Мастер- класс для педагогов "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном процессе"
методическая разработка (старшая группа)
В ходе мастер-класса рассматривается повышение эффективности работы по развитию речи старших дошкольников в педагогическом процессе.
Задачами мастер-класса является:
- Развивать речь детей дошкольного возраста в процессе применения разнообразных методов и приемов, в различных видах детской деятельности.
- Обогащать жизненный опыт детей; учить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов.
- Дать детям представления о последовательности действий персонажей в литературном произведении, изображенных на картинке, в игровых ситуациях; о структуре связного повествовательного высказывания.
- Развивать стремление обсуждать увиденное, делиться своими впечатлениями, переживаниями.
- Повышать качество работы с детьми по развитию речи.
Раскрываются методы и приёмы,которые способствуют эффективности работы по речевому развитию в организованном образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass_dlya_pedagogov.docx | 32.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» общеразвивающего вида
п. Чернянка Белгородской области»
Мастер- класс для педагогов.
Тема: «Развитие речи у детей старшего дошкольного
возраста в организованном образовательном процессе».
Воспитатель: Алехина Наталья Сергеевна
- Презентация педагогического опыта.
Уважаемые коллеги! Я хочу представить вам мастер-класс по теме:
«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном процессе».
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи. Овладение речью в дошкольный период составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности - коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр. К сожалению в последнее время всё больше появляется детей с речевыми нарушениями и это не только врождённые патологии, но и недостаток речевого развития. Родители перестали читать детям книги, говорить с ними на различные темы, играть в речевые игры. Можно сказать, что появился дефицит речевого общения.
Наблюдая за детьми в разных видах деятельности было обращено внимание на недостаточное речевое развитие детей: диагностика речевого развития показала, что в старшей группе 22% детей имели низкий уровень, 78% средний уровень. Для определения уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста были использованы три методики Ф. Г. Даскаловой, В.И. Яшиной, Н.И. Гуткиной.
Была определена цель деятельности с детьми: повышение эффективности работы по развитию речи старших дошкольников в педагогическом процессе. Намечены задачи:
- Развивать речь детей дошкольного возраста в процессе применения разнообразных методов и приемов, в различных видах детской деятельности.
- Обогащать жизненный опыт детей; учить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов.
- Дать детям представления о последовательности действий персонажей в литературном произведении, изображенных на картинке, в игровых ситуациях; о структуре связного повествовательного высказывания.
- Развивать стремление обсуждать увиденное, делиться своими впечатлениями, переживаниями.
- Повышать качество работы с детьми по развитию речи.
Выбраны методы и приёмы,которые способствовали эффективности работы по речевому развитию в организованном образовательном процессе.
В результате проведенной работы повторный мониторинг показал, что 15 % детей имеют высокий уровень развития речи, 73% средний, и 2% низкий уровень. Высокие результаты были достигнуты в результате обогащения словарного запаса детей притяжательными и относительными прилагательными, глагольными формами, наречиями, местоимениями.
- Представление системы учебных занятий
Поставленная цель и задачи решались, в процессе образовательного процесса в различных видах деятельности, в которых создавались условия для высокой речевой активности детей.
Был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме:технологические карты мероприятий, наглядно-методические пособия, картотека речевых игр и упражнений.
В процессе развития речи дошкольников взрослый выступал перед ребенком в двух основных ролях. С одной стороны, как представитель общества, который овладел нормами и образцами, который учит. С другой как равный партнер, с которым можно действовать как со сверстником, играть во все детские игры и забавы. Весь образовательный процесс был построен на применении игрового метода как ведущего.
Методами развития речи у детей дошкольного возраста являлись: общение со взрослыми; общение со сверстниками; дидактические игры и упражнения; игры-инсценировки; наблюдения; природа; материальная культура; педагогически обоснованная дидактическая обстановка; экскурсии; социальная среда; игра; труд, загадки.В интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовывали развивающую предметно-пространственную среду, предоставляли им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда, которые поддерживали бы разнообразную деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивали их язык.
Осуществлялся дифференцированный подход. Заранее намечали, кого спросить, продумывали задания в соответствии с силами и возможностями каждого, поэтому в рассказах детей впоследствии проявлялась их индивидуальность, воображение.
Комплексный подход заключался в том, что при общении с детьми в быту, в играх, самостоятельной деятельности непременно обращали внимание на особенности их речевого развития: образность, выразительность, навыки связной речи, недостатки произношения отдельных звуков. Уделяли большое внимание исправлению ошибок в речи детей, помогали найти их.
Вся работа осуществлялась в сотрудничестве с родителями воспитанников. Для них проводились консультации, мастер – классы, разрабатывались рекомендации проводились совместные мероприятия.
- Проведение имитационной игры
Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю вашему вниманию те методы и приёмы, которые я использую в своей работе. Скажите, Вы любите сказки? Конечно же, мы как и наши дети любим сказки. Хочу вам предложить волшебный цветок «Цветик-семицветик», он поможет мне показать вам наиболее интересные приёмы моей работы.
Говорю:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
От тебя ответ мы ждём ,
какой в развитии речи эффективен метод или приём.
Уважаемые коллеги я предлагаю вам выбрать понравившийся вам лепесток.
1-й лепесток игра«Лови- бросай и быстро называй»
Мастер: Предлагаю Вам игру на расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти. Объясняю вам правила игры: я бросаю мяч и называю обобщающее понятие, а вы мне быстро перечисляете. Например я говорю:
Овощи и вы должны называть несколько овощей. (Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.)
Фрукты: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.
Ягоды: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.
Деревья: Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь.
Кустарники: Сирень, смородина, крыжовник, шиповник, калина, боярышник.
Транспорт и т.д.
2-й лепесток игра «Слово наоборот»
Слова.
Мастер: Предлагаю игру на умение подбирать слова, обозначающие признаки предметов с противоположным значением.
- вариант
Я раздаю карточки, а вы должны подобрать к карточке пару с противоположным значением, назвать и объяснить.
2 вариант
Я предлагаю вам переставить буквы заданного слова наоборот и назвать его.:
Кот –ток; нос – сон; год – дог; лес-сел; мир – Рим; кит – тик; Аня- Яна.
Слова:
3-й лепесток игра «Волшебные очки».
Мастер: Эта игра на развитие творческого воображения, умения составлять описательные рассказы.У меня есть «волшебные очки», которые могут предсказывать будущее и рассказать, что же произойдет, когда наступит (зима, весна, лето, осень).
Слова:
4-й лепесток «Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе. На столе стоит ваза.и т.д.
Слова:
5-й лепесток лепесток игра «Шкатулка со сказками»
Мастер: Предлагаю игру на развитие связной речи, творческого мышления, закрепления сказок.Насколько вы знаете сказки, мы сейчас и проверим. Назовите сказку, с которой связаны эти предметы, и докажите. (Из шкатулки достаю картинки)
-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).
-Коса, заяц, лиса. («Заюшкина избушка»).
-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).
-Мороз, девочка, собачка. («Морозко»).
-Муха, самовар, комар. («Муха-цокотуха»)
-Прорубь, щука, печка. («По щучьему веленью»).
- Сани, рыба, лиса. («Волк и лиса»).
Слова:
6-й лепесток
Хочу познакомить вас, коллеги с такой технологией как Сеты. Эту технологию эффективно можно использовать для речевого развития детей. В чём заключается её суть. Ребёнку представляется набор разнообразных картинок, даётся поле, в центр которого помещается какой либо центральный образ и в течение первой половины дня или второй половины дня дети на этом поле размещают вокруг него любые изображения, связанные с этим образом, объясняя, почему и как картинки взаимосвязаны. Затем, когда поле заполнено, воспитатель в отсутствие детей изготавливает картину из размещённых картинок, эта картина выставляется и дети составляют рассказы по картине. Давайте и мы попробуем с вами составить такой сет.
(Мы отдохнули, и так как у нас волшебный цветок, то у нас произошло волшебство, получилась картина. И теперь давайте по этой картине придумаем рассказ.)
Слова:
7–й лепесток Игра -«Какое слово заблудилось?».
Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова. Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами. Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном: Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном». Жучка будку (булку) не доела. Неохота, Надоело. Забодал меня котел (козел), на него я очень зол. На полу из плошки молоко пьет ложка (кошка), На полянке у дубочка собрала кусочки дочка (грибочки). Вкусная сварилась Маша. (каша). На дворе большой мороз, отморозить можно хвост, (нос). «Испеки мне утюжок!» - просит бабушку крючок, (пирожок.внучок) |
Моделирование.
Мастер: Итак, уважаемые коллеги, вы познакомились с теми методами и приёмами, которые я использую в работе с детьми. А сейчас я вам предлагаю
дополнить технологическую карту занятия по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста, выбрав те методы и приёмы из предложенного, которые вы бы использовали в этой деятельности.
Рефлексия:
Уважаемые коллеги! Всем большое спасибо за работу. Благодарю вас за общение, и прошу оценить ваше внутреннее состояние. Вам предлагается написать мне телеграмму, в которой указать ваши пожелания и замечания, т.е. высказать своё мнение.
ТЕЛЕГРАММА Алехиной Наталье Сергеевне
В целом мастер класс прошёл_____________________________________
Мне понравилось ______________________________________________
Интересным для меня было (не было)________________________________
Мои пожелания________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Игры, способствующие успешной адаптации детей старшего дошкольного возраста»
Иногда ребенок переходит в следующую возрастную группу (такое бывает в комбинированных садах), оставляя своих воспитателей и друзей. И он испытывает стресс. В период адаптации ребенка может сопр...
Мастер-класс "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности....
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...
Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»
Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....
Методическая разработка по отдельным направлениям профессиональной деятельности (обобщение опыта, результаты педагогического исследования) по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе»
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном процессе
Об особенностях развития речи у детей старшего дошкольного возрастаЦель: повышение эффективности работы по развитию речи старших дошкольников в педагогическом процессе. Задачи:•Развивать...
Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "В гости к Весне"
Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенси...