Проект в младшей группе "Как увидеть воздух"
проект (младшая группа)

Гарифуллина Зульфия Разимовна

В настоящее время в стране происходит процесс обновления образования. Современному обществу нужны личности, способные к познавательно – деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности. По утверждению Н. Н. Поддьякова  «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограничении их интеллектуальных впечатлений, интересов». Дошкольники, по своей природе, любознательны, постоянно задают вопросы, им все хочется знать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Именно в этом возрасте создаются предпосылки для развития познавательных интересов, поэтому детей нужно включать в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогут обнаружить новые сведения и свойства предметов и явлений. А.П.Усова отмечает, что экспериментирование является ведущей деятельностью в период дошкольного детства, как никакой метод соответствует этим возрастным особенностям и позволит расширить кругозор детей, получить представления о различных сторонах изучаемого объекта, активизирует мыслительные процессы, стимулирует речевое развитие. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму». Если ребенок слышит и делает все сам, то усвоит все прочно и надолго.  С детьми младшей группы можно проводить исследовательские эксперименты по знакомству с объектами неживой природы.  Предлагаемый проект  «Воздух» позволит обогатить знания и представления детей  о воздухе, его свойствах, действиях с ним, повысит словесную активность и поисковую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mladshaya_gruppa.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития – детский сад №100 «Эврика» НМР РТ

ПРОЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

«Как увидеть воздух»

Автор: Гарифуллина Зульфия Разимовна

Нижнекамск

2023

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: исследовательский.

Срок реализации: 10 – 14 апреля (краткосрочный).

Участники проекта: педагог, дети второй младшей группы, родители.

Описание проекта

Актуальность проекта: в настоящее время в стране происходит процесс обновления образования. Современному обществу нужны личности, способные к познавательно – деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности. По утверждению Н. Н. Поддьякова  «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограничении их интеллектуальных впечатлений, интересов». Дошкольники, по своей природе, любознательны, постоянно задают вопросы, им все хочется знать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Именно в этом возрасте создаются предпосылки для развития познавательных интересов, поэтому детей нужно включать в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогут обнаружить новые сведения и свойства предметов и явлений. А.П.Усова отмечает, что экспериментирование является ведущей деятельностью в период дошкольного детства, как никакой метод соответствует этим возрастным особенностям и позволит расширить кругозор детей, получить представления о различных сторонах изучаемого объекта, активизирует мыслительные процессы, стимулирует речевое развитие. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму». Если ребенок слышит и делает все сам, то усвоит все прочно и надолго.  С детьми младшей группы можно проводить исследовательские эксперименты по знакомству с объектами неживой природы.  Предлагаемый проект  «Воздух» позволит обогатить знания и представления детей  о воздухе, его свойствах, действиях с ним, повысит словесную активность и поисковую деятельность.

Цель проекта: дать представление детям о воздухе.

Задачи проекта:

Образовательные: Познакомить детей с понятием «воздух». Формировать знания детей о свойствах воздуха: прозрачный, невидимый, имеет вес, может двигаться, им можно рисовать, необходим всему живому для жизни.

Развивающие: Развивать речь детей через дыхательную гимнастику. Пополнить словарь детей  словами: двигается, надутый, спущенный, легкий, невидимый.

Воспитательные: Воспитывать желание находить способы решения проблемы. Воспитывать наблюдательность, любознательность.

Продолжать развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса, вовлекая в проект.

Ожидаемый результат:

Повышение уровня развития любознательности детей.

Получение элементарных представлений  о воздухе, его свойствах.

Развитие артикуляционного аппарата детей.

Формирование у детей простейших  знаний об  опытах, с помощью которых можно познакомиться с воздухом.

Родители приобретают знания по организации познавательно – исследовательской деятельности по теме «Воздух».

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

1. Подобрать методическую литературу по теме проекта.

2. Создать картотеку опытов с воздухом.

3. Оснастить предметно – развивающую среду группы, для проведения экспериментальной деятельности.

4. Вовлекать родителей в образовательный процесс, направленный на знакомство детей  с воздухом.

     

2 этап – основной (практический)

1. План-график работы по реализации проекта.

2. Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка разных образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.

3 этап – заключительный:

Итоговое мероприятие: развлечение для детей «Как увидеть воздух».

Оборудование и материалы:

Стаканчик с водой, трубочка для коктейля, банка с водой, стакан, воздушные шарики, надувные игрушки, нарванная бумага, мыльные пузыри, вертушки, воздушные шары, бумажные самолётики; книги: А.С.Пушкин «Сказки», М.Андреева «Воздух»; диск «Звук ветра»

Формы работы:

1.        Беседы с применением наглядных пособий

2.        Практическая деятельность

3.        Опытно-исследовательская работа

4.        Мини-занятия

5.        Взаимодействие с родителями

Основные методы работы:

-        Словесные: чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение, словесный инструктаж.

-        Наглядные: рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и природы, показ опытов.

-        Практические: дидактическая игра, опыты, экспериментирование.

План – график работы по реализации проекта.

День недели

Совместная образовательная деятельность педагога и детей

Понедельник

  1. Беседа «О воздухе».
  2. Дыхательная гимнастика «Слушаем дыхание»
  3. Пальчиковая игра «Шарик»
  4. Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
  5. Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Узнай по запаху».
  6. Надувание мыльных пузырей
  7. Подвижная игра «Раздувайся, пузырь»

Вторник

  1. Чтение стихотворения А.С. Пушкин «Ветер по морю гуляет»
  2. Дыхательная гимнастика «Самовар»
  3. Пальчиковая игра «Веер»
  4. Физкульминутка «Деревья»
  5. Наблюдение за ветром
  6. Игры с вертушками.
  7. Подвижная игра «Песчинки и ветер»

Среда

  1. Слушание аудиозаписи «Звук ветра»
  2. Загадки о ветре
  3. Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
  4. Физкультминутка «Бабочка»
  5. Пальчиковая игра «Воздушные шары»
  6. Экспериментальная деятельность «Шарик для Винни - пуха»
  7. Игры с воздушными шариками

Четверг

  1. Чтение стихотворения «Ветер, ветер ты могуч», М. Андреева «Воздух».
  2. Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса»
  3. Пальчиковая игра «Дождик»
  4. Игры с бумажными самолётами, бумажными корабликами.
  5. Физкультминутка «Ветер»
  6. Подвижная игра «Ветер, ветерок»

Пятница

Итоговое мероприятие - развлечение «Как увидеть воздух»

Взаимодействие с родителями

1. «Сделать ветер» - сложить из тетрадных листов «гармошки», сделать большой и маленький веер, скрутив и закрепив ручки скотчем. Взять большой веер и помахать им перед лицом ребенка, а потом маленьким – от какого веера ветерок сильнее.

2.Наблюдать за движением облаков на небе, за деревьями в ветреную погоду.

3.Предложить изготовить вертушку для определения силы ветра – сложить бумажную квадратную заготовку  два раза пополам и два раза по диагонали, развернуть. Все четыре угла согнуть к центру квадрата. Развернуть.  Правую и левую стороны квадрата согнуть к намеченной середине. Сложить верхнюю и нижнюю стороны к середине. С внутренней стороны потянуть в стороны уголки. Должен получиться катамаран. Отогнуть левую верхнюю вершину вверх, а нижнюю правую – вниз. Вертушка готова. Нанизать на зубочистку.

Результат

Дети, благодаря поисково-экспериментальной деятельности, приобрели определенные знания по теме «Воздух». У них появилось желание узнавать новое посредством опытов, появился интерес к деятельности. Дети научились правильно дышать и выдувать воздух. Реализуемый проект показал, что детям нравится получать знания посредством проведения опытов. Эти знания более прочные. В процессе данной деятельности повысились любознательность, речевая активность. Родители получили знания по организации познавательно – исследовательской деятельности своих детей. У родителей появилось желание помочь в оснащение экспериментального уголка атрибутами, дидактическим материалом для дальнейшего знакомства с объектами неживой природы.                                        

Приложение

Беседа «О воздухе»

Цель: дать детям представление о воздухе: невидимый,  прозрачный, бесцветный.

