Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора (из опыта работы)
материал по развитию речи (младшая группа) по теме

Кургузова Лариса Анатольевна
        Федеральные государственные требования ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные  и культурные ценности  своего народа. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.
Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом – гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры – словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства. 
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon из опыта работы61.5 КБ

Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  №14 «ТОПОЛЕК»

 «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»

(из опыта работы)

                                         

Подготовила: воспитатель                  

МДОУ д/с КВ №14 «Тополек»

Кургузова Лариса Анатольевна

                                                                 

                                                                       

                                                                             

Южноуральск

2013г.

Федеральные государственные требования ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные  и культурные ценности  своего народа. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.

Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом – гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры – словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства. 

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки. 

Актуальность использования фольклора в современной педагогике раннего детства подтверждают важные положения.

Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.

Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.

Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки – это неоценимое богатство народа, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа.

            Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, передают мудрость, лиризм и юмор.

Теоретическая база опыта основана на исследованиях, выдающихся ученых филологов, историков прошлого века: А.Н Афанасьева, И.М. Снигерева.

Новизна опыта заключается в разработке цикла занятий с использованием фольклора для детей раннего возраста.

Ведущая педагогическая идея опыта: использование фольклора в работе с детьми раннего возраста способствует приобщению детей к истокам  русской народной культуры.

Адресность опыта. Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, заинтересованным и внимательным родителям.

        Технология опыта

Цель: познакомить и приобщить  детей к  русскому народному творчеству, через использование фольклора.

Задачи: 1. Создать условий в группе для приобщения детей к фольклору.

2. Познакомить с произведениями русского фольклора с использованием наглядного материала.                                                                                                                                                      

3. Создать систему взаимодействия с семьями воспитанников, способствующую приобщению к истокам русской народной культуры.  

4. Формировать у детей  любовь к красоте художественного слова.

В работе использую следующие методы:

- наглядный метод;

-словесный метод;

 -игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).

- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Основные  направления работы:

1. Создание условий.

    В группе создана предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Создан уголок театральной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Два медвежонка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка»; дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Сказка за сказкой», «Звери в сказках», «Из какой сказки герой», «Из какой сказки предмет». По многим литературным произведениям имеются видеокассеты, CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен.

  2 . Приобщение детей к истокам русской народной культуры.      

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи  всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами  развития дошкольника я использую этот богатейший материал словесного творчества народа. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

Потешки я обыгрывала разными способами: сопровождала чтение действием игрушки, использовала пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки.

Постоянно замечая интерес детей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают мне «разговорить» детей. Им нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и ласковым голосом начинала припевать, покачивая ее: 

Баю, баю, баю, бай! 

Мы проснулись, потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись. 

Во время умывания, причесывания детей знакомила их с песенками «Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим куклам. 

Загадки – форма словесного народного творчества. Детям я предлагала такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками использовала фигурки животных, например, петуха, коровы и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям молоко даю».  Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т.к. перед глазами находятся загадываемые предметы.

Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т.д.)  Вначале прочитанную сказку вносила в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем внесла «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки.  Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?»

Так на протяжении раннего возраста у детей воспитывают понимание содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к русской народной культуре.

Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического творчества.

Уже с раннего возраста я приучаю детей видеть красоту окружающей нас природы и всего живого. Увидев в окно, как ворона села на дерево, говорю словами потешки:

«Ай, дуду, дуду, дуду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Труба точеная, позолоченная».

Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаю различные досуги и развлечения.  В развлечении «В гостях у бабушки», «Поиграем с ложкой» дети не только знакомились с русской народной игрушкой, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам. 

Для решения всех поставленных задач детей мною подобрана и составлена картотека игр. Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал физического развития, но и  как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры.

Также разработан цикл занятий на основе использования фольклора.

3 направление Взаимодействие с родителями.

Особое внимание уделяла укреплению связей с родителями.  Совместно с родителями собрана детская библиотека русских народных сказок. 

Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.   Я провела консультации для родителей: «Роль народной игрушки в воспитании ребенка», « Роль игры – драматизации в развитии речи ребенка». Все необходимые рекомендации размещаю в «уголке для родителей» и на официальном сайте нашего ДОУ. За последний год подготовила для родителей: рекомендации по знакомству с малыми фольклорными формами, советы по словарной работе с детьми; информацию о способах игрового речевого общения с ребенком; познакомила с картотекой русских народных игр. На родительских собраниях семьи обмениваются своим опытом по развитию речи дома,  раздавала каждому родителю тексты колыбельных песен, привлекала родителей к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам, привлекала родителей к совместной деятельности с детьми (рисование, рассказывание сказок, драматизация сказок и потешек и др.).

Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду.

Участвуя в методической работе в ДОУ проводила консультации с педагогами по развитию интереса к традициям русского народа, к поиску новых форм и методов воспитания и развития детей при помощи русской народной культуры;  анкетирование; принимала  участие в организации и проведении русских народных праздниках.

Результативность опыта.

В результате проделанной работы у детей сформирована внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащен и расширен словарный запас, способность к овладению родной речью.

Заключение.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

В дальнейшей своей работе буду активно использовать все виды и формы детского фольклора: русские народные игры, чтение и рассказывание сказок; приобщать детей к  изучению календарного фольклора, через участие детей в календарных праздниках (святки, масленица, проводы зимы), а так же продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2010.

2. О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2008.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева,

 4. О.Н. Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий.

5. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

6. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2012.

8. Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста. Кравченко И.В., 2011.

Сайты: «Дошкольник.ру» – сайт для всей семьи, «ТЕРЕМОК» – сайт для детей, Образовательный сайт «Мир Дошкольников»-все для детей, «Детский портал Солнышко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора» (консультация для воспитателей)

Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное вз...

"Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора"

"Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора"Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством знакомства с историей происхождения славянской тряпичной куклы

Занятие по ознакомлению с окружающим с детьми подготовительной к школе группе на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством знакомства с историей...

«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»

Консультация для родителей, содержащая информацию о приобщении детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора....

Консультация для воспитателей «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»

Консультация для воспитателей   «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»...

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»

  «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»...

«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора в условиях ДОО».

Одним из условий приобщения детей раннего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры является фольклор. Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количес...