Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством словесных игр и упражнений.
статья по художественной литературе (младшая группа)
«Воспитание, созданное самим народом,
и основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах»
К.Д.Ушинский
Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: потешек, прибауток, считалок, песенок, сказок. И хотя они состоят из нескольких незатейливых по содержанию и простых по форме строк, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по законам в соответствии с видением ребенком природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского творчества.
Поэтому мы поставили перед собой цель: способствовать приобщению детей к русской народному фольклору. Поставленную цель решали через следующие задачи:
<>1)2)Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного творчества.
- Создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.
Использование фольклора требует от педагога профессиональных знаний и умений: владение художественными средствами (петь, играть на народных инструментах), тогда он сможет привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Использовали прием действенного соучастия детей, привлечения детей к совместной деятельности. Ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя простую роль.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если кто – то из детей плачет, другие стараются успокоить приговаривая: «Не плачь, не плачь, я куплю тебе калач…».
Для того чтобы дети в совместной и самостоятельной деятельности могли обратиться в материалу фольклора, у нас в группе была создана развивающая предметно-пространственная среда. Гибкому зонированию группы способствуют ширмы, которые позволяют детям разыгрывать сюжеты знакомых сказок, потешек, песенок на магнитной доске, ковролине (вертикальном, закрепленном на стене и маленьких индивидуальных переносных ковриках т.д.). Оборудовали уголок, который включал следующие виды театра: пальчиковый театр и матрешки - сказки: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок»; куклы театра би-ба-бо; театр перчаток; вязаный театр; театр картинок; набор персонажей и декораций на магнитах; куклы на конусе.
В уголке ряжения имеются элементы некоторых костюмов, шапочки- маски персонажей сказок. Подобрали настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок, которые помогают детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра. В книжном уголке собраны книжки-малышки, картинки, фигурки, иллюстрирующие персонажей потешек, кумулятивных сказок, песенок, прибауток.
Особое внимание уделяется взаимодействию с родителями воспитанников. В родительский уголок помещена наглядная информация, через групповые, индивидуальные консультации, беседы знакомим их с различными видами русского народного творчества и формами знакомства малышей с фольклором. Вместе с родителями организовали выставку «Театр своими руками», создается совместная книга потешек.
Таким образом, мы стараемся создавать в группе атмосферу доброжелательности, сочувствия, взаимопонимания. Дети учатся понимать и чувствовать художественную форму, ритм родного языка, активизировались в речи прилагательные, глаголы, обогащается словарь за счет сравнения, эмоционально-оценочной и сказочной лексики. Данная приобщаем воспитанников к истокам патриотического, нравственного воспитания, прививаем любовь к истории и культуре нашей Родины.
Библиография:
- Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999
- Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки. // Дошкольное воспитание - №7 – 2007 – С.46 – 52
- Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. Родной край. – Москва: Просвещение, 1990.
- Веселая ярмарка. Сценарии нетрадиционных праздников для дошкольного возраста. - Смоленск, 1998
- Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Программа. Учебно – методическое пособие. -2-е издание прераб. Доп. -СПб, : Детство-Пресс 1999.
- Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 38 – 44.
- Поштарева Т., Мажаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007 – С. 28 – 36.
- Программа эстетического воспитания. /авторы Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. - М., 2002
- Разина Т. М. Русское народное творчество. М., 1999.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokolova_9.docx | 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством словесных игр и упражнений.
«Воспитание, созданное самим народом,
и основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах»
К.Д.Ушинский
Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: потешек, прибауток, считалок, песенок, сказок. И хотя они состоят из нескольких незатейливых по содержанию и простых по форме строк, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по законам в соответствии с видением ребенком природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского творчества.
Поэтому мы поставили перед собой цель: способствовать приобщению детей к русской народному фольклору. Поставленную цель решали через следующие задачи:
- Обогащать, расширять, активизировать словарь детей, используя разные фольклорные жанры.
- Активизировать интерес к различным фольклорным формам, желание их обыгрывать.
- Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного творчества.
- Создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.
Использование фольклора требует от педагога профессиональных знаний и умений: владение художественными средствами (петь, играть на народных инструментах), тогда он сможет привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Использовали прием действенного соучастия детей, привлечения детей к совместной деятельности. Ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя простую роль.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если кто – то из детей плачет, другие стараются успокоить приговаривая: «Не плачь, не плачь, я куплю тебе калач…».
Для того чтобы дети в совместной и самостоятельной деятельности могли обратиться в материалу фольклора, у нас в группе была создана развивающая предметно-пространственная среда. Гибкому зонированию группы способствуют ширмы, которые позволяют детям разыгрывать сюжеты знакомых сказок, потешек, песенок на магнитной доске, ковролине (вертикальном, закрепленном на стене и маленьких индивидуальных переносных ковриках т.д.). Оборудовали уголок, который включал следующие виды театра: пальчиковый театр и матрешки - сказки: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок»; куклы театра би-ба-бо; театр перчаток; вязаный театр; театр картинок; набор персонажей и декораций на магнитах; куклы на конусе.
В уголке ряжения имеются элементы некоторых костюмов, шапочки- маски персонажей сказок. Подобрали настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок, которые помогают детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра. В книжном уголке собраны книжки-малышки, картинки, фигурки, иллюстрирующие персонажей потешек, кумулятивных сказок, песенок, прибауток.
Особое внимание уделяется взаимодействию с родителями воспитанников. В родительский уголок помещена наглядная информация, через групповые, индивидуальные консультации, беседы знакомим их с различными видами русского народного творчества и формами знакомства малышей с фольклором. Вместе с родителями организовали выставку «Театр своими руками», создается совместная книга потешек.
Таким образом, мы стараемся создавать в группе атмосферу доброжелательности, сочувствия, взаимопонимания. Дети учатся понимать и чувствовать художественную форму, ритм родного языка, активизировались в речи прилагательные, глаголы, обогащается словарь за счет сравнения, эмоционально-оценочной и сказочной лексики. Данная приобщаем воспитанников к истокам патриотического, нравственного воспитания, прививаем любовь к истории и культуре нашей Родины.
Библиография:
- Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999
- Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки. // Дошкольное воспитание - №7 – 2007 – С.46 – 52
- Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. Родной край. – Москва: Просвещение, 1990.
- Веселая ярмарка. Сценарии нетрадиционных праздников для дошкольного возраста. - Смоленск, 1998
- Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Программа. Учебно – методическое пособие. -2-е издание прераб. Доп. -СПб, : Детство-Пресс 1999.
- Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 38 – 44.
- Поштарева Т., Мажаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007 – С. 28 – 36.
- Программа эстетического воспитания. /авторы Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. - М., 2002
- Разина Т. М. Русское народное творчество. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры" расскрывает теоретические основы работы с детьми в области приобщения детей к народной культуре. Рассматрива...
Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...
Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".
Целью создания статьи является систематизация и обобщение знаний по заявленной теме, полученных из собственного педагогического опыта по работе с детьми в ДОУ.В данной статье обосновывается мнение о т...
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Статья на тему«Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Воспитатель ГБДОУ №114...
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам Русской народной культуры,по средствам организации дидактических игр с матрешкой
Дидактические игры с матрешкой...
Статья на тему "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
Наиболее незащищенными от негативных воздействий, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки и молодежь. В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возр...
Проектирование процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством информационных технологий
Задачи:познакомить детей с материальной культурой русского народа,познакомить детей с духовной культурой русского народа,научить детей применять на практике полученные знания и умения,воспитывать любо...