Воспитатель предлагает детям посмотреть по сторонам и поискать гостя. (Дети никого не находят). Воспитатель объясняет, что в гости пришел воздух, предлагает поискать его. Как мы можем найти воздух? (подуть на ладошки, помахать руками). Почему мы не видим воздух? (Ответы детей). Объяснить детям, что воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.

Экспериментирование «Шарик для  Винни - пуха»

Цель: познакомить со свойствами воздуха.

Задачи:

1.Формировать знания детей о том, что внутри человека есть воздух, что он прозрачный

2.Развивать поисково-исследовательскую деятельность, интерес к экспериментированию посредством опытов.

3.Воспитывать наблюдательность.

Материал к деятельности: медвежонок, шарик, карандаш, веревка.

Ход деятельности:

1.Мотивационная часть.

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел Винни - пух и принес с собой шарик.  Он хочет со своими друзьями  на нем полетать. Но он не знает, как шарик  приготовить к полёту.  А вы ребята знаете?

Ответ детей.

Воспитатель:  Правильно ребята, шарик  нужно надуть.

А чем надувают шарик?

Ответ детей.

Воспитатель: Ребята, а откуда берется воздух для шарика?

Ответ детей.

Воспитатель: Правильно ребята у нас внутри есть воздух. Если я буду надувать шарик, то мой воздух попадет в него.

Все мы с вами дышим воздухом: вдыхаем и выдыхаем его. Давайте поиграем с воздухом.

Игра «Мы дышим»

(Предложить детям положить ладошку на грудь, вздохнуть и почувствовать, как грудная клетка поднимается, выдохнуть и почувствовать, как она опускается при выдохе - это входит и выходит воздух, которым мы дышим).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы можем обходиться без воздуха?

Ответ детей.

Воспитатель: Давайте проверим: зажмите ладошкой рот и нос. Я посчитаю, сколько времени мы обойдемся без воздуха. Вам тяжело было не дышать? заметили?

Ответ детей.

Воспитатель: Человек не может жить без воздуха.

А сейчас давайте надуем шарики для Винни-пуха и его друзей. (Надувает шарик). Ребята, расскажем Незнайке, что может случиться с его шаром, если он на веточку налетит.

Игра малой подвижности «Раздувайся, мой шар»

(Дети берутся за руки и образуют маленький круг.  Маленькими шагами отходят назад, произнося слова:

Раздувайся, мой шар,

Раздувайся большой, Оставайся такой

Да не лопайся!

Он летел, летел, летел

И за веточку задел и лопнул.

Дети двигаются в центр круга, произнося звук «Ш-Ш-Ш»

Воспитатель: Ребята обратите внимание: пока мы с вами двигались, играли,  шарик слетел с того места, на которое я его положила? Почему?

Ответ детей.

Воспитатель: Оказывается, ребята наше с вами движение привело в движение воздух, находящийся вокруг нас, и он сдвинул шарик. А это значит -  воздух может двигаться. Спасибо Винни - пух тебе и твоему шарику. Вы помогли нам узнать о воздухе.

Итог: Что вы узнали о воздухе?

Ответ детей.

Воспитатель: Правильно, мы узнали, что мы не можем без него жить, что он нужен для того, чтобы надуть шарик, а еще, что воздух может двигаться.

                                           

Дидактические игры по теме «Воздух»

1. «Узнай по запаху»

Цель: формировать знания детей о том, что воздух может переносить запахи.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку отгадать  по запаху  фрукт или овощ, назвать его.

2. «Хорошо – плохо»

Цель: формировать знания детей о пользе и вреде воздуха.

Ход игры: перед ребенком сюжетные и предметные картинки. Ребенок вместе с воспитателем изучает изображение, делает вывод, говорит его. (Пылесос, фен, ветер ветки гнет, надувная лодка, закрытая форточка, открытая форточка)    

Пальчиковые игры по теме «Воздух»

1. «Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг он лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дети дуют на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», а пальчики принимают исходное положение).

2. «Веер»

Солнце светит очень ярко,

(соединить прямые пальцы рук)

И ребятам стало жарко.

(расслабить руки от локтя)

Достаем красивый веер -

(раздвинуть пальцы рук)

Пусть прохладою повеет.

