Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном процессе
методическая разработка

Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи.

Овладение речью в дошкольный период составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности.

Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.odt27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс для педагогов.

Тема: «Развитие речи у детей старшего дошкольного

возраста в организованном образовательном  процессе».

Воспитатель: Черепанова Ю. М.

  1. Презентация педагогического опыта.

    Уважаемые коллеги! Я хочу представить вам  мастер-класс по теме:

«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном  процессе».

    Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи. Овладение речью  в дошкольный период составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в  речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.

И так

Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю  вашему вниманию те методы и приёмы, которые я использую в своей работе.  Скажите, Вы любите сказки? Конечно же, мы как и наши дети любим сказки. Хочу вам предложить волшебный цветок «Цветик-семицветик», он поможет мне показать вам наиболее интересные  приёмы моей работы.

Говорю:

 Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

От тебя ответ мы ждём ,

какой в развитии речи эффективен метод или приём.

Уважаемые коллеги я предлагаю вам выбрать понравившийся вам лепесток.

1-й лепесток игра«Лови- бросай и быстро  называй»

 Мастер:   Предлагаю Вам игру на расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти. Объясняю вам  правила игры:  я бросаю мяч и называю обобщающее понятие, а вы мне быстро перечисляете. Например я говорю:

Овощи и вы должны называть  несколько овощей. (Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.)

Фрукты: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Ягоды: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Деревья: Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь.

Кустарники: Сирень, смородина, крыжовник, шиповник, калина, боярышник.

Транспорт и т.д.

2-й лепесток игра  «Слово наоборот»

слова  Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

От тебя ответ мы ждём ,

какой в развитии речи эффективен метод или приём.

Я предлагаю вам переставить буквы  заданного слова наоборот  и назвать его.:

Кот –ток; нос – сон; год – дог; лес-сел; мир – Рим; кит – тик;  Аня- Яна.

Слова: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

От тебя ответ мы ждём ,

какой в развитии речи эффективен метод или приём.

3-й лепесток игра  «Волшебные очки».

Мастер: Эта игра на  развитие  творческого воображения, умения составлять описательные  рассказы.У меня есть  «волшебные очки», которые могут предсказывать будущее и рассказать, что же произойдет,  когда наступит (зима, весна, лето, осень).

Слова: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

От тебя ответ мы ждём ,

какой в развитии речи эффективен метод или приём.

4-й лепесток «Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе. На столе стоит ваза.и т.д.

Слова: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

От тебя ответ мы ждём ,

какой в развитии речи эффективен метод или приём.

5-й  лепесток лепесток игра «Шкатулка со сказками»

Мастер:  Предлагаю игру на развитие   связной речи, творческого мышления, закрепления сказок.Насколько вы знаете  сказки, мы сейчас и проверим.  Назовите сказку, с которой связаны эти предметы, и докажите.  (Из шкатулки достаю  картинки)

-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).

-Коса, заяц, лиса. («Заюшкина избушка»).

-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).

-Мороз, девочка, собачка. («Морозко»).

-Муха, самовар,  комар. («Муха-цокотуха»)

-Прорубь, щука,  печка. («По щучьему веленью»).

- Сани, рыба, лиса. («Волк и лиса»).

Слова: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

От тебя ответ мы ждём ,

какой в развитии речи эффективен метод или приём.

6-й  лепесток

Хочу познакомить вас, коллеги с такой технологией как Сеты. Эту технологию эффективно можно использовать для речевого развития детей. В чём заключается её суть. Ребёнку представляется набор разнообразных картинок, даётся поле, в центр которого помещается какой либо центральный образ и в течение первой половины дня или второй половины дня дети на этом поле размещают вокруг  него любые изображения, связанные с этим образом, объясняя, почему и как картинки взаимосвязаны. Затем,  когда поле заполнено, воспитатель в отсутствие детей изготавливает картину из размещённых картинок,  эта картина выставляется и  дети составляют рассказы по картине. Давайте и мы попробуем с вами составить такой сет.

(Мы отдохнули, и так как у нас волшебный цветок, то  у нас произошло волшебство, получилась картина. И теперь давайте по этой картине   придумаем рассказ.)

Слова: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

От тебя ответ мы ждём ,

какой в развитии речи эффективен метод или приём.

7–й лепесток  Игра -«Какое слово заблудилось?».

Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен

заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:

Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».

Жучка будку (булку) не доела. Неохота, Надоело.

Забодал меня котел (козел), на него я очень зол.

             На полу из плошки молоко пьет ложка (кошка),

На полянке у дубочка собрала кусочки дочка (грибочки).

Вкусная сварилась Маша.  (каша).

На дворе большой мороз, отморозить можно хвост, (нос).

«Испеки мне утюжок!» - просит бабушку крючок, (пирожок.внучок)

э.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

Методическая разработка по отдельным направлениям профессиональной деятельности (обобщение опыта, результаты педагогического исследования) по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе»

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...

Организованная образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Ах, ты зимушка-зима»

Организованная образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Ах, ты зимушка-зима»...

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном процессе

Об особенностях развития речи у детей старшего дошкольного возрастаЦель: повышение эффективности работы по развитию речи старших дошкольников в педагогическом процессе.  Задачи:•Развивать...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Мастер- класс для педагогов "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном процессе"

В ходе мастер-класса рассматривается  повышение эффективности работы по развитию речи старших дошкольников в педагогическом процессе.Задачами мастер-класса является:Развивать  речь детей дош...

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "В гости к Весне"

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в  организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенси...