Рабочая программа "Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством"
рабочая программа
Рабочая программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.
Программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством»» способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_narodnym_tvorchestvom.docx | 66.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 24 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
Утверждаю:
заведующий МАДОУ № 24 «Детский сад
общеразвивающего вида»
_______________ И.В.Машина
приказ № от г. Кемерово
Рабочая программа
«Ознакомление детей дошкольного возраста
с русским народным творчеством»
Составил:
старший воспитатель
Адашкевич М.В.
г. Кемерово, 2017
Содержание
- Целевой раздел__________________________________________________________3
1.1. Пояснительная записка___________________________________________________3-4
1.2. Планируемые результаты освоения Программы_______________________________4
- Содержательный раздел___________________________________________________4
- Содержание образования по образовательным областям_______________________4-6
2.2. Формы работы по образовательным областям________________________________6-8
3. Организационный раздел__________________________________________________9
3.1. Модель воспитательно- образовательного процесса__________________________9-22
3.2. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды___22-23
3.3. Описание материально-технического обеспечения программы________________23-30
2
Аннотация к рабочей программе «Ознакомление детей дошкольного возраста
с русским народным творчеством»
Рабочая программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.
Программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством»» способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста – с 3 до 7 лет. Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. Объём регламентированной (НОД) деятельности в год составляет 35 часов. В процессе НОД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.
Цели и задачи реализации Программы
Цели:
- расширить представление о жанрах устного народного творчества;
- показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:
- воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- содействие атмосфере национального быта;
- широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок, частушек;
- учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные
и театрализованные игры;
- знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры.
3
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Проявляет интерес к устному народному | Знает основные литературные понятия по |
творчеству (песенки, сказки, потешки, | фольклору; |
скороговорки), с помощью взрослых | краткое содержание прочитанных |
рассказывает, договаривает их. | литературных произведений; |
Проявляет желание участвовать в | быт и традиции русского народа; |
театрализованных и подвижных играх, с | песни, частушки, потешки, загадки, |
интересом следит за действиями героев | пословицы, поговорки, заклички. |
кукольного театра. | Умеет рассказывать русские народные |
сказки, потешки и обыгрывать их; | |
Использует в игре предметы быта русского | |
народа; | |
Создаёт творческие работы по | |
фольклорным произведениям |
- Содержательный раздел
2.1. Содержание образования по образовательным областям
Образовательная | Содержание психолого - педагогической работы |
область |
- Формирование представления о народной культуре; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; патриотических чувств причастности детей к наследию прошлого.
- Развитие свободного общения со взрослыми и
Социально- сверстниками.
коммуникативное | |||
развитие | |||
3. | Формирование основ безопасности собственной | ||
жизнедеятельности в различных видах деятельности. | |||
1. | Расширить представление о жанрах устного народного | ||
творчества. | |||
2. | Воспитывать нравственно-патриотические чувства. | ||
Познавательное | 3. | Формирование целостной картины мира. Приобщение | |
детей к народной культуре (народные праздники и традиции). | |||
развитие | |||
Содействие атмосферы национального быта. Понимать | |||
историческую преемственность с современными аналогами( | |||
лучина -керосиновая лампа -электрическая лампа ит.д.). |
4
Знакомить детей с зависимостью использования предметов от | ||
образа жизни людей, от места их проживания | ||
1. Широкое использование фольклора: песен, загадок, | ||
пословиц, поговорок; развитие устной речи. | ||
Способствовать развитию любознательности. | ||
2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе | ||
Речевое развитие | углубления знаний о русском народном быте, традициях, | |
праздниках, искусстве. | ||
3. Развивать умение рассказывать русские народные | ||
сказки. | ||
1. Ознакомление детей с народной декоративной росписью. | ||
2.Приобщать детей ко всем видам национального | ||
искусства: сказки. музыка, пляски | ||
3. Знать и различать народное искусство, промыслы. | ||
Художественно- | Понимать познавательное значение фольклорного | |
произведения, а также самобытности народных промыслов( | ||
эстетическое развитие | ||
мотив, композиция, цветовое решение), связи народного | ||
творчества в его различных проявлениях с бытом, | ||
традициями, окружающей природой. | ||
4. Воспитывать интерес к народному искусству, его | ||
необходимости и ценности, уважение к труду и таланту | ||
мастеров. | ||
5
- Сохранение и укрепление физического и психического
Физическое развитие здоровья детей.
- Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных подвижных играх.
- Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм.
