Рабочая программа "Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством"
рабочая программа

Рабочая программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.

 

Программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством»» способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 24 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

                                                                                                         

                                                                                                   Утверждаю:

                                                                                        заведующий МАДОУ № 24  «Детский сад

                                                                                                общеразвивающего вида»

                                                                                               _______________ И.В.Машина

                                                                                                приказ №           от             г. Кемерово

                                     Рабочая программа

     «Ознакомление детей дошкольного возраста

             с русским народным творчеством»

                                                           Составил:

                                                                         старший воспитатель

                                                                         Адашкевич М.В.

                                                                   г. Кемерово, 2017

                                                                 Содержание

  1. Целевой раздел__________________________________________________________3

1.1. Пояснительная записка___________________________________________________3-4

1.2. Планируемые результаты освоения Программы_______________________________4

  1. Содержательный раздел___________________________________________________4

  1. Содержание образования по образовательным областям_______________________4-6

2.2. Формы работы по образовательным областям________________________________6-8

3. Организационный раздел__________________________________________________9

3.1. Модель воспитательно- образовательного процесса__________________________9-22

3.2. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды___22-23

3.3. Описание материально-технического обеспечения программы________________23-30

2

   Аннотация к рабочей программе «Ознакомление детей дошкольного возраста

                                        с русским народным творчеством»

Рабочая программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» определяет новые ориентиры в нравственно  патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.

Программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством»» способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

                                           1.Целевой раздел

                                       1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста – с 3 до 7 лет. Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. Объём регламентированной (НОД) деятельности в год составляет 35 часов. В процессе НОД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.

Цели и задачи реализации Программы

Цели:

  • расширить представление о жанрах устного народного творчества;

  • показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:

  • воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.

       Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • содействие атмосфере национального быта;
  • широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок, частушек;

  • учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные    

         и театрализованные игры;

  • знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры.

3

                        1.2. Планируемые результаты освоения Программы

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Проявляет интерес к устному народному

Знает основные литературные понятия по

творчеству (песенки, сказки, потешки,

фольклору;

скороговорки), с помощью взрослых

краткое содержание прочитанных

рассказывает, договаривает  их.

литературных произведений;

Проявляет желание участвовать в

быт и традиции русского народа;

театрализованных и подвижных  играх, с

песни, частушки, потешки, загадки,

интересом следит за действиями героев

пословицы, поговорки, заклички.

кукольного театра.

Умеет рассказывать русские народные

сказки, потешки и обыгрывать их;

Использует в игре предметы быта русского

народа;

Создаёт творческие работы по

фольклорным произведениям

  1. Содержательный раздел

2.1. Содержание образования по образовательным областям

Образовательная

Содержание психолого - педагогической работы

область

  1. Формирование представления о народной культуре; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; патриотических чувств причастности детей к наследию прошлого.

  1. Развитие свободного общения со взрослыми и

Социально-                      сверстниками.

коммуникативное

развитие

3.

Формирование основ безопасности собственной

жизнедеятельности в различных видах деятельности.

1.

Расширить представление о жанрах устного народного

творчества.

2.

Воспитывать нравственно-патриотические чувства.

Познавательное

3.

Формирование целостной картины мира. Приобщение

детей к народной культуре (народные праздники и традиции).

развитие

Содействие атмосферы национального быта. Понимать

историческую  преемственность с современными аналогами(

лучина -керосиновая лампа -электрическая лампа ит.д.).

4

Знакомить детей с зависимостью использования предметов от

образа жизни людей, от места их проживания

1. Широкое использование фольклора: песен, загадок,

пословиц, поговорок; развитие устной речи.

Способствовать развитию любознательности.

2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе

Речевое развитие

углубления знаний о русском народном быте, традициях,

праздниках, искусстве.

3. Развивать умение рассказывать русские народные

сказки.

1. Ознакомление детей с народной декоративной росписью.

2.Приобщать детей ко всем видам национального

искусства: сказки. музыка, пляски

3. Знать и различать народное искусство, промыслы.

Художественно-

Понимать познавательное значение фольклорного

произведения, а также самобытности народных промыслов(

эстетическое развитие

мотив, композиция, цветовое решение), связи народного

творчества в его различных проявлениях с бытом,

традициями, окружающей природой.

