Социально-ориентированный проект «Дорогою добра»
проект (подготовительная группа)
Информационная карта проекта
Полное наименование проекта | Социально-ориентированный проект «Дорогою добра»
|
Тип проекта | - социально-ориентированный, - познавательно-исследовательский, - творческий. |
Основание для разработки проекта | Поиск новых и активных форм работы с детьми по формированию благородных начинаний, проявлению ответственности перед своей страной и пропаганда благотворительных дел |
Новизна проекта | В ходе реализации проекта предполагается поиск новых, современных форм волонтерского движения, как например организация «цифрового» волонтерства, создание на базе детского сада постоянно действующих благотворительных акций и вовлечение в них всех участников образовательного процесса. |
Цель проекта | Организация в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 «Олененок» волонтерского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей, детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях. |
Задачи проекта | - расширять представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада. -формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность. - формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа. -способствовать повышению значения семейных ценностей. - создать условия для возможностей детям, родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе. - воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности. - воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность, заботу о ближнем, желание помогать другим людям. |
Интеграция образовательных областей:
| – социально-коммуникативное развитие, – познавательное развитие, – художественное-эстетическое развитие, – физическое развитие, – речевое развитие.
|
Целевая группа | - дети старшего дошкольного возраста, - родители воспитанников, - педагоги ДОУ. |
Сроки и этапы реализации | Долгосрочный (1 учебный год). — подготовительный (планово-прогностический) «Социально-психологическая подготовка волонтеров» (1 декада сентября 2023г.) 2 этап — основной (практический) «Формирование волонтерского движения» (сентябрь 2023г. – май 2024г.) 3 этап – обобщающий «Участие в акциях, мероприятиях, развитие волонтерского движения» (последняя декада мая 2024г.)
|
Условия реализации проекта | - Методические условия - Материально- технические условия - Кадровые условия |
Предполагаемый результат | Развитие волонтерской деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volontery.docx | 58.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №11 «Олененок»
Г. Мичуринска Тамбовской области
Материалы участия в муниципальном конкурсе проектов «Лучший педагогический проект»
Номинация «Дошкольное образование»
Социально-ориентированный проект «Дорогою добра»
Авторы проекта:
Завязкина Надежда Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории;
Кузнецова Юлия Сергеевна, воспитатель;
Малахова Надежда Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории
Г. Мичуринск, 2023-2024 учебный год
Информационная карта проекта
Полное наименование проекта | Социально-ориентированный проект «Дорогою добра» |
Тип проекта | - социально-ориентированный, - познавательно-исследовательский, - творческий. |
Основание для разработки проекта | Поиск новых и активных форм работы с детьми по формированию благородных начинаний, проявлению ответственности перед своей страной и пропаганда благотворительных дел |
Новизна проекта | В ходе реализации проекта предполагается поиск новых, современных форм волонтерского движения, как например организация «цифрового» волонтерства, создание на базе детского сада постоянно действующих благотворительных акций и вовлечение в них всех участников образовательного процесса. |
Цель проекта | Организация в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 «Олененок» волонтерского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей, детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях. |
Задачи проекта | - расширять представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада. -формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность. - формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа. -способствовать повышению значения семейных ценностей. - создать условия для возможностей детям, родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе. - воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности. - воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность, заботу о ближнем, желание помогать другим людям. |
Интеграция образовательных областей: | – социально-коммуникативное развитие, – познавательное развитие, – художественное-эстетическое развитие, – физическое развитие, – речевое развитие. |
Целевая группа | - дети старшего дошкольного возраста, - родители воспитанников, - педагоги ДОУ. |
Сроки и этапы реализации | Долгосрочный (1 учебный год). — подготовительный (планово-прогностический) «Социально-психологическая подготовка волонтеров» (1 декада сентября 2023г.) 2 этап — основной (практический) «Формирование волонтерского движения» (сентябрь 2023г. – май 2024г.) 3 этап – обобщающий «Участие в акциях, мероприятиях, развитие волонтерского движения» (последняя декада мая 2024г.) |
Условия реализации проекта | - Методические условия - Материально- технические условия - Кадровые условия |
Предполагаемый результат | Развитие волонтерской деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев. |
Пояснительная записка (аннотация проекта)
«Если ребенка учат добру,
В результате будет добро,
Учат злу – в результате будет зло –
Ибо ребенок не рождается готовым человеком,
Человеком его надо сделать!»
В.А. Сухомлинский
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы акцентирует внимание на размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей. Согласно данной программе задача гражданского и патриотического воспитания – это формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Важнейшей целью названо формирование у детей навыков социальной и личностной компетентности: умения общаться, понимать других людей, а также уважение собственного достоинства и достоинства других, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
В современном стремительно меняющемся мире происходит подмена духовных ценностей, поэтому детям старшего дошкольного возраста важно приобрести такие навыки как: умение противостоять соблазнам жизни, сохранять своё здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Рассматривая многочисленные образовательные практики работы в данном направлении нас заинтересовал опыт волонтерского движения в дошкольном образовании.
Волонтёрство, (от лат. Voluntarius — добровольный) или добровольчество, добровольческая деятельность — широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, сбора средств, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. В отдельных случаях возможно оплата услуг добровольцев.
Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие добровольческую деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Волонтёры помогают в проведении различных мероприятий, конференций и помогают маломобильным гражданам существовать и развиваться.
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона. (часть вторая введена Федеральным законом от N 15-ФЗ).
В России сегодня действует много волонтерских объединений и развиваются они довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности, навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Детское волонтерство, по мнению Натальи Петровны Гришаевой (старший научный сотрудник Федерального Научного Исследовательского Социологического центра Российской академии наук ФНИЦ РАН), предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.
Актуальность организации детского волонтерского движения очевидна и привлекает внимание всё большего числа педагогов, родителей. Своим примером волонтёры направляют на правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении заключается в положительной социализации дошкольников через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявление результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
В дошкольном образовании волонтерство – это одна из новых, но уже показавших на практике свою жизнеспособность и плодотворность, активная форма общения в социальном окружении, ведь, из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво.
Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду, как социальном институте, который должен готовить к жизни.
Проблема:
Отсутствие у детей дошкольного возраста опыта в проявлении социально-нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Новизна темы проекта состоит в том, что в ходе реализации проекта предполагается поиск новых, современных форм волонтерского движения, как например организация «цифрового» волонтерства, создание на базе детского сада постоянно действующих благотворительных акций и вовлечение в них всех участников образовательного процесса. Это поможет дошкольникам принимать волонтерское движение как естественную и необходимую часть своей жизни.
Таким образом, приобщая детей к волонтерскому движению, мы привлекаем внимание к проблемам общества, воспитываем у детей и взрослых чувство ответственности за свою жизнь, здоровье, сохраняем народные традиции и развиваем добрые качества души.
Цель проекта:
Организация в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 «Олененок» волонтерского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей, детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.
Объект исследования: процесс социализации детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: волонтерская деятельность детей дошкольного возраста.
С учетом поставленной цели нами были определены следующие задачи:
- расширять представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада;
- формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность;
- формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- способствовать повышению значения семейных ценностей.
- создать условия для возможностей детям, родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе;
- воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
- воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность, заботу о ближнем, желание помогать другим людям.
Механизмы реализации проекта. Основными механизмами реализации проекта являются:
* нормативная база;
* система планирования работы проектной группы;
* рефлексивное управление работой участников проекта со стороны руководителя группы;
* информация о промежуточных и итоговых результатах, транслируемые педагогической общественности.
Нормативно-правовая база:
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий AE);
- Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Мотивация к работе: Актуализация имеющихся и формирование новых знаний и умений дошкольников, личностно и общественно значимый результат.
