Семинар - практикум для педагогов. «Фоновая музыка в режимных моментах жизни детского сада».
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чернова Мария Станиславовна

«Фоновая музыка в режимных моментах

жизни детского сада».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonovaya_muzyka_seminar_-praktikum.docx25.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов.

 Тема «Фоновая музыка в режимных моментах жизни детского сада».

Подготовила:

музыкальный руководитель

Чернова М.С.


Добрый день, уважаемые коллеги. Нашу встречу сегодня мы посвятим одному из искусств, которое творит чудеса с живыми организмами на планете Земля (с людьми, животными, растениями). Мы будем говорить с вами о музыке. И первое слово я предоставлю самой музыке.

♫ Слушание фрагмента концерта А. Вивальди «Времена года» - часть «Весна»

Можете ли вы рассказать о том, что вы чувствовали, слушая этот фрагмент?

(Ответы: радость, уверенность, светлое, доброе настроение разлилось по всему нашему организму.)

Скажите, какой посыл дала вам музыка? Прилечь, отдохнуть от всего окружающего, расслабиться? Или зарядила своей энергией и позитивом? (Ответы: музыка настроила на бодрое действие, на какие-то поступки.)

Много веков назад задолго до нашего с вами рождения человек понял, что музыка – это инструмент, который способен управлять людьми: нашими чувствами, нашим настроением. Музыка способна нас всех объединить, может дать погрустить наедине с самим собой, музыка может помочь нам выполнить какое-то тяжёлое дело, а может усыпить нас, отправит в мир грёз. Мы с вами взрослые, умные жители планеты Земля, а детишки в детском саду ещё всего этого не знают, но поверьте, настроение в музыке они чувствуют так же как и мы с вами. Я очень хочу, чтобы мы с вами вместе помогли нашим детям стать не только физически крепкими, образованными в различных научных областях, но и стать духовно, нравственно богатыми, эстетически развитыми. И, возможно, воспитывая так наших детей, через них, мы поможем измениться и родителям.

Сегодня мы поговорим о том, где звучит музыка в детском саду? Разберёмся, как влияет музыка на детский организм? Узнаем, где ещё кроме музыкального зала «может поселиться» музыка? Это ключевые вопросы нашего семинара.

Итак, наши дети приходят в светлый чудесный музыкальный зал и занимаются музыкальной деятельностью 2 раза в неделю. Где и когда звучит ещё музыка в ДОУ?

(Ответы: в физкультурном зале во время зарядки; во время праздников, развлечений, в театрализованных постановках, кукольных спектаклях.)

Отлично! Вы правильно перечисляете, но! Это традиционные виды организации детей! Я расскажу вам об одном из вариантов использования потенциала музыкального искусства вне музыкального зала – о фоновой музыке. Фоновая музыка – это музыка, звучащая «вторым планом». Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать такие важные задачи как:

- создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения;

- развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

- активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

- переключение внимания во время изучения трудного материала, предупреждение усталости и утомления;

- психологическая и физическая разрядка.

Психологи, детские врачи, педагоги - музыканты рекомендуют вводить музыку во все виды деятельности детей в повседневной жизни детского сада. Давайте остановимся на некоторых режимных моментах, где может звучать музыка.

(Вслух зачитать любой режимный момент. Педагоги самостоятельно озвучивают результат воздействия музыки во время этого режимного момента. Ведущий семинара приводит пример музыкального произведения для данного режимного момента.)

Таблица для работы по данному вопросу:

Результат воздействия музыки

Содержание произведений

Утро. Встреча детей.

Раннее утро. Родители, торопясь на работу, ведут детей в детский сад.

И уже издалека слышны звуки музыки.   

Давно доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо и комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми. Утром рекомендуется включать мажорную музыку, добрые детские песни с хорошим тестом.

Создание положительного эмоционального фона

Классические произведения, детские песни

«С добрым утром!

Вокальная студия «Дети КАК» - «С добрым утром!»

«Улыбка» 

Утренняя гимнастика

Заряд бодрости и хорошего настроения на весь день

Современная ритмическая музыка, детские песни

 «Раз – два!» муз. и сл. Г. Ларионовой, «Ходим - бегаем» сл. Н. Френкель Муз. Е Тиличеевой, «Капельки - горошки» Муз. и сл. М. Грузовой.

Занятия.

 Садитесь, начинаем наше занятие. Так обычно мы говорим. А почему не включить музыку, и дети будут знать, что это сигнал, к началу занятий.

Педагог, включая музыку в занятия, может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.), при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане. 
Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном.   

В занятии по развитию речи, например, при рассказывании р.н. сказки можно включить фоном оркестр русских народных инструментов.

Но при этом необходимо позаботиться, чтобы музыка не нарушала целостности сказочного образа, а наоборот дополняла его.

В старших группах перед разучиванием стихотворений об осени впечатляюще звучат пьесы П.И. Чайковского из альбома «Времена года».  (фонограмма)

На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы.  (дождь, метель, голоса птиц)

 На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений. (фонограмма)

Занятия по физической культуре

Заряд бодрости и хорошего настроения на весь день

Современная ритмическая музыка, детские песни

Занятия по ИЗО деятельности

Развитие творческой инициативы, фантазии, воображения

Классические произведения, современная инструментальная музыка, народная музыка

Физ. минутки

Положительный эмоциональный заряд

Современная ритмическая музыка, детские песни

Сон

Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. (фонограмма)

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, шум морских волн, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне расслабляются, успокаиваются.