4. Воспитывать интерес к народному искусству, его

необходимости и ценности, уважение к труду и таланту

мастеров.

5

  1. Сохранение и укрепление физического и психического

Физическое развитие        здоровья детей.

  1. Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных подвижных играх.

  1. Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм.

2.2. Формы работы по образовательным областям

Образовательные области

Младший дошкольный

Старший дошкольный

возраст

возраст

1.

Игровые беседы с

1.

Игра

элементами движений

2.

Беседа

2.

Игра

3.

Рассказ

3.

Интегративная

4.

Рассматривание

деятельность

5.

Интегративная

Физическое развитие

4. Ситуативный разговор

деятельность

5.

Проблемная ситуация

6.

Физкультурные досуги

7.

Спортивные состязания

8.

Совместная деятельность

взрослого и детей

тематического характера

9.

Проектная деятельность

10. Проблемная ситуация

1.

Игровое упражнение

1.

Индивидуальная игра

2.

Индивидуальная игра

2.

Совместная с

3.

Совместная с

воспитателем игра

воспитателем игра

3.

Совместная со

4.Совместная со

сверстниками игра

сверстниками игра (парная,

4.

Чтение

в малой группе)

5.

Беседа

5.

Чтение

6.

Наблюдение

Социально-

6. Беседа

7.

Педагогическая ситуация

коммуникативное

7. Наблюдение

8.

Экскурсия

8.

Рассматривание

9.

Ситуация морального

9.

Праздник

выбора

10. Поручение

10. Проектная деятельность

11. Интегративная

деятельность

12. Праздник

13. Рассматривание

14. Просмотр и анализ

мультфильмов,

видеофильмов

15. Экспериментирование

6

16.

Поручение и задание

17.

Совместная

деятельность взрослого и

детей тематического

характера

1.Рассматривание

1.

Чтение

2.Игровая ситуация

2.

Беседа

3.Дидактическая игра

3.

Рассматривание

4.Ситуация общения

4.

Решение проблемных

5.Беседа

ситуаций

6.Интегративная

5.

Игра

деятельность

6.

Проектная деятельность

7.Хороводные игры с

7.

Создание коллекций

Речевое развитие

пением

8.

Интегративная

8.Игра- драматизация

деятельность

9.Чтение

9.

Обсуждение

10.Обсуждение

10.

Рассказ

11.Рассказ

11.

Инсценирование

12.Игра

12.

Ситуативный разговор с

детьми

13.

Сочинение загадок

14.

Проблемная ситуация

15.

Использование

различных видов театра

1.

Рассматривание

1.

Создание коллекций

2.

Наблюдение

2.

Проектная деятельность

3.

Игра-

3. Исследовательская

экспериментирование

деятельность

4.

Исследовательская

4.

Экспериментирование

деятельность

5.

Развивающая игра

5.

Развивающая игра

6.

Наблюдение

Познавательное развитие

6. Ситуативный разговор

7.

Проблемная ситуация

7.

Рассказ

8.

Рассказ

8.

Интегративная

9.

Беседа

деятельность

10.

Интегративная

9.

Беседа

деятельность

10. Проблемная ситуация

11.

Экскурсия

12.

Коллекционирование

13.

Моделирование

14.

Игры с правилами

1.

Рассматривание

1.

Изготовление украшений

эстетически

для группового помещения

привлекательных предметов

к праздникам, предметов

2.

Игра

для игры, сувениров,

3.

Организация выставок.

предметов для

Художественно-

Изготовление украшений

познавательно-

эстетическое развитие

4. Слушание

исследовательской

соответствующей возрасту

деятельности

народной, деткой музыки

2.

Создание макетов,

5.

Экспериментирование со

коллекций и их оформление

звуками и материалами

3.

Рассматривание

7

(песком, глиной)

эстетически

6. Музыкально-

привлекательных предметов

дидактическая игра

4.

Игра

7. Разучивание

5.

Организация выставок

музыкальных игр и танцев

6.

Слушание

8. Совместное пение

соответствующей возрасту

народной, детской музыки

7.

Музыкально-

дидактическая игра

8.

Интегративная

деятельность

9.

