Викторина "Золотой наш хлебушек"
методическая разработка (подготовительная группа)

Брежнева Светлана Анатольевна

Цель данного материала - воспитание ценности хлеба, как результата труда человека и важной части русской истории и культуры. Викторина проводится в группе, в музыкальном зале. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_zolotoy_nash_hlebushek.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад №20 «Кристаллик»

ВИКТОРИНА

«Золотой наш хлебушек»

Итоговое мероприятие расширенной тематической недели по теме «Хлеб»

Для детей старшей и подготовительной группы

Подготовила:

Старший воспитатель Брежнева С.А.

Бердск 2021

Цель: Воспитание ценности хлеба, как результата труда человека и важной части русской истории и культуры.

Предварительная работа: Создание интеллект-экрана «Как создавался хлеб», рассматривание строения хлебных колосьев различных злаковых культур, поездка в поле после сбора урожая, изготовление игрушек из соломы, инсценировка сказки «Соломенный бычок –смоляной бочок», разучивание песен и народных игр по теме.

Оборудование и материалы: тематическое оформление зала или группы, стульчики для 2-х команд по количеству участников, экран и проектор для медиа-презентации, слайды в формате презентации,   колоски из картона для выдачи за правильные ответы, карты с этапами изготовления хлеба 2 набора (в старину и в наше время),

Ход мероприятия:

Дети входят в зал и рассаживаются по командам.

На экране картина пшеничного поля.

 Ведущий: Здравствуйте ребята, послушайте и скажите, о чем же сегодня пойдет речь?
      Вырос в поле дом, Полон дом зерном,
       Стены позолочены, Ставни заколочены.
       И стоит новый дом на столбе золотом. 
(колос)

Ансамбль воспитателей исполняет песню «Колосок» (муз. О.Буйновской, сл. В.Орлова.)

Ведущий: Ну, теперь вы точно догадались, о чем пойдет речь! Конечно, о Хлебе.

Наш хлеб имеет очень длинную историю. Люди с древности ценили хлеб выше золота. В старину наши предки знали, что хлеб насыщает лучше других продуктов и если даже нет больше никакой еды, кусочек хлеба (краюшка) спасет человека от голода.

Сколько пословиц и поговорок есть в народе о хлебе!

  • Пшеница – это золото.
  • Покуда есть хлеб да вода- всё не беда.
  • Хлеб –кормилец.
  • Хлеб- батюшка, водица-матушка.
  • Без соли не вкусно, без хлеба не сытно!
  • Каравай хлеба не свалится с неба

-А вы, ребята знаете пословицы о хлебе?

-Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопросы о хлебе. Устроим настоящую викторину. Вы покажете все свои знания и уважение к хлебу.  

Для этого нам нужно поделиться на 2 команды. Вытягивайте из мешочка картинку, если попадется булочка, то вы –игрок команды Булочки, а если попадется картинка бублика, ты вы играете в команде ….. Бублики, правильно!

Дети делятся на 2 команды.

 (Вопросы командам задаются по очереди, принимается 1 ответ; если неверный, то вопрос передаётся следующей команде и т.д.

за 1правильный  ответ команда получает 1 колосок)      

  1. РАЗМИНКА

Когда хлеб сеют? (весной)
Когда собирают урожай?
 (осенью)
В какое время суток пекут хлеб? 
(утром) ПОЧЕМУ?

В чём хранится хлеб? (в хлебнице)
В чём ещё можно хранить хлеб помимо хлебницы? 
(в целлофановом  пакете)
 Как называется прибор для резки хлеба? 
(хлеборезка)
 Как называется печка, в которой пекут хлеб?
 (хлебопечка)

Поджаристая часть хлеба (корочка)
Часть хлеба, которая находится внутри 
(мякиш)
Назови хлеб ласково 
(хлебушек)
Маленькая частица хлеба 
(крошка) 

 

2. СЛАЙДЫ (верно-не верно)

-Смотрите на экран. Там будут появляться пары картинок о хлебе. На одной –правда, на другой- не правда. Я буду задавать вопросы, а вы, посовещавшись, выходите всей командой и вставайте возле той картинки, где правдивый ответ и объясните своё мнение.

  • Как растет хлеб?(На неправильной картинке – на хлебном  дереве, на правильной – поле пшеницы)

           Как называются рожь, пшеница, овес одним словом? (злаки)

  • Как готовят землю, чтобы посадить хлеб? (На неправильной картинке люди гуляют по полю, на правильной  -трактор боронует землю)

Что за машина? Кто ей управляет? Что тракторист на тракторе делает на картинке?

  • Как проверяют, что с пшеницей или рожью всё в порядке? (На неправильной картинке комбайнер в комбайне собирает хлеб, на правильной  -агроном смотрит на злаки)

Кто следит за тем, чтобы колос рос крепким и не болел? (Агроном)

  • Как собирают урожай зерна? (На правильной картинке комбайнер в комбайне собирает хлеб, на неправильной  -агроном смотрит на злаки)

Как называются рожь, пшеница, овес одним словом? (злаки)

  • Что делают с зернами, чтобы получить хлеб? ( На неправильной картинке- варят кашу, на правильной – перемалывают зерна в муку)

Кто занимается перемалыванием в муку? (мукомол)

3. РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ (командам раздаются наборы карточек с этапами производства хлеба, которые надо разложить по порядку, выстроив по очереди все действия. Причем, у одной команды – как это было в старину, а у другой – в наше время. Команда, первая справившаяся с заданием получает 5 баллов, вторая – 4 балла)

ВСПАШКА ЗЕМЛИ       ПОСЕВ ЗЕРНА     УХОД ЗА ЗЁРНАМИ 

  СБОР УРОЖАЯ

ПОМОЛ ЗЕРНА В МУКУ     ЗАМЕС ТЕСТА    ВЫПЕЧКА ХЛЕБА

-Весной, как растаял снег, приехал тракторист, он вспахал землю, затем засеял поле семенами. Пригрело солнышко, полил дождик, выросли пшеничные колоски, за ними ухаживали полеводы. Осенью созревает обычно урожай, поспела и пшеница. Приехал комбайнер на специальной машине – комбайне – собрал колоски, пересыпал в грузовую машину. Машины или поезда увезли зерно на мукомольный завод. Там рабочий-мукомол засыпал зерно в мельницу и смолол его в муку. Из муки пекари замесили тесто и испекли хлеб. Водитель отвез хлеб в магазин, а продавец продал его нам.

- Вот и убрали урожай! И на Руси начиналось время веселых игр, свадеб, танцев  и походов в гости.

4. МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ПАУЗА

Танец парный с переходом под веселую народную  музыку.

 Игра «Что нужно семечку?»

Ход игры: Дети стоят в кругу или лицом к водящему. Водящий называет 4 слова, необходимые семечку для роста и показывает игрокам 4 фигуры:

-Земля! Она нужна семечку для питания и укоренения.

-Вода! Нужна семечку, чтобы оно не засохло.

-Солнце! Необходимо семечку, чтобы согреться и пустить росток с листиками. А солнечный свет участвует в работе листочков.

-Птица! Птицы нужны семечкам, чтобы молодые росточки не съели гусеницы.

Затем водящий показывает фигуры в разном темпе и в разной последовательности, сопровождая словом. Игрокам нужно не сбиться и не ошибиться.

Игра «Сиди, Яша»

 Ход игры: Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре "Яши" и говорят: Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша,

Погрызи орехи

 Для своей потехи.

 "Яша" делает вид, будто грызет орехи. При слове "потехи" дети останавливаются и хлопают в ладоши, "Яша" встаёт и кружится с закрытыми глазами.

 Яша, руки протяни,

Имя правильно скажи.

По окончании слов "Яша" с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим и игра продолжается. Водящему нельзя подглядывать, когда он пытается узнать игрока. Играющим нельзя подсказывать водящему, кто перед ним стоит.


       

5.  АУКЦИОН « Что из муки делают?» (командам за 3 минуты надо поочередно назвать как можно больше наименований хлебобулочных изделий (крендель, Батон, сушки, плюшка, пряник, пирог, каравай, плетенка, ромовая баба, оладушки, булки, калач, пышка, бублик, сухарь, кулич, пасха, блин и т.д.) 1 изделие – 1 колосок) 

Наводящие подсказки:

Пшеничный хлебец в виде кольца (калач).
Витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмерку 
(крендель).
Небольшой узкий хлебец в форме полумесяца 
(рогалик).
Какой формы каравай? 
(круглый).
Как в просторечии называют форму обыкновенной буханки хлеба? 
(кирпич)
Плоское изделие из теста, род сладкой лепёшки 
(корж)
Маленький калачик, засушенный в печи, легко ломается в руке 
(сушка)
 Длинная узкая французская булка 
(багет)
Как называются кусочки хлеба, добавляемые в суп? (гренки)        

Хлебобулочное изделие с творогом  (ватрушка)
Хлебобулочное изделие с изюмом (кекс)
Пирог с рыбой (кулебяка)
Хлебобулочное изделие с кремом внутри (пирожное)

Хлебобулочное изделие с маком снаружи (бублик). 

Перевод с немецкого: хлеб с маслом (бутерброд) 

Главное украшение стола на Дне рождении? (торт)
Главное украшение стола на Масленицу?
(блины)
Какой хлеб пекут на Пасху?
(кулич)
С чем встречают в праздник долгожданных гостей?
(с хлебом-солью) 

6. ГОСТЕПРИИМНЫЕ ПЕСЕНКИ 

Исполнение русских народных песенок «Ай, качи!», «К нам гости пришли»

-Наша встреча подходит к концу. Мне хотелось сегодня напомнить вам о том, что безмерное уважение к хлебу было во все времена. Бережное, уважительное отношение к хлебу всегда считалось священным. Выбрасывать хлеб, а тем более играть им – большой грех, так учит народная мудрость. К хлебу должно быть особое, трепетное отношение. А как же иначе, ведь он – всему голова! 

Исполняется общая песня «Золотое зернышко» 

(Музыка: Ю.Чичков Слова: П.Синявский.)

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Угощение булочками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности " Здравствуй хлебушек душистый!"

в статье представлен конспект интерактивного интегрированного занятия для детей страшего возраста. данный материал можно использовать в работе с детьми страшей и подготовительной групп в рамках образо...

конспект непосредственно-образовательной деятельности " Здравствуй, хлебушек душистый!"

в статье представлен конспект  интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ....

Хлебушек ты мой душистый!

Хлебушек ты мой душистый!(Раздел программы: Познание;интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Безопасность»;подготовит...

Конспект интегрированного интерактивного занятия для старших дошкольников "Здравствуй, хлебушек душистый!"

Конспект интегрированного интерактивного занятия для старших дошкольников "Здравствуй, хлебушек душистый!"   Программное содержание:  Познакомить детей с русскими традициями выпечки ...

Родительское собрание - викторина совместно с детьми "Хлебушек душистый, тёплый, золотистый"

Родительское собрание в подготовительной логопедической группе в форме викторины....

Групповое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Хлебушек ржаной – отец наш родной».

Коррекционно-развивающая деятельность, образовательная область – познание,    подготовительная группа, групповое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной реч...

занятие по познавательному развитию "Хлебушек душистый"

Цель:  формировать представление о ценностном назначении хлеба; вызвать интерес к традициям сева и уборки хлебных культур; расширять кругозор; способствовать развитию детского творчества.Работа н...