Конспект мероприятия по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе «Ладушка в гостях у ребят».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребѐнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Данный материал поможет вести целенаправленную воспитательную работу с детьми 5-6 лет по формированию чувства гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьѐй, решая благородную задачу – воспитания юного патриота России. Методическая разработка возможна для широкого применения в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений, во время занятий по нравственно - патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_nravstvenno.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мероприятия по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе «Ладушка в гостях у ребят».
Описание материала:
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребѐнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Данный материал поможет вести целенаправленную воспитательную работу с детьми 5-6 лет по формированию чувства гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьѐй, решая благородную задачу – воспитания юного патриота России. Методическая разработка возможна для широкого применения в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений, во время занятий по нравственно - патриотическому воспитанию.
Программное содержание:
- закрепить знания детей о семье, родственных отношениях;
- раскрыть понятия «родители», «семья»;
- вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями.
Словарная работа: расширить словарный запас детей словами: род, родословная, генеалогическое древо.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание семейных фотоальбомов, рассказы детей о своих близких, помощь родителями в изготовлении «генеалогических древ», разучивание стихов о семье.
Материал и оборудование: круги с грустными и весѐлыми лицами, мяч, фото-картина «Моя семья», «генеалогическое древо» семей, проектор, ноутбук, «Документ – камера».
Методические приѐмы: игровая ситуация, беседа, рассматривание «генеалогических древ», продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Ожидаемый результат: расширенные знания детей об истории происхождения семьи; проявление любви и заботливого отношения к членам своей семьи; познавательный интерес к истории возникновения своей семьи, воспитание юного патриота России.
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие, мы поговорим о самом важном, самом главном в нашей жизни - о семье. Почему о семье? Потому что семья - это самое дорогое, что есть у любого человека. А в гости к нам придѐт девочка, и зовут еѐ Ладушка. Ребята -это ласковое имя Ладушка в Древней Руси означало богиню красоты и любви. (стук в дверь). А вот и Ладушка пришла. Входит Ладушка (ребѐнок)
Воспитатель: Здравствуй, Ладушка. Мы очень рады, что ты пришла к нам.
Ребята, Ладушка пришла послушать рассказы о ваших семьях.
Ладушка: Здравствуйте, ребята. Спасибо вам за приглашение. Вы такие все милые. Я очень хочу с вами познакомиться.
Собирайтесь дети в круг,
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмѐмся
И друг другу улыбнѐмся.
(дети образуют круг)-
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я, Ладушка, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут. (дети называют своѐ имя: Мишенька, Кирюша, Дашенька) - Какие красивые у вас имена, ребята.
Воспитатель: У каждого человека есть имя. Его дают родители после рождения. Каждый день рядом с нами находятся наши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка. Я знаю, что вы их очень любите. Почему? (они добрые, заботятся о нас).-
А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы. (воспитатель бросает мяч ребѐнку и задаѐт вопрос)-Как ты обычно называешь маму? Папу?
- Как ты обычно называешь бабушку? Дедушку?
-Как называют маму подруги?
- Кто в вашей семье старший?
- Как ты называешь мамину маму?
-Как ты называешь папиного отца?
-Ты для бабушки кто?
-Кто для тебя бабушкин сын?
-Кто для тебя бабушкина дочка?
-Молодцы, ребята. Справились с заданием. Присаживайтесь на стульчики.
Ладушка. Ребята, а что такое семья?
(отрывок из стихотворения А. Барто «Семья»).
Дети: (фоном звучит спокойная мелодия, один ребенок говорит одну строчку)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно, семья – это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно.
Воспитатель: Семьи, Ладушка, бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были мир, уважение, любовь друг к другу.
Ладушка: Как хорошо, что у вас всех есть семья. Вы - самые счастливые дети на свете. С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением.
Воспитатель: Да, Ладушка. Из далѐких времѐн до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить. Я начну, а вы заканчивайте.
Игра «Продолжи пословицу»
-В гостях хорошо,...... а дома лучше.
-Не красна изба углами,.......... а красна пирогами.
-Каково на дому,............... таково и самому.
-Дети не в тягость,............. а в радость.
-Когда семья вместе........ и душа на месте.
-Всякой матери................ своѐ дитя мило.
-Мать кормит детей,.............. как земля людей.
-Семья –это............... семь Я.
Воспитатель: Ладушка, хочешь мы тебя научим играть в русско – народную игра «Яблочко». Ход: дети стоят в кругу, говорят слова и передают яблоко друг другу. На ком закончатся слова, то и бежит внутри круга. Ищет себе дружка, кладет яблочко возле ног. После этого дети встают спиной друг к другу, и бегут по кругу в разные стороны. Кто первый прибежит, с того и начинается игра. Яблочко золотое, яблочко наливное. По рукам катилось и остановилось. Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!
Воспитатель: Ладушка, а сейчас я хочу познакомить тебя с некоторыми семьями. Я думаю, что каждому человеку интересно узнать побольше о своих предках. У каждой семьи своя история. Нашу связь с родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется (показывает на генеалогические древа) «генеалогическое древо».
Это и правда дерево, у которого есть корни, ствол, ветви и листья. Родители сделали эти «древа» вместе с детьми. Самым уважаемым считается старший член семьи. Кто это?
Дети: Бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за советом, они мудрые, мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь нашим родителям.
Воспитатель: Ладушка, наши ребята знают, что у них есть не только мама с папой, но и другие члены семьи. Вот послушай, как Катюша расскажет о своей семье.
