Картотека народных игр с использованием тряпичных кукол.
картотека (младшая, средняя, старшая группа)
Материал для воспитателей ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_narodnie_igri_s_ispolzovaniem_tryapichnoy_kukli.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные игры с использованием тряпичной куклы
Игра «Вышли зайки на лужок»
- групповая игра малой подвижности с русской народной тряпичной куклой «Зайчик на пальчик».
Эту игру проводят с группой детей у каждого надет на пальчик зайчик. Ребята стоят в кругу, в середине находится водящий-волк.
Вышли зайки на лужок, встали в маленький кружок (все дети выставляют вперед руку с зайчиком)
Пляшут, скачут, веселятся, злого волка не бояться! (дети покачивают рукой, заставляя зайчиков «танцевать»)
Берегись, лесной народ! На охоту волк идёт.
После этих слов волк-водящий старается поймать, осалить руку с зайчиком. А все игроки стараются спрятать руку с зайками за спину. Но держать руки за спиной все время нельзя – не по правилам. Как только волк поймает зайчика, они меняются ролями.
Игра с куклой «Колокольчиком».
Дети встают в круг. Ребенок с куклой колокольчиком в центре – движется против движения и поет:
С колокольчиком хожу,
На ребяток я гляжу.
Колокольчик золотой,
Кто плясать пойдет со мной?
Тот, напротив кого водящий остановился, выходит в круг и они танцуют под плясовую мелодию с куклой.
Игра «Баба-Яга»
Один из играющих, выбранный по жребию Бабой-Ягой, становится в стороне с куклой оберегом Бабой-Ягой. Остальные подходят к нему и дразнят:
Баба-Яга, костяная нога.
С печки упала, ногу сломала.
Пошла в огород, испугался народ.
Побежала в баньку, испугала зайку.
Баба-Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать убегающих игроков. Тот, кого Баба-Яга заденет, тот замирает на месте.
Игра «Золотые ворота»
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка, у каждого игрока в цепочке в правой руке кукла-хороводница, которая является как бы участницей игры. Дети, изображающие ворота, тоже держат в руках такую куклу. Все дети говорят
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз прощается,
Второй раз - запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те игроки, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.
Игра "Плетень"
Участники строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест накрест, в правой руке кукла-хороводница.
Дети говорят слова:
Мы дела все завершили (1-я шеренга делает 3 шага навстречу 2-й)
Игры начинаем (кланяется)
Хороводницу позвали (2-я шеренга делает 3 шага навстречу 1-й)
Мы плетень сплетаем, кланяется
На глазах всего народа (1-я шеренга делает 4 шага назад)
Игры начинаем (кланяется)
Вокруг сада-огорода (2-я делает 4 шага назад)
Мы плетень сплетаем (кланяется)
На музыкальный проигрыш дети ходят врассыпную по залу, вращая в пальцах правой руки куклу-хороводницу. Когда музыка прекращается, все говорят:
Хороводница, смотри, свой плетень скорей сплети!
Выигрывает та команда, которая быстро и правильно построится в свою шеренгу (сплетёт "плетень"). На повтор игры куклу-хороводницу держат уже в левой руке.
Игра «Хоровод с платком»
Масленичная хороводная игра с использованием платочка и куклы Масленицы. В центре круга становится ребенок с куклой Масленицей и произносит слова:
А я Масленица, я не падчерица,
Как с платочком пойду, так сейчас к вам подойду!
Кто быстрее пробежит,
У меня платок возьмёт и весну к нам позовёт!
Дети произносят закличку (одновременно идут по кругу)
Приди весна, приди весна! Будет всем нам не до сна!
С радостью скорей приди! Всех нас хлебом накорми!
Хоровод останавливается, Масленица становится напротив двух детей и указывает на них куклой с платком. Ребята встают спиной друг к дружке и согласно сигналу бегут по кругу в противоположные стороны. Победит из них тот, кто прибежит быстрее и успеет взять у Масленицы из рук платочек.
Игра «Жаворонок» вариант 1
Дети стоят в кругу. В середине круга стоит ребёнок "жаворонок" с куклой птичкой в руке, к птичке привязан колокольчик. Дети идут хороводным шагом по кругу и поют (ребёнок в центре круга в это время звенит куклой-птичкой)
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине –
Спрятал песенку в траве.
Дети останавливаются «Жаворонок», звеня бежит по кругу, протягивает руку с
колокольчиком между двумя рядом стоящими детьми. Дети, между которыми
положили птичку, поворачиваются друг к другу спиной.
Все участники игры хором поют:
Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год!
Раз,два,три, беги!" Два ребёнка, претендующие на роль “жаворонка” бегут по кругу в
противоположные стороны. Тот из них, кто первым прибежит и возьмёт птичку, тот победил.
Игра «Жаворонок» вариант 2
Дети стоят в кругу. За кругом стоит ребёнок "жаворонок" с куклой птичкой в руке, к птичке привязан колокольчик. Дети стоят в кругу и поют, руки за спиной (ребёнок за кругом в это время идет, звенит куклой-птичкой):
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине –
Спрятал песенку в траве.
после песни ребенок-жаворонок кладёт кому- то из детей незаметно птицу и просит одного из детей выйти в центр. Говорит:
Ну-ка (имя) выходи, мою песенку найди. Все начинают трясти руками за спиной. Вызванный ребёнок по звуку находит птицу, становится « жаворонком».
Игра повторяется
Игра «Ручеек» с куклой веснянкой
Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка берутся за руки и держат их высоко над головой в руках кукла «Веснянка». Из сцепленных рук получается длинный коридор - "ручеек". Игрок, которому не досталась пара, идет к истоку "ручейка" и произносит такие слова:
Ручей, ручей, ручеек!
Здравствуй, миленький дружок.
Можно с вами поиграть?
Дети стоящие в колонне отвечают:
Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!
После этого играющий быстро проходит под сцепленными руками и ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка", куклу уносят с собой. "Ручеек должен двигаться быстро.
Игра «Матушка Весна»
Выбирается Весна. Двое детей с ветками образуют ворота. Остальные игроки берут друг за друга так, что получается цепочка, Весна стоит впереди цепочки с куклой «Веснянка».
Все дети говорят:
Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май –
Сколько хочешь, гуляй!
Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.
Правила: Не размыкать цепочку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация мини-музея народных тряпичных кукол "Из бабушкиного сундучка"
Презентация мини-музея народных тряпичных кукол "Из бабушкиного сундучка"...
Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»
Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...
Изготовление и использование тряпичных кукол в работе учителя-логопеда
Мастер-класс для педагогов ДОУ, с изготовлением куколки добрых вестей-колокольчик.Данный мастер-класс позволяет познакомить педагогов с разнообразием народных кукол и самим изготовить замечательную...
Перспективный план для детей средней группы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол».
Перспективное планирование на год в средней группе на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол"...
Мини-музей сюжетных макетов с использованием народных игровых тряпичных кукол «Деревенька моя»
Проект Наши истоки...
Использование тряпичных кукол в работе логопеда
Использование тряпичных кукол в работе логопеда...
Мастер-класс "Возможности использование традиционных народных тряпичных кукол в работе с детьми".
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народног...