Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Методика лепки в детском саду"
методическая разработка на тему
Данный мастер-класс будет интересен старшим воспитателям и воспитателям ДОУ, особенно начинающим свою педагогическую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_lepki_v_detskom_sadu.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Калиянц Л.С.
МБДОУ д/с № 1
г.Кропоткин
МАСТЕР-КЛАСС
«МЕТОДИКА ЛЕПКИ В ДЕТСКОМ САДУ»
Цель: Повысить компетентность педагогов ДОУ в обучении дошкольников предметной лепке.
Материал: пластилин, стеки, доска для лепки, салфетка.
Используемая технология: активные методы обучения.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодняшний мастер-класс посвящен проблемам обучения детей простейшим приемам предметной лепки. На протяжении всего периода дошкольного обучения воспитатель, начиная с I младшей группы и до самой школы, учит детей лепить, используя все доступные детям техники. И от того, насколько воспитатель будет владеть приемами лепки, умением показать ребенку, что лепить – это весело и легко, настолько и ребенок будет воспринимать занятия лепкой не как нечто недосягаемое, а как веселую игру, занимательное действо, в результате чего появляются знакомые предметы быта, животные, птицы.
Я предлагаю вам пройти основной курс предметной лепки, начиная с I младшей и до подготовительной к школе группы и покажу вам основные приемы лепки, на базе которых ребенок в дальнейшем сможет вылепить многие предметы.
I младшая группа
Условия:
Воспитатель лепит за столом с подгруппой детей (5-6 детей)
Детям дают доски и пластилин в виде колбаски длиной 5-6 см.
Методика:
1. Познакомить детей с материалом (глиной или пластилином). Воспитатель, показывая детям пластилин, говорит: «Это пластилин. От него можно отделить кусочек». Таким образом, воспитатель обучает детей первому приему – отщипывание. Для закрепления этого приема детям можно предложить темы: «Корм для птиц», «Зёрнышки», «Конфетки».
2. Форма – цилиндр. Раскатываем между ладонями, сначала прямыми движениями («Беру пластилин, кладу на ладошку, и раскатываю его так – вперед-назад, вперед-назад, вот такой столбик получился»). Происходит обучение детей первому формообразующему движению – раскатыванию. Для закрепления детям предлагаются темы: «Палочки», «Колбаски», «Соломка», «Конфеты». Если ребенок не может сам, воспитатель должен, взяв ладошки ребенка в свои, показать, как надо сдавливать комок, чтобы ребенок почувствовал нужное движение и силу.
3. Преобразование цилиндра – сделать из палочки кольцо. Дети обязательно рассматривают готовое кольцо, а затем воспитатель последовательно показывает, как его лепить. При этом следует обратить внимание детей на то, что сначала надо найти концы у палочки, а затем показать, как их соединить. Дети знакомятся со следующими приёмами – свертывание и соединение. Темы: «Колечки», «Бублики и сушки».
4. Лепим предметы круглой формы - шар. Это наиболее сложный вид движения. Сначала целесообразно предложить детям покатать готовый шарик вместе с руками малыша. Только после овладения скатыванием можно перейти к изображению округлых предметов. Детям предлагаются следующие темы: «Мяч», «Яблоко», «Шарик», «Неваляшка».
5. Прием – сплющивание (создание диска). Взрослый показывает, как нужно отделять кусок пластилина от целого и сплющивать его пальцами. Темы для закрепления: «Блинчики», «Лепешки».
II младшая группа
Условия:
Воспитатель сажает детей за столы лицом к себе, на занятиях использует образец для последовательного показа работы.
Детям дают доски, тряпичные салфетки для рук, пластилин в таком количестве, которое необходимо для данной работы (размером приблизительно с кулак ребенка)
Методика:
- В I полугодии закрепляются знания, которые давались в I младшей группе: раскатывание, соединение, отщипывание, скатывание шара, сплющивание шара (диск) . Основное требование к заданию в этой группе – множественность и повторность изображения одной и той же формы. Темы: «Ягоды и фрукты», «Печенье для кукол», «Блины», «Мячи и шары», «Башенки», «Неваляшки» и т.д.