2.2. Формы работы по образовательным областям
Образовательные области | Младший дошкольный | Старший дошкольный | ||
возраст | возраст | |||
1. | Игровые беседы с | 1. | Игра | |
элементами движений | 2. | Беседа | ||
2. | Игра | 3. | Рассказ | |
3. | Интегративная | 4. | Рассматривание | |
деятельность | 5. | Интегративная | ||
Физическое развитие | 4. Ситуативный разговор | деятельность | ||
5. | Проблемная ситуация | 6. | Физкультурные досуги | |
7. | Спортивные состязания | |||
8. | Совместная деятельность | |||
взрослого и детей | ||||
тематического характера | ||||
9. | Проектная деятельность | |||
10. Проблемная ситуация | ||||
1. | Игровое упражнение | 1. | Индивидуальная игра | |
2. | Индивидуальная игра | 2. | Совместная с | |
3. | Совместная с | воспитателем игра | ||
воспитателем игра | 3. | Совместная со | ||
4.Совместная со | сверстниками игра | |||
сверстниками игра (парная, | 4. | Чтение | ||
в малой группе) | 5. | Беседа | ||
5. | Чтение | 6. | Наблюдение | |
Социально- | 6. Беседа | 7. | Педагогическая ситуация | |
коммуникативное | 7. Наблюдение | 8. | Экскурсия | |
8. | Рассматривание | 9. | Ситуация морального | |
9. | Праздник | выбора | ||
10. Поручение | 10. Проектная деятельность | |||
11. Интегративная | ||||
деятельность | ||||
12. Праздник | ||||
13. Рассматривание | ||||
14. Просмотр и анализ | ||||
мультфильмов, | ||||
видеофильмов | ||||
15. Экспериментирование |
6
16. | Поручение и задание | ||||
17. | Совместная | ||||
деятельность взрослого и | |||||
детей тематического | |||||
характера | |||||
1.Рассматривание | 1. | Чтение | |||
2.Игровая ситуация | 2. | Беседа | |||
3.Дидактическая игра | 3. | Рассматривание | |||
4.Ситуация общения | 4. | Решение проблемных | |||
5.Беседа | ситуаций | ||||
6.Интегративная | 5. | Игра | |||
деятельность | 6. | Проектная деятельность | |||
7.Хороводные игры с | 7. | Создание коллекций | |||
Речевое развитие | пением | 8. | Интегративная | ||
8.Игра- драматизация | деятельность | ||||
9.Чтение | 9. | Обсуждение | |||
10.Обсуждение | 10. | Рассказ | |||
11.Рассказ | 11. | Инсценирование | |||
12.Игра | 12. | Ситуативный разговор с | |||
детьми | |||||
13. | Сочинение загадок | ||||
14. | Проблемная ситуация | ||||
15. | Использование | ||||
различных видов театра | |||||
1. | Рассматривание | 1. | Создание коллекций | ||
2. | Наблюдение | 2. | Проектная деятельность | ||
3. | Игра- | 3. Исследовательская | |||
экспериментирование | деятельность | ||||
4. | Исследовательская | 4. | Экспериментирование | ||
деятельность | 5. | Развивающая игра | |||
5. | Развивающая игра | 6. | Наблюдение | ||
Познавательное развитие | 6. Ситуативный разговор | 7. | Проблемная ситуация | ||
7. | Рассказ | 8. | Рассказ | ||
8. | Интегративная | 9. | Беседа | ||
деятельность | 10. | Интегративная | |||
9. | Беседа | деятельность | |||
10. Проблемная ситуация | 11. | Экскурсия | |||
12. | Коллекционирование | ||||
13. | Моделирование | ||||
14. | Игры с правилами | ||||
1. | Рассматривание | 1. | Изготовление украшений | ||
эстетически | для группового помещения | ||||
привлекательных предметов | к праздникам, предметов | ||||
2. | Игра | для игры, сувениров, | |||
3. | Организация выставок. | предметов для | |||
Художественно- | Изготовление украшений | познавательно- | |||
эстетическое развитие | 4. Слушание | исследовательской | |||
соответствующей возрасту | деятельности | ||||
народной, деткой музыки | 2. | Создание макетов, | |||
5. | Экспериментирование со | коллекций и их оформление | |||
звуками и материалами | 3. | Рассматривание |
7
(песком, глиной) | эстетически | |||
6. Музыкально- | привлекательных предметов | |||
дидактическая игра | 4. | Игра | ||
7. Разучивание | 5. | Организация выставок | ||
музыкальных игр и танцев | 6. | Слушание | ||
8. Совместное пение | соответствующей возрасту | |||
народной, детской музыки | ||||
7. | Музыкально- | |||
дидактическая игра | ||||
8. | Интегративная | |||
деятельность | ||||
9. | Совместное и | |||
индивидуальное | ||||
музыкальное исполнение | ||||
10. | Музыкальное | |||
упражнение | ||||
11. | Попевка, распевка | |||
12. | Танец | |||
13. | Творческое задание | |||
14. | Концерт- импровизация | |||
15. | Музыкальная сюжетная | |||
игра |
Образовательный процесс в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей
Возраст детей | Регламентированная | Нерегламентированная | |||
деятельность (НОД) | деятельность, мин | В день | |||
В неделю | Совместная | Самостоятельная | |||
деятельность | деятельность | ||||
3 | – 4 | года | 1 по 15 мин | 42 – 45 мин | 18 – 24 мин |
4 | – 5 | лет | 2 по 20 мин | 42 мин | 18 – 21 мин |
5 | – 6 | лет | 2 по 20-25 мин | 36 – 39 мин | 15 – 21 мин |
6 | – 7 | лет | 2 по 30 мин | 33 – 36 мин | 15 – 18 мин |
Итого в год: 35 час |
8
3. Организационный раздел
3.1. Модель воспитательно – образовательного процесса
Тематическое планирование
Младшая группа
Тема занятия | Источник |
СЕНТЯБРЬ | |
«Кот Васька» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 8 |
«В горнице» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 9 |
«Мы в осенний лес пойдем, грибов много соберем» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 11 |
«Что растет на грядке?» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 13 |
ОКТЯБРЬ | |
«Петушок, петушок…» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 17 |
«Баю-баю-баиньки» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 19 |
« Погянунюшка- порастунюшки» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 21 |
«Каша масляная, ложка крашеная» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 23 |
НОЯБРЬ | |
«Коза-хлопота» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 23 |
«Домовенок Кузя» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 27 |
«Теремок» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 30 |
