Познавательно-исследовательский проект в младшей группе «Невидимка воздух и волшебница вода»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Цель проекта: Создание условий для формирования представлений детей о воздухе и воде и о их свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «воздух», «вода»
  2. Формировать знания детей о свойствах воздуха: прозрачный, невидимый, имеет вес, может двигаться, им можно рисовать, необходим всем живым для жизни; формировать у детей элементарные представления о свойствах воды: прозрачная, льётся, без запаха, без вкуса, имеет разную температуру, её можно окрашивать, может быть твёрдой, газообразной, необходим всем живым для жизни.
  3. Развивать познавательный интерес к экспериментированию, через вовлечение детей в проведение опытов.
  4. Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь.
  5. Воспитывать наблюдательность, любознательность.
  6. Воспитывать аккуратность при проведении опытов, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.


Методы проекта:

-изучение информации, беседы;

-анализ познавательной литературы;

- подбор материалов и оборудования для исследований;

- экспериментальная деятельность;

- исследовательская деятельность;

- наблюдения;

- творческая деятельность;

- игровая деятельность (познавательная, логическая, художественно – познавательная игры).

 

 Предполагаемый результат проекта:

1. Дети познакомились с некоторыми свойствами воздуха и воды, посредством опытно-экспериментальной деятельности.                   

2. У детей формируются элементарные представления о воздухе и воде, о значении воздуха и воды в жизни человека и других живых организмов.                                                                                                                                                                                                                      

3. У детей формируются развитие познавательного интереса к экспериментированию.                                                                                                       

4. У детей формируются умение делать простейшие обобщения или выводы по результатам опытов                                                                         

5. Привлечь родителей к образовательному процессу и экспериментированию в повседневной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vozduh_voda1.docx78.67 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект

в младшей группе

«Невидимка воздух и волшебница вода»

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный

Сроки проведения: с #1075;. по #1075;.

Участники проекта: воспитатели, дети 3-4 года, родители

Выявление проблемы: Что вы знаете о воздухе и о воде? Какую роль играют воздух и вода в жизни человека?

Проблема. Вода жидкость и воздух-газ необходимые для жизни человека, о которой мы ничего не знаем.

Актуальность: Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Одним из направлений познавательного развития дошкольников является формирование у них естественнонаучных представлений об окружающем мире. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Дошкольники, по своей природе, любознательны, постоянно задают вопросы, им все хочется знать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Именно в этом возрасте создаются предпосылки для развития познавательных интересов, поэтому детей нужно включать в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогут обнаружить новые сведения и свойства предметов и явлений. Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Если ребенок слышит и делает все сам, то усвоит все прочно и надолго. С детьми младшей группы можно проводить исследовательские эксперименты по знакомству с объектами неживой природы. Предлагаемый проект «Воздух, вода» позволит обогатить знания и представления детей о воздухе и воде, их свойствах, действиях с ними, повысит словесную активность и поисковую деятельность. Так же в процессе проведения экспериментов дети научатся работать в команде в радостной атмосфере.

Цель проекта: Создание условий для формирования представлений детей о воздухе и воде и о их свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «воздух», «вода»
  2. Формировать знания детей о свойствах воздуха: прозрачный, невидимый, имеет вес, может двигаться, им можно рисовать, необходим всем живым для жизни; формировать у детей элементарные представления о свойствах воды: прозрачная, льётся, без запаха, без вкуса, имеет разную температуру, её можно окрашивать, может быть твёрдой, газообразной, необходим всем живым для жизни.
  3. Развивать познавательный интерес к экспериментированию, через вовлечение детей в проведение опытов.
  4. Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь.
  5. Воспитывать наблюдательность, любознательность.
  6. Воспитывать аккуратность при проведении опытов, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.


Методы проекта:

-изучение информации, беседы;

-анализ познавательной литературы;

- подбор материалов и оборудования для исследований;

- экспериментальная деятельность;

- исследовательская деятельность;

- наблюдения;

- творческая деятельность;

- игровая деятельность (познавательная, логическая, художественно – познавательная игры).

Предполагаемый результат проекта:

1. Дети познакомились с некоторыми свойствами воздуха и воды, посредством опытно-экспериментальной деятельности. 2. У детей формируются элементарные представления о воздухе и воде, о значении воздуха и воды в жизни человека и других живых организмов. 3. У детей формируются развитие познавательного интереса к экспериментированию. 4. У детей формируются умение делать простейшие обобщения или выводы по результатам опытов 5. Привлечь родителей к образовательному процессу и экспериментированию в повседневной жизни.

Продукт проектной деятельности:

#1048;зготовление картотеки опытов «Вода-Воздух», загадками и пословицами о воде и воздухе.

#1042;ыставка рисунков и поделок детского творчества. #1060;ото – коллаж «Наши опыты с воздухом и водой». #1054;богащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами мыльных пузырей, воздушных шаров, трубочек, камешков, ракушек, стаканчиками, ложечками, тазиком.

Этапы

Подготовительный этап:

Задача 1: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности (подбор познавательной, научной и методической литературы; собрать как можно больше сведений о воде и воздухе из разных источников информации).

Задача 2: Анализ литературы для организации осуществления исследования (подбор художественных произведений (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки о воде и воздухе; подбор опытов и экспериментов с воздухом и водой).

Задача 3: Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению воздуха и воды и определению их основных свойств (подбор консультаций для родителей).

Основной этап:

дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

(по областям)

Беседа: «Воздух нам необходим». Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования.

Опытно-экспериментальная деятельность ФЦКМ

Тема: «Знакомство со свойствами воздуха.

Цель: Формировать элементарные представления об основных свойствах воздуха. Опыты с воздухом: «Поймаем воздух». Доказать «Воздух невидимка, но он есть». «Что тяжелее вода или воздух?» Показать детям, что внутри человека есть воздух и он легче воды. «Воздух не имеет запаха». Показать детям, что воздух передает запах. Игра с воздушным шариком и соломинкой. Показать детям, что машинка двигается под напором выходящего воздуха.

Дыхательное упражнение. «Вертушка».

Развитие длительного непрерывного ротового выдоха;

активизация губных мышц. (физ. развит.)

Наблюдение: «Наблюдение за ветром и определение

состояния ветра с помощью вертушек»

Цель: Формировать умение детей наблюдать за ветром,

определять его силу расширять знания детей о воздухе. (ветер

может двигать предметы).

(познание)

Чтение: В. Бианки «Купание медвежат».

Цель: прививать любовь к детской литературе. (познание)

Консультация для родителей Эксперименты с детьми в домашних условиях.

Цель: приобщить родителей к экспериментальной деятельности совместной с детьми в домашних условиях

Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами мыльных пузырей, воздушных шаров трубочек, камешков, ракушек, стаканчиками, ложечками, тазиком.

Беседа: «Кому нужна вода», «И почему воду нужно беречь».

Цель: познакомить детей с основными свойствами воды, формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу.

Аппликация

Тема: «Воздушный шар» (обрывная аппликация).

Цель: Учить детей аккуратно обрывать маленькие кусочки бумаги и наклеивать на бумагу.

Д.И. «Капельки и тучка». Формировать у детей представление о величине

предмета; развитие мелкой моторики. (познание)

Наблюдение: «За снегом. Снег какой он?».

Формировать представление о состоянии воды. (познание)

Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр».

Познакомить с содержанием сказки в стихах. (познание)

Опытно-экспериментальная деятельность:

Опыты с водой: «Вода это жидкость», «Вода прозрачная

Бесцветная», «Вода изменяет цвет», «Вода не имеет запаха».

«Прятки». Развитие познавательно – исследовательской активности

детей, формирование навыков экспериментирования с водой.

Консультация

«Роль свежего воздуха в жизни вашего ребенка»

Чтение: Сказка о добром Воздухе.

Цель: знакомить детей со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека. Задачи: - сформировать представление о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле. (познание)

Дыхательная гимнастика «Ветерок».

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация

губных мышц. (физ. развит.)

Д.И. «Узнай по запаху».

Цель: Развивать у детей обоняние. Формирование умения

классифицировать объекты по запаху.

(познание)

Наблюдение: «За льдом».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды;

формировать представление о том, что лед скользкий, можно

упасть. развивать наблюдательность, память, речь; воспитывать

любознательность.

Окончание опыта Цель: Лед – это вода, только в твердом состоянии.

развесить на деревьях разноцветные фонарики из цветного льда.

(познание)

Чтение: стихотворений: А.С. Пушкин «Ветер по морю гуляет»,

«Ветер, ветер ты могуч»

Цель: познакомить детей с фрагментом произведения (показать

красочное описание ветра). (познание)

Опытно-экспериментальная деятельность:

Опыты с воздухом: «Движение воздуха в природе называется

ветром», «Чем сильнее ветер, тем больше волны», «Плавающий мандарин».

Помощь в подготовке к опытно- экспериментальной деятельности (подбор материалов)

Отгадывание загадок Цель: Развивать воображение, память, мышление. Развитие речи. Тема: «Вода, воздух».

Цель. Совершенствование речевых навыков

Опытно-экспериментальная деятельность:

Опыты с водой: «Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Пар - это тоже вода», «Лед в тепле тает», «Легкие предметы не тонут, тяжелые опускаются на дно».

Чтение: «Пузырь, соломинка и лапоть»

Цель: познакомить с содержанием русской народной сказки. (познание)

Мы предложили родителям провести дома с детьми простой эксперимент: Сделайте веер из полоски бумаги, сложив ее «гармошкой». Попросите малыша помахать веером перед лицом. Что он чувствует? Для чего нужен веер? (в жаркую погоду веер дает нам ветерок, который охлаждает и помогает нам). А теперь пусть малыш попробует помахать веером над водой. Что происходит с водой в тазу? Откуда взялись волны.

Обогащение книжного уголка сказками про воздух и воду.

Разучивание потешки: «Дождик, дождик, поливай».

Цель: помочь детям освоить содержание стихотворения. (познание)

Рисование

Тема: «Тучка дождевая».

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.

Чтение: стихотворения М. Андреева «Воздух». Цель: Формировать представление о значении воздуха для практических целей человека, обогащать словарный запас. (познание)

Чтение: З. Литвинова «Сказка о мыльных пузырях».

Цель: Познакомить с произведениями, развивать слуховое внимание. (познание) Развлечение: пускание мыльных пузырей. Цель: Создание радостного настроения.

Дыхательное

упражнение «Снег идет».

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Заключительный этап:

  • Выставка рисунков и поделок детского творчества.
  • Изготовление картотеки опытов «Воздух Вода»; картотеки с загадками и пословицами про воздух и воду.
  • Фото - коллаж: «Наши опыты с воздухом и водой
  • Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами мыльных пузырей, воздушных шаров трубочек, камешков, ракушек, стаканчиками, ложечками, тазиком.
  • Подведение итогов реализации проекта.

Достигнутые результаты:

Участие в проекте способствовало повышению любознательности, познавательной активности детей. Благодаря проведению опытов, бесед, посвященных изучению воздуха и воды у детей, сформировалось представление о понятии воздух, его некоторых свойствах; о понятии вода, ее некоторых свойствах, появилось стремление к самостоятельному познанию и размышлению, дети стали больше задавать вопросов, активнее проявлять интерес к окружающему миру, обогатился активный словарь детей.

Родители получили знания по организации познавательно – исследовательской деятельности своих детей.

Выводы.

Воздух прозрачный, невидимый, легкий, воздух есть везде вокруг нас, воздух есть внутри нас; воздух не имеет запаха, но воздух передает запах, воздух легче воды. Вода – это жидкость; прозрачная; вода не имеет запаха; не имеет вкуса; не имеет формы; не имеет цвета, но ее можно окрасить; при охлаждении вода превращается в лед; при нагревании вода превращается в пар. Воздух и вода необходимы всему живому.

Приложение:

Беседа «Воздух нам необходим»

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования.

Обогащать словарный запас: прозрачный, невидимый, струя, очистительные сооружения.

Воспитатель показывает детям воздушный шарик и спрашиваю: «Что находится внутри шарика?» (Ничего там не видно, он пустой).

Давайте проверим: я развяжу шарик, а вы подставите ладошки и скажете, почувствовали что-то или нет.

Дети подставляют ладони под струю воздуха.

Так есть что- то в шарике или нет? (ДА). Ведь мы ничего не видим, но что-то чувствуем. Что же это? Отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Правильно это воздух.

Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (Воздух, это то, чем мы дышим.).

Давайте его опишем, какой он? (Воздух – прозрачный, значит через него всё видно. Ещё он невидимый, без запаха и без вкуса и очень лёгкий).

А где есть воздух? (Везде).