Совместное и

индивидуальное

музыкальное исполнение

10.

Музыкальное

упражнение

11.

Попевка, распевка

12.

Танец

13.

Творческое задание

14.

Концерт- импровизация

15.

Музыкальная сюжетная

игра

Образовательный процесс в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей

Возраст детей

Регламентированная

Нерегламентированная

деятельность (НОД)

деятельность, мин

В день

В неделю

Совместная

Самостоятельная

деятельность

деятельность

     

 3

– 4

года

1 по 15 мин

42 – 45 мин

18 – 24 мин

4

– 5

лет

2 по 20 мин

42 мин

18 – 21 мин

5

– 6

лет

2 по 20-25 мин

36 – 39 мин

15 – 21 мин

6

– 7

лет

2 по 30 мин

33 – 36 мин

15 – 18 мин

Итого в год: 35 час

8

                                3. Организационный раздел

                3.1. Модель воспитательно – образовательного процесса

                                                      Тематическое планирование

                                                  Младшая группа

Тема занятия

Источник

                                                          СЕНТЯБРЬ

«Кот Васька»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 8

«В горнице»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 9

«Мы в осенний лес пойдем, грибов много соберем»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 11

«Что растет на грядке?»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 13

                                                           ОКТЯБРЬ

«Петушок, петушок…»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 17

«Баю-баю-баиньки»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 19

« Погянунюшка-

порастунюшки»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 21

«Каша масляная, ложка крашеная»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 23

                                                               НОЯБРЬ

«Коза-хлопота»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 23

«Домовенок Кузя»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 27

«Теремок»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 30

«Что за чай без самовара?»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 31

                                                             ДЕКАБРЬ

«В гости к нам пришли матрешки»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 35

«Заюшкина избушка»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 36

«Морозушко-мороз»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 38

«Зимушка-зима»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 40

                                                            ЯНВАРЬ

«Коляда-коляда»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр.43

«Пошла млада за водой»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр.44

«Из бабушкиного сундука»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр.46

«Трудиться-всегда пригодится»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 48

                                                          ФЕВРАЛЬ

«Дымковские расписные»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 51

«Ярмарка игрушек»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 52

«Дети по лесу гуляли»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 54

«Едет Масляница дорогая»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 56

                                                              МАРТ

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 58

«В гостях у сказки»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 60

«Здравствуй, солнышко-колоколнышко!»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 62

«Жаворонки, прилетите»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 64

                                                            АПРЕЛЬ

«Снегурушка и лиса»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 68

«Три медведя»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 70

«Приди, весна, с радостью»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 71

«Яичко не простое, яичко золотое»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 72

                                                              МАЙ

«На лугу пасутся ко…»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 74

«Петушок и бобовое зернышко»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 76

«Веселые музыканты»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 78

«Раскудрявая береза»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 80

                                               

                                                       Средняя группа

Тема занятия

Источник

                                                          СЕНТЯБРЬ

«Осенняя ярмарка (Праздник урожая)»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 150

«Люблю березку русскую»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 152

«Хлеб - всему голова»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 155

«Золотая осень»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 161

                                                            ОКТЯБРЬ

«Золотая осень»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 161

«В гостях у трех медведей»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 166

«Уж как я ль свою коровушку люблю»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 169

« С хлебом-солью всякая шутка хороша»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 175

                                                             НОЯБРЬ

«Печь-матушка»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 179

«Глиняные расписные»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 182

«В горнице»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 184

«Из-за леса, из-за гор…»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 191

                                                            ДЕКАБРЬ

«Баю-баю-баюшок»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 195

«Водичка, водичка»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 200

« Хочешь есть калачи – не сиди на печи»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 206

«Волшебный сундучок Деда Мороза»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 210

                                                            ЯНВАРЬ

«Святки»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 218

«В мире много сказок»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 223

«Здравствуй, зимушка-зима, хорошо, что к нам пришла!»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 228

«В гости к нам пришли матрешки»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 235

                                                         ФЕВРАЛЬ

«По щучьему велению»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 241

«Сказки русского народа»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 247

«Солдатушки, бравы ребятушки!»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 251

«Едет Масленица дорогая»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 255

                                                              МАРТ

«Сердце матери лучше солнца греет»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 259

