Обучение детей решению нравственных дилемм
консультация (старшая группа)

В совместной деятельности со взрослыми и сверстниками ребенок практически осваивает правила и законы общения. Для формирования ценностных представлений и выбора правильных с точки зрения нравственности решений процесс воспитания дошкольников должен быть сориентирован в первую очередь на развитие правового сознания.
Наиболее эффективной формой работы для реализации этих задач, на наш взгляд, можно считать обучение детей решению нравственных дилемм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_resheniyu_nravstvennyh_dilemm.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей решению нравственных дилемм

В совместной деятельности со взрослыми и сверстниками ребенок практически осваивает правила и законы общения. Для формирования ценностных представлений и выбора правильных с точки зрения нравственности решений процесс воспитания дошкольников должен быть сориентирован в первую очередь на развитие правового сознания.
Наиболее эффективной формой работы для реализации этих задач, на наш взгляд, можно считать обучение детей решению нравственных дилемм.

Эта работа направлена на:

— формирование внутренней позиции детей;

— развитие самооценки;

— обучение детей проектированию ситуации путем выявления особенностей характера героя и сравнения своего выбора с духовно-нравственными эталонами.

Детям предлагались для обсуждения те проблемы, которые наиболее часто возникали в группе сверстников, а также между взрослыми и детьми.
К обсуждаемым ситуациям предъявлялись следующие требования:

— они должны были быть реальными и узнаваемыми;

— простыми для понимания;

— незавершенными.

Обсуждение включало два нравственно-содержательных вопроса: «Как поступит герой?», «А как поступил бы ты?». Детям предлагались на выбор два варианта ответа, и они должны были аргументировать свой выбор.

При анализе ситуации детям необходимо не просто сделать выбор того или иного действия, но и определить социальные позиции героев в данной ситуации (старший—младший, мать—ребенок, друг—враг), т.е. установить, в каких отношениях они находятся, какие нормы и правила расширяют или ограничивают их взаимодействия.

На основании такого анализа происходит выбор духовно-нравственных эталонов, в соответствии с которыми, по мнению ребенка, должно развиваться это событие.

В качестве примера рассмотрим следующую нравственную дилемму.

У Саши есть младшая сестра Катя. Однажды вечером дети остались одни. Саша уложил сестру спать, а сам захотел попробовать клубничное варенье, которое стояло в холодильнике. Незаметно для себя он съел почти полбанки варенья. Зная, что мама сильно рассердится, Саша решил сказать, что варенье съела младшая сестра. Катя была так мала, что сама не умела говорить, и Саша знал, что ее за это не накажут. Правильное ли решение принял Саша? Как бы ты поступил на его месте? Как бы ему следовало поступить?

В процессе решения нравственных дилемм дети встают не только перед проблемой выбора действия, но и перед проблемой объяснения своего решения, что для ребенка является достаточно сложной задачей.
Естественно, этому детей необходимо поэтапно учить. Мы разработали следующие задачи работы с детьми для каждого этапа обучения.

1. Развитие у детей представлений о нормах поведения, общечеловеческих и христианских ценностях:

  • обогащать знания детей о нравственных правилах поведения людей (они даются в виде антонимов: «добро—зло», «правда—ложь», «трудолюбие—лень» и др.);
  • создавать условия, побуждающие к объединению разрозненных сведений в общую систему представлений о духовных и общечеловеческих ценностях («Задушевные беседы», «Напиши себе учебник»);
  • вырабатывать на основе духовно-нравственных представлений общие для всего детского коллектива законы, традиции и правила группы, ценность и социальный смысл которых дети могут обсудить с педагогами и родителями.

2. Осуществление выбора на основании духовно-нравственных представлений:

  • выбор единственно правильного решения (между «+» и «–»);
  • выбор нейтрально-положительных действий с опорой на социальную роль (выбор между «+» и «+» в отношении разных героев);
  • поиск «+» и «–» в поступках других людей;
  • выбор действия на основе собственной позиции: Я и Я (выполнить обещание или нет?); Я и друзья (дать игрушку другу или пожадничать?); Я и родители (помочь маме или посмотреть телевизор?); Я и другие взрослые (уступить место в автобусе старушке или нет?);
  • завершить рассказ с опорой на нравственную характеристику героя (Дима увидел, как на котенка напала большая собака. Дима был смелым мальчиком...);
  • выбор на основе использования духовно-нравственных эталонов (Вася опаздывал в школу, но по пути встретил Лену, которая решила не ходить в школу и позвала его с собой в кино. Вася подумал и сказал...).

На данном этапе дети также знакомятся с различными комбинациями «+» и «–», как вариантами развития межличностных отношений.
При обсуждении того или иного поступка следует обратить внимание детей на то, что оцениваются сами действия, а не герой в целом.

3. Решение духовно-нравственных дилемм на основе моделирования.

1) Использование бытовых ситуаций:

— выстраивание логической последовательности (что сначала, что потом?);
— завершение двух вариантов рассказа: «А как было бы иначе?».

2) Использование евангельских притч; соотнесение христианских и общечеловеческих ценностей.

Например, в евангельской притче «О сеятеле» рассказывается, что поле (жизнь человека) засеяно не только добрыми семенами, но и плевелами (сорняками). Вместе растут они до определенной поры, и каким будет это поле, зависит от того, какие всходы будут преобладать на нем. Следовательно, какой ты человек — хороший или плохой, зависит от тебя самого. Ты можешь сам проявить это в своих делах и другого также оценить по его поступкам.

Если ты проявляешь добрые качества, как и другой человек по отношению к тебе, то между вами будут проявляться дружеские отношения. Никогда дружеские чувства не возникнут на обмане, жестокости, зависти, а враждебность может исчезнуть при проявлении доброты, заботы и внимания с одной из сторон.

Кроме социально значимых ситуаций, для детей интересны сюжеты с героями русских сказок, которые использовались для иллюстрации выбора действия в соответствии с характером персонажа. Наряду с этим мы использовали жития святых, и дети горячо обсуждали различные ситуации из их жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Обучение детей решению арифметических задач в подготовительной к школе группе""

Представлено учебное пособие: схемы составления  арифметических задач (условие, вопрос, решение, ответ). Данное пособие облегчает понимание детьми что такое задача и как ее составить....

«Обучение детей старшего возраста решению арифметических задач».

Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема знаний. Даже умение считать и решать задачи не имеет при этом решительного значения. Школьное обучени...

Обучение детей решению арифметических задач

Обучение детей решению арифметических задач...

Обучение детей решению арифметических задач

Трудность решения в какой - то мере входит в само понятие задачи: там, где нет трудности, нет и задачи. ...

«Обучение детей решению нестандартных задач и формирование исследовательских умений».

Внедрила современную методику и приемы ТРИЗ-педагогики Г.С.Альтшуллера и М.Шустермана способствующие обучению детей решению нестандартных задач, формирование исследовательских умений....