Психоречевая диагностика дошкольника с 3 до 7 лет в таблицах.
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Представлен материал в таблицах для исследования психоречевого развития дошкольника с 3 до 7 лет. Может быть использован педагогами и родителями для выполнения заданий ребёнком в соответствии с возрастной нормой и для выявления специфики психоречевого развития. развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Психоречевая диагностика детей с 3 до 7 лет.
(составлена по материалам пособий Кольцовой Е.П., Романович О.А.)
Психоречевая диагностика дошкольника с 3 до 7 лет.
функция | оценка | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||||
н | к | н | к | н | к | н | к | |||
Контакт | Не вступает/формальный/с трудом, не проявляет интереса/избирательный/легко устанавливает | |||||||||
Эмоциональная сфера | Пассивный, вялый, инертный/эмоц. возбудимость, раздражительный/колебания настроения, эмоц. лабильность/активный, эмоц. стабилен | |||||||||
Средства общения | Слабо выраженное, посредством движений, криком/голоса, мимики, взгляда/аморфных слов-корней, жестов/вербальные средства | |||||||||
Жесты, мимика | Не использует/действия, прикосновения к объекту/использует мимику и жесты | |||||||||
Внимание (объём, устойчивость, концентрация) | Слабо сосредотачивается, с трудом удерживает/неустойчивое, поверхностное, быстро истощается/длительность сосредоточения и переключение внимания по возрасту | 10-12 | 15-20 | 20-25 | 25-30 | |||||
Восприятие | Цвет | Кр. Син. Зел. Жел. | + бел. Чёр. | + гол. Оранж. | + фиол. Роз. Сер. Корич. | |||||
Форма | Круг квадр. Треуг. | + овал | + прямоуг. | + многоуг. | ||||||
Пространство | Далеко-близко Высоко-низко | +слева-справа Впереди-сзади | в/на/под/за | +из-за, из-под, между. около | ||||||
Времени | День-ночь Зима-лето | Времена года Части суток Вчера-сегодня | Завтра Дни недели | Месяцы | ||||||
Память | Объем зрительной/образной/слуховой | 4 сл. | 5 сл. | 6 сл. | 7-8 сл. | |||||
Мышление | Анализ. 4-й лишний. | наглядно | наглядно | Наглядно/ на слух | На слух/ Логические задачи | |||||
Синтез/разрезная картинка | 2-3 ч./без образца | 4 ч./без образца/ 6 ч. по образцу | 6 ч. без образца/ 8 ч. по образцу | 8-9 ч. без образца | ||||||
Обобщение/назови одним словом/наглядно | Игрушки/одежда/посуда/животные | + обувь/овощи | +фрукты/дом. дик.животные транспорт/ мебель | +Продукты/жив. Севера, Юга/птицы | ||||||
Сравнение/сравни картинки | Самый маленький/ высокий/низкий | Шарик средней величины/длинный карандаш/юбка | Пара к узору/к фигуре | Ракета-птица-карандаш/стол-стул-ручка | ||||||
функция | оценка | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||||
н | к | н | к | н | к | н | к | |||
Мышление Консируктивн. праксис | Сериация/по цвету/по действию/по величине | |||||||||
Систематизация/найди место предмета в пустом окошке | ||||||||||
Собери пирамидку/построй из палочек/собери матрёшку | Крыша/дерево 3 п. | Стульчик 4 п. | Домик 6 п. | Лодочка 7 п. |
Обследование речи. Импрессивная речь (понимание).
вывод | показатель | задание | 3-4 г | 4-5 л | 5-6 л. | 6-7 л. |
Понимание речи в полном объеме/на бытовом уровне/ограниченное/ в пределах ситуации/ не понимает речь | Понимание лексических категорий | |||||
Понимание сущ. | Покажи/назови предмет | Стул/стол/ окно/голова/рука/ уши/глаза | Шапка/варежки/ножницы/ зонтик/иголка с ниткой | Букет/венок/фонтан/ стадион/калитка/сачок | Клумба/памятник\ Водопад/фонтан/ стадион | |
Понимание Обобщ. Слов | Покажи на картинках | Игрушки/одежда/ посуда/ животные | + обувь/овощи | +фрукты/дом. Дик.животные транспорт/ мебель | +Продукты/жив. Севера, Юга/птицы/ школьн. Принадлежн. | |
Понимание действий | Покажи на картинках | Рисует/идет/ сидит/играет | Рисует/читает/пьёт/ идет/спит | Рисует/режет/вышивает/ Вяжет/вырезает | Режет/вышивает/вяжет/ Вырезает/пришивает | |
Понимание грамматических категорий | ||||||
