Главные вкладки
Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством
методическая разработка
Консультации для воспитателей | Социально коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Речевое развитие | Познавательное развитие | Физическое развитие | Проектная деятельность |
![]() |
Выступление на методическом часе на тему:
Подготовила: Кленцова Оксана Александровна
основанное на народных началах, имеет
ту воспитательную силу, которой нет
в самых лучших системах.
К. Ушинский
Говорить о народной мудрости — это все равно, что пытаться объять необъятное. За что ни возьмись, какой вопрос ни задай, а у предков всегда и на всё найдется мудрый совет. Народная педагогика выработала свои традиционные правила. Удивительно, что они точно соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребёнка и составляют своего рода систему. В них столько же рациональности, такта, сколько и стремления удовлетворить рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове. Бытовое искусство, фольклор опекает ребёнка с рождения, сопровождая в детстве, отрочестве вплоть до перехода в юность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом часе на тему:
Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством
Подготовила: Кленцова Оксана Александровна
Слайд 1
Воспитание, созданное самим народом и
основанное на народных началах, имеет
ту воспитательную силу, которой нет
в самых лучших системах.
К. Ушинский
Слайд 2
Говорить о народной мудрости — это все равно, что пытаться объять необъятное. За что ни возьмись, какой вопрос ни задай, а у предков всегда и на всё найдется мудрый совет. Народная педагогика выработала свои традиционные правила. Удивительно, что они точно соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребёнка и составляют своего рода систему. В них столько же рациональности, такта, сколько и стремления удовлетворить рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове. Бытовое искусство, фольклор опекает ребёнка с рождения, сопровождая в детстве, отрочестве вплоть до перехода в юность.
Слайд 3
Именно в детстве зарождается любовь к Родине. Она начинается в семье и выражается отношением к самым близким людям. Любовь к родным людям, родным местам, Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, что вызывает в его душе отклик. От того, что видит и слышит ребёнок в детстве, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему миру.
Слайд 4
При планировании занятий предусматривается использование различных методов и приёмов, чередование различных видов деятельности (загадывание загадок, рассматривание картин, беседы с детьми, рассказы педагога, театрализованная деятельность, пение, игра, ручной труд, рисование), творческие задания в различных видах деятельности. Использовать различные формы организации детей: коллективную, подгрупповую, индивидуальную. Вариативность проведения занятий: посиделки, беседы, вечера загадок, сказок, КВН, викторины, соревнования, развлечения.
Слайд 5-6
Перспективное планирование по ознакомлению детей с русским народным творчеством основано на идее целостного подхода к обучению и воспитанию дошкольников и предполагает:
- создание доброжелательной свободной атмосферы на занятиях, позитивного микроклимата;
- знакомство с различными видами и жанрами фольклора;
- воспитание уважения к труду народных умельцев, понимания смысла традиционных образов, узоров, орнаментов, их связи с обычаями и традициями русского народа;
- активное включение детей в различные виды деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;
- систематичность и последовательность, непрерывность в работе в течение всего учебного года;
- повторение учебного материала и его постепенное усложнение
Слайд 7
Решение речевых задач необходимо предусмотреть на каждом занятии, это воспитание интереса к речи как особому объекту познания, почему так называется (этимология), какие слова называются родственными и почему.
На занятиях важно обратить внимание детей на красоту русской речи её напевность, выразительность, образность.
Например: раньше слово «каша» обозначало не только пищу, оно имело и другое значение: свадебный пир, свадьба. «Заварить кашу» значило затеять хлопотное и сложное дело, а «расхлёбывать кашу» - распутывать его. «Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай» - затеял что-либо хлопотное, сам и выпутывайся.
Или почему в русских народных сказках третий сын Иван-Дурак? На Руси много веков назад существовала традиция не называть маленьких детей их настоящим именем, например, Трифон, а называть его по порядковому номеру, в зависимости от того, каким по счету родился ребенок, например, первый – Первак, второй – Вторак, Третьяк. Это было нужно, чтобы злые духи не завладели малышом, зная его имя. Так как в каждой избе детей было много, последних называли Другак, то есть «другой», «следующий». Со временем «Другак» превратился в «Дурак». Так и получилось, что самый младший сын стал Дураком. Только когда ребенку исполнялось 10 лет его уже величали настоящим взрослым именем, которым его назвали при рождении.
Слайд 8
Основную роль в приобщении детей к истокам русской народной культуры играет знакомство с поэтическим, музыкальным народным творчеством, с декоративно-прикладным искусством.
Слайд 9
Удивительно разнообразны и поэтичны русские загадки. В них выдумка, остроумие, поэзия, меткая разговорная речь. Загадки – это умственная гимнастика, интересная игра, соревнование на смекалку, например:
Надену – ободом сведёт,
Сойму – змеёй упадёт.
Тепла не даёт,
А без него холодно
(пояс, кушак)
Интересны описательные загадки: «этот овощ растёт на грядке в земле, а зелёные листья находятся над землёй. Он длинный оранжевый, плотный, сочный, полезный.
