Методика Кюизенера в детском саду
методическая разработка по обучению грамоте (младшая группа) на тему
В пособии предлагается рассмотреть одну из универсальных технологий – палочки Кюизенера, ее использование в играх-занятиях, в самостоятельных играх детей в детском саду. Данный дидактический материал разработан бельгийским математиком Х.Кюизенером. Педагоги, занимаясь с детьми, палочки называют также цветными числами, счетными палочками, цветными палочками, цветными линеечками.
Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetnye_chisla.docx | 629.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Кюизенера в детском саду.
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
В пособии предлагается рассмотреть одну из универсальных технологий – палочки Кюизенера, ее использование в играх-занятиях, в самостоятельных играх детей в детском саду. Данный дидактический материал разработан бельгийским математиком Х.Кюизенером. Педагоги, занимаясь с детьми, палочки называют также цветными числами, счетными палочками, цветными палочками, цветными линеечками.
Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.
Эффективное применение палочек Х.Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.
Используя цветные числа, реализуется один из важнейших признаков дидактики – принцип наглядности. Игры-занятия с палочками позволяет ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом. Счетом, измерением, простейшими вычислениями. Кроме того, палочки Кюизенера помогают в решении образовательных, воспитательных, развивающих задач.
Палочки Х. Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также им возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
С математической точки зрения, палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка.
Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:
- Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
- Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
- Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
- Осваивать прямой и обратный счет.
- Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
- Усвоить отношения между числами (больше – меньше, больше – меньше на…), пользоваться знаками сравнения <, >.
- Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления.
- Научить делить целое на части и измерять объекты.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Познакомить со свойствами геометрических фигур.
- Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.)
- Развивать логическое мышление, внимание, память.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Игры – конструирование.
Цель: упражнять в различении и названии цвета палочек. Развивать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Закреплять такие понятия как «над», «под», «справа», «слева». Составлять рассказы по составленным картинкам.
Развивающая среда: наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), карточки-схемы цветные в масштабе 1:1.
Ход игры:
Чтобы разнообразить игры-конструирования и сделать их интересными для детей, воспитателю необходимо обеспечить мотивацию. Такие игры возможно использовать на различных занятиях (по математическому, познавательному развитию, на занятиях по развитию речи и ИЗО). Важно, чтобы они соответствовали тематике.
Занятие в I младшей группе
«Идет коза рогатая»
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами.
- Дать понятие о величине: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий.
Материал:
- ковролин;
- картинки с изображением животных (корова, коза) и их детенышей;
- веревочки – липучки;
- цветные палочки Кюизенера (длинные и короткие);
- игрушки-коза.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на ковролин, где на лугу пасутся животные, читает четворостишие:
Ходит, бродит по лужку
Рыжая корова.
Даст она нам к вечерку
Молочка парного.
Вопросы:
- О ком стихотворение? (о корове – дети показывают на ковролине)
- Что есть у коровы? (рога – большие, хвост – длинный).
- Как она кричит?
- Что нам дает корова?
- Что она ест?
Воспитатель прикрепляет к ковролину картинку с козой, читает потешку:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Глазками – хлоп-хлоп,
Ножками – топ-топ.
Дети отвечают на аналогичные вопросы, сравнивают козу с коровой: кто больше? У кого длиннее хвост (рога)?
Пальчиковая игра «Коза» (пальчики – «Коза» (пальчики-«козы» «гуляют» по лугу-ковролину).
Раздаются крики: му-у, ме-е.
Воспитатель обращает внимание на ковролин, где «потерялись» детеныши (прикрепляет картинки теленка и козленка). С помощью веревочек дети соединяют корову и теленка, козу и козленка, называют детенышей.
Подвижная игра «Прятки».
Дети ищут игрушку-козу. Воспитатель прячет 2-3 раза.
Чтобы детеныши далеко не убегали от своих мам-животных, воспитатель предлагает сделать заборчик из цветных палочек на ковролине.
Вопросы:
- Какого цвета забор?
- Он высокий или низкий?
Воспитатель оценивает постройку забора, отмечает, что дети с любовью относились к животным, построили забор, и теперь детеныши не потеряются.
Корова с козой угощают детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цветные палочки Х.Кюизенера в детском саду.
Методические рекомендации по работе с палочками Х.Кюизенера в детском саду....
Папка-передвижка "Цветные числа" Кюизенера в детском саду"
Материал папки-передвижки "Цветные числа" Кюизенера в детском саду" предназначен для ознакомления родителей с данным дидактическим пособием, особенностями его использования детьми дошкольного возраста...
Мастер - класс для воспитателей «Цветные числа» Кюизенера в детском саду
Знакомстов педагогов с приемами работы с дидактическим материалом - счетные палочки Кюизенера....
"Цветные числа" Х.Кюизенера в детском саду.
"Цветные числа" Х.Кюизенера в детском саду.Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет н...
Мастер- класс для воспитателей «Познавательное развитие с палочками Кюизенера» в детском саду
Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по познавательному развитию. Повышение уровня профессионализма воспитателей...
Памятка для педагогов "Цветные числа Кюизенера в детском саду"
Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, математическими понятиями в доступ...
Консультация для воспитателей " «Цветные числа» Кюизенера в детском саду"
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения. Одним из эффективных ср...