Дети рассказывают по генеалогическому древу о своей семье.
Ладушка: Да, как сложно нам детям разобраться в родственных связях, особенно если родня большая.
Воспитатель: Да, Ладушка. Порой взрослому тяжело объяснить кто кому кто? Я предлагаю тебе и всем ребятам послушать инсценировку стихотворения Якова Акима «Кто кому кто?» (воспитатель надевает платок, очки, изображая бабушку и с ребѐнком садятся на стульчики).
Инсценировка стихотворения Я. Акима «Кто кому кто?»
Ребѐнок. Бабушка, бабушка, я чья дочка?
Бабушка. Ты Федина дочка, моего сыночка.
Ребѐнок. Мой папа большой, и совсем не сыночек!
Бабушка. Сыночек, брат четырѐх моих дочек, помнишь, мы были у старшей Авдотьи?
Ребѐнок. Да разве у дочки мы были? У тѐти!
Бабушка. Тѐтю твою, я в люльке качала...
Ребѐнок. Бабушка, стой, объясни всѐ сначала. Кто мне Наташа и два еѐ братца?
Бабушка. Ладно, попробуем разобраться: их мама, племянницы мужа сестра, маленькой ох и была шустра! А ты им доводишься…-Хитрое дело...
Ребѐнок. Бабушка, что - то у нас пригорело!
Бабушка. Тьфу ты, пока я соображала, всѐ молоко из кастрюли сбежало!
Воспитатель: Вот такая история. А сейчас, я предлагаю поиграть. Я буду называть разные поступки, которые совершают дети, а вы – оценивать, какие из них хорошие, а какие плохие. Весѐлое лицо – хорошие поступки, грустное - плохие. Начинаем!
Игра «Хорошо –плохо»
Мальчик подмѐл пол. (Хорошо.)
Мальчик не мыл руки перед едой. (Плохо.)
Помог сестрѐнке одеться. (Хорошо.)
Девочка с мамой мыла посуду. (Хорошо.)
Мальчик не слушался маму и долго не ложился спать. (Плохо.)
Девочка кричала на маму. (Плохо.)
Не слушалась бабушку кривлялась. (Плохо.)
Девочка подарила маме цветок. (Хорошо.)
Мальчик сломал машину и порвал рубашку. (Плохо.)
Мальчик помог маме и полил цветы. (Хорошо.)
Вы дали игрушки другим детям. (Хорошо.)
Вы прыгали по кроватям. (Плохо.)
Вы уступили место в автобусе. (Хорошо.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я знаю, что вы никогда не будете совершать плохих поступков.
Ладушка: Ребята, мне так понравились ваши рассказы о семье. И семьи у вас такие счастливые.
Воспитатель: Ладушка, я предлагаю сделать шуточную семейную
фотографию, но для этого ребятам, надо отгадать загадки.
Ладушка:
Я спрошу у вас друзья:
Что такое семья?
Трудно быстро дать ответ?
Ну, тогда вам мой совет:
Отгадайте по порядку
Все семейные загадки.
Воспитатель:
Кто хозяин в доме первый?
На ком держится семья?
«Мама», - скажете... наверно!
Мальчик: Это папа, это я. (ребѐнок поднимает за картиной ширмочку и показывает своѐ лицо в прорезанное отверстие)
Воспитатель:
Кто на кухне жарит, парит?
Кормит всех нас каждый день?
Убирать, стирать, готовить
Ей не чуточку, не лень!
Еѐ любит вся семья!
Девочка: Это мама, это я!
Воспитатель:
Кто нам свяжет всем носочки?
Нас погладит ласково?
И в любой беде утешит?
И расскажет сказку нам?
Поиграет в ладушки?
Девочка: Это наша бабушка!
Воспитатель:
Кто на машине нас прокатит?
И на рыбалку позовѐт?
Любому делу нас научит,
И за грибами в лес возьмѐт?
Рядом с ним скуки нет!
Кто же это?
Мальчик: Конечно дед!
Воспитатель:
Кто по утрам идет учиться?
Он получать оценки рад!
Мальчик: Конечно это старший брат!
Воспитатель:
У неѐ заколки, бантики,
Куклы, бусинки и фантики,
Смешные милые косички...
Девочка: Конечно, это я, сестричка!
Дети заполняют прорезанные отверстия фото - картины. (Рисунок 5)
Воспитатель:
Мы все загадки загадали
И обо всех сейчас узнали
И что вы скажете, друзья...
Дети: (хором) Что это дружная семья!
Ладушка:
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель: Ребята, вы теперь понимаете, что такое семья?
Семья любит нас разных: маленьких и больших, хороших и озорных, весѐлых и грустных.
Я хочу, чтобы вы заботились обо всех членах вашей семьи. И пусть каждой семье всегда улыбается ласковое солнышко.
Рефлексия. Ребята, что вам понравилось на занятии?
-Что же такое семья?
-Какой должна быть семья?
Звучит песня «Светит солнышко для всех».
Ладушка дарит детям вкусные осенние яблоки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Животный мир средней полосы России».
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Животный мир средней полосы России» расширяет представлен...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы: "Русские богатыри"
-Закреплять и расширять знания детей о русских богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и др., об оружии древних воинов.-Учить отвечать на вопросы связно и последова...
конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию для старшей группы" Мой город"
Даный материал в доступой ,игровой форме знакомит детей с родным городом, его примечательностями, развивает речь, фантазию,творческое мышление,воспитывает толеронтость и нравственность....
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Цель: Воспитание у детей нравственно – патриотических чувств посредством знакомства с понятием семья....