Ед. и мн. Ч. сущ. | Покажи на картинках | Кот-коты/мяч-мячи/дом-дома/ кукла-куклы | Кот-коты/окно-окна/ Лист-листья | Кукла-куклы/дерево-деревья/стул-стулья | Пень-пни/перо-перья/ Ворона-вороны | |
Ед. и мн. Ч. глаголов | Покажи на картинках | Стоит-стоят/летит-летят | Сидит-сидят\кушает-кушают | Сидит-сидят/ Летит-летят/ Кушает-кушают | Бежит-бегут/ Читает-читают/ Летит-летят | |
Падеж. Конструкц. | Выполни Покажи на картинках | в/на | в/на/под/над/ у/с/по | Перед/за/около/ в/из/на/с | Под/из-под/за/из-за | |
Уменьш.-ласк. Форма сущ. | Покажи на картинках | Мяч-мячик/куколка/ медвежонок | Домик/ложечка/ ведерко | Столик/кроватка/ окошечко | Мячик/вазочка/ одеяльце | |
Понимание предложений | Покажи на картинках | Сказка «Курочка ряба» | Девочка поздравляет мальчика. И наоборот. Что в руках у девочки? | Мальчик убегает от щенка. И наоборот. | Бабочка сидит на цветке, который не распустился. |
Обследование речи. Слоговая структура слова.
Оценка | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 7-8 лет |
Слоговая структура слова | ||||
-правильное и точное воспроизведение/ -Воспроизводит точно (или послоговое), темп замедлен, возможны запинки/ -искажение слоговой структуры слов/не воспроизведение слогов | Дом/кот/бык/вата/ Дима/Тома/вагоны/ Бананы/батоны/ панама | Кот/вода/стук/мост/спинка/ Фантик/тропинка | Самолёт/скворец/ фотограф/микстура/ мотоциклист/погремушка | Тротуар/градусник/ Фотооппарат/экскаватор/ Виолончелист/ регулировщик |
Структура предложения | ||||
---- | ---- | Сестренка развешивает Простыни. | Виолончелист укладывает инструмент в футляр. | |
В универсаме продают продукты. | Регулировщик руководит движением на перекрёстке. |
Фонематический слух.
Оценка | Инструкция | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 7-8 лет |
-единичные ошибки -стойкие ошибки -задание не доступно | 1. повтори (оппозиционные звуки) | А-а-а/уа/ау/мяу У-у-у/му/ав И-и-и/пи-пи-пи Ко-ко-ко Га-га-га | Па-ба/га-ка Та-да/ма-ба Ва-ка/ня-на | Ба-па-ба Да-та-да Ка-га-ка За-са-за Та-та-тя Ша-жа-ша | Са-ша-са Ца-са-ца Ча-тя-ча Ча-ща-ча Ла-ля-ла Ла-ра-ла |
2. Покажи картинки (дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении) | Кот-кит | Кот-кит Дом-дым Мышка-мишка Уточка-удочка | Почка-бочка Трава-дрова Корка-горка Сова-софа | Пашня-башня Катушка-кадушка Крот-грот Мышка-мошка | |
3. Покажи картинки(дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении) | Бак-мак миска-киска | Коса-коза Кочка-кошка Миска-мишка Малина-Марина | Суп-зуб Челка-щелка Цапля-сабля Галка-галька | Косы-козы Миска-мишка Сук-жук Лук-люк |
Обследование речи. Грамматический строй речи.
Словоизменение | Инструкция | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 7-8 лет |
Ед. и мн. Ч. сущ. | Скажи, что это | Столы/петухи/ сумки/дома | Столы/ рты Куклы/коты/окна | Коты/кольца львы/реки/уши | Глаза/листья/стулья Воробьи/книги Пни/деревья |
Ед. и мн. Ч. глаг. | Скажи, что делают | Рыбки плавают Петухи поют Мальчики играют | Рисуют/стирают Ходят/ползают | Шьют/красят Купаются/вырезают вышивают | Учат/лечат Тушат/варят Строят/продают |
Употребление сущ. в косвен. падежах | В. П. ед. ч. Кого нарисовал художник | ---- | ---- | Дом/лису ведро | Корову/льва Паука/мяч |
Р. П. ед. ч. Чьи хвосты? | ---- | ---- | Лисы/петуха кота | Льва/белки Волка/павлина | |
Д. п. ед. ч. Кому что дали? | ---- | ---- | Зайцу/собаке петуху | Ежу/козе пчеле | |
Тв. п. ед. ч. Чем выполняют? | ---- | ---- | Топором/пилой Веником/ложкой | Сачком/удочкой Тряпкой/ножом | |
П. п. ед. ч. Где находится предмет? | ---- | ---- | На кровати/на стуле В тетради/ на столе | В ботинке/на полке На шкафу/в букете | |
Р. П. мн.ч. | ---- | ---- | Карандашей ушей | Ведер собак | |
Д. п. мн.ч. Кому дадут? | ---- | ---- | ---- | Жукам/ зайцам Белкам/воробьям | |
Тв.п. мн.ч. Кто за кем едет? | ---- | ---- | ---- | За котами/за тиграми За птицами | |
П.п. мн.ч. На чем передвигаются? | ---- | ---- | ---- | На мотоциклах На автобусах На самокатах | |
Согласование числительных | С сущ. | ---- | Пять машин Два кота | Пять/два Окна/ роз/окон | Книги/вёдра воробьи |
С прилаг. | Синий шар Большой мяч | Папина шапка ведро | Бабочка/апельсин блюдце | Платье/ворона колокольчик | |
С местоим. Чья вещь? | Мой дом | Мяч шапка ведро | Бабочка/апельсин блюдце | ---- | |
Оценка | Вид помощи: стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка. |
Словообразование | Инструкция | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 7-8 лет |
Сущ. с уменьш-ласк. суффиксами | Назови ласково или маленьких (детенышей) | Домик стульчик Чашечка куколка | Котенок лисенок Утенок слоненок | Заборчик носочек ведерко бельчонок медвежонок | Пальчик избушка Крылечко щенок барсучонок |
Относительн. Прил. | Из чего сделаны? | ---- | ---- | Снежная кирпичный Каменный железный бумажный | Меховой глиняный Соломенный клюквенный Творожная металлическая |
Притяж. Прил. | Чья вещь? | ---- | Мамина папина | Бабушкина тетина | Лисий заячий Кошачий петушиный |
Приставочные глаголы | Как машина ехала | ---- | ---- | ---- | Объехала выехала подъехала и пр. |
Глаголы несов. вида | Что делали и что сделали? | ---- | ---- | ---- | Строит-построила Красит-покрасила Ест-съела |
Родственные слова | Подбери слова, похожие на слово (снег) | ---- | ---- | ---- | Снеговик снежинка снегурочка снегирь… |
Обследование речи. Связная речь.
Навыки | Оценка | Возраст |
Умение отвечать простой фразой. | -предлож. развернутое, составлено самостоятельно без нарушения лексико-граммат. норм -составлено с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка) -есть аграмматизмы, нарушение структуры предложения/составление недоступно. | До 5 лет |
Составление предложений по ситуативным картинкам | ||
Составление рассказа по картине | -составлен самостоятельно, имеет все смысловые звенья, определены все временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств. -составлен с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка). -составлен с помощью, стойкие аграмматизмы; словесные замены; выпадение смысловых звеньев; искажение смысла; нарушена связность рассказа; недостаточная развернутость сюжета; представлен перечислением действий. -бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушение структуры рассказа/предложений; упрощена/искажена развернутость высказывания. -составление рассказа недоступно даже со стимулирующей помощью. | После 5 лет |
Составление рассказа по серии сюжетных картин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты и таблицы для диагностики дошкольников в образовательной области "физическая культура"
Тесты и таблицы для выявления уровня физическиз качеств, физической подготовренности и прироста физических качеств дошкольников...

Дифференциальная диагностика нарушений речи у детей в таблице
Диагностика речевых нарушений имеет большое практическое значение. Она позволяет определить уровень и описать внешние симптомы недоразвития речи у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недо...

Старшая группа. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня ФГОС (таблица)
Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня ФГОС...

Подготовительная к школе группа. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня ФГОС (таблица)
Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня ФГОС...

Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня ФГОС (таблица)
Подготовительная к школе группа....

Диагностика освоения содержания Программы ДОУ / сводные таблицы.
При реализации образовательных программ ОУ проводится оценка индивидуального развития воспитанников. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики. Ре...
Диагностика уровня повышения двигательной активности дошкольников на занятиях плаванием, сравнительная таблица 2018-2020 год.
Диагностика уровня повышения двигательной активности дошкольников на занятиях плаванием, сравнительная таблица 2018-2020 год. Задачи обучения.Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играт...