А кто дышит воздухом? (Люди, птицы, животные, насекомые, растения, рыбы, деревья).

Воздух всегда вокруг нас, мы дышим воздухом, и не только, но и все живые существа – всем нужен воздух, чтобы дышать. Сделайте все глубокий вдох. Раз, два, три! Наберите побольше воздуха и держите его, а я сосчитаю до пяти. На счёт пять вы выпускаете воздух.

Трудно вам было без воздуха? (Конечно да, сразу хочется вдохнуть воздух).

А можно жить без воздуха? (нет).

Человек не может жить без воздуха, если нет воздуха, он может задохнуться. Если кто-то не умеет плавать и окажется под водой, то он может утонуть – ведь под водой нет воздуха.

Воздух находится вокруг нас, мы его не видим, но его можно почувствовать: дуньте на ладошку. Дети вы чувствуете воздух? (Да).

Если помахать ладошкой, то можно почувствовать воздух. Вот так помашите ладошками. (Дети машут). Чувствуете что-такое лёгкое? Это и есть воздух. Летом, когда тепло, воздух не видно, а вот зимой можно увидеть, как мы дышим, - из рта выходит пар.

Отгадайте загадку: С нами рядом каждый час, но невидим он для нас?

Дети: Это воздух.

Правильно, ребята! Воздух везде вокруг нас, и он может помогать людям. Например, воздух надувает паруса, ведь ветер – это воздух, и кораблик движется. Ветер дует на ветряную мельницу, и мельница вращается, помогает людям молоть муку. С помощью воздуха переносятся семена.

Ребята, как вы думаете, почему птички летают и не падают? (У них есть крылья).

Правильно! Крыльями птицы опираются на воздух и летят. Так же и самолёты – у них есть крылья, и они ими опираются на воздух и летят. Если бы не было воздуха, то птицы и самолёты не смогли бы летать.

Дети, где есть ещё воздух?

Воздух есть и в шинах автомобилей, в шинах велосипеда, в резиновых мячах тоже есть воздух, только сжатый.

Мы запомним, что воздух необходим для жизни на Земле. И необходимо его беречь, не загрязнять различными заводами, фабриками. А делать очистительные сооружения для очистки воздуха. И, конечно сажать зелёные насаждения.

Беседа: «Кому нужна вода», «И почему воду нужно беречь».

активизировать и обогащать словарь детей;

-стимулировать самостоятельное формулирование выводов;

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к воде;

-воспитывать умение работать в коллективе.

Ход беседы:

- Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. Чтобы много узнать на нашем занятии, нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга.

Послушайте загадку:

Она и в озере, она и в лужице,

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в речке бежит, шуршит.

Что это?

(Вода)

кому нужна вода? Сейчас мы поиграем в игру «Кому нужна вода. Рассмотрите рисунки, которые лежат перед вами.

-Давайте подберем картинки «Кому нужна вода и почему вы так думаете?

Дети по очереди выбирают картинки: птицы, животные, деревья, рыбы, насекомые, человек.

Вывод: без воды все живое на земле погибнет.

-Ребята, я предлагаю вам подойти к моему столу. У меня на столе стоят два стакана: один с водой, другой стакан пустой.

Показ опытов:

Опыт 1 Предложить аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в речках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: поскольку вода жидкая и может течь, ее называют жидкостью.

Опыт 2: предложить попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее вкус?

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт 3. Дети нюхают воду. Имеет ли вода запах?

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 4: Ребята, я предлагаю вам поиграть в прятки. У меня в руках камень. Сейчас вы закроете глаза, а я его спрячу. (бросаю в стакан с водой). Откройте глаза. Где камень? Почему его хорошо видно? Правильно, потому что вода прозрачная.

Вывод: вода прозрачная.

Опыт 5. Перельем воду из одной емкости в другую, отличную по форме. Вода принимает форму того сосуда, в которой находится.

Вывод: вода не имеет формы.

-Давайте теперь вспомним все свойства воды:

Вода жидкая;

• Не имеет вкуса;

• Не имеет запаха;

Вода прозрачная;

• Не имеет формы.

-Послушайте стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде.

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

-Ребята, вы хотите подружиться с водой? Что для этого можно сделать?

Мы не можем ее обнять, предложить ей конфету, зато мы можем беречь воду, не загрязнять ее, не засорять реки и озера, закрывать плотно кран, чтобы вода не текла зря.

В знак того, что вы стали друзьями воды, я хочу вам вручить вот такие наклеечки. (в виде капелек).

Литература:

1. Купание медвежат. В. В. Бианки

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун — её годовалый сын, медвежья нянька.

Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.

Полоскал, полоскал его да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.

После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

2. Корней Чуковский Мойдодыр

………………….

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —

И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!

3. Сказка о добром Воздухе
Жил-был на свете воздух. Любил он дружить с моей мамой, папой, бабушкой, дедушкой и
моей маленькой сестрёнкой С мамой работал он на огороде, с папой ходил на работу в полицию и помогал ловить преступников. С маленькой сестрой воздух спал на балконе, и ей так легко было дышать. Воздух приходил постоянно в наш садик Он играл с нами в различные игры. Помогал он в работе и нашей няне. Особенно хорошо было ей с воздухом тогда, когда мыла веранду на площадке. Воздух старался быть с ней всегда. Воспитательницы наши тоже не ругались с воздухом.
Они проводили с ним различные опыты, мы помогали им. На площадке нам тоже было весело с воздухом. Мы с ним наблюдали за цветами, деревьями, лужами и транспортом.
Но он злился, когда из выхлопной трубы шёл ядовитый газ и убегал. Воздух очень хорошо дружил с деревьями, кустарниками, цветами, травой. Однажды дядя Вася у нас во дворе зажёг сухие листья и пошёл серый дым. Воздух испугался и спрятался в лесу. Деревья помогали воздуху, глотали дым своими зелёными листочками. Дети и взрослые закрывали рты и уходили домой, потому что без воздуха было очень плохо.

#1089;тихотворений: А.С. Пушкин «Ветер по морю гуляет»,

«Ветер, ветер ты могуч»

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.

#1056;усская народная сказка.

Пузырь, соломинка и лапоть.

Жили-были пузырь, соломина и лапоть; пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, не знают: как через реку перейти? Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем!» – «Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней». Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул!

6. Сказка о мыльных пузырях.

