Статья "Как увидеть воздух? (проект для детей средней группы)".
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему
Проект с элементами экспериментирования является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира. Он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: Как увидеть воздух? (для детей средней группы).
Смирнова И.А., учитель-дефектолог (тифлопедагог),
ГБОУ Школа № 1637
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир, у них формируется представление о бережном отношении к природе и воздуху, который необходим для жизни людей. Им становятся доступны знания о природе, сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений, а экспериментирование вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.
Воздух – невидим, поэтому дошкольнику научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался очень трудно. В связи с этим эффективность проекта с элементами экспериментирования заключается в том, что внедрение проектной деятельности в образовательный процесс предоставит детям возможность не только проявить себя, но и пополнить знания, при этом, развивая творческие способности и коммуникативные навыки, формируются начальные предпосылки проектной деятельности. Эксперимент обогащает память воспитанников, активизирует мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Таким образом, проект с элементами экспериментирования является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира. Он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Наблюдая за различными свойствами воздуха, дети спросили нас: «Как увидеть воздух?». Именно так мы и решили назвать наш проект. Вместе наметили цель исследования: изучить, какой бывает воздух? Вопросы детей помогли нам наметить и направления в работе: «Почему зимой холодно, а летом тепло?», «Куда дует ветер?» (свойства воздуха), «Что умеет воздух?», (его функции), «Где находится воздух?», «Для чего нужен воздух?» (характеристика). А также влияние воздуха на природу и человека.
Цель проекта: сформировать представления детей о различных свойствах воздуха.
Задачи проекта:
- формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
- привлекать к самостоятельной экспериментальной деятельности;
- закреплять представления об условиях, необходимых для жизни людей;
- развивать любознательность в поисковой деятельности;
- расширять словарный запас и активизировать речь детей;
- развивать партнерские взаимоотношения между сверстниками и педагогом.
Ресурсное обеспечение проекта:
- разработка группового проекта, конспектов занятий, игр, опытов, экспериментов;
- подбор иллюстраций, детской литературы;
- подготовка игрового материала и оборудования для опытно-экспериментальной деятельности, продуктивной деятельности детей;
- оформление уголков природы и экспериментирования в группе;
- оформление альбомов «Что мы знаем о воздухе»;
- формирование тематических папок «Опыты и эксперименты»;
- фотостенд «Как увидеть воздух?»;
- создание презентации «Воздух-невидимка».
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный:
1. Диагностика детей.
2. Определение цели и задач проекта.
3. Анализ материально-технической базы в группе.
4. Формирование тематического плана работы.
5. Создание в группе развивающих условий для ознакомления детей с проектом «Как увидеть воздух?».
II этап – основной:
Включает в себя познавательную НОД с включением практической и исследовательской деятельности детей по формированию знаний о воздухе.
III этап – заключительный:
1. Обобщение и анализ результатов по итогам проекта.
2. Создание презентации «Воздух-невидимка» и уголка экспериментирования в группе.
Ожидаемые результаты:
- сформировать умение наблюдать и обследовать объекты неживой природы;
- научить детей простейшим способам практического исследования и экспериментирования;
- заинтересовать детей делать простейшие выводы.
Планирование и организация деятельности в средней группе
по проекту: «Как увидеть воздух?»
