Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в семье и ДОУ
материал (старшая группа)

Сообщение на педагогическом совете. Материал для  развития творческих способностей детей  дома, как приобщить к этой работе   родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_pedagogami.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №8 «Ласточка»

Сообщение на педагогическом совете

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста         в семье и ДОУ.

Подготовил

 воспитатель высшей категории:

 Дюрягина Алла Александровна

г. Шадринск

Развитие творческих способностей детей с помощью театральной деятельности.

Развитие творческих способностей личности – актуальная и наиболее интригующая проблема психолого-педагогической науки. При всем многообразии исследований и практических решений она остается неисчерпанной и привлекательной.

Известно, что дети наиболее восприимчивы к творчеству, при этом творческие способности происходят наиболее эффективно в период дошкольного детства, когда закладываются основы личности, интересы, потребности, установки.

Черты характера, способствующие творческой продуктивности, могут быть обнаружены достаточно рано. Результаты творческих способностей ребенка могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте.

       В настоящее время развитие творческого потенциала у детей и вовлечение родителей в образовательный процесс нашло отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Тем самым, объединив всех участников образовательного процесса для эффективного развития творчества дошкольника. 

Способности, в том числе и творческие, формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Стремясь развить творческие способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Необходимо давать ему возможность само выразиться в какой-либо деятельности. Не  надо подавлять в ребенке самостоятельность, стараясь все сделать за него, и не отмахиваться от него, ссылаясь на свою занятость, а проявлять свой интерес к творчеству ребенка, постоянно хвалить и подбадривать его. Развитие творческих способностей детей следует признать одной из самых важных задач в воспитании личности. От этого зависит его будущее, его место в социуме.

    Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этом возрасте, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.

    Процесс творческого развития дошкольника неизбежно сопровождается определенными эмоциями и чувствами. Не научив ребенка понимать и принимать свои чувства, мы не научим его проявлять свою индивидуальность, быть творческой личностью. Ребенок все дальше будет уходить от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые открываются ему в его чувствах.

   Театр  является  одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка  театрализованной  деятельности  по  праву  принадлежит почетное место рядом с  музыкой,  рисованием  и  лепкой.

       Театрализованные  творческие игры являются частью воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности не только потому, что  в ней  упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти  процессы  поднимаются  на  более  высокую  ступень  развития  благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.

        Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у школьников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности. Особенно, если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль – образ выбранного героя.

         По ходу  самой  игры  педагог,  замечая  бедность  выразительных  средств  у кого-то из играющих, напоминает о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на допущенные неточности. Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка  следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику,  речевые  выразительные  средства.

        Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.

        За  счет  переноса ряда задач развития в естественную и привлекательную для детей деятельность происходит снижение учебной нагрузки в организованном обучении, дети заинтересованы в собственном продвижении, проявляют любознательность и активность, и следствие этого эффективность организации воспитательно-образовательного процесса.

      Занимаясь  творческой  деятельностью, ребенок не только овладевает практическими  навыками  и осуществляет творческие замыслы, он расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать, обобщать. Эти качества нужны не только  художнику  или артисту,  они полезны  любому  человеку.

        Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни.

        Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

  • с художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных качеств личности;
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

     Считаем, родители должны внимательно прислушиваться к вопросам ребенка, отмечать, чем ребенок предпочитает заниматься, следить за его естественными интересами. Важно обеспечить ребенка всеми необходимыми материалами и инструментами для занятий творчеством дома и не ограничивать его свободу в выборе.

В нашей группе используются следующие формы работы по развитию творческой личности ребенка:

  • театрализованные игры;
  • праздники и развлечения;
  • театрализованная деятельность;
  • занятия по развитию речи, занятия познавательного характера;
  • изготовление изделий из природного и бросового материала, игрушек, сувениров, реквизита для кукольных и детских спектаклей;

Родители участвуют в подготовке спектаклей, а так же во время праздников сами выступают перед детьми.

В рамках проекта «Мы артисты» родители» помогли в обновлений театральной зоны. За прошедший год дети показали для родителей и детей других групп два спектакля: «Дюймовочка» и «Бременские музыканты». Во время подготовки к спектаклям мы работали над  чистотой   интонирования в пении и сотворчеством в коллективной музыкальной деятельности. При постановке спектаклей мы обязательно задействуем всех  детей  группы,  чтобы  каждый  ребенок  почувствовал свою значимость,  смог  развивать свои способности.

Дети  участвовали  в  городском  конкурсе «Шадринские гусельки», с фольклорным праздником «Пасху радостно встречаем». Провели Пасхальное развлечение  с  детьми старшей группы. Группа участвовала в «Театральном фестивале» проходившем в ДОУ, так же прошел кратковременный проект «Мы артисты».

В течении года мы работали  над развитием  художественно-эстетических способностей, продолжали осваивать язык изобразительного искусства, а так же суждениям относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ. Для этого посещали  сезонные выставки на «Станции юных натуралистов», выставки народных промыслов Шадриского края, музея «Лягушки Царевны» в Центре Лад, краеведческого  музея, музея в Шадриском драматическом театре. Так же дети побывали в  за кулисье, попробовали себя на большой сцене. Дети посетили мастер класс в гончарной мастерской. Мы ставили задачу совершенствовать компоненты изобразительной деятельности, технические и изобразительно-выразительные умения.  В рамках проекта «Курганской области -80», детей познакомили с писателями нашего края и организовали выставку рисунков к  их произведениям, а так же драматизацию этих произведений.

        Таким образом, гармоничное сочетание кукольного, драматического, изобразительного и прикладного искусства, музыки и художественного слова  положительно сказывается на становлении личности ребенка. Ребенок осознает свои возможности, чувствует, что может принять участие в интересной деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны сверстников и взрослых. Театральное искусство – эффективное средство активизации творческого потенциала ребенка, развития его общей культуры и личности в целом. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности».

«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности». Цели и задачи, пути реализации....

проект"ВРЕМЕНА ГОДА"Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами интеграции художественно-творческой деятельности".

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:Изучение парциальных программ  развития творчества в различных видах деятельности (“Красота – радость – творчество” Т.С.Комаровой, А.В.Антоновой, М.Б.Зацепиной; “Радость творчества...

Проведение исследования по «Развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста с помощью оригами, филиграни, квилинга» для диплома на базе ГБОУ 2061 2010-2011 год.

Вашему вниманию представляется анализ исследования: «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста с помощью оригами, филиграни, квиллинга». Социально-экономическое, поли...

План - конспект организации и проведения организованной образовательной деятельности в средней группе по развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста «Лиса и заяц

Цель: развитие творческого потенциала ребенка через использование продуктивных видов деятельности и ИКТ.Задачи:-  уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;- развивать у дошкол...

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в музыкальных видах деятелдьности как фактор развития одарённости

Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Игры звуками - это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, как хочешь, что...

Консультация для родителей "Развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста в семье".

Интерес к проблеме развития творческого потенциала человека не уменьшается уже на протяжении длительного времени, однако сейчас наибольшее внимание исследователей обращено к детскому возрасту, как нач...

Проект по развитию личностного потенциала на тему "Стайро-пазлы" как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Цель: развитие  творческого потенциала  детей дошкольного возраста через использование стайро- пазлов.Задачи:-развивать у детей дошкольного возраста внимание, память, творческое мышление, ре...