ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собой
неоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональными
факторами, хроническими соматическими заболеваниями, в основном с
органической недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС)
генетического характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
redaktirovan._aynutdinova_n.a._statya.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Айнутдинова Н. А.
студентка 1 курса ЮУрГГПУ
Научный руководитель: Е. В. Резникова
канд.пед.наук, доцент ЮУрГГПУ
г.Челябинск
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития:
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собой
неоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональными
факторами, хроническими соматическими заболеваниями, в основном с
органической недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС)
генетического характера.
В настоящее время выявлено два основных варианта патогенетических
механизмов формирования ЗПР:
- Нарушение познавательной деятельности, связанное с
незрелостью эмоционально - волевой сферы и
личности, то есть с психическим инфантилизмом;
- Нарушение познавательной деятельности вследствие
стойких астенических состояний.
Дети с ЗПР – это многочисленная и разнородная по своему составу категория.
К старшему дошкольному возрасту, у детей с задержкой психического
развития, не формируется соответствующий возрастным возможностям
уровень словесно-логического мышления. Дети не выделяют существенных
признаков при обобщении. Обобщают по ситуативным или по
функциональным признакам. Дети испытывают сложности при сравнении
предметов, производя сравнение по случайным признакам, при этом
затрудняются даже в выделении признаков различия.
Речевое развитие:
В раннем возрасте у детей данной категории (ЗПР) отмечается задержка
речевого развития, а на более поздних этапах наблюдается нарушения
различных сторон речи (коммуникативной, познавательной, регулирующей),
помимо этого, как следствие, отставание в формировании фразовой речи и
становлении в целом. Чаще всего встречается нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, что
связано с неполноценностью грамматического программирования.
У многих детей с ЗПР дошкольного возраста наблюдается смешение
падежных форм («видел собака», а не «видел собаку»).
Детям с задержкой психического развития свойственна пониженная
обучаемость, недостаточный запас знаний и представлений об окружающем
мире, пониженная познавательная активность, замедленный темп
формирования высших психических функций.
Строение артикуляционного аппарата:
Дети с ЗПР имеют различные несоответствия в строении органов
артикуляции:
- аномалии прикуса (прогнатия, прогения);
- укорочение подъязычной связки;
- толстый массивный язык;
- высокое узкое («готическое») или уплощенное твердое небо;
- дефекты строения зубного ряда.
Для большинства детей характерна недостаточность речевой
моторики, что проявляется в напряжении мышц языка, трудностях
удержания определенной позы языка, переключении органов артикуляции с
одного положения на другое. Движения языка неточные. Артикуляторные позы дети могут выполнить только по показу и подражанию.
Звукопроизношение:
Чаще всего бывают нарушены артикуляторно сложные звуки: свистящие,
шипящие, сонорные (с-ш, з-ж, с-ч, с-щ, р-л). При этом смешение звуков
имеет место в речевом потоке, в то время как при произношении отдельных
слогов или слов этого может не наблюдаться.
Такого рода нарушение звукопроизношения может быть обусловлено
общей вялостью артикуляции, что, как правило, является проявлением
неврологической патологии – снижением тонуса артикуляционных мышц, а
также нарушением фонематического восприятия и ослаблением контроля со
стороны ребенка за артикуляцией звуков, когда основное внимание его
сосредоточено на смысловой стороне высказывания.
Фонематическое восприятие:
Отмечается недостаточная сформированность фонематического
восприятия. Дети испытывают затруднения при дифференциации звуков на
слух, при этом они плохо различают не только нарушенные в произношении
звуки, но и некоторые правильно произносимые звуки: твердые-мягкие,
звонкие-глухие согласные звуки, а также испытывают затруднения в
удержании порядка и количества слогового ряда.
Звуковой анализ:
Нарушение фонематического развития детей с ЗПР проявляется и в
несформированности звукового анализа и синтеза. Это нарушение
оказывается очень стойким, сохраняется в течение нескольких лет и
вызывает в школе нарушения письма и чтения. Данные исследований
показывают, что без целенаправленной коррекционной работы дети с ЗПР не
могут овладеть звуковым анализом слов.
Наибольшую трудность у детей с ЗПР вызывает анализ слога со
стечением согласных (стол, стул, куртка). Наиболее типичной ошибкой
является пропуск одной согласной из стечения (куртка – к, у, р, к, а; стол –
с, о, л). Малодоступны такие задания, как определение количества
и последовательности звуков в слове, установление позиционных
соотношений звуков.
Лексика:
Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием,
уточнением и осознанием ребенка об окружающем мире и во многом
определяется его познавательной деятельности
Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей с ЗПР
с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью, со сниженной
познавательной активностью.
Связная речь:
Диалогическая речь – дети могут не отвечать на вопросы из-за слабого
побуждения к речи, либо они дают малоразвёрнутые ответы на вопросы
взрослого. Часто в ответах основная мысль перебивается
посторонними мыслями и суждениями.
Монологическая речь – носит ситуативный характер. Однако у их
большинства обнаруживаются существенные нарушения программирования
текста соскальзывание на побочные ассоциации.
Составление рассказа по сюжетной картинке:
Несмотря на максимальную помощь со стороны взрослого, у данной
категории детей, встречаются затруднения в самостоятельном составлении
связного описания картины. Их рассказы характеризуются небольшим объёмом и неполным раскрытием смысловой стороны ситуации,
пространственных, причинно-следственных связей между
отдельными компонентами ситуации (персонажами, объектами);
Основной задачей проведения коррекционных мероприятий
является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически
правильной речью и навыками речевого общения. Коррекционно-развивающее сопровождение образовательного процесса, это целостная система взаимодействия (ребенка, учителя -
логопеда, семьи, педагогов и узких специалистов), учитывающая
возможности образовательной среды.
Список использованной литературы
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» // Издательский центр «Академия», 2000. С ; Стр 253
2. Баряева Л.Б, Логинова Е.А.«Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития.» // Спб.: ЦДК проф. Баряевой Л.Б.,2010 с.; Стр 6-30
3. Борякова Н.Ю. «О некоторых особенностях построения речевых высказываний детей 6-7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку.» //Дефектология №5, 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Ребенок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к ме...
Родительское собрания «Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Родительское собрания «Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста»...
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее.Внимание к развитию речи ребенка на первы...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему "Возрастные особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
В данном конспекте родительского собрания затрагивается очень актуальная тема развития речи детей старшего дошкольного возраста. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок правильно и граммотно. Э...
Психологические особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство – совершенно своеобразный период развития ребенка. В этом возрасте перестраивается вся психологическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки ...
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФНР
Актуальность данного исследования состоит в важном значении обеспечения в рамках логопедической работы развития речевых компонентов детей на всех возрастных этапах. На современном этапе отмечается еже...