«Что за чай без самовара?» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 31 |
ДЕКАБРЬ | |
«В гости к нам пришли матрешки» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 35 |
«Заюшкина избушка» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 36 |
«Морозушко-мороз» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 38 |
«Зимушка-зима» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 40 |
ЯНВАРЬ | |
«Коляда-коляда» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр.43 |
«Пошла млада за водой» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр.44 |
«Из бабушкиного сундука» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр.46 |
«Трудиться-всегда пригодится» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 48 |
ФЕВРАЛЬ | |
«Дымковские расписные» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 51 |
«Ярмарка игрушек» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 52 |
«Дети по лесу гуляли» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 54 |
«Едет Масляница дорогая» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 56 |
МАРТ | |
«Нет милее дружка, чем родная матушка» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 58 |
«В гостях у сказки» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 60 |
«Здравствуй, солнышко-колоколнышко!» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 62 |
«Жаворонки, прилетите» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 64 |
АПРЕЛЬ | |
«Снегурушка и лиса» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 68 |
«Три медведя» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 70 |
«Приди, весна, с радостью» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 71 |
«Яичко не простое, яичко золотое» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 72 |
МАЙ | |
«На лугу пасутся ко…» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 74 |
«Петушок и бобовое зернышко» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 76 |
«Веселые музыканты» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 78 |
«Раскудрявая береза» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 80 |
Средняя группа
Тема занятия | Источник |
СЕНТЯБРЬ | |
«Осенняя ярмарка (Праздник урожая)» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 150 |
«Люблю березку русскую» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 152 |
«Хлеб - всему голова» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 155 |
«Золотая осень» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 161 |
ОКТЯБРЬ | |
«Золотая осень» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 161 |
«В гостях у трех медведей» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 166 |
«Уж как я ль свою коровушку люблю» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 169 |
« С хлебом-солью всякая шутка хороша» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 175 |
НОЯБРЬ | |
«Печь-матушка» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 179 |
«Глиняные расписные» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 182 |
«В горнице» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 184 |
«Из-за леса, из-за гор…» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 191 |
ДЕКАБРЬ | |
«Баю-баю-баюшок» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 195 |
«Водичка, водичка» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 200 |
« Хочешь есть калачи – не сиди на печи» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 206 |
«Волшебный сундучок Деда Мороза» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 210 |
ЯНВАРЬ | |
«Святки» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 218 |
«В мире много сказок» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 223 |
«Здравствуй, зимушка-зима, хорошо, что к нам пришла!» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 228 |
«В гости к нам пришли матрешки» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 235 |
ФЕВРАЛЬ | |
«По щучьему велению» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 241 |
«Сказки русского народа» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 247 |
«Солдатушки, бравы ребятушки!» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 251 |
«Едет Масленица дорогая» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 255 |
МАРТ | |
«Сердце матери лучше солнца греет» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 259 |
«Русь деревянная» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 263 |
«Ох, лапти, да лапти, да лапти мои» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 269 |
«Сороки» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 274 |
АПРЕЛЬ | |
«Веселье лучше богатства» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 280 |
«Идет матушка-весна – отворяй-ка ворота» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 284 |
«Козонька рогатая, козонька бодатая» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 290 |
«Светлая Пасха» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 297 |
МАЙ | |
«День Победы» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 304 |
«Делу – время, потехе – час» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 307 |
«Волшебный мир дерева» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 313 |
«Ходит конь по бережку» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 319 |
Старшая группа
Тема занятия | Источник |
СЕНТЯБРЬ | |
«У медведя во бору, грибы, ягоды беру» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 8 |
«Картофель – хлебу подспорье» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 17 |
«Что вам осень принесла?» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 26 |
«Осножники. Осенняя ярмарка» | Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 39 |
ОКТЯБРЬ | |
«Семья вместе – душа на месте» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 50 |
