается, Масленица становится напротив двух детей и указывает на них куклой с платком. Ребята встают спиной друг к дружке и согласно сигналу бегут по кругу в противоположные стороны. Победит из них тот, кто прибежит быстрее и успеет взять у Масленицы из рук платочек.

 

Игра «Жаворонок» вариант 1

Дети стоят в кругу. В середине круга стоит ребёнок "жаворонок" с куклой птичкой в руке, к птичке привязан колокольчик.  Дети идут хороводным шагом по кругу и поют (ребёнок в центре круга в это время звенит куклой-птичкой)

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине –

Спрятал песенку в траве.

Дети останавливаются «Жаворонок», звеня  бежит по кругу,  протягивает руку с 

колокольчиком между двумя рядом стоящими детьми. Дети, между которыми 

положили птичку, поворачиваются друг к другу спиной. 

Все участники игры хором поют: 

Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год!

 Раз,два,три, беги!" Два ребёнка, претендующие на роль “жаворонка” бегут по кругу в 

противоположные стороны. Тот из них, кто первым прибежит и возьмёт птичку, тот победил.

 

Игра «Жаворонок» вариант 2

Дети стоят в кругу. За кругом  стоит ребёнок "жаворонок" с куклой птичкой в руке, к птичке привязан колокольчик.  Дети стоят в  кругу и поют, руки за спиной  (ребёнок за  кругом  в это время идет, звенит куклой-птичкой):

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине –

Спрятал песенку в траве.

после песни ребенок-жаворонок кладёт кому- то из детей незаметно птицу и просит одного из детей выйти в центр. Говорит

Ну-ка (имя) выходи, мою песенку найди. Все начинают трясти руками за спиной. Вызванный ребёнок по звуку находит птицу, становится « жаворонком».

Игра повторяется

 

 

Игра «Ручеек» с куклой веснянкой

Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка берутся за руки и держат их высоко над головой в руках кукла «Веснянка». Из сцепленных рук получается длинный коридор - "ручеек". Игрок, которому не досталась пара, идет к истоку "ручейка" и произносит такие слова:

Ручей, ручей, ручеек!

Здравствуй, миленький дружок.

Можно с вами поиграть?

Дети стоящие в колонне отвечают:

Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!

После этого играющий быстро проходит под сцепленными руками и ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка", куклу уносят с собой. "Ручеек должен двигаться быстро.

 

 

Игра «Матушка Весна»

Выбирается Весна. Двое детей с ветками образуют ворота. Остальные игроки берут друг за друга так, что получается цепочка, Весна стоит впереди цепочки с куклой «Веснянка».

Все дети говорят:

Идет матушка-весна,

Отворяйте ворота.

Первый март пришел,

Всех детей провел;

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь;

А уж как пришел май –

Сколько хочешь, гуляй!

Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

Правила: Не размыкать цепочку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мини-музея народных тряпичных кукол "Из бабушкиного сундучка"

Презентация мини-музея народных тряпичных кукол "Из бабушкиного сундучка"...

Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»

Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...

Изготовление и использование тряпичных кукол в работе учителя-логопеда

Мастер-класс для педагогов ДОУ, с изготовлением куколки добрых вестей-колокольчик.Данный мастер-класс позволяет познакомить педагогов с разнообразием народных кукол и самим изготовить замечательную...

Перспективный план для детей средней группы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол».

Перспективное планирование на год в средней группе на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол"...

Использование тряпичных кукол в работе логопеда

Использование тряпичных кукол в работе логопеда...

Мастер-класс "Возможности использование традиционных народных тряпичных кукол в работе с детьми".

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.   Познавая красоту народног...