Викторина "Золотой наш хлебушек"
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель данного материала - воспитание ценности хлеба, как результата труда человека и важной части русской истории и культуры. Викторина проводится в группе, в музыкальном зале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_zolotoy_nash_hlebushek.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №20 «Кристаллик»
ВИКТОРИНА
«Золотой наш хлебушек»
Итоговое мероприятие расширенной тематической недели по теме «Хлеб»
Для детей старшей и подготовительной группы
Подготовила:
Старший воспитатель Брежнева С.А.
Бердск 2021
Цель: Воспитание ценности хлеба, как результата труда человека и важной части русской истории и культуры.
Предварительная работа: Создание интеллект-экрана «Как создавался хлеб», рассматривание строения хлебных колосьев различных злаковых культур, поездка в поле после сбора урожая, изготовление игрушек из соломы, инсценировка сказки «Соломенный бычок –смоляной бочок», разучивание песен и народных игр по теме.
Оборудование и материалы: тематическое оформление зала или группы, стульчики для 2-х команд по количеству участников, экран и проектор для медиа-презентации, слайды в формате презентации, колоски из картона для выдачи за правильные ответы, карты с этапами изготовления хлеба 2 набора (в старину и в наше время),
Ход мероприятия:
Дети входят в зал и рассаживаются по командам.
На экране картина пшеничного поля.
Ведущий: Здравствуйте ребята, послушайте и скажите, о чем же сегодня пойдет речь?
Вырос в поле дом, Полон дом зерном,
Стены позолочены, Ставни заколочены.
И стоит новый дом на столбе золотом. (колос)
Ансамбль воспитателей исполняет песню «Колосок» (муз. О.Буйновской, сл. В.Орлова.)
Ведущий: Ну, теперь вы точно догадались, о чем пойдет речь! Конечно, о Хлебе.
Наш хлеб имеет очень длинную историю. Люди с древности ценили хлеб выше золота. В старину наши предки знали, что хлеб насыщает лучше других продуктов и если даже нет больше никакой еды, кусочек хлеба (краюшка) спасет человека от голода.
Сколько пословиц и поговорок есть в народе о хлебе!
- Пшеница – это золото.
- Покуда есть хлеб да вода- всё не беда.
- Хлеб –кормилец.
- Хлеб- батюшка, водица-матушка.
- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно!
- Каравай хлеба не свалится с неба
-А вы, ребята знаете пословицы о хлебе?
-Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопросы о хлебе. Устроим настоящую викторину. Вы покажете все свои знания и уважение к хлебу.
Для этого нам нужно поделиться на 2 команды. Вытягивайте из мешочка картинку, если попадется булочка, то вы –игрок команды Булочки, а если попадется картинка бублика, ты вы играете в команде ….. Бублики, правильно!
Дети делятся на 2 команды.
(Вопросы командам задаются по очереди, принимается 1 ответ; если неверный, то вопрос передаётся следующей команде и т.д.
за 1правильный ответ команда получает 1 колосок)
- РАЗМИНКА
Когда хлеб сеют? (весной)
Когда собирают урожай? (осенью)
В какое время суток пекут хлеб? (утром) ПОЧЕМУ?
В чём хранится хлеб? (в хлебнице)
В чём ещё можно хранить хлеб помимо хлебницы? (в целлофановом пакете)
Как называется прибор для резки хлеба? (хлеборезка)
Как называется печка, в которой пекут хлеб? (хлебопечка)
Поджаристая часть хлеба (корочка)
Часть хлеба, которая находится внутри (мякиш)
Назови хлеб ласково (хлебушек)
Маленькая частица хлеба (крошка)
2. СЛАЙДЫ (верно-не верно)
-Смотрите на экран. Там будут появляться пары картинок о хлебе. На одной –правда, на другой- не правда. Я буду задавать вопросы, а вы, посовещавшись, выходите всей командой и вставайте возле той картинки, где правдивый ответ и объясните своё мнение.
- Как растет хлеб?(На неправильной картинке – на хлебном дереве, на правильной – поле пшеницы)
Как называются рожь, пшеница, овес одним словом? (злаки)
- Как готовят землю, чтобы посадить хлеб? (На неправильной картинке люди гуляют по полю, на правильной -трактор боронует землю)
Что за машина? Кто ей управляет? Что тракторист на тракторе делает на картинке?
- Как проверяют, что с пшеницей или рожью всё в порядке? (На неправильной картинке комбайнер в комбайне собирает хлеб, на правильной -агроном смотрит на злаки)
Кто следит за тем, чтобы колос рос крепким и не болел? (Агроном)
- Как собирают урожай зерна? (На правильной картинке комбайнер в комбайне собирает хлеб, на неправильной -агроном смотрит на злаки)
Как называются рожь, пшеница, овес одним словом? (злаки)
- Что делают с зернами, чтобы получить хлеб? ( На неправильной картинке- варят кашу, на правильной – перемалывают зерна в муку)
Кто занимается перемалыванием в муку? (мукомол)
3. РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ (командам раздаются наборы карточек с этапами производства хлеба, которые надо разложить по порядку, выстроив по очереди все действия. Причем, у одной команды – как это было в старину, а у другой – в наше время. Команда, первая справившаяся с заданием получает 5 баллов, вторая – 4 балла)
ВСПАШКА ЗЕМЛИ ПОСЕВ ЗЕРНА УХОД ЗА ЗЁРНАМИ
СБОР УРОЖАЯ
ПОМОЛ ЗЕРНА В МУКУ ЗАМЕС ТЕСТА ВЫПЕЧКА ХЛЕБА
-Весной, как растаял снег, приехал тракторист, он вспахал землю, затем засеял поле семенами. Пригрело солнышко, полил дождик, выросли пшеничные колоски, за ними ухаживали полеводы. Осенью созревает обычно урожай, поспела и пшеница. Приехал комбайнер на специальной машине – комбайне – собрал колоски, пересыпал в грузовую машину. Машины или поезда увезли зерно на мукомольный завод. Там рабочий-мукомол засыпал зерно в мельницу и смолол его в муку. Из муки пекари замесили тесто и испекли хлеб. Водитель отвез хлеб в магазин, а продавец продал его нам.
- Вот и убрали урожай! И на Руси начиналось время веселых игр, свадеб, танцев и походов в гости.
4. МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ПАУЗА
Танец парный с переходом под веселую народную музыку.
Игра «Что нужно семечку?»
Ход игры: Дети стоят в кругу или лицом к водящему. Водящий называет 4 слова, необходимые семечку для роста и показывает игрокам 4 фигуры:
-Земля! Она нужна семечку для питания и укоренения.
-Вода! Нужна семечку, чтобы оно не засохло.
-Солнце! Необходимо семечку, чтобы согреться и пустить росток с листиками. А солнечный свет участвует в работе листочков.
-Птица! Птицы нужны семечкам, чтобы молодые росточки не съели гусеницы.
Затем водящий показывает фигуры в разном темпе и в разной последовательности, сопровождая словом. Игрокам нужно не сбиться и не ошибиться.
Игра «Сиди, Яша»
Ход игры: Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре "Яши" и говорят: Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша,
Погрызи орехи
Для своей потехи.
"Яша" делает вид, будто грызет орехи. При слове "потехи" дети останавливаются и хлопают в ладоши, "Яша" встаёт и кружится с закрытыми глазами.
Яша, руки протяни,
Имя правильно скажи.
По окончании слов "Яша" с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим и игра продолжается. Водящему нельзя подглядывать, когда он пытается узнать игрока. Играющим нельзя подсказывать водящему, кто перед ним стоит.
5. АУКЦИОН « Что из муки делают?» (командам за 3 минуты надо поочередно назвать как можно больше наименований хлебобулочных изделий (крендель, Батон, сушки, плюшка, пряник, пирог, каравай, плетенка, ромовая баба, оладушки, булки, калач, пышка, бублик, сухарь, кулич, пасха, блин и т.д.) 1 изделие – 1 колосок)
Наводящие подсказки:
Пшеничный хлебец в виде кольца (калач).
Витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмерку (крендель).
Небольшой узкий хлебец в форме полумесяца (рогалик).
Какой формы каравай? (круглый).
Как в просторечии называют форму обыкновенной буханки хлеба? (кирпич)
Плоское изделие из теста, род сладкой лепёшки (корж)
Маленький калачик, засушенный в печи, легко ломается в руке (сушка)
Длинная узкая французская булка (багет)
Как называются кусочки хлеба, добавляемые в суп? (гренки)
Хлебобулочное изделие с творогом (ватрушка)
Хлебобулочное изделие с изюмом (кекс)
Пирог с рыбой (кулебяка)
Хлебобулочное изделие с кремом внутри (пирожное)
Хлебобулочное изделие с маком снаружи (бублик).
Перевод с немецкого: хлеб с маслом (бутерброд)
Главное украшение стола на Дне рождении? (торт)
Главное украшение стола на Масленицу? (блины)
Какой хлеб пекут на Пасху? (кулич)
С чем встречают в праздник долгожданных гостей? (с хлебом-солью)
6. ГОСТЕПРИИМНЫЕ ПЕСЕНКИ
Исполнение русских народных песенок «Ай, качи!», «К нам гости пришли»
-Наша встреча подходит к концу. Мне хотелось сегодня напомнить вам о том, что безмерное уважение к хлебу было во все времена. Бережное, уважительное отношение к хлебу всегда считалось священным. Выбрасывать хлеб, а тем более играть им – большой грех, так учит народная мудрость. К хлебу должно быть особое, трепетное отношение. А как же иначе, ведь он – всему голова!
Исполняется общая песня «Золотое зернышко»
(Музыка: Ю.Чичков Слова: П.Синявский.)
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Угощение булочками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности " Здравствуй хлебушек душистый!"
в статье представлен конспект интерактивного интегрированного занятия для детей страшего возраста. данный материал можно использовать в работе с детьми страшей и подготовительной групп в рамках образо...
конспект непосредственно-образовательной деятельности " Здравствуй, хлебушек душистый!"
в статье представлен конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ....
Хлебушек ты мой душистый!
Хлебушек ты мой душистый!(Раздел программы: Познание;интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Безопасность»;подготовит...
Конспект интегрированного интерактивного занятия для старших дошкольников "Здравствуй, хлебушек душистый!"
Конспект интегрированного интерактивного занятия для старших дошкольников "Здравствуй, хлебушек душистый!" Программное содержание: Познакомить детей с русскими традициями выпечки ...
Родительское собрание - викторина совместно с детьми "Хлебушек душистый, тёплый, золотистый"
Родительское собрание в подготовительной логопедической группе в форме викторины....
Групповое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Хлебушек ржаной – отец наш родной».
Коррекционно-развивающая деятельность, образовательная область – познание, подготовительная группа, групповое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной реч...
занятие по познавательному развитию "Хлебушек душистый"
Цель: формировать представление о ценностном назначении хлеба; вызвать интерес к традициям сева и уборки хлебных культур; расширять кругозор; способствовать развитию детского творчества.Работа н...