№ | Содержание | Цель | Сроки проведения |
I этап – подготовительный | |||
1. | Диагностирование детей (опрос). | Выявить интерес детей к познавательной деятельности, практической и экспериментальной работе. | Ноябрь |
2. | Подбор специальной литературы. | Изучить развитие интереса у детей к познавательной деятельности и исследовательской работе. | Ноябрь-декабрь |
3. | Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. | Создать условия для наблюдения, практической и экспериментальной работы с детьми. | Ноябрь-февраль |
II этап – основной | |||
1. | Рассматривание иллюстраций, книг, видеоматериала по теме «Воздух», видеосюжетов (воздух в природе) | Развивать у детей познавательный интерес. | Ноябрь-март |
2. | Оформление уголка-экспериментирования: «Воздух-невидимка». Исследовательская деятельность с детьми: «Как увидеть воздух?», «Почему взлетает воздушный шарик?», «Почему зимой холодно, а летом тепло?», «Что умеет воздух?» и др. | Создание условий по реализации проекта. Развивать интерес к наблюдению и исследовательской работе. | Ноябрь-март |
3. | Подбор дидактического материала и игр: дидактических, настольно-печатных, словесных, сюжетно-ролевых («Парашютисты», «Узнай по запаху», «Куда дует ветер?», «Хорошо - плохо»). Создание обучающих и творчески развивающих ситуаций разного типа: каким бывает воздух, что происходит с воздухом, почему воздух движется и др. | Формировать практическую деятельность при решении задач в игре. Расширять кругозор, развивать познавательный интерес. | Ноябрь-февраль |
4. | Целевые прогулки беседы («Где находится воздух?»; «Свойства воздуха»; «Что делает воздух»; «Как работают вещи, благодаря воздуху»; «Для чего нужен воздух», «Нос – орган дыхания и обоняния»). | Дать обобщенное представление о свойствах воздуха. | Декабрь-март |
5. | Экспериментальная деятельность с воздухом, опыты с воздухом: Эксперимент «Воздух». Цель: расширить представление детей о свойствах воздуха: не видим, не имеет запаха, познакомить детей с воздушными вертушками и змеем. Эксперимент «Почему дует ветер». Цель: познакомить детей с ветром; дать представление о свойствах воздуха: горячий – холодный и др. Эксперимент «Этот удивительный воздух». Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха. Эксперимент «Вдох – выдох». Цель: расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, о необходимости воздуха для жизни человека. | Умение осознавать проблему, высказывать предположения, способы решения доказывать с помощью практической работы. | Декабрь-март |
6. | Познавательные тематические занятия: «Воздух в природе», «Воздух – невидимка», «Что мы знаем о воздухе». | Поддерживать интерес к познавательной и экспериментальной деятельности. | Ноябрь-февраль |
7. | Трудовая деятельность (конструирование, ручной труд): изготовление моделей «вертушки», «самолета», «парусника», «воздушного змея» с помощью педагога. | Поддерживать интерес к экспериментальной деятельности, развивать творческие и практические умения. | Декабрь-март |
III этап – заключительный | |||
1. | Презентация проекта: «Как увидеть воздух?» | Творческий отчет о накопленном опыте. | Февраль |
2. | Обработка и оформление материалов проекта | Февраль-март | |
3. | Анализ результативности | Выявить у детей уровень сформированности представлений о свойствах воздуха и значении воздуха в жизни человека, а также уровень развития наблюдательности и познавательной деятельности. Развитие интереса к исследовательской деятельности. | Март |
Список использованной литературы:
1. Бурыкина М.Ю. Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста. – Брянск, 1995.
2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.
3. «Дошкольное воспитание» № 3, 1999г., стр. 23 -30.
4. Рыжова Н.В. Игры с водой и песком. Ж. «Обруч» № 2, 1997г.
5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2010.
6. Рыжова Н.В. Опыты с песком и глиной. Обруч №2, 1998г.
7. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – М., 2011.
8. Тугушева Т.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – М., 2010.
Приложение
Конспект
коррекционного занятия в средней группе
по социально-бытовой ориентировке
«Нос – орган дыхания и обоняния»
Тип коррекционного занятия: развитие социально-бытовой ориентировки.
Форма проведения: подгрупповая.
Специфика: тифлопедагогика.
Программное содержание:
Продолжать формировать у детей представление о назначении носа и его необходимости в жизни человека. Помочь детям осознать сенсорные возможности носа, как органа обоняния. Активизировать представление детей о различных запахах. Развивать зрительное и осязательное восприятие предметов окружающей действительности.
Развивать внимание, логическое мышление и мелкую моторику пальцев рук. Активизировать связную речь: упражнять в описании своих обонятельных и зрительных впечатлений. Развивать графические навыки детей.
Демонстрационный материал: видеопрезентация «Органы чувств человека», схема «Строение носа», стол для экспериментирования, средства оптической коррекции: лупы, бинокль, очки и др.
Раздаточный материал: салфетки, индивидуальные повязки на глаза, зеркала, рисунок лица человека для каждого ребенка.
Сюрпризный: развивающая книга для каждого ребенка.
Продолжительность: 20 минут.
Ход занятия
Педагог предлагает детям видеопрезентацию «Органы чувств человека». Дети рассматривают модель человека на экране.
Педагог: - Что появилось у модели человека? (дети: «Рот») Давайте, дальше рассмотрим и другие органы чувств человека.
Дети рассматривают и с помощью педагога называют: глаза, рот, нос, уши, пальцы.