Условия реализации проекта:
Условия | Наличие | Способы получения ресурсов |
Методические условия | - Разработка методических рекомендаций для педагогов по организации работы с дошкольниками по волонтерскому движению; - Повышение уровня психолого – педагогической подготовки педагогов; - Обобщение и распространение педагогического опыта по волонтерскому движению. | Официальный сайт, методическая служба дошкольного учреждения |
Материально-техническое условия | - Наличие необходимой предметно-пространственной развивающей среды | - наглядные и дидактические пособия, - компьютерное и мультимедийное оборудование, цифровые ресурсы (фотоаппарат, диктофон, микрофон, видеокамера), - материалы для продуктивной деятельности. |
Кадровые ресурсы | - Имеющийся опыт, мотивированность и теоретическая подготовка педагогов - на основе, которого и будет выстроена работа. - Повышение квалификации кадров. | - Обучение по темам волонтерского движения и обучения дошкольников |
Предполагаемый результат:
- Развитие волонтерской деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально-значимых услуг;
- Участие детей в волонтерском движении поможет им освоить коммуникативную компетентность;
- Дети научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- Дошкольники будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных;
- У дошкольников сформируется не только негативное отношение к плохому, но и способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников;
- Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения, так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – Детский сад – Социум»;
- Спроектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
Этапы реализации проекта.
Данный проект предполагается реализовать в три этапа:
1 этап — подготовительный (планово-прогностический) «Социально-психологическая подготовка волонтеров» (1 декада сентября 2023г.)
2 этап — основной (практический) «Формирование волонтерского движения в группе «Капиташка» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 «Олененнок» (сентябрь 2023г. – май 2024г.)
3 этап – обобщающий «Участие в акциях, мероприятиях, развитие волонтерского движения» (последняя декада мая 2024г.)
Первый этап | определение цели и задач проекта; планирование работы с детьми, родителями, социальными партнерами; предварительная работа по сбору информации; анкетирование родителей; изучение литературы, интернет – ресурсов, опыта работы других ДОУ; Работа с педагогами: Методическая работа с педагогами ДОУ консультация для педагогов «Что такое волонтерское движение?»; Работа с родителями: консультации для родителей: «Волонтёрское движение в детском саду», «Волонтёры: история и современность» Работа с детьми: знакомство детей с волонтёрами, с волонтёрской деятельностью; просмотр видео-презентации «Дети – волонтеры». чтение детской художественной литературы о добрых делах, о взаимопомощи. |
Второй этап | формирование волонтерского движения в соответствии с планом мероприятий по реализации проекта |
Третий этап | анализ результатов работы по внедрению волонтёрского движения в ДОУ; на основе данных анализа разработка дальнейшего плана действий; распространение опыта через СМИ, интернет – ресурсы, участие во Всероссийских акциях, мероприятиях . выработка рекомендаций по повышению эффективности работы волонтерского движения. |
Оценка эффективности проекта:
Доля (%) воспитанников, педагогов и родителей (законных представителей), принявших участия в добровольческих акциях и мероприятиях МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 «Олененок» г. Мичуринска Тамбовской области.
№ | Критерии | Показатели оценки результативности |
1. | Актуальность и значимость | Цель проекта соответствует требованиям ФГОС ДО |
2. | Рентабельность | Проект не требует больших затрат |
3. | Эффективность | Определяется при анализе диагностических данных, мониторинга, анкетировании |
4. | Воспроизводимость | Можно использовать в других дошкольных учреждениях |
5. | Оригинальность | Новые подходы к решению духовно-нравственного воспитания детей через волонтерскую деятельность |
6. | Достижения детьми планируемых результатов | Увеличение числа детей, с высоким уровнем развития |
7. | Результативность работы педагогов | Увеличение доли педагогов оптимально использующих проектную деятельность |
8. | Научно-практические конференции, семинары, совещания различного уровня | Участие, проведение |
9. | Обобщение опыта
| Освещение результатов работы в сети Интернет, на сайте ДОУ, СМИ |
10. | Изменение характера взаимодействия ДОУ с семьёй и социумом
| Увеличение числа родителей осознанно участвующих в воспитательно – образовательном процессе в рамках проекта, через совместные мероприятия как волонтеров: праздничные концерты, изготовление подарков, участие в акциях, круглые столы, интересные встречи. |
Как и в любом проекте, существуют определенные риски. Возможные риски реализации проекта и меры по их устранению.
Риски реализации проекта | Меры по их устранению |
Родители не посещают мероприятия по причине чрезмерной загруженности | - Расширение наглядной агитации. - Реклама деятельности через взаимодействие детей, детей и родителей. - Мотивация с помощью поощрения (грамоты, дипломы, сувениры). - Индивидуальные беседы. |
Сложности внедрения основ волонтерского движения в образовательную программу МБДОУ | - Интеграция с другими образовательными областями. - Реализовать в различных формах образовательной деятельности. |
Недостаточный уровень методической подготовки педагогов для организации волонтерского движения | - Повышение квалификации педагогов через участие в обучающих семинарах, вебинарах и т.п. |
Предполагаемые результаты не достигнуты | - Пересмотреть план работы. - Дальнейшая подготовка родителей к реализации проекта. |
План реализации проекта
*План может дополняться актуальными мероприятиями
Практическая значимость проекта:
Данный проект может быть представлен на муниципальном, региональном уровне, реализован на федеральном уровне (педагогические сайты, конкурсы, форумы) – в качестве руководства по организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на волонтёрском движении в детском саду – перспективном направлении в деятельности детей, которое дает огромные возможности для нравственного воспитания. Распространение и трансляция опыта работы в рамках проекта через публикации и статьи в СМИ, через участие в образовательных инициативах различного уровня, через электронные отчёты на сайте.
Возможности дальнейшего развития проекта:
Продолжить работу волонтёрского движения в условиях детского сада. Привлекать новых социальных партнёров.
Подведение итогов
Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.
Наше движение продолжается, но уже можно сделать вывод: сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями по итогам проведенной работы и имеющегося опыта, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается развитие духовно-нравственных качеств детей. У детей развиты представления о высших моральных ценностях (добро и зло, дружба, вражда, сопереживание, ответственность, дисциплинированность, культура поведения, уважительное отношение к старшим, бережное отношение к животным и растениям).
Может говорить о результатах ещё рано, ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности и это вопрос не одного дня, а ежедневная кропотливая работа. И очень важно, чтобы взрослые выступали в роли сеятелей, мудрого, доброго и вечного. Наша работа с детьми и родителями будет несомненно, продолжена.
Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в дошкольном образовательном учреждении любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.
Список литературы и Интернет-ресурсы:
- Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерство) от № 153-ФЗ.
- Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)».
- Адашова, T. A. Волонтерство как способ популяризации экологической культуры и туризма: проблемы и перспективы развития / Адашова T. A., Косарева Н. В. // Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной памяти А. И. Золотухина и Году экологии. – Саратов, 2017. – С. 7-12.
- Глебова, Л. Н. Волонтерство как форма социального партнерства в малых городах России // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе : материалы V Междунар. заоч. науч. - практ. конф. – Арзамас, 2017. – С. 150-152.
- Гришаева, Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. Методическое пособие / Н.П. Гришаева. - М. : Вентана- Графт. - 2016 г. - 184 стр.
- Зборовский, Г. Е. Проблема волонтерства в структуре социологического знания // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2017. – № 3. – С. 8-23.
- Липканская, К. Л. Волонтерство как фактор становления детско-взрослого сообщества в школе / К. Л. Липканская, М. В. Александрова // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2017. – № 4 (102). – С. 72-74.
- Мыльникова, Т. В. Привлечение добровольцев к мероприятиям по социальному сопровождению семей с детьми // Социальное обслуживание. – 2017. – № 8. – С. 66-69. Журнал есть в фонде СОУНБ им. В. Г. Белинского.
Интернет-ресурсы:
ПРИЛОЖЕНИЯ
Правила деятельности волонтера:
1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2. Будь ответственным!
3. Обещаешь – сделай!
4. Не умеешь – научись!
5. Уважай других людей!
6. Будь терпимым!
7. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Кодекс волонтеров:
1. Каждый становится волонтером Добровольно.
2.Готовы доказать на деле:
Здоровый дух – в здоровом теле!
3. Знаем сами и малышей научим,
Как сделать свое здоровье лучше!
4. Акции – нужное дело и важное.
Мы донести это хотим до каждого!
5. Кто тренируется и обучается,
У того всегда и все получается.
6. День волонтера имел успех.
Желающих много – берем не всех!
7. Ситуаций опасных подальше держись.
С нами веди интересную жизнь!
Думай, когда отвечаешь «Нет» и «Да»
И помни, что выбор есть всегда!
Принципы волонтерской деятельности:
- Главный принцип – не навреди, а помоги.
- Помощь должна быть востребована.
- Волонтером можно быть только добровольно.
- Труд волонтера не оплачивается, только безвозмездная помощь и работа.
- Работу нужно доводить до конца, учитывать свои силы и возможности, принимать помощь друзей.
- Все действия выполнять согласно закону России.
- Каждый имеет равные права и инициативы.
- Волонтерство позволяет само совершенствоваться и само реализоваться в деятельности, обучение приветствуется.
- Следует не нарушать правовые, социальные и эстетические нормы.
- Принципы гуманности, духовно-нравственной морали.
- Принцип ответственности перед волонтерами и подопечными.
- Принцип взаимопомощи, доверительных отношений в сообществе волонтеров.
Идея «Семи добрых дел»
- «Играем вместе». Дети старших групп вместе с малышами играют в различные игры: сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, подвижные, проводят фольклорные праздники и развлечения.
- «Научим тому, что умеем сами». Дети-волонтёры проводят обучение малышей новым способам действия в лепке, художественном труде, рисовании.
- «Поможем малышам». Старшие дети помогают младшим собраться на прогулку, раздеться, дойти до участка.
- «Создадим красоту своими руками». В это доброе дело входит облагораживание окружающего пространства: посадка рассады цветов, уход за растениями на участке, сбор семян.
- «Дарим приятные сюрпризы». Волонтёры выступают в качестве героев-персонажей на праздниках у малышей, дарят им книжки-малышки, игрушки, подарки к праздникам.
- «Примем участие в акции». Дети участвуют в различных акциях, как детского сада, так и общегородских: «Помоги птицам зимой», «Окопные свечи», «Бессмертный полк» и др.
- «Трудовой десант». Это помощь в наведении порядка на участке детского сада, ремонт книг, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, изготовление украшений для участка, различных построек, наведение порядка в игровых уголках.
Сюжетно-ролевая игра «Мы – волонтёры»
Цель: воспитание у дошкольников социально значимых навыков деятельности.
Задачи: * объяснить детям, кто такие волонтёры,
* закреплять правила поведения в природе.
Материал: письмо от лесника, стакан с грязной водой, чистый пустой стакан, марля, воронка, руль, пластилин, кормушки, набор «Собери бусы. Овощи», запрещающие знаки, площадка, оформленная под лес.
Ход игры:
Воспитатель: - Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от лесника. Он просит нас помочь навести порядок в лесу, и подготовить его к встрече зимы. Давайте с вами подумаем, чем мы можем помочь леснику.
Дети: - Мы можем собрать мусор в лесу, развесить кормушки, заготовить угощение для белочек.
Воспитатель: - А кто ещё следит за чистотой природе: чистотой воздуха, водоёмов, за добрым отношением к животным, растениям?
Дети: - Это экологи.
