Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
консультация (средняя группа)

Развитие речи ребенка - один из самых волнующих вопросов для родителей. Речь – это мощный и важный фактор и стимул развития ребенка.

  В развитии речи существуют определенные этапы. В возрасте 4–5 лет развитие речи достигает следующего: развивается звуковая сторона речи, ребенок начинает осознавать особенности своего произношения, интенсивно растет словарный состав речи, развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития  детей среднего дошкольного возраста.

 

Воспитатели : Андреева О. Н.

 Фесенко Н.Ю.

Развитие речи ребенка - один из самых волнующих вопросов для родителей. Речь – это мощный и важный фактор и стимул развития ребенка.

  В развитии речи существуют определенные этапы. В возрасте 4–5 лет развитие речи достигает следующего: развивается звуковая сторона речи, ребенок начинает осознавать особенности своего произношения, интенсивно растет словарный состав речи, развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже почти не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи, начинает выделять и называть более существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, ребенок способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Увеличение активного словаря дает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли.

 В речи детей этого возраста много прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов, отражающих временные и пространственные отношения; начинают проявляться притяжательные прилагательные: лисий хвост, заячья избушка).

Поиграйте с детьми в игру «Какой? Какая? Какое?».

 Цель этой игры - образование качественных прилагательных.

У Страшилы много ума. Значит, он какой? (Умный)

В колбасе много жира. Значит, она какая? (Жирная)

У девочки много капризов. Значит, она какая? (Капризная)

Целый день идет дождь. Значит, день какой? (Дождливый)

Коту лень ловить мышей. Значит, кот какой? (Ленивый)

У печенья приятный вкус. Значит, оно какое? (Вкусное)

На куртке грязь. Значит, куртка какая? (Грязная)

В яблоке червяк. Значит, оно какое? (Червивое)

С утра мороз. Значит, утро какое? (Морозное)

Ребенок активно использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, над, около др.); появляются в речи собирательные существительные (посуда, мебель, овощи).

Свои высказывания ребенок строит из двух-трех и более простых и распространенных предложений.

Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений приводит к тому, что дети начинают чаще допускать речевые ошибки («хочут» вместо «хотят», не согласовывают слова, допускают ошибки в структуре предложений.

 Поиграйте с детьми в игру «Ответь одним словом».

 Цель этой игры – изменить Имя Существительное по падежам.

  • Без чего ты не можешь прожить и дня?
  • 2. Что ты ел на завтрак?
  • 3. На чем ты любишь кататься?
  • 4. Чем ты обычно рисуешь?
  • 5. О чем мечтает Заяц?

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие все еще не могут без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать сказку, рассказ.

У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Некоторые дети, фиксируя неправильности произношения у своих сверстников, могут, однако, не замечать нарушений звучания в собственной речи. Это говорит о недостаточном самоконтроле. В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Стремление сочинять небольшие стихи закономерно, оно развивает речевой слух и требует поэтому всякого поощрения со стороны взрослых.

На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для артикуляции сложных звуков. у детей полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

Большинство детей к пяти годам усваивает и правильно произносит шипящие звуки, [Л], [Р], [Р`]; отчетливо произносит многосложные слова, правильно ставит ударение. Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение свистящих и шипящих (в одних случаях правильно, в других нет, неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых.

Достаточно развитый речевой слух дает ребенку возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Возможности детей в использовании своего речевого аппарата значительно расширяются.

В этом возрасте у ребёнка проявляется сильнейшая тяга к изучению слова. Он пытается читать и писать буквы. Было бы большим упущением не дать малышу знания, которых он так жаждет. В возрасте 4-5 лет ребёнок может пересказать услышанную сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.

О чем необходимо помнить!

  • Речевой навык не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (прежде всего родителей), то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды.  Поэтому очень важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
  • Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
  • Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Лучше обратиться за помощью к логопеду.
  • Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи до школьника имеет его общение с вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к ме...

Родительское собрания «Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрания «Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста»...

Родительское собрание "Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста"

Родительское собрание "Особенности речевого развтия детей среднего дошкольного возраста"...

Статья "Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста"

Статья посвящена развитию речи дошкольников. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической....

Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста

Почему одни дети говорят чисто и рано, а другие не могут начать говорить? Как помочь детям говорить литератуоным языком?...

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собойнеоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональнымифакторами, хроническими соматическими заболеваниями, в основном сорганиче...