Злата Литвинова

Жил был мыльный пузырь!
Вы скажете – так не бывает? Бывает! Мы же с вами в сказке!
Так вот этот мыльный пузырь был не только яркий и красочный, а ещё и необыкновенно волшебный! Он порхал по белому свету и совершал добрые хорошие поступки – исполнял желания, помогал в различных хлопотах и делах, веселил и радовал, отвлекал от злых и неприятных историй, играл с детьми и животными, указывал путь. Он многое умел, он мог всё!
Непогоду обратить в погожий денёк, примирить ссорящихся, напоить в засуху, устроить праздник, когда всем грустно, успокоить и развеселить плачущего ребёнка, вылечить больного, подарить небу радугу, а ребёнку – любимую игрушку. Всё! И даже больше! Потому что был он в о л ш е б н ы й !
И всякий раз, совершив очередное доброе чудо, он становился больше в размерах, его оболочка сияла ещё радужнее, переливалась и искрилась ещё большими цветами и разноцветьями. Ему кричали –
- «Эй, Пузырь! Ты же лопнешь!»
- «Малыш, ещё одно доброе дело – и тебя разнесёт на куски!»
- «Осторожнее! Толстяк, ты всё больше и больше! Лопнешь скоро!»
А наш пузырь старался не замечать предостережений! Неужели такая мелочь как страх могла его отвлечь от добрых дел? Конечно, нет. И он летел навстречу своим волшебным приключениям, новым друзьям, всем тем, кому были очень нужны его добрые волшебные превращения и дела.
Он стал большой, огромный, очень-очень. Казалось, что ещё чуть-чуть, ещё одно доброе волшебство и наша сказка лишится своего Пузыря. А без него ведь и сказка – не сказка!
А он пыхтел, кряхтел, неуклюже переваливаясь с бока на бок, но летел! Спешил навстречу добрым полезным делам. Он стал таким красивым… Казалось, что в природе и не бывает столько красок и переливов, такое завораживающее зрелище было наблюдать за ним и его чудесами. Никто не хотел с ним расставаться, но все понимали – этот чудак-фокусник ни за что не откажется от своих добрых дел, даже если после он лопнет и превратится в ничто, в воздух… Вздыхали, но ничего поделать не могли….
И вот наступил тот день, когда выполнив чьё-то очередное заветное желание - он вдруг замер. На секундочку стал ещё больше, ещё светлее и красочнее и…. Бах! Лопнул!
В наступившей мгновенно тишине стали слышны чьи-то всхлипывания, которые наверняка ещё всего лишь через несколько секунд могли бы превратиться в дружный рёв, но!!! Мы же с вами в сказке! Вы, надеюсь, не забыли, что наш малыш, наш мыльный пузырь был чудесным и волшебным, потому что творил добрые дела? Так вот! Из огромного великана – пузырища он мгновенно превратился в тысячу маленьких хорошеньких мыльных пузырей-пузырьков, которые ярко переливаясь на солнышке смеялись и хохотали. Они были легки, разноцветны и невесомы. А самое главное – они были готовы отправиться в путь! Навстречу своим приключениям, чудесам. Вот так и не закончилась наша добрая сказка – ведь добро, радость и помощь окружающим не имеет окончания в этом волшебном мире! История помогает малышам усвоить размеры и вес — большой/маленький, легкий/тяжелый.

#1057;тихи для детей обо всем на свете. Воздух.

Марина Андреева-Доглядина

Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?

Потешки

Дождик, дождик, поливай - Будет хлеба каравай. Дождик, дождик, посильней - Будет травка зеленей, Вырастут цветочки На нашем лужочке. Дождик, дождик, пуще, Расти, трава, гуще. Дождик, дождик, припусти - Дай капусте подрасти. Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи! Дождик, лей, лей, лей На меня и на людей! На людей по ложке, На меня по плошке, А на Бабу Ягу - Лей по целому ведру!



Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок

Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Ксюша мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Ксюше,
Спинку и животик,
Личико и ротик -
Чистая какая
Доченька родная!

Пословицы о воде.

Вода камень точит.

Воду в ступе толочь — вода и будет.

Без воды и на хорошей лодке не поплывешь.

Не зная броду, не суйся в воду.

Вода не любит грязных людей.

Под лежачий камень вода не течет.

Вода всему господин, воды и огонь боится. Часом с квасом, порой с водой.

Вода течет вниз, человек стремится вверх.

В воду попадешь — сухим не вылезешь.

В мутной воде отражение не увидишь.

Вода усталости не знает.

Пролитую воду не соберешь.

Решетом воду мерить - потерять время.

На текущую воду замок не повесишь.

Огонь — беда и вода — беда, а нет хуже беды, как ни огня, ни воды.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Воды жалеть - кашу не сварить.

Что с гуся вода.

Не плюй в колодезь - пригодится воды напиться.

Будь ниже травы, тише воды.

Выйти сухим из воды.

Пословицы о воздухе.

В запас воздухом не надышишься.

Нам победа, как воздух, нужна.

Воздух, сколько ни глотай, сыт не будешь

Воздуха словами не наполнишь.

Люди работали, а он воздухом торговал.

Сделан из воздуха (практически из ничего).

Загадки о воде.

Очень добродушная,

Но когда я захочу,

Я мягкая, послушная,

Даже камень источу.

(Вода)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не пойду,

Покуда он идёт.

(Дождь)

Утром бусы засверкали

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём

Ищем, ищем, не найдём

(Роса)

На дворе переполох,

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина.

(Град)

Он пушистый, серебристый,

Белый, белый,

Чистый, чистый,

Ватою на землю лёг.

(Снег)

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт.

(Сосулька)

В белом бархате деревня –

И заборы, и деревья.

А как ветер нападёт,

Этот бархат опадёт.

(Иней)

Не море, не земля,

корабли не плавают,

а ходить нельзя.

(Лёд)

Много меня - пропал бы мир,

Мало меня - пропал бы мир.

(Вода)

Книзу летит капельками,

А кверху - невидимкой.

(Вода)

В жаркий день

Самой желанной бывает.

(Вода)

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести,

В руках не удержать?

(Вода)

На дворе горой,

А в избе водой.

(Снег)

Зимой греет,

Весной тлеет,

Летом умирает,

Осенью летает.

(Снег)

Бел, а не заяц,

Летит, а не птица

(Снег)


Загадки о воздухе.

Для дыхания он нужен,

С ветром, вьюгой очень дружен.

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой!

(Воздух).

Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит торопится.

(Воздух).

Мы его не замечаем, мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем– Он ведь нам необходим

(Воздух).

Окружает нас всегда, мы им дышим без труда. Он без запаха, без цвета. Угадайте, что же это?

(Воздух).

Дыхательная гимнастика «Снег идет!»

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.

Дыхательная гимнастика «Ветерок».

«Ветерок». Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки). Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик". Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку. - Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй! Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Дыхательная упражнение «Вертушка» направлено на развитие длительного непрерывного ротового выдоха и активизацию губных мышц.

Оборудование: мельница из песочного набора или вертушка.

Ход игры:

Вертушку держит воспитатель.

Ребёнок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:

Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!
А. С. Пушкин

Необходимо следить, чтобы ребёнок при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперёд

Игры

Д.И. «Капельки и тучка».

Воспитатель. (Показывает детям картинку дождя, сопровождая показ

маленькими стихами)

Дождик, дождик, кап-кап-кап.

Ты не капай больше так

Деткам хочется играть,

Прыгать, бегать и плясать.

А потом достает тучки разного размера и к ним капельки дождя. И просит

детей разложить капельки: большие капельки к большой тучке, а маленькие –

к маленькой тучке. Если дети не справляются с заданием, взрослый помогает

им.

Цель: формировать у детей представление о величине

предмета; развитие мелкой моторики.

Д.И. «Узнай по запаху».

Детям необходимо выбрать любую пробирку, определить запах предмета, который находится в пробирке, дать определение запаху, а потом назвать сам предмет. На столе лежат подсказки – это те предметы, которые находятся в пробирках. Цель: Развивать у детей обоняние. Формирование умения классифицировать объекты по запаху.

П.И. «Капельки

Цель: Совершенствование умения детей двигаться легко, самостоятельно менять направление движения, придумывать движения.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

«ВОЗДУХ НЕВИДИМКА».

Свойства воздуха. Свойства воды.

Опыт № 1. Воздух всегда вокруг нас. Цель обнаруживать воздух. Рассмотреть пустой пакет. Что находится в макете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим. А сейчас что в пакете? Почему казалось, что пакет пустой? Результат. Дети наполняют пакеты воздухом, вкручивают их. Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.

Опыт № 2.

Внутри человека есть воздух.

Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух.

Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри куда исчезли? ’
Результат. Дети обнаруживают воздух внутри себя. Воздух легче воды поэтому пузыри поднимаются наверх.

Опыт № 3. Предложить детям. Предложить детям вдохнуть воздух. Чем пахнет? (Ничем). Открыть коробочку с нарезанным апельсином и предложить понюхать. Чем пахнет? Апельсином. Результат. воздух не имеет запаха, но воздух передает запахи.

Опыт № 4. Воздух двигает машинку. Предложить детям выпустить воздух из шарик прикрепленного к машинке. Если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает парик и прикрепленный к нему предмет. Результат. Дети обнаруживают машинка двигается под напором выходящего воздуха.

Опыт №5

Вода прозрачная

Предложить детям опустить предмет в стакан воды и в стакан молока. В стакане воды мы видим предмет, а в стакане молока нет. Почему?

Результат. Вода не имеет цвета, она бесцветная-прозрачная.

Опыт №6

Вода не имеет цвета, но ее можно окрасить.

Предложить детям несколько стаканчиков с чистой водой. Какого цвета? (У воды нет цвета, она прозрачная). Добавить в нее краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная).

Результат. Вода легко окрашивается в любой цвет.

Опыт №7

Лед-это вода, только в твердом состоянии.

Предложить детям заморозить окрашенную воду.

Результат. Если воду сильно охладить она превратиться в лед.

Опыт №8

Ветер по морю гуляет.

Цель: показать, что воздух обладает силой.

Предложить детям подуть на лодочку и ответить на вопросы: «Почему она плывет?», «Что ее толкает?», «Откуда появился ветерок?».

Результат. Лодка плывет, если на нее дуешь.

Опыт № 9

Плавающий мандарин.

Цель: выявить, что воздух легче воды и имеет силу.

Берем один мандарин в кожуре и бросаем его в воду, он не тонет держится на поверхности воды (кожура мандарина – это спасательный жилет).

Берем второй мандарин, чистим его и бросаем в воду, он тонет потому что он тяжелее воды.

Результат. Дети обнаруживают в кожуре мандарина содержатся пузырьки воздуха, и это помогает ему удержаться на плаву.

Опыт № 10

Надувание мыльных пузырей.

Цель: ознакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

Предложить детям самим надуть мыльные пузыри. Рассмотреть и обсудить: почему увеличиваются пузыри в размере. Результат. При попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузыри разные по размеру.

Консультация для родителей Эксперименты с детьми в домашних условиях.

Цель: приобщить родителей к экспериментальной деятельности совместной с детьми в домашних условиях.


Задачи: заинтересовать родителей в экспериментальной деятельности, дать понятие о экспериментах, привести примеры некоторых опытов в домашних условиях.


Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о них? Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной активности, оборудованы уголки экспериментирования, где находятся необходимые предметы: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.)
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т. д.
Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт);
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта);
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента);
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата);
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Несколько несложных опытов для детей дошкольного возраста:

Мыльные пузыри:
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

Что плавает, а что тонет?

Цель: Выяснить, что не все предметы тонут.
Материалы: жидкость, предметы из различных материалов
Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.
Вывод: Предметы из дерева не тонут.

Куда деваются сахар и соль?

Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.
Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.
Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?
Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.
Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.

Какого цвета вода?
Цель: Выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.
Материалы: Прозрачные стаканы воды, гуашевые краски (красная, желтая, синяя).
Процесс: Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться оранжевая вода.
Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получится зеленая вода.
Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться фиолетовая вода.
Так же можно смешивать и сами краски.
Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой цвет.
Куда девалась вода? Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду.
Материалы:
Процесс: Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.
Вывод: Ткань впитывает воду, и сама становится мокрой.



С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.
Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.
Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины (флористика).
Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.
Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Что нужно делать, чтобы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка.

Что нужно делать?
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать без объяснения.
5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

Консультация для родителей «Роль свежего воздуха в жизни вашего ребенка» В наше время не многие родители задумываются о том, насколько важен для ребенка свежий воздух. Большинство родителей, которые водят ребенка в детский сад, считают, что не обязательно гулять с ним в выходные, лучше посидеть дома, отдохнуть и поиграть, посадить ребенка за телефон или компьютер, ведь в детском саду дети гуляют достаточно в течение недели. Но эти родители не задумываются о том, насколько важен для детей свежий воздух. К тому же, комната, в которой находится ребенок, должна постоянно проветриваться, ведь там скапливается очень много микробов и пыли.

