Конспект мероприятия по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе «Ладушка в гостях у ребят».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Никула Алёна Сергеевна

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребѐнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Данный материал поможет вести целенаправленную воспитательную работу с детьми 5-6 лет по формированию чувства гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьѐй, решая благородную задачу – воспитания юного патриота России. Методическая разработка возможна для широкого применения в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений, во время занятий по нравственно - патриотическому воспитанию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_nravstvenno.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мероприятия по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе «Ладушка в гостях у ребят».

Описание материала:

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребѐнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Данный материал поможет вести целенаправленную воспитательную работу с детьми 5-6 лет по формированию чувства гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьѐй, решая благородную задачу – воспитания юного патриота России. Методическая разработка возможна для широкого применения в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений, во время занятий по нравственно - патриотическому воспитанию.

Программное содержание:

- закрепить знания детей о семье, родственных отношениях;

- раскрыть понятия «родители», «семья»;

- вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями.

Словарная работа: расширить словарный запас детей словами: род, родословная, генеалогическое древо.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание семейных фотоальбомов, рассказы детей о своих близких, помощь родителями в изготовлении «генеалогических древ», разучивание стихов о семье.

Материал и оборудование: круги с грустными и весѐлыми лицами, мяч, фото-картина «Моя семья», «генеалогическое древо» семей, проектор, ноутбук, «Документ – камера».

Методические приѐмы: игровая ситуация, беседа, рассматривание «генеалогических древ», продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Ожидаемый результат: расширенные знания детей об истории происхождения семьи; проявление любви и заботливого отношения к членам своей семьи; познавательный интерес к истории возникновения своей семьи, воспитание юного патриота России.

Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие, мы поговорим о самом важном, самом главном в нашей жизни - о семье. Почему о семье? Потому что семья - это самое дорогое, что есть у любого человека. А в гости к нам придѐт девочка, и зовут еѐ Ладушка. Ребята -это ласковое имя Ладушка в Древней Руси означало богиню красоты и любви. (стук в дверь). А вот и Ладушка пришла. Входит Ладушка (ребѐнок)

Воспитатель: Здравствуй, Ладушка. Мы очень рады, что ты пришла к нам.

Ребята, Ладушка пришла послушать рассказы о ваших семьях.

Ладушка: Здравствуйте, ребята. Спасибо вам за приглашение. Вы такие все милые. Я очень хочу с вами познакомиться.

Собирайтесь дети в круг,

           Я твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмѐмся

И друг другу улыбнѐмся.

(дети образуют круг)-

Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я, Ладушка, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут. (дети называют своѐ имя: Мишенька, Кирюша, Дашенька) - Какие красивые у вас имена, ребята.

Воспитатель: У каждого человека есть имя. Его дают родители после рождения. Каждый день рядом с нами находятся наши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка. Я знаю, что вы их очень любите. Почему? (они добрые, заботятся о нас).-

А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы. (воспитатель бросает мяч ребѐнку и задаѐт вопрос)-Как ты обычно называешь маму? Папу?

- Как ты обычно называешь бабушку? Дедушку?

-Как называют маму подруги?

- Кто в вашей семье старший?

- Как ты называешь мамину маму?

-Как ты называешь папиного отца?

-Ты для бабушки кто?

-Кто для тебя бабушкин сын?

-Кто для тебя бабушкина дочка?

-Молодцы, ребята. Справились с заданием. Присаживайтесь на стульчики.

Ладушка. Ребята, а что такое семья?

(отрывок из стихотворения А. Барто «Семья»).

Дети:  (фоном звучит спокойная мелодия, один ребенок говорит одну строчку)

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно, семья – это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно.

Воспитатель: Семьи, Ладушка, бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были мир, уважение, любовь друг к другу.

Ладушка: Как хорошо, что у вас всех есть семья. Вы - самые счастливые дети на свете. С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением.

Воспитатель: Да, Ладушка. Из далѐких времѐн до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить. Я начну, а вы заканчивайте.

Игра «Продолжи пословицу»

-В гостях хорошо,...... а дома лучше.

-Не красна изба углами,.......... а красна пирогами.

-Каково на дому,............... таково и самому.

-Дети не в тягость,............. а в радость.

-Когда семья вместе........ и душа на месте.

-Всякой матери................ своѐ дитя мило.

-Мать кормит детей,.............. как земля людей.

-Семья –это............... семь Я.

Воспитатель: Ладушка, хочешь мы тебя научим играть в русско – народную игра «Яблочко».  Ход: дети стоят в кругу, говорят слова и передают яблоко друг другу. На ком закончатся слова, то и бежит внутри круга. Ищет себе дружка, кладет яблочко возле ног. После этого дети встают спиной друг к другу, и бегут по кругу в разные стороны. Кто первый прибежит, с того и начинается игра. Яблочко золотое, яблочко наливное. По рукам катилось и остановилось. Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди! 

Воспитатель: Ладушка, а сейчас я хочу познакомить тебя с некоторыми семьями. Я думаю, что каждому человеку интересно узнать побольше о своих предках. У каждой семьи своя история. Нашу связь с родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется (показывает на генеалогические древа) «генеалогическое древо».

Это и правда дерево, у которого есть корни, ствол, ветви и листья. Родители сделали эти «древа» вместе с детьми. Самым уважаемым считается старший член семьи. Кто это?

Дети: Бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка.

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за советом, они мудрые, мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь нашим родителям.

Воспитатель: Ладушка, наши ребята знают, что у них есть не только мама с папой, но и другие члены семьи. Вот послушай, как Катюша расскажет о своей семье.

Дети рассказывают по генеалогическому древу о своей семье.