«Русь деревянная»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 263

«Ох, лапти, да лапти, да лапти мои»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 269

«Сороки»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 274

                                                              АПРЕЛЬ

«Веселье лучше богатства»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 280

«Идет матушка-весна – отворяй-ка ворота»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 284

«Козонька рогатая, козонька бодатая»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 290

«Светлая Пасха»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 297

                                                                  МАЙ

«День Победы»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 304

«Делу – время, потехе – час»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 307

«Волшебный мир дерева»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 313

«Ходит конь по бережку»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 319

 

                                                       

                                                     Старшая группа

Тема занятия

                                  Источник

                                                             СЕНТЯБРЬ

«У медведя во бору, грибы, ягоды беру»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 8

«Картофель – хлебу подспорье»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 17

«Что вам осень принесла?»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 26

«Осножники. Осенняя ярмарка»

Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 39

                                                                            ОКТЯБРЬ

«Семья вместе – душа на месте»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 50

«Покров»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 59

«Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 70

«Всякому молодцу ремесло к лицу»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 85

Тема занятия

                                  Источник

                                                             НОЯБРЬ

«С хлебом-солью всякая шутка хороша»»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 97

«Кузьминки»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 107

«Милости просим чайку откушать да песенку послушать»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 118

«Русские народные сказки»

Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 124

                                                                            ДЕКАБРЬ

«Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 131

«Медведюшко-батюшко»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 140

«Мороз не велик, да стоять не велит»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 147

«Валенки, да валенки»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 158

                                                               ЯНВАРЬ

«Здравствуй, гостья зима!»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 169

«Зимние святки»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 173

«Балалаечка играет, балалаечка поёт!»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 184

«Без частушки прожить можно, да чего-то не живут»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 193

                                                              ФЕВРАЛЬ

«Россия – матушка»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 197

«Золотая Хохлома»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 199

«Солдатушки, бравы ребятушки»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 206

«Как гармошка заиграла, я не удержалася»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 211

                                                                 МАРТ

«При солнышке тепло, при матери добро»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 217

«Как на Масляной неделе»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 226

«Зима недаром злится»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 240

«Приди, весна, с радостью…»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 255

                                                               АПРЕЛЬ

«Светлая Пасха»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 274

«Домом жить – обо всем тужить»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 281

«Друга нет, так ищи, а нашел – береги»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 307

«Эх, топни, топни, правенькая!»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр.314

                                                                МАЙ

«Всяк дом хозяином славится»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр.325

«Уж я сеяла, сеяла ленок»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр.343

«Пастушок, пастушок, заиграй во рожок»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр.359

                                           

                                         Подготовительная группа.

Тема занятия

                                  Источник

                                                             СЕНТЯБРЬ

«Хлеб всему голова»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 13

«Не печь кормит, а руки»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 28

«Осенины. Оспожинки»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 41

«Капустные вечеринки»

Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 50

                                                                            ОКТЯБРЬ

«Как рубашка в поле выросла»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 60

«Покров. Покровские ярмарки»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 74

«Красному гостю – красный угол»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 83

«Полотенце вышивала петухами, утками»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 94

                                                               НОЯБРЬ

«Семья вместе – душа на месте»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 107

«Ай да каша, что за каша!»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 115

«Кузьминки»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 118

«Русь деревянная»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 137

                                                              ДЕКАБРЬ

«В морозный денёк – да за сказочку»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 148

«Грамоте учиться – всегда пригодится»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 160

«Зимушка – зима»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 166

«Зима не лето – в шубу одета»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 172

                                                                 ЯНВАРЬ

«Рождество»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 179

«Крещение»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 186

«Голубая Гжель»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 194

                                                            ФЕВРАЛЬ

«Стеренье»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 201

«Где песня поётся, там весело живётся»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 209

«Богатыри земли русской»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 218

«Широкая Масленица»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 224

                                                               МАРТ

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 231

«И сила уму уступает»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 236

«Сороки»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 243

«Шутка греет человека»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 255

                                                             АПРЕЛЬ

«Весна – красна»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 269

«Светлая Пасха»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 273

«Жизнь дана на добрые дела»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 281

«Ясно солнышко»

