«Дары » Ф. Фрёбеля и методика их использования в детском саду.
консультация

дары Фрёбеля представляют  систему занятий – игр с мячами и геометрическими телами- шариками, кубиками, и др. Всё это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движений, формы, цвета, величины, числа, мышления, воображения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dary.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Дары » Ф. Фрёбеля и методика их использования

 в детском саду.

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, ученик Песталоции. Этот немецкий педагог 19 века не только придумал сам термин детский сад, но и привлёк общественность к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. Он предложил особый дидактический материал, так называемые «дары Фрёбеля», представлявшие  систему занятий – игр с мячами и геометрическими телами- шариками, кубиками, и др. Всё это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движений, формы, цвета, величины, числа, мышления, воображения.

Всего даров шесть

Первый "дар" - это мяч.

 С мячиками играют все дети до сих пор. Конечно, со временем мячи изменились. Они стали больше, ярче раскрашенными и изготавливаются из самых разнообразных материалов. Фребель считал шар "единством в единстве", символом движения и бесконечности. Мячи из даров Фрёбеля были несколько иными. Это были небольшие и обязательно мягкие разноцветные шарики, связанные из шерсти или ниток. Каждый мячик должен был иметь свой цвет - синий, красный, зеленый, оранжевый, желтый, белый и т.д. Желательно, чтобы все цвета радуги были представлены. Мячи Фрёбеля были небольшие, и каждый мяч-шар подвешивался на ниточке к устойчивой деревянной стойке. Воспитатель  показывал ребёнку по очереди каждый мяч, раскачивая его на ниточке и называя его цвет, развивая, таким образом, умение различать цвета. Затем, на другом занятии, воспитатель, раскачивая шарик в разные стороны, соответственно приговаривал: "вперед-назад", "вверх-вниз", "вправо-влево", и тем самым знакомил ребёнка с представлением о пространстве, его направлениях и ориентации в нем. На другом занятии воспитатель учил ребенка с утверждением и отрицанием, понятиям бытия и небытия, то есть с вроде бы простыми понятиями "да" и "нет", показывая шарик на ладони и пряча его со словами: "Есть мячик - нет мячика".

Второй дар Фрёбеля

Деревянные кубик, шарик и цилиндрик, причем диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика, должны быть одинаковыми. Цель этих предметов геометрическая, ознакомление детей с разными формами предметов, с разными символами, с разными назначениями. Если шар - символ единств бесконечности и движения, то кубик - символ покоя и стабильности.                                                                                         Это полная противоположность шару. Шар - "абсолют единства в единстве", кубик -- символ "единство в многообразии". То есть куб целен, един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору ребенка -- ребром, стороной или вершиной. Цилиндр представлял собой эклектичную фигуру, совмещающую как свойства шара, так и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.Куб, цилиндр и шар крепились на ниточке к такой же деревянной стойке, что и мячи первого дара.

Третий дар Фрёбеля

Третий "дар" -- это кубик. Да, этот тот самый кубик и кубики, которыми дети играют с измальства до сих пор, с помощью которых они учатся читать, считать и прочее. Кубик Фрёбеля был разделен на 8 частей, на 8 более маленьких кубиков. То есть, куб был разрезан пополам, а каждая его половина еще на четыре части. Это давало возможность ребенку понять, что есть "сложное единство" или "единство в многообразии", что есть целое и его составляющие части. Кроме этого, ребенок учился чисто прикладным вещам и имел возможность развивать свои творческие возможности и фантазию, различно комбинируя кубики, строя из них домики и создавая из них различные конфигурации.

Четвёртый дар Фребеля

Четвёртый дар - тех же размеров кубик. Но делился он не на кубики, а на восемь прямоугольных плиток. Кубик делился пополам, и каждая половина еще на четыре удлиненные плитки. Длина каждой плитки должна равняться стороне кубика, толщина равна одной четвёртой этой стороны. Такое деление кубика создавала возможность ознакомления детей не только к шаром и квадратом, но и с прямоугольником, а также значительно расширяло возможность строительных комбинаций маленьких фантазеров, особенно если учесть тот факт, что с прибавлением каждого нового "дара" прежние, с которыми ребенок уже освоился, не изымаются.

Пятый дар Фребеля

Пятый дар - это тот же кубик, но разделен он не на 8, а на 27 маленьких кубиков, причём девять из них разделены еще на более мелкие части. Следовательно, создаются более обширные возможности для развития творческого размаха детей.

Шестой дар Фребеля

Шестой дар - это снова тот же кубик, разделённый тоже на двадцать семь кубиков. Но некоторые их этих кубиков разделены на плитки по диагонали и пр.

Кроме этих даров Фридрих  Фрёбель рекомендует добавлять различные палки, арки, конусы. Всё это развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. Чем больше ребёнок занимается с различными мелкими предметами, тем раньше и лучше он начинает разговаривать.

Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих
материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности
комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и
индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для
организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и
самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской
деятельности.

Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ.
Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников.

В процессе игр с дарами Фребеля воспитатель демонстрирует ребенку предмет, подчеркивая его физические характеристики и возможные способы действия с ним и сопровождает свой показ специальным текстом (как правило, стишком или песенкой).
Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец. Дети с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием, создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика математики в детском саду.

Методика математики в детском садуОсновная методика обучения математики в детском саду - обучение детей на занятиях. Занятия по математике в детском саду проводят с начала учебного года, т. е. с 1 сен...

Методика пения в детском саду

старшие дошкольники...

Методика Кюизенера в детском саду

В пособии предлагается рассмотреть одну из универсальных технологий – палочки Кюизенера, ее использование в играх-занятиях, в самостоятельных играх детей в детском саду. Данный дидактический мат...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Методика лепки в детском саду"

Данный мастер-класс будет интересен старшим воспитателям и воспитателям ДОУ, особенно начинающим свою педагогическую деятельность....

Методика «Я в детском саду»

Методика «Я в детском саду» Цель: диагностика психологической комфортности пребывания детей в группе детского садаИнструкция: нарисуй рисунок на тему «Я в своей группе детского ...

Методика изодеятельности в детском саду

Методика изодеятельности в детском саду...

Методика закаливания в детском саду

В основе закаливания лежит тренировка организма к переносимости. Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизн...