Родительское собрание Тема: «Развитие познавательных способностей и интересов детей»
методическая разработка (старшая группа)
Цельформирование объективных представлений родителей о роли и методах развития познавательных способностей и интересов детей, создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей-участников круглого стола.
Цель для родителей: составление таблицы-памятки по организации познавательного развития ребенка-дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_s_materialom_razdatkoy.docx | 42.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
(сценарий проведения)
Реализация проекта «Эффективное родительское собрание» с использование фасилитативных технологий А.Майера.
Тема: «Развитие познавательных способностей и интересов детей»
Цельформирование объективных представлений родителей о роли и методах развития познавательных способностей и интересов детей, создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей-участников круглого стола.
Цель для родителей: составление таблицы-памятки по организации познавательного развития ребенка-дошкольника.
Задачи:
1.Создать условия для совместного обсуждения способов развития познавательных способностей детей.
2.Сформировать представления о возрастных нормативах концентрации внимания старшего дошкольника,принятых в психологии.
3.Сформировать представления о значении развивающей среды и родительской позиции в развитии познавательных интересов и способностей дошкольников.
4.Инициировать родителей на создание в группе обменного пункта познавательной литературы для дошкольников
Предполагаемый результат:
Родители:
- принимают активное участие в обсуждении проблемы
- владеют понятиями «познавательные способности», «познавательные интересы»
- знают возрастные нормативы сформированности внимания;
- владеют знаниями о создании необходимой среды, способствующей развитию познавательных способностей ребенка.
- Принимают участие в организации обменного пункта познавательной литературой
Дети:
- Получают поддержку родителей в процессе познавательной деятельности
Педагоги:
- Владеют навыками проведения собрания с использованием фасилитативных технологии
Продукт:
-каждый родитель составит таблицу –памятку «Развитие познавательных способностей и интересов детей»;
-обменный пункт литературой в приемной группового помещения.
Материал и оборудование:
Таблицы – памятки для заполнения по количеству участников, выставка познавательной литературы для детей, выставка пособий и игр для детей, выставка примерного оборудования для детского экспериментирования.
- Предварительная работа:(подготовить вопросы для обсуждения с родителями на собрании (примерный перечень)):
1.Что такое познавательные способности и так ли уж важно их развивать?
2.Как проявляются первые познавательные потребности и интересы ребенка ?
3.Содействуем ли мы, родители, познавательному развитию своего ребенка , как это происходит?
4.Как мы должны себя вести, когда происходит познавательная деятельность ребенка?
Подготовить презентацию, провести консультацию для родителей – экспертов, внешних экспертов, подготовить для рефлексии раздаточные листы «Слово дня»
Ход собрания.
1. Организационная часть. Слайд 1.
1.Приветствие.
В. –Добрый вечер, уважаемые родители, наша встреча посвящена вопросу развития познавательных способностей старшего дошкольника.
1.2 Игра «Горячий стул»
В.- Уважаемые родители, в качестве небольшой разминки предлагаем вам игру «Горячий стул»
Один из участников собрания садится на стул и пробует ответить на вопросы, которые задают наши дети. Если он затрудняется ответить , его сменяет следующий участник. Вопросы могут задавать все желающие.
Примерные вопросы:
-Почему кошка черная?
-Куда садится солнце?
-Зачем дует ветер?
-Кто придумал радугу?
Спасибо за участие.
В.- Игра показывает, насколько иногда бывает трудно нам взрослым отвечать на детские вопросы и является яркой иллюстрацией одной из ведущих потребностей ребенка – дошкольника. Эта потребность – познание.
2.Основная часть. Слайд 2.
Результаты анкетирования.
В.- Вопросы, которые выносятся на обсуждение:
1.Что такое познавательные способности и так ли уж важно их развивать?
2.Как проявляются первые познавательные потребности и интересы ребенка ?
3.Содействуем ли мы, родители, познавательному развитию своего ребенка , как это происходит?
4.Как мы должны себя вести, когда происходит познавательная деятельность ребенка?
Сегодня в качестве экспертов за круглым столом работают: специалист по дошкольной психологии , воспитатель - Ирина Николаевна Забродина, специалист по организации исследовательской деятельности ребенка – педагог –эколог Титова Валентина Михайловна, представитель родительской общественности – ФИО.Уважаемые эксперты, займите свои места.
Слайд 3 .В. - Уважаемая аудитория, вы получаете таблицы(образец таблицы),в которой сможете отразить содержание важное для вас, для понимания проблемы и развития наших детей. Эти таблицы станут вашими памятками и подсказками в вопросе развития познавательных способностей ребенка.
Ведущий приглашает участников к обсуждению первого вопроса.
1.Что такое познавательные способности и так ли уж важно их развивать? (понятие и роль).
Высказывания аудитории (родителей).
Эксперты подводят итог:
Слайд 4- Итак, познавательные способности - это способность изучать и анализировать окружающую действительность, находить способы применения полученной информации на практике.
Способности к познанию разделяются на:
- сенсорные,
- интеллектуальные,
- творческие
В.- Предлагаю перейти к обсуждению следующего вопроса: как проявляются первые познавательные потребности и интересы?
Высказывания аудитории.
Заключение экспертов: познавательные потребности появляются с рождения, самым первым мы можем наблюдать ориентировочный рефлекс «что такое?» когда ребенок реагирует на звуки, движения, новые предметы. Далее потребности становятся сложнее выражаются в действиях с предметами, ребенок постепенно начинает осваивать назначение предметов, действия, задает вопросы. Детские вопросы являются показателем проявления познавательного интереса, любознательности. Устойчивый познавательный интерес проявляется в умении удерживать свое внимание на одном объекте более длительное время, задавать вопросы по существу об этом объекте, с помощью взрослых искать информацию об объекте в разных источниках. Старшие дошкольники в состоянии делать предположения по поводу изменений объекта, делать простейшие умозаключения и выводы. Этим детям интересно не только узнать, но еще и поделиться с другими своими знаниями.
В.- Давайте обратимся к материалам презентации, посмотрим типы детских вопросов в каждом возрасте, а также способность детей удерживать свое внимание на объекте либо во время слушания литературы.
Слайды 5-6.Типы вопросов: (Козлова С. Дошкольная педагогика)
2 -3 года | Устанавливающие (кто это?, что это?) |
4 -5 лет | Определительные (какой? где? когда?) «А сосулька сладкая?» Причинные (Почему? Зачем? Как?) «Почему корова ест зеленую траву, а молоко у нее белое?» |
6 -7 лет | Вопросы – гипотезы (может быть?, это происходит потому что?) «Курица клюнула кота, потому что он хотел съесть цыплят?» «Может быть ветер дует из – за того, что деревья качаются?» |
- В.- Способность удерживать внимание –
- 3 года – 6 -15 минут
- 4 года -8-20минут
- 5лет 10-25 минут
- 6 лет 12-30 минут
- 7лет – 14-35минут
Восприятие текста или рассказа: слушают текст 15-20 минут в 5 лет. Ребенок может удерживать своё внимание пока ему интересно то, о чем идет речь.
В.- Уважаемые родители, внесите в свои таблицы информацию, которая вас заинтересовала.
В.- Итак, мы переходим к обсуждению следующего вопроса: содействуем ли мы, родители, познавательному развитию своего ребенка? Расскажите, как это происходит!?
Ответы аудитории.
Рекомендации экспертов:
- организация наблюдений с ребенком (где, когда, что можно наблюдать)– слайд 7
2 - познавательные игры – обзор игр, рекомендации по использованию –обзор выставки.
3 – чтение детям литературы научно-энциклопедического плана, предназначенной для дошкольников и художественной литературы познавательного содержания (обзор материалов выставки) - обзор выставки.
4 – проведение опытов и экспериментов в домашних условиях, демонстрация экспертом простейших опытов, комментирование.Слайд 9.
5 – использование интернет-ресурсов для развития познавательных способностей ребенка (слайдовая презентация).Слайд 10-11.
Обращение к аудитории за дополнениями (какими сайтами пользуетесь, какие игры используете, наблюдаете, какие поведения читаете)
Ведущий подводит итог, приглашая родителей заполнить свои таблицы в разделе «Способы развития познавательных способностей дошкольника».
Слайд 12 В.- Итак, к способами развития познавательных способностей ребенка относятся:
• Игры познавательного содержания;
• Экспериментирование и опыты;
• Конструирование интересующих ребенка объектов;
• Наблюдение;
• Чтение литературы;
• Просмотр познавательных видео и мультфильмов;
• Загадки.
Ведущий или эксперт озвучивают предложение о создании обменного пункта: «Возьми книгу с собой» в группе для того, чтобы можно было поделиться, обменяться на некоторое время литературой познавательного содержания.
Обсуждение предложения с родителями. Принятие решения.
В.- Приглашаю вас к обсуждению последнего вопроса нашей встречи:
Как мы должны себя вести, когда происходит та самая познавательная деятельность ребенка? (советы для поведения)
Пример « Для одного эксперимента маму с ребенком 5 лет приглашали в кабинет психолога, где повсюду было огромное количество развивающих игр, буквально все полы и полки были уставлены всевозможными интересными вещами. Когда мама с ребенком заходили, психолог-экспериментатор извинялся, предлагал чувствовать себя как дома и выходил. Далее на протяжении 10 минут он наблюдал за поведением испытуемых.
Оказалось, что все испытуемые разделились на 4 группы.
В первой группе мама сразу говорила ребенку: «Ничего не трогай, сломаешь! Сядь, сиди смирно!» И сама сидела смирно, и все время шикала на ребенка, чтобы он ни до чего не дотрагивался. И они вдвоем неподвижно ждали возвращения специалиста. Если ребенок пытался что-то взять, мама одергивала.
Во второй группе мама говорила: «Дяденька разрешил все брать – делай, что хочешь», – а сама доставала из сумочки журнал и принималась читать. Ребёнок, постепенно смелея, начинал все брать, рассматривать, крутить и т.д.
В третьей группе мама говорила: «Смотри, сколько интересного! Давай поиграем в эти игры», – и начинала показывать и объяснять, как в них играть.
В четвертой группе мама, забыв про ребенка, с широко открытыми глазами начинала сама рассматривать, и пыталась вникнуть, что это и зачем. Ребенок сам по себе тоже все хватал и рассматривал.
После этого психолог возвращался в комнату и проводил с помощью специальной методики тестирование уровня любознательности у ребенка.
Вопрос к аудитории: – как вы думаете, в какой группе уровень любознательности оказался самым высоким?
Высказывание предположений аудитории.
В. - Наиболее высоким уровень любознательности оказался в четвертой группе.
На втором месте - ситуация, когда мама читает журнал и не мешает ребенку заниматься познанием самостоятельно
Случай со строгой мамой, запрещающей что-либо трогать, оказался на третьем месте.
Наименьшая активность обнаруживалась у детей, чья мама брала на себя инициативу и руководила деятельностью ребенка: «Смотри, какая полезная развивающая игра! Покрути вот здесь, а вон ту формочку положи сюда, да не так, ты неправильно делаешь, почему ты не так сделал?»
Высказывания родителей, выводы экспертов:
- Чрезмерная опека, постоянные указания и инструкции и заперты взрослых, снижают познавательный интерес ребенка.
В.- Согласны ли вы с выводами экспертов?
В.- Предлагает пример из практики. Как вы поступите в такой ситуации: ребенок во время прогулки приходит к маме с мокрыми руками, в испачканной одежде, с налипшей на обувь грязью и рассказывает как он вырыл ямку, в ямке скопилась, вода, а потом водичка вытекла через «дырочку» и еще попрыгала по камешкам. -Как следует поступить?
Слайд 13 – Позиция родителя. Ведущий предлагает участникам заполнить колонку «Родительская позиция»
3. Заключительная часть.
В.- Уважаемая аудитория, прошу вспомнить игру, проведенную в начале собрания: мы увидели, насколько разнообразны и сложны детские вопросы.
И все – таки, как на них отвечать?
Слайд 14.Ведущий зачитывает один вопрос и примеры ответов, обращаясь к родителям с просьбой определить наиболее удачный ответ. Обсуждение с аудиторией ответа. (смотреть приложение)
В. - Итак, наша встреча была посвящена познавательному развитию старшего дошкольника. Удалось ли вам составить для себя таблицу-помощник?
Благодарит всех участников за работу
В.-Уважаемые участники, в заключение предлагаю выбрать слово дня, слово собрания.