М. Глинка «Жаворонок»

К. Лядов «Музыкальная табакерка»

К. Сен-Санс «Лебедь»

Эмоциональное расслабление

Классические произведения, современная инструментальная музыка, музыка, наполненная звуками природы

Пробуждение

 – фоновое звучание музыки создаёт у детей эмоционально – положительное состояние, комфорт, положительный микроклимат в группе.

Пробуждающую гимнастику тоже можно делать как при активном, так и при пассивном слушании музыки

Плавный переход из состояния полного покоя к активной деятельности

Классические произведения, современная инструментальная музыка

К. Дебюсси «Лунный свет»

Э. Григ «Утро»

Релаксация

Снятие психического напряжения

Классические произведения, современная инструментальная музыка; музыка, наполненная звуками природы

 

Читая последние работы по психологии, я нашла статью, где рекомендуется даже принимать пищу под соответствующую музыку.

Использование музыки в группе организует воспитатель, подобрать необходимый музыкальный материал для режимных моментов ему помогает музыкальный руководитель. Неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, очень громко звучащая музыка приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Степень звучания музыки должна быть - «не громко». Музыка не должна давить (на уши) и вызывать дискомфорт у детей.

В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Музыку нужно подбирать с учетом возрастных особенностей. Количество музыки должно увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.

Отлично подойдут произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому. Классические произведения, в оригинальном исполнении, лучше использовать в старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста рекомендую стилизованную музыку. Это такая музыка, где аранжировка сделана специально для малышей. Например, «Моцарт для малышей».

 (Вручить педагогам памятки с перечнем музыкальных произведений для режимных моментов. Раздавать памятки надо под звучание фрагмента из балета «Щелкунчик» П. Чайковского - «Вальс цветов».)


Подводя итоги, можно сказать:

  1. Музыка должна стать постоянным спутником жизни ребенка и в детском саду.
  2. В процессе регулярного использования фоновой классической музыки повысится качество воспитательно-образовательного процесса.
  3. В каждой группе будут созданы условия для формирования чувства психологического комфорта детей.
  4. Музыкальным руководителем будут   разработаны методические рекомендации для воспитателей и родителей, подобрана фонотека классической и современной музыки.
  5. Фоновая музыка станет важнейшим компонентом системы музыкального воспитания в нашем ДОУ.

Примерный перечень музыкальных произведений:

 Музыка для свободной деятельности детей

И. Бах «Прелюдия» До-мажор, «Шутка»

И. Брамс «Вальс»

А. Вивальди «Времена года»

Д. Кабалевский «Клоуны», «Петя и волк»

В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»

М. Мусоргский «Картинки с выставки»

П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)

Ф. Шопен «Вальсы»

И. Штраус «Вальсы»

И. Гайдн «Серенада»

А. Лядов «Музыкальная табакерка»

А. Рубинштейн «Мелодия»

Г. Свиридов «Военный марш»

Музыка для пробуждения после дневного сна

Л. Боккерини «Менуэт»

Э. Григ «Утро»

Лютневая музыка ХYII века

Ф. Мендельсон «Песня без слов»

В. Моцарт «Сонаты»

М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»

К. Сенс-Санс «Аквариум»

П. Чайковский «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка», « Шестая симфония", 3-я часть

Л. Бетховен Увертюра "Эгмонд"

Ф. Шопен "Прелюдия 1, опус 28"

М.И. Глинка "Камаринская"

В.-А. Моцарт "Турецкое рондо"

А. Дворжак «Славянский танец»

Ф. Лист «Утешения»

Д. Шостакович «Романс»

Р. Шуман «Май, милый май!»

Релаксирующая (расслабляющая)

К. Дебюсси "Облака», «Лунный свет»

И. Бах «Ария из сюиты № 3»

А.П. Бородин "Ноктюрн" из струнного квартета

К.-В. Глюк Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"

В.-А. Моцарт "Реквием"

К. Сен-Санс "Карнавал животных" - «Лебедь»

Ф. Шуберт "Вечерняя серенада», «Аве Мария»

И. Брамс "Вальс № 3"

Р. Шуман "Детские сцены", "Грезы"

Г.-Ф. Гендель "Музыка на воде"

Т. Альбиони «Адажио»

Л. Бетховен «Лунная соната»

Э. Григ «Песня Сольвейг»

Н. Римский-Корсаков «Море»

П. Чайковский «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»

Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»

Г. Свиридов «Романс»

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

И. – С. Бах. "Ария"

А. Вивальди. "Времена года"

С. Прокофьев. "Марш"

Ф. Шуберт. "Музыкальный момент"

В.-А. Моцарт. "Гроза"

В.-А. Моцарт. Симфония № 40

Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор

П.Чайковский. "Времена года"

Детские песни

1. «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский)

2. «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский)

3. «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский)

4. «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора» Ю. Энтин,

М. Минков)

5. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский)

6. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника» Ю. Энтин, Г. Гладков)

7. «Лучики надежды и добра» (сл.и муз. Е. Войтенко)

8. «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев)

9. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков)

10. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков)

11. «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Энтин, Г. Гладков)

Рекомендации для педагогов по использованию фоновой музыки в воспитательно-образовательном процессе:

 Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы.

 Музыкальные произведения следует чередовать каждые 2-3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2-3 месяца.

 Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и должна определяться самим воспитателем.

 Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем, исходя из его музыкального вкуса.

 Использование музыки должно быть дозированным и увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.

Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем. Так на занятиях по математике с целью повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Скминар-практикум для педагогов "Путешествие пальчиков"

Семинар-практикум для педагогов по пальчиковым играм Е.Железновой....

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...

Практикум для педагогов ДОУ в рамках работы клуба молодого педагога «Компетентность педагога в сфере общения с родителями»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.Задачи:- уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с семьями воспи...