Сравнительные загадки: «Она круглая, но не мяч. Жёлтая, но не цыплёнок. С хвостиком, но не мышка. Растёт на грядке, но не редиска.»
Старшие дошкольники любят соревноваться во внимании смекалке сообразительности.
Слайд 10
Особенное значение для детей 6-7 лет приобретают сказки – более сложные по содержанию, чем те, с которыми дети знакомились в предыдущих возрастных группах. Сказка – первый ориентир отношений к человеческим ценностям, они знакомят детей с традициями, обычаями народа, национальными праздниками, одеждой, предметами быта, трудом взрослых, животным и растительным миром Родины. Всё это осваивается детьми легко, радостно, запоминается надолго.
Слайд 11
Пословицы и поговорки – сокровищница русской народной речи, народная мудрость. Они кратки, выразительны, без лишних назиданий приобщают к тонким чувствам, учат ценить честность, справедливость, трудолюбие, доброжелательность, взаимопомощь, смелость, дружбу. Например: «Друг друга поддерживать – победу одерживать», «Храбрость без ума недорого стоит»
Слайд 12
Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, прибаутки, дразнилки), сказки, песни, народные игры и хороводы, дают возможность детям соприкоснуться с историческим прошлым русского народа, удовлетворяют детскую потребность в радости, развивают воображение детей.
Водичка-водичка
Водичка, водичка,
Умой Ване личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки розовели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Слайд 13
Хотим вам предложить пример русской народной игры для самых маленьких
РОЗАН МОЙ РОЗАН видео
Слайд 14
Припевки, колядки, скороговорки, заклички легко воспринимаются детьми, так как содержат в себе элемент игры. Все они способствуют развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, нормального темпа речи, обогащают речь, вносят разнообразие в игровую деятельность детей.
Слайд 15
Игра-припевка «Летал – летал воробей» видео
Игра- припевка предусматривает инсценировку, и находит яркий живой отклик у детей.
Слайд 16
Игровые и плясовые песни – яркие напевные поэтичные. В любую песню вносится элементы игры – пение можно сопровождать разыгрыванием действий в соответствии с текстом песни («Было у матушки двенадцать дочерей» «Во кузнице» «Лапти»)
Русские народные игры очень любимы детьми. Во многих играх поются короткие или длинные песенки («Бабушка Маланья», «Арина», «Сижу я на камешке» и т.д.) разыгрываются диалоги («Бояре», «Редьки»)
В работе со старшими дошкольниками эффективны словесные игры: они требуют сообразительности, внимания, настойчивости («Ай да птица, что за птица», «Да-нетка», «Фанты» и др.
Слайд 17
Русские народные игры, словесные, подвижные, музыкальные, хороводные предусматриваются на каждом занятии. Игра сочетает в себе отдых и компенсацию недостаточных нагрузок.
Русский хоровод способствует объединению людей. Это жанр, в котором поэтическое и музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действия. («Во поле берёза стояла», «Травушка-муравушка», «Вейся, вейся, капустка» и др.)
Слайд 18
Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством предусматривает проявление творчества самого педагога, предполагается, что воспитатель хорошо знает содержание материала и понимает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала и детей и взрослых. У талантливого педагога произведения фольклора живут присущей им жизнью: загадки загадываются, сказки сказываются, песни поются, игры играются, пляски исполняются.
Только в совместной деятельности дошкольники усваивают полученные представления, приобретают опыт, учатся творчески его использовать, реализуется творческий замысел педагога и детей.
Слайд 19-20
Чтобы занятия были успешными необходимо вложить в эту работу свое сердце, суметь передать своё видение, свою любовь, подобрать слова, которые бы тронули каждого ребёнка, нашли отклик в его душе.
Слайд 21
Предлагаем вашему вниманию методическую литературу, которая поможет в работе
А поскольку наша ведущая деятельность – игровая предлагаем принять участие в игре-викторине
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/30/oa_1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/30/oa.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/30/oa2.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/01/picture-716966-1448993807.jpg)
Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через народную игрушку. (Консультация для родителей в рамках проекта "Страна народных мастеров").
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста о воспитательной роли народной игрушки....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/12/picture-1187417-1573563187.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через русское народное творчество»
Проблема нравственного воспитания в настоящее время очень актуальна....
Рабочая программа "Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством"
Рабочая программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/18/picture-421584-1395149555.jpg)
Воспитание детей дошкольного возраста через русское народное творчество
Приобщение детей к русским народным истокам...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/08/picture-788930-1462703314.jpg)
«Формирование патриотизма и нравственных ориентиров через ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством».
План работы в средней группе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/08/picture-788930-1462703314.jpg)
«Формирование патриотизма и нравственных ориентиров через ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством».
План работы по данной теме в средней группе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/08/picture-902463-1488981097.jpg)
План конспекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. "Валенка, да валенки"
дать детям представления о старинной обуви «Валенки», процессе их изготовления, их пользе...