- Следующий этап обучения – видоизменение шара (расплющивание и сплющивание шара между ладонями для получения диска: лепешки, печенье, пряники и т.д.). Изображая эти предметы, дети могут самостоятельно украшать их, накладывая на поверхность различные мелкие формы, из которых составляются узоры.
- Лепка более сложных предметов, состоящих из 2 – 3 одинаковых по форме, но разных по величине частей: игрушки, изображающие животных, людей (кукла – неваляшка, снеговик), предметы (башенка, самолет, лесенка).
- Лепка игрушек-животных, где дети учатся делить кусок пластилина на три неравные части (большая – для туловища, поменьше – для головы, совсем маленькая – для ушей, хвоста) и составлять предмет из отдельных частей (конструктивный характер лепки).
- В процесс лепки включается работа пальцев! Это очень важный этап, так как в последующих группах дети лепят в основном пальцами. Поэтому наряду с приемами прищипывания, оттягивания можно учить детей приемам защипывания края формы (например, при лепке пирожных, булочек, корзиночек).
- Методика занятия:
Объяснение задания - не более 3 – 4 минуты.
Рассматривание предмета - воспитатель вместе с детьми выделяет форму предмета, составные части, величину, предлагает взять в руки, обвести рукой его форму, при этом четко называет ее.
Полный показ способа изображения – это наглядное объяснение, как последовательно лепить предмет, какими техническими приемами пользоваться, как располагать предмет в пространстве.
Анализ работ – общий положительный.
Средняя группа
Условия:
Воспитатель сажает детей за столы лицом к себе, на занятиях использует образец для показа работы.
Детям дают доски, тряпичные салфетки для рук, стеки, пластилин в таком количестве, которое необходимо для данной работы.
Все занятия в течение года носят предметный характер, но детей учат и сюжетной лепке.
Методика:
- Вводится новая форма предмета - овоид (фигура в форме яйца). Название «овоид» не дается. Темы для занятий: «Ёж», «Заяц», «Рыбка», «Кит», «Яичко», «Игрушечный мишка», «Птичка».
- Лепка человека в самом элементарном изображении (девочка в длинной шубке, Дед Мороз, Снегурочка и т.д.).
Построение и лепка всех перечисленных фигур одинаковы:
- Кусок пластилина делят на две равные части.
- Из первой части лепят конус (основание его выравнивают о доску).
- Вторую часть делят пополам.
- Из одной половины скатывают круглую голову, которую присоединяют
к вершине конуса.
- Вторую половину пластилина делят на две равные части: из одной раскатывают удлиненный цилиндр – это будут руки, другую дети используют для деталей – шапочка, воротник, пуговицы.
- Лепка посуды.
Способы:
* Создание полых форм путем вдавливания пальцем в шарообразной или цилиндрической форме (чашка, миска, стакан, кружка);
* Отгибание краев у расплющенной формы (тарелки, блюдце, поднос);
* Наложение друг на друга колец и их скрепление (корзинка, миска)
- Вводится декоративная лепка (игрушки по типу народных – птичка-свистулька, козлик-свистулька и т.п.).
Старшая группа
Условия:
Воспитатель сажает детей за столы лицом к себе так, чтобы каждый ребенок мог видеть стол воспитателя, на занятиях использует образец для показа работы.
Детям дают доски, тряпичные салфетки для рук, стеки, пластилин в таком количестве, которое необходимо для данной работы.
Методика:
В программе старшей группы присутствуют три вида лепки: предметная, сюжетная и декоративная.
В лепке кроме конструктивного способа (из частей) вводится пластический способ (из целого куска).
Предметная лепка дается с натуры и по представлению. Когда основной задачей является овладение новой формой, даем лепку с натуры. Если решаются задачи творческого характера, то лучше предлагать лепку по представлению.
На занятиях по сюжетной лепке обычно детям предлагают вылепить несколько однородных предметов: кошка с котятами, утка с утятами и т.п.
К декоративной лепке можно отнести изображение декоративных пластин, посуду с несложным декоративным узором, народные игрушки.
1. Лепка человека по частям и из целого куска. Темы: «Дед Мороз», «Снегурочка».
2. Лепка фигурки на ногах. Нужно предложить такую тему, при которой ноги у фигурок должны быть толстыми и плотными. Темы: «Девочка (мальчик) в зимней одежде (в шубке, валенках)».