«Покров» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 59 |
«Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 70 |
«Всякому молодцу ремесло к лицу» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 85 |
Тема занятия | Источник |
НОЯБРЬ | |
«С хлебом-солью всякая шутка хороша»» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 97 |
«Кузьминки» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 107 |
«Милости просим чайку откушать да песенку послушать» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 118 |
«Русские народные сказки» | Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 124 |
ДЕКАБРЬ | |
«Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 131 |
«Медведюшко-батюшко» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 140 |
«Мороз не велик, да стоять не велит» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 147 |
«Валенки, да валенки» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 158 |
ЯНВАРЬ | |
«Здравствуй, гостья зима!» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 169 |
«Зимние святки» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 173 |
«Балалаечка играет, балалаечка поёт!» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 184 |
«Без частушки прожить можно, да чего-то не живут» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 193 |
ФЕВРАЛЬ | |
«Россия – матушка» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 197 |
«Золотая Хохлома» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 199 |
«Солдатушки, бравы ребятушки» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 206 |
«Как гармошка заиграла, я не удержалася» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 211 |
МАРТ | |
«При солнышке тепло, при матери добро» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 217 |
«Как на Масляной неделе» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 226 |
«Зима недаром злится» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 240 |
«Приди, весна, с радостью…» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 255 |
АПРЕЛЬ | |
«Светлая Пасха» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 274 |
«Домом жить – обо всем тужить» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 281 |
«Друга нет, так ищи, а нашел – береги» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 307 |
«Эх, топни, топни, правенькая!» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр.314 |
МАЙ | |
«Всяк дом хозяином славится» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр.325 |
«Уж я сеяла, сеяла ленок» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр.343 |
«Пастушок, пастушок, заиграй во рожок» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр.359 |
Подготовительная группа.
Тема занятия | Источник |
СЕНТЯБРЬ | |
«Хлеб всему голова» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 13 |
«Не печь кормит, а руки» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 28 |
«Осенины. Оспожинки» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 41 |
«Капустные вечеринки» | Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 50 |
ОКТЯБРЬ | |
«Как рубашка в поле выросла» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 60 |
«Покров. Покровские ярмарки» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 74 |
«Красному гостю – красный угол» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 83 |
«Полотенце вышивала петухами, утками» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 94 |
НОЯБРЬ | |
«Семья вместе – душа на месте» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 107 |
«Ай да каша, что за каша!» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 115 |
«Кузьминки» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 118 |
«Русь деревянная» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 137 |
ДЕКАБРЬ | |
«В морозный денёк – да за сказочку» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 148 |
«Грамоте учиться – всегда пригодится» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 160 |
«Зимушка – зима» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 166 |
«Зима не лето – в шубу одета» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 172 |
ЯНВАРЬ | |
«Рождество» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 179 |
«Крещение» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 186 |
«Голубая Гжель» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 194 |
ФЕВРАЛЬ | |
«Стеренье» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 201 |
«Где песня поётся, там весело живётся» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 209 |
«Богатыри земли русской» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 218 |
«Широкая Масленица» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 224 |
МАРТ | |
«Нет милее дружка, чем родная матушка» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 231 |
«И сила уму уступает» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 236 |
«Сороки» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 243 |
«Шутка греет человека» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 255 |
АПРЕЛЬ | |
«Весна – красна» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 269 |
«Светлая Пасха» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 273 |
«Жизнь дана на добрые дела» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 281 |
«Ясно солнышко» | Конспект воспитателя |
МАЙ | |
«Своя земля и в горсти мила» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 290 |
«Русская березка» | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 294 |
«Предлетье» | Конспект воспитателя |
«Выходи честной народ на широкий хоровод» | Конспект воспитателя |
20
Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания программы по приобщению к истокам русской народной культуры :
- Знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные.
