Психоречевая диагностика дошкольника с 3 до 7 лет в таблицах.
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Екатерина Николаевна Щелконогова

Представлен материал в таблицах для исследования психоречевого развития дошкольника с 3 до 7 лет. Может быть использован педагогами и родителями для выполнения заданий ребёнком в соответствии с возрастной нормой и для выявления специфики психоречевого развития. развития 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психоречевая диагностика детей с 3 до 7 лет.

(составлена по материалам пособий Кольцовой Е.П., Романович О.А.)

Психоречевая диагностика дошкольника с 3 до 7 лет.

функция

оценка

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

н

к

н

к

н

к

н

к

Контакт

Не вступает/формальный/с трудом, не проявляет интереса/избирательный/легко устанавливает

Эмоциональная сфера

Пассивный, вялый, инертный/эмоц. возбудимость, раздражительный/колебания настроения, эмоц. лабильность/активный, эмоц. стабилен

Средства общения

Слабо выраженное, посредством движений, криком/голоса, мимики, взгляда/аморфных слов-корней, жестов/вербальные средства

Жесты, мимика

Не использует/действия, прикосновения к объекту/использует мимику и жесты

Внимание (объём, устойчивость, концентрация)

Слабо сосредотачивается, с трудом удерживает/неустойчивое, поверхностное, быстро истощается/длительность сосредоточения и переключение внимания по возрасту

10-12

15-20

20-25

25-30

Восприятие

Цвет

Кр. Син. Зел. Жел.

+ бел. Чёр.

+ гол. Оранж.

+ фиол. Роз. Сер. Корич.

Форма

Круг квадр. Треуг.

+ овал

+ прямоуг.

+ многоуг.

Пространство

Далеко-близко

Высоко-низко

+слева-справа

Впереди-сзади

в/на/под/за

+из-за, из-под, между. около

Времени

День-ночь

Зима-лето

Времена года

Части суток

Вчера-сегодня

Завтра

Дни недели

Месяцы

Память

Объем зрительной/образной/слуховой

4 сл.

5 сл.

6 сл.

7-8 сл.

Мышление

Анализ. 4-й лишний.

наглядно

наглядно

Наглядно/

на слух

На слух/

Логические задачи

Синтез/разрезная картинка

2-3 ч./без образца

4 ч./без образца/

6 ч. по образцу

6 ч. без образца/

8 ч. по образцу

8-9 ч. без образца

Обобщение/назови одним словом/наглядно

Игрушки/одежда/посуда/животные

+ обувь/овощи

+фрукты/дом. дик.животные

транспорт/

мебель

+Продукты/жив. Севера, Юга/птицы

Сравнение/сравни картинки

Самый маленький/

высокий/низкий

Шарик средней величины/длинный карандаш/юбка

Пара к узору/к фигуре

Ракета-птица-карандаш/стол-стул-ручка

функция

оценка

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

н

к

н

к

н

к

н

к

Мышление

Консируктивн. праксис

Сериация/по цвету/по действию/по величине

Систематизация/найди место предмета в пустом окошке

Собери пирамидку/построй из палочек/собери матрёшку

Крыша/дерево

3 п.

Стульчик

4 п.

Домик

6 п.

Лодочка

7 п.

Обследование речи. Импрессивная речь (понимание).

вывод

показатель

задание

3-4 г

4-5 л

5-6 л.

6-7 л.

Понимание речи в полном объеме/на бытовом уровне/ограниченное/ в пределах ситуации/ не понимает речь

Понимание лексических категорий

Понимание сущ.

Покажи/назови предмет

Стул/стол/

окно/голова/рука/

уши/глаза

Шапка/варежки/ножницы/

зонтик/иголка с ниткой

Букет/венок/фонтан/

стадион/калитка/сачок

Клумба/памятник\

Водопад/фонтан/

стадион

Понимание

Обобщ.

Слов

Покажи на картинках

Игрушки/одежда/

посуда/

животные

+ обувь/овощи

+фрукты/дом. Дик.животные

транспорт/

мебель

+Продукты/жив. Севера, Юга/птицы/

школьн. Принадлежн.

Понимание действий

Покажи на картинках

Рисует/идет/

сидит/играет

Рисует/читает/пьёт/

идет/спит

Рисует/режет/вышивает/

Вяжет/вырезает

Режет/вышивает/вяжет/

Вырезает/пришивает

Понимание грамматических категорий

Ед. и мн. Ч. сущ.

