Статья "Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста"
статья по развитию речи (средняя группа)

Апалькова Евгения Борисовна

Статья посвящена развитию речи дошкольников. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Апалькова Евгения Борисщвна

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 35

Невского района Санкт-Петербурга

Особенности речевого развития детей

 среднего дошкольного возраста.

     Главное направления развития речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, освоении способов словообразования, взрыв словесного творчества. Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета («мяч -  это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие лова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.).

     Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, то есть все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

     В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

     -неправильное произношение шипящих и сонорных звуков;

     -недостаточно развитая интонационная выразительность;

     -недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа). Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование, нарушают структуру и последовательность изложения, не могут вязать между собой предложения и части высказывания.

Помните!

  • Речевой навык не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (прежде всего родителей), то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды.  Поэтому очень важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
  • Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
  • Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Лучше обратиться за помощью к логопеду.
  • Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере привлекайте внимание ребенка к окружающему.

https://babyzzz.ru/wp-content/uploads/2016/06/5768b6e3a6626.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых упражнений в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста"

Работа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности....

Речь и речевое развитие детей среднего дошкольного возраста

По данным А. А. Люблинской , особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение ...

Речь и речевое развитие детей среднего дошкольного возраста

По данным А. А. Люблинской , особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение ...

Консультация для родителей "Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста"

Специалисты говорят о том,что речь ребенка к 4-5 годам  должна быть "чистой". Однако это мнение специалистов. Родители же на дефекты речи своего ребенка не обращают особого внимания. А ведь испра...

Опыт работы "Развитие мелкой моторики, как средство повышения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста"

Учеными было доказано, что систематическая целенаправленная по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребенка. Простые движения ру...