Конспект воспитателя

                                                                МАЙ

«Своя земля и в горсти мила»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 290

«Русская березка»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 294

«Предлетье»

Конспект воспитателя

«Выходи честной народ на широкий хоровод»

Конспект воспитателя

                                                                             20

Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания  программы по приобщению к истокам русской народной  культуры :

  •  Знает основные народные  праздники и  обычаи  с  ними   связанные.
  •  Знает название  и назначение предметов  русского народного быта.
  •  Знает русские  народные и  музыкально- фольклорные   игры,  изучаемые  в  рамках  программы.
  •   Знает русские народные  песни,  потешки,  заклички,  изучаемые в рамках  программы.
  •   Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
  •   Умеет провести   анализ изделия;  выделяет характерные   средства  выразительности (элементы  узора, колорит, сочетание цветов).

Методы диагностики:

  •  наблюдения в свободной деятельности, во время проведения  занятий и  открытых мероприятий;
  •  анализ результатов продуктивной деятельности.

                                                                               21

3.2. Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды

       Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности

  • наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В детском саду педагоги выделили место в костюмерной и оборудовали «Уголок русской избы», где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, лапти и т. д.. В поисках старинных бытовых предметов участвовали не только сотрудники ДОУ, но и родители воспитанников.

     Обстановка избы предельно проста, что соответствует тогдашнему деревенскому образу жизни.

     Основной задачей педагогов было введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому небольшая печь сделана из лёгкого дерева. её можно перемещать в другое место и обыгрывать с детьми. В старинном сундуке хранятся русские народные костюмы для мальчиков; расшитые сарафаны, кокошники, домашняя одежда русских крестьянок для девочек.

  • обстановке убранства русской избы воспитатели знакомят детей с народными промыслами всей России. На полках размещены разнообразные произведения – предметы прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.).

Таким образом, в русской избе разместились: лапти, корзинки, коромысло; на столе – самовар; на полке – домашняя утварь (кринки, горшки, миски, чугунки и др.); у печки – ухват, кочерга, веник –голик; на полках – предметы прикладного искусства.

Для обыгрывания колыбельных песен, потешек, прибауток в избе поместили люльку с куклой-младенцем. Детей встречает Хозяйка избы. В будние дни Хозяйка встречает детей в традиционной домашней одежде русских крестьянок, а в праздники надевает расшитый сарафан и кокошник.

Посещения избы детьми младшего возраста посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними. В старших группах подчёркивается историческая преемственность с современными аналогами. Например: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа и пр. Кроме того, детей знакомят с зависимостью использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди – свечами и т. п.). Организация такой деятельности предполагает познавательную активность детей. В качестве подсказки детям загадываются соответствующие загадки, используются пословицы и поговорки.

Для организации НОД и самостоятельной деятельности в избе используются игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях (котик, собачка, петушок, лисичка, мишка). Впервые эти персонажи вводятся в работу с детьми младшего возраста, а со временем, в зависимости от темы, появляются и другие, например персонажи кукольного театра. Дети старшего возраста сами участвуют в пересказе сказки уже знакомых произведений. При этом может быть организована викторина по знакомым сказкам или использован кукольный и пальчиковый театр.

    Система занятий в избе может включать не только активное знакомство детей с устным    

    народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Здесь иначе звучат и    

    поются народные песни, частушки, заклички.

Чтобы донести до понимания детей короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи, необходимы специальные наглядные средства. Вот почему нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.

22

3.3. Материально-техническое обеспечение программы

Методические рекомендации к программе

Учебно-методические пособия

Автор

Название

Количество

1

Князева О.Л.

Приобщение детей к истокам русской

народной культуры. Образовательная

1

программа.

2

И.А. Бойчук

Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством.

                1

 Методическое пособие.

_____

__________________

___________________________________

________________

     3

М.Д.Маханёва

 

Занятия по театрализованной деятельности в детском саду

                1

Методическое пособие

23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки и сказки.»

До сих пор в некоторых деревнях и сѐлах непременной принадлежностью избы, где есть малыш, является старинная крестьянская колыбель – люлька или зыбка....

План конспекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. "Валенка, да валенки"

дать детям представления о старинной обуви «Валенки», процессе их изготовления, их пользе...