Ладушка: Да, как сложно нам детям разобраться в родственных связях, особенно если родня большая.

Воспитатель: Да, Ладушка. Порой взрослому тяжело объяснить кто кому кто? Я предлагаю тебе и всем ребятам послушать инсценировку стихотворения Якова Акима «Кто кому кто?» (воспитатель надевает платок, очки, изображая бабушку и с ребѐнком садятся на стульчики).

Инсценировка стихотворения Я. Акима «Кто кому кто?»

Ребѐнок. Бабушка, бабушка, я чья дочка?

Бабушка. Ты Федина дочка, моего сыночка.

Ребѐнок. Мой папа большой, и совсем не сыночек!

Бабушка. Сыночек, брат четырѐх моих дочек, помнишь, мы были у старшей Авдотьи?

Ребѐнок. Да разве у дочки мы были? У тѐти!

Бабушка. Тѐтю твою, я в люльке качала...

Ребѐнок. Бабушка, стой, объясни всѐ сначала. Кто мне Наташа и два еѐ братца?

Бабушка. Ладно, попробуем разобраться: их мама, племянницы мужа сестра, маленькой ох и была шустра! А ты им доводишься…-Хитрое дело...

Ребѐнок. Бабушка, что - то у нас пригорело!

Бабушка. Тьфу ты, пока я соображала, всѐ молоко из кастрюли сбежало!

Воспитатель: Вот такая история. А сейчас, я предлагаю поиграть. Я буду называть разные поступки, которые совершают дети, а вы – оценивать, какие из них хорошие, а какие плохие. Весѐлое лицо – хорошие поступки, грустное - плохие. Начинаем!

Игра «Хорошо –плохо»

Мальчик подмѐл пол. (Хорошо.)

Мальчик не мыл руки перед едой. (Плохо.)

Помог сестрѐнке одеться. (Хорошо.)

Девочка с мамой мыла посуду. (Хорошо.)

Мальчик не слушался маму и долго не ложился спать. (Плохо.)

Девочка кричала на маму. (Плохо.)

Не слушалась бабушку кривлялась. (Плохо.)

Девочка подарила маме цветок. (Хорошо.)

Мальчик сломал машину и порвал рубашку. (Плохо.)

Мальчик помог маме и полил цветы. (Хорошо.)

Вы дали игрушки другим детям. (Хорошо.)

Вы прыгали по кроватям. (Плохо.)

Вы уступили место в автобусе. (Хорошо.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я знаю, что вы никогда не будете совершать плохих поступков.

Ладушка: Ребята, мне так понравились ваши рассказы о семье. И семьи у вас такие счастливые.

Воспитатель: Ладушка, я предлагаю сделать шуточную семейную

фотографию, но для этого ребятам, надо отгадать загадки.

Ладушка:

Я спрошу у вас друзья:

Что такое семья?

Трудно быстро дать ответ?

Ну, тогда вам мой совет:

Отгадайте по порядку

Все семейные загадки.

Воспитатель:

Кто хозяин в доме первый?

На ком держится семья?

«Мама», - скажете... наверно!

Мальчик: Это папа, это я. (ребѐнок поднимает за картиной ширмочку и показывает своѐ лицо в прорезанное отверстие)

Воспитатель:

Кто на кухне жарит, парит?

Кормит всех нас каждый день?

Убирать, стирать, готовить

Ей не чуточку, не лень!

Еѐ любит вся семья!

Девочка: Это мама, это я!

Воспитатель:

Кто нам свяжет всем носочки?

Нас погладит ласково?

И в любой беде утешит?

И расскажет сказку нам?

Поиграет в ладушки?

Девочка: Это наша бабушка!

Воспитатель:

Кто на машине нас прокатит?

И на рыбалку позовѐт?

Любому делу нас научит,

И за грибами в лес возьмѐт?

Рядом с ним скуки нет!

Кто же это?

Мальчик: Конечно дед!

Воспитатель:

Кто по утрам идет учиться?

Он получать оценки рад!

Мальчик: Конечно это старший брат!

Воспитатель:

У неѐ заколки, бантики,

Куклы, бусинки и фантики,

Смешные милые косички...

Девочка: Конечно, это я, сестричка!

Дети заполняют прорезанные отверстия фото - картины. (Рисунок 5)

Воспитатель:

Мы все загадки загадали

И обо всех сейчас узнали

И что вы скажете, друзья...

Дети: (хором) Что это дружная семья!

Ладушка:

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

Воспитатель: Ребята, вы теперь понимаете, что такое семья?

Семья любит нас разных: маленьких и больших, хороших и озорных, весѐлых и грустных.

Я хочу, чтобы вы заботились обо всех членах вашей семьи. И пусть каждой семье всегда улыбается ласковое солнышко.

Рефлексия. Ребята, что вам понравилось на занятии?

-Что же такое семья?

-Какой должна быть семья?

Звучит песня «Светит солнышко для всех».

Ладушка дарит детям вкусные осенние яблоки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Животный мир средней полосы России».

Конспект занятия по  нравственно-патриотическому воспитанию детей  старшей группы на  тему:  «Животный мир  средней  полосы России» расширяет  представлен...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы: "Русские богатыри"

-Закреплять и расширять знания детей о русских богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и др., об  оружии  древних воинов.-Учить отвечать на вопросы связно и последова...

конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию для старшей группы" Мой город"

Даный материал в доступой ,игровой форме знакомит детей с родным городом, его примечательностями, развивает речь, фантазию,творческое мышление,воспитывает толеронтость и нравственность....

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Цель: Воспитание у детей нравственно – патриотических чувств посредством знакомства с понятием семья....