При хорошей погоде форточка может быть открытой круглые сутки. Особенно тщательно проветривают комнату на ночь.

Воздух в комнате, где находится ребенок, должен быть не только свежим, но и чистым. Домашняя пыль — враг ребенка. Она не только засоряет легкие малыша, но и содержит большое количество микроорганизмов, которые оседают на пылинках. Среди них немало болезнетворных.

Ребенок достаточное время должен бывать на открытом воздухе. Только очень низкая температура воздуха может являться препятствием для прогулок с детьми.

Стоит отметить, что больной ребенок нуждается в прогулке больше, чем здоровый. Повышенная температура тела не является противопоказанием к прогулке. Наоборот, свежий прохладный воздух — необходимая составная часть лечебных мероприятий.

К тому же, на прогулке ребенок может побегать, попрыгать, поиграть и так далее. Это то, чего не сделаешь дома. Но ведь физическое развитие так же очень важно для ребенка.

На данную тему можно говорить и писать бесконечно. Но невозможно найти ни одной причины, чтобы лишать ребенка свежего воздуха, прогулок и развлечений на улице

Уважаемые родители, не ленитесь гулять со своим ребенком! Свежий воздух очень важен для ребенка!

Конспекты

Конспект занятия «Знакомство со свойствами воздуха» в младшей группе.

Образовательная область: Познание.

Тема: «Знакомство со свойствами воздуха во 2 младшей группе»

Цель: Формировать элементарные представления об основных свойствах воздуха. Посредством опыта подвести детей к пониманию: воздух есть везде, он необходим всем. Он условие жизни всех живых существ на земле. Развивать логическое мышление у детей дошкольного возраста. Воспитывать интерес к экспериментированию.

Ход занятия:

- Ребята, посмотрите: сегодня утром в наш детский сад, почтальон принёс посылку для нашей группы. А прислал нам эту посылку наш друг Ветерок. Давайте посмотрим: что в ней лежит. (Достаю из коробки надутый воздушный шарик). Вы узнали, что это такое?

- здесь лежит письмо от Ветерка: «Отгадайте, что спрятано внутри шарика, и где это

«что-то» ещё может прятаться?». Как же нам узнать, что спряталось в шарике?

(Развязываю шарик и выпускаю из него воздух).

- мне кажется, что в шарике ничего не лежит.

- Почему же тогда шарик казался таким наполненным, и что так шумело, когда я его развязала?

- Теперь всё понятно. Значит, в шарике прятался. (воздух)

- Интересно, где же ещё может прятаться воздух? Думаю, что нам с вами нужно превратиться в учёных, и провести опыты которые помогут нам ответить на этот вопрос. Вы согласны?

- Теперь давайте пройдём в нашу лабораторию и займём свои места за столами.

- Посмотрите, что лежит у вас на столах? Как Вы думаете, ребята, почему шарик такой худенький маленький и мягонький как тряпочка? А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал круглым и упругим? (Надо его посильнее надуть.)

-Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем? (Воздух.)

- Откуда же берётся в шарике воздух? (Мы его выдыхаем.)

Следовательно, вокруг нас есть воздух. Воздух нужен человеку для дыхания, он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос.

- Возьмите трубочки, которые у вас на столах и подуем в неё на свою ладонь.

(Дети дуют)

Воспитатель: Что вы ощущаете? (ответы детей). А я ощутила движение воздуха! Вы тоже?

Следовательно, воздух можно ощутить. А теперь давайте подуем друг другу на ладонь и поводим трубочкой над ладонью. Почувствовали движение воздуха?

- Ребята! Смотрите! Здесь стаканы с водой! А что будет, если опустить трубочку в стакан с водой? Давайте попробуем! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку. Что увидели в воде? (Пузырьки.)

Это из трубочки выходит воздух, он легкий, он поднимается через трубочку наверх.

- проведя этот опыт, мы с вами убедились, что можем вдыхать и выдыхать воздух. Значит, какое- то время воздух прятался где?

Физминутка:

Воздушный шар

Мы весело и дружно (дети маршируют)

Надуем шар воздушный. (ребята делают глубокий вдох носом, при этом надувают живот, словно это воздушный шарик)

Шарик красный, шарик синий (делается выдох ртом, при этом сдуть живот, втянув его в себя)

Надуваем сильно-сильно.

Вдох-выдох, выдох-вдох (делается глубокий вдох, короткий выдох, еще короткий выдох и опять вдох носом,

Улетел наш шарик – «ОХ»!

- Нам с вами стало известно, что воздух может прятаться везде. Воздух находится во всём, хотя мы его и не видим.

- А для чего же нам нужен воздух?

- Вдохните побольше воздуха и задержите дыхание, попробуйте не дышать.

- Какое было желание? Значит для чего нужен воздух? (чтобы дышать). Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем. Значит воздух есть везде и жизнь без него невозможна.

- Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойство воздуха мы с вами откроем? (он не имеет вкуса)

Ребята, воздух может двигаться, движение воздуха – это ветер. Давайте попробуем сделать ветерок. Возьмите веер в руку и помашите им на себя. Чувствуете ветерок?

- А давайте попробуем его поймать.

Игра «Поймай воздух»

Раздаю каждому ребенку полиэтиленовый пакет, пытаются поймать воздух, зачерпывающими движениями и закрыть пакет двумя руками.

- Как же мы ответим Ветерку на его вопрос: где прячется воздух? (воздух может быть в любом предмете)

- Что понравилось на занятии?

Ответы детей.

-А теперь вы можете поиграть с воздушными шариками.

Конспект по аппликации «Мыльные пузыри

в младшей группе

Программные задачи:

1. Обучающие - продолжать знакомить детей с круглой формой предметов; с величиной, учить устанавливать контакт друг с другом, сплочению группы.

2. Развивающие – развивать общую и мелкую моторику кисти рук, развивать речь, внимание и воображение, развивать речевое дыхание, активизировать мышцы губ, тренировать способность пальцев руки удерживать позу.

3. Закрепляющие – закреплять основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный; круглую форму предметов, рисование пальчиком.