- Знает название и назначение предметов русского народного быта.
- Знает русские народные и музыкально- фольклорные игры, изучаемые в рамках программы.
- Знает русские народные песни, потешки, заклички, изучаемые в рамках программы.
- Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
- Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).
Методы диагностики:
- наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
- анализ результатов продуктивной деятельности.
21
3.2. Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды
Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности
- наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В детском саду педагоги выделили место в костюмерной и оборудовали «Уголок русской избы», где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, лапти и т. д.. В поисках старинных бытовых предметов участвовали не только сотрудники ДОУ, но и родители воспитанников.
Обстановка избы предельно проста, что соответствует тогдашнему деревенскому образу жизни.
Основной задачей педагогов было введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому небольшая печь сделана из лёгкого дерева. её можно перемещать в другое место и обыгрывать с детьми. В старинном сундуке хранятся русские народные костюмы для мальчиков; расшитые сарафаны, кокошники, домашняя одежда русских крестьянок для девочек.
- обстановке убранства русской избы воспитатели знакомят детей с народными промыслами всей России. На полках размещены разнообразные произведения – предметы прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.).
Таким образом, в русской избе разместились: лапти, корзинки, коромысло; на столе – самовар; на полке – домашняя утварь (кринки, горшки, миски, чугунки и др.); у печки – ухват, кочерга, веник –голик; на полках – предметы прикладного искусства.
Для обыгрывания колыбельных песен, потешек, прибауток в избе поместили люльку с куклой-младенцем. Детей встречает Хозяйка избы. В будние дни Хозяйка встречает детей в традиционной домашней одежде русских крестьянок, а в праздники надевает расшитый сарафан и кокошник.
Посещения избы детьми младшего возраста посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними. В старших группах подчёркивается историческая преемственность с современными аналогами. Например: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа и пр. Кроме того, детей знакомят с зависимостью использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди – свечами и т. п.). Организация такой деятельности предполагает познавательную активность детей. В качестве подсказки детям загадываются соответствующие загадки, используются пословицы и поговорки.
Для организации НОД и самостоятельной деятельности в избе используются игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях (котик, собачка, петушок, лисичка, мишка). Впервые эти персонажи вводятся в работу с детьми младшего возраста, а со временем, в зависимости от темы, появляются и другие, например персонажи кукольного театра. Дети старшего возраста сами участвуют в пересказе сказки уже знакомых произведений. При этом может быть организована викторина по знакомым сказкам или использован кукольный и пальчиковый театр.
Система занятий в избе может включать не только активное знакомство детей с устным
народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Здесь иначе звучат и
поются народные песни, частушки, заклички.
Чтобы донести до понимания детей короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи, необходимы специальные наглядные средства. Вот почему нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.
22
3.3. Материально-техническое обеспечение программы
Методические рекомендации к программе
Учебно-методические пособия
№ | Автор | Название | Количество |
1 | Князева О.Л. | Приобщение детей к истокам русской | |
народной культуры. Образовательная | 1 | ||
программа. | |||
2 | И.А. Бойчук | Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. | 1 |
Методическое пособие. | |||
_____ | __________________ | ___________________________________ | ________________ |
3 | М.Д.Маханёва |
Занятия по театрализованной деятельности в детском саду | 1 |
Методическое пособие | |||
23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через народную игрушку. (Консультация для родителей в рамках проекта "Страна народных мастеров").
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста о воспитательной роли народной игрушки....
Консультация для педагогов на тему: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через русское народное творчество»
Проблема нравственного воспитания в настоящее время очень актуальна....
Воспитание детей дошкольного возраста через русское народное творчество
Приобщение детей к русским народным истокам...
«Формирование патриотизма и нравственных ориентиров через ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством».
План работы в средней группе....
«Формирование патриотизма и нравственных ориентиров через ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством».
План работы по данной теме в средней группе....
«Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки и сказки.»
До сих пор в некоторых деревнях и сѐлах непременной принадлежностью избы, где есть малыш, является старинная крестьянская колыбель – люлька или зыбка....
План конспекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. "Валенка, да валенки"
дать детям представления о старинной обуви «Валенки», процессе их изготовления, их пользе...