Покажи на картинках

Кот-коты/мяч-мячи/дом-дома/ кукла-куклы

Кот-коты/окно-окна/

Лист-листья

Кукла-куклы/дерево-деревья/стул-стулья

Пень-пни/перо-перья/

Ворона-вороны

Ед. и мн. Ч. глаголов

Покажи на картинках

Стоит-стоят/летит-летят

Сидит-сидят\кушает-кушают

Сидит-сидят/

Летит-летят/

Кушает-кушают

Бежит-бегут/

Читает-читают/

Летит-летят

Падеж. Конструкц.

Выполни

Покажи на картинках

в/на

в/на/под/над/

у/с/по

Перед/за/около/

в/из/на/с

Под/из-под/за/из-за

Уменьш.-ласк. Форма сущ.

Покажи на картинках

Мяч-мячик/куколка/

медвежонок

Домик/ложечка/

ведерко

Столик/кроватка/

окошечко

Мячик/вазочка/

одеяльце

Понимание предложений

Покажи на картинках

Сказка «Курочка ряба»

Девочка поздравляет мальчика. И наоборот.

Что в руках у девочки?

Мальчик убегает от щенка. И наоборот.

Бабочка сидит на цветке, который не распустился.

Обследование речи. Слоговая структура слова.

Оценка

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

7-8 лет

Слоговая структура слова

-правильное и точное воспроизведение/

-Воспроизводит точно (или послоговое), темп замедлен, возможны запинки/

-искажение слоговой структуры слов/не воспроизведение слогов

Дом/кот/бык/вата/

Дима/Тома/вагоны/

Бананы/батоны/

панама

Кот/вода/стук/мост/спинка/

Фантик/тропинка

Самолёт/скворец/

фотограф/микстура/

мотоциклист/погремушка

Тротуар/градусник/

Фотооппарат/экскаватор/

Виолончелист/

регулировщик

Структура предложения

----

----

Сестренка развешивает

Простыни.

Виолончелист укладывает инструмент в футляр.

В универсаме продают продукты.

Регулировщик руководит движением на перекрёстке.

Фонематический слух.

Оценка

Инструкция

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

7-8 лет

-единичные ошибки

-стойкие ошибки

-задание не доступно

1. повтори (оппозиционные звуки)

А-а-а/уа/ау/мяу

У-у-у/му/ав

И-и-и/пи-пи-пи

Ко-ко-ко

Га-га-га

Па-ба/га-ка

Та-да/ма-ба

Ва-ка/ня-на

Ба-па-ба

Да-та-да

Ка-га-ка

За-са-за

Та-та-тя

Ша-жа-ша

Са-ша-са

Ца-са-ца

Ча-тя-ча

Ча-ща-ча

Ла-ля-ла

Ла-ра-ла

2. Покажи картинки (дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении)

Кот-кит

Кот-кит

Дом-дым

Мышка-мишка

Уточка-удочка

Почка-бочка

Трава-дрова

Корка-горка

Сова-софа

Пашня-башня

Катушка-кадушка

Крот-грот

Мышка-мошка

3. Покажи картинки(дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении)

Бак-мак

миска-киска

Коса-коза

Кочка-кошка

Миска-мишка

Малина-Марина

Суп-зуб

Челка-щелка

Цапля-сабля

Галка-галька

Косы-козы

Миска-мишка

Сук-жук

Лук-люк

Обследование речи. Грамматический строй речи.

Словоизменение

Инструкция

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

7-8 лет

Ед. и мн. Ч. сущ.

Скажи, что это

Столы/петухи/

сумки/дома

Столы/ рты

Куклы/коты/окна

Коты/кольца

львы/реки/уши

Глаза/листья/стулья

Воробьи/книги

Пни/деревья

Ед. и мн. Ч. глаг.

Скажи, что делают

Рыбки плавают

Петухи поют

Мальчики играют

Рисуют/стирают

Ходят/ползают

Шьют/красят

Купаются/вырезают

вышивают

Учат/лечат

Тушат/варят

Строят/продают

Употребление сущ. в косвен. падежах

В. П. ед. ч.

Кого нарисовал

художник

----

----

Дом/лису

ведро

Корову/льва

Паука/мяч

Р. П. ед. ч.

Чьи хвосты?

----

----

Лисы/петуха

кота

Льва/белки

Волка/павлина

Д. п. ед. ч.

Кому что дали?

----

----

Зайцу/собаке

петуху

Ежу/козе

пчеле

Тв. п. ед. ч.

Чем выполняют?

----

----

Топором/пилой

Веником/ложкой

Сачком/удочкой

Тряпкой/ножом

П. п. ед. ч.

Где находится предмет?

----

----

На кровати/на стуле

В тетради/ на столе

В ботинке/на полке

На шкафу/в букете

Р. П. мн.ч.

----

----

Карандашей

ушей

Ведер

собак

Д. п. мн.ч.

Кому дадут?

----

----

----

Жукам/ зайцам

Белкам/воробьям

Тв.п. мн.ч.

Кто за кем едет?

----

----

----

За котами/за тиграми

За птицами

П.п. мн.ч.

На чем передвигаются?

----

----

----

На мотоциклах

На автобусах

На самокатах

Согласование числительных

С сущ.

----

Пять машин

Два кота

Пять/два

Окна/ роз/окон

Книги/вёдра

воробьи

С прилаг.

Синий шар

Большой мяч

Папина шапка

ведро

Бабочка/апельсин

блюдце

Платье/ворона

колокольчик

С местоим.

Чья вещь?

Мой дом

Мяч шапка

ведро

Бабочка/апельсин

блюдце

----

Оценка

Вид помощи: стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка.

Словообразование

Инструкция

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

7-8 лет

Сущ. с уменьш-ласк. суффиксами

Назови ласково или маленьких (детенышей)

Домик стульчик

Чашечка куколка

Котенок лисенок

Утенок слоненок

Заборчик носочек ведерко бельчонок

медвежонок

Пальчик избушка

Крылечко щенок

барсучонок

Относительн. Прил.

Из чего сделаны?

----

----

Снежная кирпичный

Каменный железный

бумажный

Меховой глиняный

Соломенный клюквенный

Творожная

металлическая

Притяж. Прил.

Чья вещь?

----

Мамина папина

Бабушкина тетина

Лисий заячий

Кошачий петушиный

Приставочные глаголы

Как машина ехала

----

----

----

Объехала выехала подъехала и пр.

Глаголы несов. вида

Что делали и что сделали?

----

----

----

Строит-построила

Красит-покрасила

Ест-съела

Родственные слова

Подбери слова, похожие на слово (снег)

----

----

----

Снеговик снежинка снегурочка снегирь…

Обследование речи. Связная речь.

Навыки

Оценка

Возраст

Умение отвечать простой фразой.

-предлож. развернутое, составлено самостоятельно без нарушения лексико-граммат. норм

-составлено с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка)

-есть аграмматизмы, нарушение структуры предложения/составление недоступно.

До 5 лет

Составление предложений по ситуативным картинкам

Составление рассказа по картине

-составлен самостоятельно, имеет все смысловые звенья, определены все временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств.

-составлен с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка).

-составлен с помощью, стойкие аграмматизмы; словесные замены; выпадение смысловых звеньев; искажение смысла; нарушена связность рассказа; недостаточная развернутость сюжета; представлен перечислением действий.

-бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушение структуры рассказа/предложений; упрощена/искажена развернутость высказывания.

-составление рассказа недоступно даже со стимулирующей помощью.

После 5 лет

Составление рассказа по серии сюжетных картин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты и таблицы для диагностики дошкольников в образовательной области "физическая культура"

Тесты и таблицы для выявления уровня физическиз качеств, физической подготовренности и прироста физических качеств дошкольников...

Дифференциальная диагностика нарушений речи у детей в таблице

Диагностика речевых нарушений имеет большое практическое значение. Она позволяет определить уровень и описать внешние симптомы недоразвития речи у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недо...

Старшая группа. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня ФГОС (таблица)

Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня ФГОС...

Диагностика освоения содержания Программы ДОУ / сводные таблицы.

При реализации образовательных программ ОУ проводится оценка индивидуального развития воспитанников. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики.  Ре...

Диагностика уровня повышения двигательной активности дошкольников на занятиях плаванием, сравнительная таблица 2018-2020 год.

Диагностика уровня повышения двигательной активности дошкольников на занятиях плаванием, сравнительная таблица 2018-2020 год. Задачи обучения.Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играт...