4. Воспитывать аккуратность, умение выполнять работу коллективно.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Замок», малоподвижной игры «Пузырь».

Активизация словаря: разноцветные.

Материал: мыльные пузыри, сундучок, лист в форме круга, краска: жёлтая, синяя, красная, зелёная; музыкальное сопровождение.

Ход Занятия

Воспитатель: Ребята, пока вы спали, к нам в группу заходил клоун. Он хотел поиграть с вами, но не стал вас будить. Но зато оставил нам вот такой сундучок. Чтобы узнать, что в нём, нужно открыть замок.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

На сундучке висит замок

Кто открыть его бы смог?

Мы замочек покрутили, постучали,

Потянули и открыли.

Воспитатель: Посмотрите дети, замок открылся, что же в сундуке? (достаю мыльные пузыри и открываю их).

-В мыльной воде родился,

В шарик превратился,

К солнышку полетел,

Да не долетел, лопнул! (выдуваю пузыри).

Воспитатель: Дети, сколько я пузырей выдула? (много).

Какой формы пузыри? (круглой).

Какого размера пузыри? (большие и маленькие).

А какого цвета были пузыри? (жёлтого, розового, голубого).

Воспитатель: Правильно, ребята, разноцветные (спрашиваю каждого ребёнка).

Дети, а что пузыри делали? (летали, лопались, поднимались).

А вы что делали с пузырями? (мы их ловили, догоняли).

А чем вы ловили пузыри? (ладошками).

Ребята, а теперь давайте поиграем.

Становитесь дети в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Какой красивый круг у нас получился, похож он на мыльный пузырь, такой же круглый.

Игра «Пузырь»

Надувайся пузырь

Раздувайся большой,

Оставайся таким

Да не лопайся!

Хлоп! (лопнул пузырь с-с-с-с-с-с) 2-3 раза.

Воспитатель: Ребята, какой чудесный подарок оставил нам клоун. Но пузыри улетели от нас и лопнули. И ничего от них не осталось. Чтобы клоун не расстроился, я предлагаю сделать для него пузыри, которые никуда не улетят.

- Что мы можем сделать в подарок клоуну (нарисовать пузыри).

-Чем? (красками)

Воспитатель: Ребята, прежде, чем мы нарисуем пузыри, давайте разомнём наши пальчики.

Упражнения на развитие мелкой моторики. Ребятки, а какую форму имеют мыльные пузыри. (Ответы детей) круглую форму. Правильно пузыри круглые. Давайте нарисуем пальчиком в воздухе круг, покажем пальчиками, какой он круглый. Дети вслед за педагогом рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Этот пузырь очень большой, а вот этот маленький.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте нарисуем пузыри. Но делать это будем не обычно. Посмотрите, я набираю краску пальчиком и рисую пузырь на листе бумаги (закрепляю цвет у каждого ребёнка, форму листа).

Рисование «мыльные пузыри».

Воспитатель: Молодцы, дети, красивые пузыри получились. Когда наши рисунки высохнут, мы положим их в сундучок и обязательно подарим их клоуну и пузырьки больше никуда не улетят.

Рефлексия: Ребята, понравилось вам играть с мыльными пузырями? А откуда они у нас появились? Какой они формы, цвета? Понравилось вам делать подарки для клоуна? Как мы их делали? А что ещё вам понравилось?

Воспитатель: Спасибо, ребята. Вы очень постарались сегодня.

Конспект занятия по речевому развитию «Вода-воздух» в младшей группе.

Образовательная область: Речевое развитие.

Тема. Вода-воздух

Цель. Совершенствование речевых навыков

Задачи.

Образовательная:

1. Знакомство с понятием «Вода», «Воздух»;

2. Совершенствовать умение слушать, соотносить движения со словами;

3. Уточнять освоение детьми передачи эмоций радости, удивления;

4. Обобщать навык реализации самостоятельной творческой деятельности.

5. Развивать умение отгадывать загадки.

Развивающая:

1. Развивать коммуникативные умения с помощью речевых и неречевых средств;

2. Развивать позитивное взаимодействие в детском коллективе, чувство эмпатии;

3. Развивать позитивное отношение к творческой деятельности;

4. Развивать эстетическое отношение к природе и окружающему миру;

5. Развивать слуховое и зрительное внимание.

Коррекционно-развивающая:

1. Совершенствовать артикуляционную, мелкую, общую моторику

2. Формировать навык звукоподражания на материале звуков, слогов, простых слов

3. Совершенствование речевого дыхания

4. Развитие фонематических процессов

5. Обогащение словарного запаса

6. Развитие грамматического строя речи

7. Развитие мыслительных процессов

Воспитательная:

- воспитание доброжелательности;

- воспитание способности культурного общения со сверстниками.

Оборудование: колокольчики, кубик с картинками для артикуляционной гимнастики, салафановые пакетики, коктейльные трубочки, баночки с водой, соль, сахар, лимон, краска, лёд, чайник, таблички с птичкой и рыбкой.

Ход работы

I часть.

Организационный момент, сообщение цели

Ребята, садитесь на подушки, берите колокольчики и повторяйте за мной движения и слова:

Дили- дили-дили-дили -
Колокольчики звонили.
Дили-дили-дили-дили -
Колокольчики будили
Всех жуков (Ж), пауков (Ш)
И веселых мотыльков (С).
Динь-день! Динь-день!
Начинаем новый день!
Дили-дили-дили-дили!
Колокольчики будили
Всех зайчат (Э) и ежат (Ф),
Всех ленивых медвежат (Ы).
И воробышек проснулся (И),
И галчонок встрепенулся (А).
Динь-день! Динь-день!
Не проспите новый день!

Чтобы нам не засыпать, пойдёмте играть с нашим кубиком: ЛЯГУШКА, ЧАСЫ, ДУДОЧКА, ТОЛСТУШКА, КАЧЕЛИ, МЯЧ. (артикуляционная гимнастика)

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сегодня к нам пришёл необычный гость. Кто же это?

II часть.