Слайд 15. Решение собрания: уточняется с родителями (создание пункта обмена, создание условий и поддержка познавательной деятельности ребенка).
Приложение. Детские вопросы и характер ответов.
1."Ну, потому что не падает и все".
"Потому что. Ты еще маленький и не поймешь".
"Иди, спроси у бабушки".
"Подрастешь - поймешь".
-----------------------
2."А почему ты считаешь, что оно должно упасть? "
"А почему Земля не падает на Солнце?"
---------------------------------
3."Так устроен мир".
"Законы физики не дают ему упасть".
"Так захотел Бог"
-------------------------------
4."Солнце больше Земли по линейным размерам приблизительно в 109 раз, а по объему – в 1,3 миллиона раз, Солнце огромными силами тяготения удерживает около себя Землю…
-------------------------
5."Потому что солнышко приклеено к небу специальным клеем".
"Потому что оно лучиками держится за небо".
-----------------------------
6."Некоторые люди думают, что это оно только пока не падает, а однажды Земля с Солнцем столкнутся".
"А некоторые люди уверены, что… Я вот думаю, что… А в Интернете написано, что…"
--------------------------------------
7."Солнце не может упасть"
"Оно огромное и очень далеко от нас, просто кажется маленьким"
Ответ-пустышка | "Ну, потому что не падает и все". "Потому что. Ты еще маленький и не поймешь". "Иди, спроси у бабушки". "Подрастешь - поймешь". | Отвечая подобным образом, мы говорим ребенку, что он задал глупый и неинтересный вопрос, а себя мы успокаиваем тем, что вроде как ответили, не проигнорировали вопрос полностью. На самом же деле, мы не оправдываем надежд ребенка и постепенно теряем свой авторитет в его глазах. Ребенок быстро учится, и вскоре он поймет, что лучше вас не спрашивать о сложных вещах. |
Ответ-провокация | "А почему ты считаешь, что оно должно упасть? " "А почему Земля не падает на Солнце?" | Такой ответ лучше предыдущего, но только в том случае, если вы готовы продолжать разговор. Так вы предлагаете ребенку подумать, порассуждать, поискать ответ вместе. Вы разжигаете детское любопытство и это здорово. Но будьте готовы, что отвечая вопросом на вопрос, вы провоцируете волну новых вопросов. С другой стороны, вы выигрываете время, чтобы самим найти подходящий ответ (заглянуть в энциклопедию или другие источники). |
Ответ со ссылкой на мироздание | "Так устроен мир". "Законы физики не дают ему упасть". "Так захотел Бог" | Взрослому такой ответ кажется очень умным и даже философским, а для ребенка это снова пустышка, потому что, по сути, вы ничего не объяснили. А главное ребенку – нет пищи для размышления. У детей жизненного опыта пока мало, поэтому ему нечего возразить на это и спрашивать дальше тоже вроде как нечего. |
Научные, слишком длинные ответы | "Солнце больше Земли по линейным размерам приблизительно в 109 раз, а по объему – в 1,3 миллиона раз, Солнце огромными силами тяготения удерживает около себя Землю… | Пример утрирован, но суть ясна: давая исчерпывающий ответ с точки зрения научных знаний, мы вроде говорим все правильно, но большинство детей нас не поймут. К тому же, такой ответ просто не оставит ребенку шансов что-то доосмыслить, прийти к какому-то умозаключению. Гасится детская любознательность, а вы для ребенка превращаетесь в ходячий словарь. В некоторых случаях такой ответ хорош тем, что детские вопросы на эту тему на время закончатся. Такой ответ понравится ребенку с логическим складом ума, который сам требует максимально точных данных. С другой стороны, если так отвечать на каждый вопрос, то получится довольно скучно – с рождения жить в мире, где уже все описано и изучено. |
Сказочные и антропоморфные ответы | "Потому что солнышко приклеено к небу специальным клеем". "Потому что оно лучиками держится за небо". | Такие ответы хороши только для самых маленьких деток. Они любят сказки, а в сказках все животные и явление природы – очеловечены. Проблема такого ответа заключается в его неправде. Да и подобный ответ устроит «почемучку» только на короткое время, поэтому готовьтесь вскоре корректировать сложившиеся в детской голове знания. |
Ответы с вариациями | "Некоторые люди думают, что это оно только пока не падает, а однажды Земля с Солнцем столкнутся". "А некоторые люди уверены, что… Я вот думаю, что… А в Интернете написано, что…" | Отличный вариант ответа на неоднозначный вопрос. Отвечая таким образов, мы показываем ребенку, что бывают разные мнения. Мы расширяем кругозор ребенка и поощряем его к самостоятельным выводам и размышлению. Проблема заключается в том, что вам не избежать встречного детского вопроса: «А кто же прав?». |