3. Лепка фигуры в движении. Положение фигуры требуется определить в самом начале лепки.
4. Лепка животных и птиц из одного куска. Используется стека для разрезания.
5. Лепка посуды - соединение диска (дна) и лентообразной стенки – расплющенного цилиндра.
Подготовительная к школе группа
Условия:
Такие же, как и в старшей группе.
Методика:
Совершенствуется предметная, сюжетная и декоративная лепка.
В лепке используется конструктивный (из частей) и пластический способ (из целого куска)
Большое внимание уделяется лепке с натуры и лепке по представлению.
В течение всего года лепят овощи, фрукты, посуду, животных, птиц, человека.
- Лепка посуды из колец - кольца укладываются одно на другое и плотно соединяются между собой (замазываются места соединения с внутренней и внешней стороны).
- Лепка посуды путем выбирания стекой (только при лепке глиной!) - стекой выбирают лишнюю глину из шарообразной или цилиндрической формы.
- Лепят человека не только с натуры (игрушки), но и по представлению. Темы могут быть как предметные, так и сюжетные: «Сказочные герои», «Дети делают зарядку», «Дети идут в школу», «Девочка кормит птиц», «Мальчик гуляет с собакой»
- Декоративная лепка пластины - дети учатся сначала создавать эскиз в виде рисунка, а затем по нему оформлять пластинку углубленным и высоким рельефом. Пластинку делают по размерам эскиза.
Методика проведения занятия по лепке:
I этап – определение и название цели лепки. Здесь могут быть использованы различные приемы: игровые, приход персонажа, загадки, стихи.
II этап – рассматривание натуры, которую дети будут лепить. Для рассматривания используется подлинный предмет. Дети рассматривают, отвечают на вопросы воспитателя, рассказывают, ощупывают предмет рукой, говоря о его форме.
III этап – объяснение и уточнение того, как дети должны действовать, какие технические приемы использовать, чтобы вылепить предмет.
Объясняя новый прием, воспитатель предлагает детям совершить это движение с ним, повторяя его действия.
IV этап - выполнение задания. Воспитатель может помочь тем, кто затрудняется, показывает прием еще раз.
V этап - анализ работ. Указываются положительные стороны в соответствии с образцом воспитателя, а также общие ошибки.
Заключение.
После нашей с вами работы, я думаю, что лепка станет для вас и ваших воспитанников одним из любимых занятий. Если вам понравился мастер-класс, вы на память возьмите смайлик с улыбкой, если что-то вам не понравилось – грустный смайлик. Но в любом случае данный опыт будет вам полезен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер -класс родительского собрания на тему:"Единство семьи и детского сада"
Конспект родительского собрания на тему: «Единство семьи и детского сада»- Здравствуйте, уважаемые родители, я очень рада вас всех здесь видеть. Сегодня я вас всех собрала для обсуждения очень важной ...
Мастер – класс «Необычное рисование» Воспитатель по изобразительной деятельности МДОУ – детского сада №15 «Ручеек» Львова А.М.
Одна из главных задач, которая стоит передо мной, как воспитателя изобразительной деятельности – помочь детям познать радость творчества. Поэтому я стараюсь раскрыть детям маленькие секреты рисования,...
Мастер-класс для детей и родителей "Мукосолька" (тестопластика в детском саду)
Тестопластика является одним из видов нетрадиционных техник изобразительного искусства. Занятия тестопластикой не только способствуют развитию воображения, фантацзии, творчества, но и сближают родител...
МАСТЕР – КЛАСС Использование методов работы с песком в условиях детского сада
Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Иг...
Мастер класс «Знакомство с программой «Мате:плюс» Математика в детском саду»
Программа включает в себя все элементы содержания современной математики, представленные на начальном уровне и необходимые для дальнейшего математического образования. Программа является уникальным пр...
Мастер - класс на тему: «МЕТОДИКА ЛЕПКИ В ДЕТСКОМ САДУ»
Цель: Повысить компетентность молодых педагогов МДОУ в обучении дошкольников предметной лепке....
Мастер-класс «Использование динамических пауз в образовательной деятельности в детском саду» (для воспитателей)
Мастер-класс «Использование динамических паузв образовательной деятельности в детском саду»(для воспитателей)Цель:Представление опыта использования динамических пауз и физк...
- Мне нравится (2)