ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
В последнее время в педагогический процессе специалисты по дошкольному воспитанию активно делятся опытом организации познавательной исследовательской деятельности, в частности, используют экспериментальную деятельность как средство познания окружающего мира. И это необходимо. Важно, чтобы ребенок не только усвоил знания, приобрел определенное умение и навыки, но и научился самостоятельно их приобретать был инициативен в этом процессе, общался.
Наиболее интересно в педагогической работе технология детского экспериментирования. Однако надо помнить, что дошкольник, повторяя за взрослым практически любые действия, еще не становятся активным участником процесса познания. Об этом в свое время писали С. Н. Николаева, Н.Н. Поддъяков, указывающие на то, что действия детей в таких случаях носят воспроизводящий характер.
Если исследовательские действия возникают по инициативе самого ребенка, это дает больший эффект для его развития: ребенок в таком случае становится субъектом своей деятельности, начинает понимать, что и как делать.
Но экспериментирование - новая для ребенка деятельность, а такой деятельностью лучше овладевать совместно с другими - сверстниками.
Существуют весомые доводы в пользу групповой работы с детьми. Н. Е. Щуркова выделяет следующие её преимущества:
- группа рождает поле интеллектуального направления для каждого ребенка;
- обладает свойством эмоционального «заражения», и оно охватывает, как правило, всех детей;
- как социальная единица вовлекает каждого в общественные связи и обогащает его социальный опыт;
- предоставляет ребенку социальное пространство для проявления своей индивидуальности;
- стимулирует использование приобретенного опыта в реальной жизни ребенка.
Необходимость совместной деятельности подчеркивается в программах воспитания и развития ребенка. В исследованиях И.В. Мавриной указывается, что даже у младших дошкольников выражено стремление к разнообразному взаимодействию со сверстниками: показывать и рассказывать, что умеет, что принес в детский сад, требует внимания к себе. Но дети этого возраста еще недостаточно осознают, что сверстник другой ребенок тоже этого хочет, и не владеют необходимыми способами и средствами сотрудничества. А это разрушает совместную деятельность.
Надо учить детей эффективным способом сотрудничества. Исследовательскую деятельность не всегда можно использовать для этих целей, поскольку каждый ребенок увлечен процессом познания, все действия хочет и должен выполнять сам, а не ждать, когда подойдет его очередь (если эта групповая работа). Ребенок порой не обращает внимания на сверстника. Очевидно, необходимо организовать выполнение задания в паре. Однако не надо думать, что для этого нужны какие-то специальные занятия. Это могут быть обычные для детей занятия, например, по сенсорному восприятию.
Почему? По данным исследователей (Л. А. Венгер и др.), именно в младшем дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для развития восприятия. Конкретно в этих заданиях дети активно включены в интересную для них (игровую, практическую, познавательную) деятельность, а также активно общается друг с другом: показывают свой предмет, с интересом, наблюдают за действиями сверстника, используют в речи много эмоциональных высказываний.
Такая работа позволяет увеличить продолжительность взаимодействия. Воспитатель не отказывается от совместной деятельности, но меняется методика ее организации. Больше времени отводится на общие операции, а не на демонстрацию образцов способов взаимодействия.
Систематическая работа позволяет детям 4-5 лет в исследовательской деятельности использовать преимущество совместной работы:
- планировать совместные действия;
- обсуждать коллективный замысе;.
- сосредоточиться на результат, а не на процесс деятельности.
Детям предоставляется максимум самостоятельности, высказывания, идей, выборе материала, проговаривании хода совместной работы, реализации поставленной цели. Оказалось, что успешность под продвижения ребенка в исследовательской деятельности зависит не столько от тренировки его технических умений, сколько от совместного обсуждения идей и планирования своих действий в кругу сверстников.
В конспектах занятий по детскому экспериментированию, предлагаемых воспитателями и опубликованных в журналах, лишь иногда ставится задача «воспитывать дружеские качества и чувства коллективизма». Однако не вначале детской деятельности, не в ходе ее нет мотивации к совместным действиям. Да и при про подведении итогов внимания детей также не направляется на общую работу и ее влияние на ход экспериментального поиска. А мотивация на познавательную активность очень важна.
Детским экспериментированием надо управлять, для этого нужно установить определенный стиль общения между взрослыми и детьми. А главное - между сверстниками, участниками исследовательской деятельности. И несмотря на то что каждый ребенок занимается самостоятельно, возможность получения обратной связи, поддержка тех, кто имеет те же проблемы переживания, возникающие во время занятий в подгруппе, необходимы ребенку. Он видит, как помогают нуждающимся в помощи, - так снижается чувство страха перед ошибкой, помогает сам - а известно, что человек лучше всего познаёт, когда учит, подсказывает другому.
Работая в подгруппе, дошкольник узнает и усваивает новые для него способы взаимодействия. При этом необходимо, чтобы каждый ребёнок действовал с объектом исследования, организация совместной деятельности на этапе мотивации, в процессе выполнения и по окончанию работы была предварительно продумана, а в конце каждого занятия дети видели законченный результат.
И. В. Маврина, занимаясь вопросами общения дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса, пришла к следующим выводам.
Для возникновения развития отношений сотрудничества в процессе исследовательской деятельности дошкольников нужна специальная организованная взрослым ситуация, в которой дети приобретают опыт взаимодействия. А этому способствует совместная продуктивная деятельность, где у ребенка появляется необходимость вступать в отношения сотрудничества - согласования и соподчинения действий.
Уже в трёхлетнем возрасте дошкольники могут успешно сотрудничать друг с другом, работая со знакомым материалом, с которым ранее действовали индивидуально.
К четырехлетнему возрасту становится возможным использование нового, незнакомого материала при выполнении задач, носящих исследовательский характер, а также гибкая система и сочетание усвоенных способов в зависимости от условий заданий.
Возраст четырёх лет, может быть рассмотрен как сенситивный период для развития содержательного взаимодействия дошкольников в образовательном процессе.
Развитие продуктивного взаимодействия детей 3 - 5 лет со сверстниками на занятиях ведет преодолению эгоцентрической позиции и усилению творческих возможностей в исследовательской деятельности.
Чтобы дошкольники овладели этими умениями, их надо мотивировать в соответствии с деятельностью, которой дети будут заняты, и продумывать ситуации, в которых они могли бы проявить эти качества, а не ограничиваться формальной записью типа: «воспитывать желание работать в коллективе, помогать друг другу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребно...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/28/picture-166539-1356685165.jpg)
Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников
•ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:vСпособствует формированию интегративных качеств:Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый;овладевший средствами общения и способами взаимодействия со в...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/17/picture-500188-1413531177.jpg)
Организация экспериментально-исследовательской деятельности в работе с дошкольниками.
Ребёнок-это не сосуд,который надо наполнить,а огонь,который надо зажечь.(восточная мудрость)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/23/picture-571181-1421999817.jpg)
План кружка «Эколошка» во второй младшей группе (экспериментально - исследовательская познавательная деятельность)
В младшем возрасте закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Решить проблемы младшего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/31/picture-616661-1427806043.jpg)
Итоговый практико-значимый проект Тема: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников....
Экспериментально-исследовательская, проектная деятельность дошкольников
Использование экспериментально-исследовательской, проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников....