Приобщение детей 2-3 лет к истокам русской народной культуры посредством фольклора
методическая разработка (младшая группа)

Белишко Оксана Александровна

В статье рассматривается детский фольклор и особенности его применения в различных видах детской деятельности,  определена роль фольклора в воспитании и развитии детей 2-3 лет.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей 2-3 лет к истокам русской народной культуры посредством фольклора

Аннотация. В статье рассматривается детский фольклор и особенности его применения в различных видах детской деятельности,  определена роль фольклора в воспитании и развитии детей 2-3 лет.

Ключевые слова: культура, фольклор.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что сказки, песенки, потешки и прибаутки – это незаменимые средства пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности ребенка. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибаутки и потешки вызывают радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для проявления своей заботы и нежности к ребёнку.

Практика  показывает, что произносимые взрослым короткие и ритмичные стихотворные строчки, в которых ребёнок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него позитивные реакции. Интонация голоса взрослого в одних случаях успокаивает малыша, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые примеры («Ладушки», «Идет коза рогатая» и т.д.), вызывают потребность вступать в эмоциональный диалог со взрослым. Хорошо подобранная и выразительно рассказанная потешка, порой помогает установить контакт взрослого с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Многие фольклорные произведения позволяют вставить любое имя ребенка, не изменяя содержания.

С адаптационного периода, вновь поступающих детей в группу, привлекаем яркими образными игрушками (большой, шагающей куклой, пирамидками, мягкой игрушкой, ярко иллюстрированными книжками).  Используя  потешки, игры и  журилки, для плачущего малыша, например:

Кто тут плачет ой-ой-ой, говорит сынишка мой.

Нет, не плачет мой сынок, зря вы говорите,

Улыбается уже, по-смот-ри-те!

Или: Горько плачет почему-то наша Анечка Анюта,

Горько плачет, слезы льет, кто же кто ее поймет!?

Либо игра «Скачем на лошадке»

Мы поскачем скачем-скачем-скачем,

Скачем на лошадке,

Мы не плачем нет, не плачем.

У ребенка появляется положительный настрой, он успокаивается и постепенно вливается в детский коллектив. Воспитывая у ребенка навыки самостоятельности при одевании, сборе на прогулку, проводим  серию дидактических игр «Одень куклу Катю на прогулку», где дети усваивают навыки последовательного одевания, аккуратного обращения с одеждой. А еще помогают в этом прибаутки:

А чки-чки-чки

Мы купили башмачки

Ой, какие мы купили веселые башмачки.

Собираясь на прогулку: используем потешку:

Ой-ой, соловушка поет, молвить не дает,

Соловушка, соловей там за дверью Дед Мороз

Щип за щечку, щип за нос!

Прививая навыки умывания, обращаем внимание, как журча, льется вода из крана, предлагаем понюхать мыло - оно пахучее, душистое, а какие получаются белые перчатки, если помыть руки с мылом. Приговариваем: Водичка, водичка, умой мое личико.

Стараемся привить  элементарные культурно гигиенические навыки за столом: правильно держать ложку, есть аккуратно, благодарить после еды. Приучая к разнообразным блюдам, используем потешки:

«Сорока-ворона, кашку варила деток кормила

Скорее съешьте кашки

Хоть ложечку одну»

Или «Пришел сегодня в гости,

Не доктор Айболит

Пришел сегодня в гости

Хороший аппетит»

Широко используем яркие, красочно иллюстрированные книги. Стремимся к тому, чтобы рассматривание книг, иллюстраций, серии картинок ребенок больше говорил и рассуждал. На прогулке обучаем умению   видеть красоту в природе, обращая внимание на травку, зеленые листочки на деревьях, читаем стихотворение:

Лето, лето, лето,

Ты какого цвета?

Зеленеет травка, зеленеет луг!

Зелено, зелено все вокруг!

Рассматривая божью коровку, говорим детям:

Платье в горошек у божьей коровки,

Божью коровку пальцем не трогай,

Пусть уползает зеленой дорогой!

Ребят привлекает красота яркого желтого одуванчика. Наблюдение сопровождаем стихами:

Носит одуванчик желтый сарафанчик!

Или

Кошка вдруг увидела солнышко на ножках,

Это удивительно, вслух сказала кошка.

Эффективным средством развития сенсорных способностей, является занятия.
В раннем возрасте немыслимо построение занятий без яркой игрушки, игровых и словесных приемов, наглядности и эмоциональной речи воспитателя. Все в совокупности прививает детям эти качества. Интерес   к изобразительной деятельности проявляется уже в раннем возрасте. Здесь предоставляется большая возможность освоить основные цвета палитры. Работа по этому разделу ведется в системе, дети хорошо усваивают не только навыки работы с карандашом, кистью, фломастером и тампонами, но и с удовольствием рисуют пальчиковой живописью, ладошками, печатками, кляксографией.

Например: на одном из  занятий, предлагаем разрисовать коврик от пятна, разными хаотичными линиями.

Читаем потешку:

Петушок, петушок.

Золотой гребешок,

Ты подай голосок

Через Темный лесок

Через лес за реку

Прокричал. Ку-ка-ре-ку!

Вспомним яркого петушка. Он приносит детям в подарок краски. А дети, в свою очередь, дарят ему яркий коврик.

Используя, эту же игровую ситуацию с потешкой дети рисуют «цветной горошек»- пальчиками, а травку - ладошками. Пальчиками рисуем капельки дождя, а лужицы или травку у основания листа - кистью, используя художественное слово:

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей.

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи.

Брызгни в поле пуще,

Станет травка гуще.

Используя потешку:

«Солнышко, солнышко выгляни в окошко,

Ждут тебя детки. Ждут малолетки - рисуем солнышко»

К рисованному диску «солнышко» - лучи рисуем с детьми-ладошками, или диск - пальчиком, а лучики - кисточкой. И таких игровых занятий много, где дети осваивают цвета, запоминают потешки, а значит и расширяется словарный запас детей, развивается речь. Дети раннего дошкольного  возраста уже не только воспринимают сказку, но и с нашей помощью участвуют в драматизации, в роли какого-либо сказочного персонажа, а в сказке «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок».

Ознакомление с домашними животными: «Как у нашего кота», «Пошел котик на Торжок», «Кисонька мурысонька», «Коза – хлопота».

При ознакомлении с дикими животными «Лиса по лесу ходила», «Мишка косолапый», «Заинька серенький».

Чтение потешек сопровождаются наглядностью, игрушкой, книгами. Так же устраиваем детям вечер стихов А. Барто, где дети читают стихи.

Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение взрослым произведений русского народного творчества. Ребёнок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.  

Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить или просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребёнка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность фольклора привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Разговор персонажей знакомого произведения самостоятельно переносится детьми на действия с другими игрушками – куклами, матрёшками, уточками. При этом интонационно дети пытаются передать характер того или иного персонажа. В соответствии со своими представлениями они придумывают персонажу определённые движения, например: матрёшка в теремке плясала, уточка прибирала, а кукла варила обед. Во время укладывания куклы спать и качания кроватки дети пели: «Уж ты котенька-коток, котя – серенький лобок. Приходи, ты ночевать…». В народных произведениях часто звучат слова и названия предметов, которые не употребляются в современной разговорной речи, например: «люлечка», «торжок», «мелёнка», «лапотки», «плошечка», «голичок» и др. Следовательно, у педагога будет одна задача – донести до малышей смысловое содержание фольклора. Позже важно будет вместе с малышами овладеть умением петь, танцевать, играть на народных инструментах, а порой имитировать их звучание на балалайке, дудочке, свирели, гуслях. Настроения затейливости, шаловливости, веселья и даже баловства – это преимущество фольклорных занятий. Овладение методикой проведения фольклорных занятий – это вершина педагогического мастерства.

Таким образом, практический опыт показывает,  что приобщая  детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора    целенаправленное и систематическое использование  - обогащает социально-игровой опыт, сохраняет  традиционные ценности своего края, передает  культурный  опыт  новым  поколениям.

Список литературы

  1. Бахметьева, Т. И.        Детские        частушки,        шутки,        прибаутки.        – Ярославль: Академия развития, 2014.
  2. Ветрова, В. В. Ладушки, ладушки. – М.: Знание, 2015.
  3. Хрестоматия для маленьких / сост. Л. Н. Елисеева. – М.: Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора (из опыта работы)

Федеральные государственные требования ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные ...

«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора» (консультация для воспитателей)

Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное вз...

"Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора"

"Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора"Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими...

«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»

Консультация для родителей, содержащая информацию о приобщении детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора....

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством словесных игр и упражнений.

laquo;Воспитание, созданное самим народом, и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах»К.Д.УшинскийПервое знакомство ребен...

Консультация для воспитателей «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»

Консультация для воспитателей   «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»...

Проектирование процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством информационных технологий

Задачи:познакомить детей с материальной культурой русского народа,познакомить детей с духовной культурой русского народа,научить детей применять на практике полученные знания и умения,воспитывать любо...