Звучит музыка и педагог просит детей взять индивидуальное зеркальце и встать в круг.
Педагог: - Внимательно рассмотрите в зеркале свое лицо. Мы отправляемся в путешествие по нашему лицу. Если мы от губ поднимемся немного выше, мы окажемся около носа.
Есть прямые носики,
Есть носики - курносики...
Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос.
Педагог уточняет знания детей о строении и назначении носа. Предлагает поэтапно детям рассмотреть на схеме «Строение носа».
Педагог: - Ребята, скажите, а зачем человеку нужен нос? Что мы можем почувствовать с помощью носа? (ответы детей)
- Вы правы, даже самый маленький нос - очень важная часть тела. Носом мы дышим. Он помогает нам различать запахи. В носу находятся обонятельные нервы (показывает). Они отвечают за наше обоняние. Обонятельные нервы очень чувствительные.
Активизация представлений о различных запахах:
Педагог: - Есть запахи съедобные и несъедобные (педагог вывешивает условное обозначение). Какие вы знаете запахи съедобных предметов, несъедобных? (Ответы детей).
- Есть запахи, которые нам нравятся и не нравятся (педагог вывешивает условное обозначение). Какие запахи вам нравятся, а какие не нравятся? (Ответы детей).
- Есть запахи, которые сигнализируют об опасности (педагог вывешивает условное обозначение). Какие запахи говорят об опасности?
Узнавание различных запахов, развитие обоняния.
Педагог: - Предлагаю вам, ребята, поиграть в игру «Угадай по запаху».
Дидактическая задача: учить детей различать запахи, развивать обоняние.
Материал: коробочки с различным наполнением, например: шоколад, апельсиновые корки, горелая спичка, зубная паста, мыло и т.д.
Ход: педагог предлагает ребенку закрыть глаза и, понюхав, определить, что лежит в коробочке. Можно предложить ребенку нарисовать предмет, который имеет такой запах.
Зрительная гимнастика.
Педагог: - Представьте, что ваш нос это длинный карандаш. Давайте нарисуем круг, квадрат, в одну сторону, в другую. Давайте нарисуем прямую линию. 6 раз поморгать, как бабочка крыльями машет.
Уточнение способов графического изображения носа.
Педагог раздает детям схематическое изображение лица человека без носа и просит детей нарисовать нос. Он обсуждает с детьми возможные способы изображения носа, одновременно уточняя, что носы бывают разные (короткие и длинные, прямые, курносые, с горбинкой и др.) Дети дорисовывают нос своему человеку.
Итог. Профилактика простудных заболеваний.
Педагог: - Если вы простыли или заболели, что происходит с носом? Это происходит, потому что слизистые оболочки в носу разбухают, раздражаются и забиваются слизью. Как можно предупредить простуду? Как можно лечить насморк? Во время насморка мы почти перестаём чувствовать запахи, потому что запахи, находящиеся в воздухе перестают возбуждать обонятельные нервы. А обоняние тесно связанно со способностью чувствовать вкус. Поэтому и пища нам кажется такой невкусной. Пора нам возвращаться из нашего путешествия, ваши носики здоровы и я принесла вам угощение, которое вам нужно угадать с помощью обоняния.
Педагог раздает детям фрукты, и они называют их, определяя по запаху.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей средней группы по теме: « Детям о безопасности »
Проект для детей средней группыпо теме:« Детям о безопасности »...
Проект для детей средней группы: «Правила дорожные детям знать положено»
Формирование у детей навыков безопасного, осознанного поведения на дорогах....
Презентация Проекта для детей средней группы: «Правила дорожные детям знать положено»
Формирование у детей навыков безопасного, осознанного поведения на дорогах...

Познавательно- творческий проект для детей средней группы «Детям знать положено правила дорожные!»
Познавательно- творческий проект для детей средней группы «Детям знать положено правила дорожные!»Актуальность. ...

Проект для детей средней группы "Права детей среди людей"
Cемья является традиционно главным институтом воспитания. Важно осозновать, что каждый человек имеет право на семью. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей пос...

Проект для детей средней группы в ДОУ "Экологическое воспитание детей младшего возраста через ознакомление с художественной литературой"
Аналитическое обоснованиеВеками человек был потребителем по отношению к природе; жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от ее неоправдан...

Долгосрочный проект для детей средней группы«Непоседы» Тема проекта: «В стране вежливых слов и добрых поступков». .
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формиров...