Лаконичный ответ по существу | "Солнце не может упасть" "Оно огромное и очень далеко от нас, просто кажется маленьким" "А упасть может только то, что близко от земли" | Это вдумчивый, краткий и довольно правдивый ответ, что уже само по себе – хорошо. Вы ответили, по сути, простыми словами. Скорее всего, этого и хотел ребенок. Только не забудьте оставить место для детской фантазии, небольшую недоговоренность, которая заинтересует, заинтригует и через некоторое время подстегнет к новым изысканиям. |
Анкета-опрос для педагогов, участников мастерской «Круглый стол с родителями»
Оцените мастер-класс по 5-ти бальной шкале
№ | Показатели | Оценка от 1 до 5 б |
1 | Содержательная ценность материала, в том числе комментарии «экспертов» | |
2 | Оцените уровень заинтересованности «родителей», который удалось достичь организаторам собрания | |
3 | Уровень достижения цели собрания |
Таблица для родителей
Нормы развития познавательных способностей | Способы (методы и среда) | Позиция родителей | Важно для меня |
Ключевое слово дня, собрания или выражение внутреннего отношения к происходящему
Важно | Важно | Интересно | Интересно | Хочется продолжить |
Хочется задать вопрос | Познавательные способности | Познавательные интересы | Любознательность | Нормы развития |
Хочется задать вопрос | Познавательные способности | Традиционно | Любознательность | Нормы развития |
Детские вопросы, на которые сложно ответить | Познавательные способности | Я все знаю | Любознательность | Нормы развития |
Детские вопросы, на которые сложно ответить | Познавательные интересы | Сенсорное развитие | Творческое развитие | Хочется продолжить |
Познавательные интересы | Интеллектуальное развитие | Опыты, эксперименты | Детские вопросы, на которые сложно ответить |
Познавательные способности человека - это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность,
находя способы применения полученной информации на практике. Познание - сложный и многоуровневый процесс. Можно выделить четыре основных аспекта, формирующих познавательный процесс и отвечающих за познавательные способности каждого человека: память, мышление, воображение, внимание[12, с.36].
Дошкольники отличаются любознательностью, что помогает им познавать устройство мира. Это является природной потребностью в ходе развития. Малыши не только стремятся получать новую информацию, но и углублять свои знания. Они ищут ответы на возникающие вопросы. Познавательную заинтересованность должны поощрять, развивать родители. От этого зависит, как малыш будет учиться дальше.
К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3-4 лет.
Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предметов, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм.
Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол -кружком, а шкаф - прямоугольником.
Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»
Задачи.Привлечь внимание и заинтересовать родителей развитии познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.Познакомить с опытами, играми – экспериментами проводимые в детском саду...
Родительское собрание Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в игровой деятельности»
Главная цель разработки – вооружить воспитателей идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая нетрадиционная методика и тема разработана в соответствии с наи...
Родительское собрание. Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»
Родительское собрание. Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома» Задачи.Привлечь внимание и заинтересовать родителей развити...
Выступление на родительском собрании «Особенности развития познавательных интересов и эмоций ребенка 4-5 лет»
Предоставлен материал по особенностям развития познавательных интересов у воспитанников 4-5 лет....
Консультация для родительского собрания "Особенности развития познавательных интересов и эмоций ребенка 4-5 лет"
Предоставлен материал в помощь родителям для развития познавательных интересов и эмоционально-личностной сферы дошкольников....
Родительское собрание. Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»
Привлечь внимание и заинтересовать родителей в развитии познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников старшего дошкольного возраста...
Протокол родительского собрания. Тема «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».
Протокол родительского собрания №4группы №2 «Пчелки»Тема: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»...