(обмахивает лицо «веером»).

Физкультминутки по теме «Воздух»

1.Ручки подняли и плавно помашем,

Ветер качает листву.

Вниз опустили, кисти стряхнули,

Сбросив на землю листву.

2.Ветер дует нам в лицо

(Махать руками перед лицом)

Закачалось деревцо

(плавные наклоны туловища с поднятыми руками)

Ветерок все тише, тише

(наклоны медленные)

Деревцо все выше, выше.

(выпрямиться).

Подвижная игра «Песчинки и ветер»

Цель: развивать умение детей  играть в коллективе, легко бегать, не наталкиваясь друг на друга, делать повороты вокруг себя, приседать.

Ход игры:

Воспитатель: А сейчас я посмотрю,

Кто умеет веселиться, да и ветра не боится.

(Дует – имитирует дуновение ветра)

Дети: легко бегают по площадке, изображая песчинки.

Воспитатель перестает дуть.

Дети: Приседают на корточки.

Дыхательная гимнастика

  1. «Надуй шарик»

Цель: Тренировать силу вдоха и выдоха.

Ребенок на вдохе разводит руки в стороны – надувает шарик.

На выдохе – медленно сводит руки и произносит: «Ш - Ш-Ш» - шарик сдувается.

  1. «Ветер надувает паруса»

Детям предлагается подуть на салфетку – ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.

Наблюдения за ветром на прогулке

«Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь, стаи туч…»

Цель: формировать умение детей наблюдать за ветром, определять его силу.

Познавательно – исследовательская деятельность:

1.Обратить внимание детей на ветер. Он поднимает с земли листву, крутит ее и бросает на землю. Если он так делает, то какой он слабый или сильный?

Как еще можно определить силу ветра?

Предложить вертушки. Как они  крутятся? Почему быстро (медленно)?

Предложить посмотреть на облака. Как они движутся по небу? Кто их движет?

Загадки про воздух.

 1.Неизвестно где живет,

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймешь.

2.Без рук, без ног.

А ворота открывает.

3.Бежал по тропке луговой –

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой –

Речка сделалась рябой.

4.Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Слышишь его,

А не видишь его.

Стихи про воздух.

1.Воздух – это то, чем дышим.

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полёт

Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

Он из фена вылетает,

Теплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз,

Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял

Воздух разный, он такой!

Где найдем его с  тобой.

                                Марина Андреева.

2.Он – прозрачный невидимка,

Легкий и он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,

Как целительный настой

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой.

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем-

Он ведь нам необходим.

3.Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч

Ты волнуешь сине море

Всюду веешь на просторе.

                                     А.С.Пушкин

4.Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

                                       А.С.Пушкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы Тема: «Как увидеть воздух»

Занятие "Как увидеть воздух" направлено на исследовательскую деятельность детей, педагог подводит их к выводам о том что такое воздух, для чего он нужен, как можно его увидеть....

«Методы и приемы познавательной активности дошкольников как условия формирования состояния «дошкольной зрелости» на тему: «Как увидеть воздух»

«Методы и приемы познавательной активности дошкольников как условия формирования состояния «дошкольной зрелости»на тему: «Как увидеть воздух». Подготовил: воспитатель МБУ СОШ № 89 СП детски...

Познавательно-исследовательский проект в младшей группе "Вода-воздух"

Познавательно-исследовательская деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках образовательной деятельности с детьми второй младшей группы.Данный проект представляет собой создание ...

Статья "Как увидеть воздух? (проект для детей средней группы)".

Проект с элементами экспериментирования является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира. Он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, ...

Познавательно-исследовательский проект в младшей группе Вода-воздух

Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью дет...

Познавательно исследовательский проект в младшей разновозрастной группе: «Воздух вокруг нас»

Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе «Воздух вокруг нас»...

Познавательно-исследовательский проект в младшей группе «Невидимка воздух и волшебница вода»

Цель проекта: Создание условий для формирования представлений детей о воздухе и воде и о их свойствах через исследовательскую деятельность.Задачи:Познакомить детей с понятием «воздух», &la...