1. К нам пришёл ВОЗДУХ! Только где он? Не видно его. Он принёс нам вот такие пакетики. В них есть воздух? Какой он? (ПРОЗРАЧНЫЙ, БЕСЦВЕТНЫЙ) Как узнать, что он есть? Подуем через трубочку на ладошку, чувствуете его? Какой он? (ТЁПЛЫЙ, ЛЁГКИЙ…)

2. Где прячется воздух? (В ПАКЕТЕ, В ШАРИКЕ, В РУКАХ, В НАДУТЫХ ЩЕКАХ…)

3. А ещё к нам в гости пришла ВОДА. Какая она? (ПРОЗРАЧНАЯ, ЕЁ ВИДНО, СЫРАЯ, МОКРАЯ, ХОЛОДНАЯ, ГОРЯЧАЯ)

У меня есть СОЛЬ, САХАР, ЛИМОН. Если добавим их в воду, какая станет вода? (СОЛЁНАЯ, СЛАДКАЯ, КИСЛАЯ ВОДА)

4. Вода может поменять цвет? Если капнем краску, какая она? (ЗЕЛЁНАЯ, ЖЁЛТАЯ…)
А может вода стать не жидкой, а твёрдой? (ЗАМОРОЗИМ, ЛЁД) невидимой, как воздух? (ВСКИПЯТИМ ЧАЙНИК)

5. Вода шумит – С, воздух – Ш. Услышите песенку воздуха – полёт птицы, воды – плывут рыбки.

6. Тили-бом! Тили-бом!
На дно морское упал дом!
Кошка выскочила! МЯУ-МЯУ-МЯУ
Глаза выпучила.
Бежит курочка: КО-КО-КО
Доставать кошкин дом: КО-КО-КО
А лошадка: И-ГО-ГО – И-ГО-ГО
А собачка: АВ-АВ-АВ
А корова: МУ-МУ-МУ
А мышка: ПИ-ПИ-ПИ
И козочка: МЕ-МЕ-МЕ
Раз! Раз!
Раз! Раз!
На берег вытащили дом, сейчас!

III часть.

Сегодня поиграли с воздухом и водой. Размялись, поиграли с нашим язычком и волшебным кубиком, спели песенку и угадали, кто к нам пришёл, узнали, где прячется воздух, посмотрели какая вода (на вид, вкус, цвет), превратили воду в лед и пар, послушали песенку воздуха и воды. Какие мы молодцы! Вам понравилось?

Конспект занятия по рисованию «Тучка дождевая» в младшей группе

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: пластилинографией.

Задачи:

нарисовать с помощью пластилина тучку дождевую,

развивать мелкую моторику рук,

показать приёмы работы в этой технике,

учить доводить начатое дело до конца.

Материалы и оборудование: пластилин, дощечки, шаблоны, салфетка, иллюстрации.

Ход Занятия:

Здравствуйте ребята, а хотите узнать откуда берётся дождь? (да) Тогда присаживайтесь поудобнее и послушайте: под воздействием солнечного тепла вода с поверхности озер, рек, морей, океанов и ручьев испаряется, превращаясь в пар. Пар очень легкий, он поднимается вверх, в воздух, где мельчайшие водяные капельки собираются в облака и тучи. Водяные капельки столь малы, что парят в воздухе. Если становится теплее, облако может совсем исчезнуть, раствориться — капельки испаряются и делаются невидимыми. Если же холодает, капельки сливаются — сотни тысяч их образуют одну полновесную каплю. Такие капли становятся уже слишком тяжелыми для того, чтобы продолжать свое парение в небе, они падают на землю — идет дождь. Дождь идет, когда маленькие капельки воды, собранные в облаке, слипаются и увеличиваются. Если воздух больше не может их удерживать, они падают на землю в виде дождя. Ветер разносит тучи над землей, и они проливают на нее живительную влагу. Ведь без дождя не будут расти деревья, цветы, травы.

Я предлагаю вам ребята послушать стихотворение про тучу:

Туча ходит вдалеке,

Держит дождик в кулаке,

Что нам туча дождевая –

Мы купаемся в реке!

Теперь попробуйте отгадать загадки:

Нахмурится, насупится,

В слёзы ударится -

Ничего не останется.

(Туча)

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облака)

Очень темна, на небе она,

Солнце закрывает, дождем поливает.

(Туча)

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.

(Туча)

Ребята молодцы, все загадки отгадали, а теперь давайте немного разомнёмся, повторяйте за мной:

Пальчиковая гимнастика:

Тучка солнце повстречала, Поочерёдное сжимание в кулак («тучка») и разжимание (пальчики растопырены – «солнышко») ладоней обеих рук.

Погостить его позвала. «Приглашающий» жест пр. рукой. Показать ладошку лев. руки (пальчики растопырены «солнышко»)

«Нет!» - ей солнышко в ответ. Погрозить указательным пальцем пр. руки.

Тучка закрывает свет. Соединить кулачок пр. руки («тучка») с ладошкой лев. руки (пальчики растопырены – «солнышко»).

Вот сколько интересного мы узнали про тучу и дождик, теперь я предлагаю нарисовать с помощью пластилина: дождевую тучу. Присаживайтесь за столы, и начнём. Перед вами лежат шаблоны тучки, возьмите голубой пластилин, погрейте его в ладошках. Отщипываем небольшие кусочки и размазываем по шаблону, стараемся не выходить за края. Затем отщипываем маленькие кусочки, формируем капельки, и прикрепляем к картону, чтобы получился дождик.

Самостоятельная работа детей.

По окончании работы мы вытираем руки салфеткой, и наводим порядок на своём рабочем месте. Молодцы ребята, у вас очень хорошо получается.

А теперь мы разместим ваши работы на выставке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность во 2й младшей группе «Чудеса воздуха". Воспитатель Соловьева Наталья Петровна

Цель: Создать условия для  формирования представлений о воздухе, его свойствах и значении.Задачи: Организовать  познавательную деятельность  по ознакомлению со свойствами воздуха.Органи...

Конспект – познавательно исследовательской деятельности в I младшей группе Тема: «Волшебница вода».

Конспект – познавательно исследовательской деятельности в I младшей группеТема: «Волшебница вода».Цель:-вызвать у детей радостное настроение, доставить детям эмоциональное удовольств...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Знакомство со свойствами воды»

Тема: «Знакомство со свойствами воды»Интеграция образовательных областей:Познание.- Познакомить со свойствами воды: жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в р...

НОД по познавательно-исследовательской работе во второй младшей группе «Воздух невидимка»

Цели:• знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, бесцветный, движется, ощущаем, бесформенный);• развивать умение детей решать проблемные задачи;• воспитыват...

Познавательно-исследовательская деятельность в первой младшей группе Тема: «Воздух вокруг нас»

Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания....

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...