Воспитатель: - Сегодня я предлагаю вам стать ВОЛОНТЁРАМИ. Это люди, которые приходят на помощь всем, кому она необходима. Девиз волонтёров: «Мы несём добро, тепло и свет!».
А сейчас нам пора заняться заготовками зёрнышек для птиц, и нанизать на ниточку овощи и фрукты для белочек.
Творческий блок: дети делают из пластилина зёрнышки, нанизывают бусы-овощи на шнурок.
Воспитатель: - А что ещё мы возьмём с собой?
Дети: - Мешки для мусора, запрещающие знаки, заготовки для зверей.
Воспитатель: - А отправиться в лес я предлагаю на автобусе. Давайте вместе его построим.
(дети строят автобус из стульчиков)
Воспитатель: - Прошу всех занять места в автобусе. Тимур у нас будет водителем, а я кондуктором. Прошу вас оплатить проезд. Отправляемся в путь. Счастливого пути.
(звучит песня «Мы едем, едем, едем…»)
Воспитатель: - Ну вот мы и приехали. Приступаем к работе (дети самостоятельно находят применение своим силам: собирают мусор, развешивают кормушки, бусы для белочек, устанавливают знаки).
Ребята, смотрите какая грязная речка в этом лесу. Я предлагаю её очистить.
Опыт: очищение воды с помощью марли, угля и воронки.
Воспитатель: - Ну, вот и привели лес в порядок. Теперь он готов к зиме. Давайте поиграем в игру «Вокруг себя обернись и в зверя превратись» (злой волк, трусливый заяц, хитрая лиса, встревоженная белка, косолапый медведь, колючий ёж).
(дети играют)
Воспитатель: - Нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем места в автобусе. Дети возвращаются в группу. Продолжаются самостоятельные игры.
Анкетирование родителей
«Помощь не просят, ее предлагают»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты.
1. Имеете ли Вы информацию о деятельности волонтерских отрядов в России и в вашем регионе?
- Да
- Нет
2. Как Вы относитесь к идее создания волонтерского отряда в ДОУ?
- Положительно
- Отрицательно
3. В какие сферы деятельности, по Вашему мнению, можно вовлекать волонтеров?
__________________________________________________________________________
4. Кто, по Вашему мнению, должен входить в состав волонтерского отряда ДОУ?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Какую помощь может оказать волонтерский отряд дошкольному учреждению?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Считаете ли Вы необходимым участие детей дошкольного возраста в деятельности волонтерского отряда?
- Нужно
- Не нужно
7. Какую помощь и кому, по Вашему мнению, могут оказать дети дошкольного возраста?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Готовы ли Вы лично стать участником волонтерского движения?
- Да
- Нет
9. Ваши предложения по этому направлению
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за участие в анекетирование!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект "Дорога добра"
В проекте указана актуальность темы духовно-нравственного содержания. Проект разработан для практической работы воспитателей ДОУ, указаны цель и задачи, а также представлен подробный конспект занятия,...
Проект "Дорогою добра"
Цель: формировать нравственные качества и побуждать к совершению добрых дел....
педагогический проект "Дорогою добра"
педагогический проект "Дорогою добра"...
Проект "Дорогою добра"
Формирование доброжелательного отношения к окружающему миру....
Проект "Дорогою добра"
Место проведения мероприятия:КГБОУ «Алтайский детский дом им. В.С. Ершова.Описание: мероприятие предназначено для детей 7- 14 лет. На мероприятии воспитанники детского дома знакомятся с нравстве...
Приложение к Социально- ориентированному инновационному проекту "Будь готов! Всегда готов"
Проект долгосрочный по нравственно- патриотическому воспитанию...
Долгосрочный познавательно – образовательный проект «Дорогою добра, дорогою традиций»
В результате проведения проекта дети узнают основные народности Красноярского края (детей 3-5 лет эвенков, русских, детей 5-7 лет долганов, ненцев, русских. Сфыормируются элементарные представле...